Третий вопрос семинарского занятия посвящен внутренней и внешней политике Московского государства в конце XVI – начале XVII вв.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо обратить внимание на обстоятельства, при которых был избран на царство Борис Годунов. (см. приложение 25)

ü Что способствовало продвижению Годунова по служебной лестнице?

ü Когда Борис Годунов стал фактическим правителем государства?

ü Какова Ваша трактовка личности Годунова?

Проанализируйте внутреннюю и внешнюю политику Бориса Годунова. (см. приложение 26)

· каковы были цели и основные направления внутренней политики? В чьих интересах она осуществлялась?

· В чем проявлялось усиление крепостного гнета?

· Можно ли считать введение «заповедных лет» началом юридического закрепощения крестьян?

· Какие шаги были предприняты к упрочению международного положения России, пошатнувшегося в годы Ливонской войны?

· Какое значение имело учреждение патриаршества в России?

· Согласны ли Вы с мнением историка В.Б. Кобрина, который писал, что «если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации».

В царствование Бориса Годунова Россия оказалась перед тяжелыми испытаниями. Страну в 1601 – 1603 гг. поразил страшный голод. (см. приложение 27)

Ø Каковы причины голода?

Ø Какие меры принимало правительство Бориса Годунова для борьбы с голодом и уменьшения социальной напряженности?

Далее в ходе подготовки к ответу необходимо уяснить сущность Смуты и содержание основных ее этапов.

Смута – глубокий экономический, социальный, политический и нравственный кризис российского общества, который привел к гражданской войне и был осложнен иностранной интервенцией.

В результате Московское государство практически перестало существовать как единое целое и оказалось перед опасностью потери своей национальной независимости.

Основные периоды Смуты (по С.Ф.Платонову)

1. 1598-1606 -династический период - правление Б.Годунова и Лжедмитрия I .

2. 1606-1610 - социальный период - правление В.Шуйского и деятельность Лжедмитрия II – «Тушинского вора» («двоевластие»), начало польско-шведской интервенции.

3. 1610-1613 - национальный период - «семибоярщина», призвание польского королевича Владислава на московский престол, I и II народные ополчения, освобождение Москвы от поляков, избрание Михаила Романова на царствование.

Продолжая рассматриватьтретий вопрос, необходимо отметить, что Смута затронула все стороны жизни русского общества – экономику, власть, социальные отношения, идеологию, нравственность. Смута характеризовалась непрекращающейся борьбой за царский престол, появлением самозванцев, иностранным вмешательством в дела России. Необходимо понять, что самозванство – одно из проявлений монархического сознания, характерного для периода Смуты.

Трудностями России решили воспользоваться польские и шведские правители для захвата западнорусских земель.

В польско-литовской интервенции (1604 – 1613) принято выделять два этапа:

1) Первый этап (1604 – 1609) – скрытая интервенция, проявившаяся в действиях самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

2) Второй этап (1609 – 1613) – открытая интервенция, когда в Россию вторглись польско-литовские, а затем и шведские войска.

Раскройте ход и содержание каждого из этапов интервенции (см. приложение 36).

Ø Назовите причины польской и шведской интервенции.

Ø Почему Василий Шуйский решил обратиться за помощью к Швеции?

Ø К каким последствиям это привело?

Изучите основные события третьего этапа Смуты (1610 – 1613), который связан с борьбой русского народа против польско-шведской интервенции. (см. приложение 38, приложение 39, приложение 40) и карту смутное время начала XVII в . Ответьте на следующие вопросы:

· Какую роль сыграл патриарх Гермоген в организации отпора интервентам?

· Когда было сформировано первое ополчение? Кто его возглавил?

· Почему первому ополчению не удалось освободить Москву?

· Когда и где было сформировано второе ополчение? Кто его возглавил?

· Чем отличалось второе ополчение от первого?

· Когда Москва была освобождена от поляков?

· Можно ли назвать народными героями П. Ляпунова, К. Минина, Д. Пожарского?

Что Вам известно об Иване Сусанине? (см. приложение 41). В каких произведениях литературы и искусства отражен подвиг И. Сусанина?

Подводя итог изучению данной темы, можно сделать следующие выводы:

· Смута стала тяжелейшим социальным потрясением для России. Многие исследователи приравнивают события Смутного времени к гражданской войне.

· Россия сумела преодолеть Смуту, т.к. в общественном сознании победила идея общего блага, а не личной выгоды.

· В политическом отношении выбор был сделан в пользу сохранения самодержавия как формы государственного правления.

Приступая к четвертому вопросу необходимо уяснить, что Смута обострила чувство ответственности всех сословий за историческую судьбу России, привела к осознанию необходимости восстановления государственной самостоятельности и единства. Главной задачей, стоявшей перед страной, было преодоление тяжелейших последствий Смуты, восстановление разрушенной экономики и институтов государственной власти. Подумайте и ответьте на вопрос:

· какие вопросы решал Земский собор (см. приложение 42), собравшийся в Москве в январе 1613 года?

· почему на российский престол был избран Михаил Романов (1613-1645)? (см. приложение 43)

Проанализируйте первые шаги, которые были предприняты новым царем для преодоления последствий Смуты. Прежде всего, изучите первые внешнеполитические действия Михаила Романова и выясните:

· каковы были результаты русско-шведской войны 1615-1617гг., закончившейся подписанием Столбовского мира?

· почему началась русско-польская война 1617-1618гг., и какими были ее итоги? В чем значение Деулинского перемирия?

Для лучшего понимания мер, которые были предприняты для восстановления государственного управления, ответьте на следующие вопросы:

· какая система государственного управления возродилась в России с приходом к власти первых Романовых?

· вспомните, что такое Земский собор и когда они начали созываться?

· какова особенность первых лет правления новой династии?

· какова была в этот период роль патриарха Филарета? (см. приложение 44)

С приходом в 1645 г. к власти Алексея Михайловича (1645-1676) (см. приложение 45) - второго царя династии Романовых, начинается постепенная эволюция государственного строя России от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной. Чтобы понять этот процесс, необходимо выяснить:

· чем отличались представительные органы европейских государств того времени от Земских соборов?

· для решения каких вопросов созывались Земские соборы при Алексее Михайловиче?

Изучая изменения в органах исполнительной власти при первых Романовых, ответьте на вопросы:

· как в течение XVII в. меняется число приказов и почему?

· что представлял собой Приказ Великого государя тайных дел, созданный в 1654г.? Каковы были его функции?

· как и почему менялись роль и значение таких органов государственной власти, как Земские соборы, Боярская Дума?

· что в этих изменениях свидетельствует об укреплении самодержавной власти?

· почему при Федоре Алексеевиче (1676-1682)(см. приложение 46, приложение 47,приложение 48, приложение 49) было отменено местничество?

Важно уяснить:

· как и кем в XVII в. осуществлялась власть на местах?

· какие функции выполняли воеводы?

· что являлось низшим звеном местного управления?

Рассматривая вопрос о новых явлениях в хозяйственной жизни страны в XVII в., необходимо уяснить:

· что нового произошло в сельском хозяйстве?

· что вы понимаете под специализацией районов?

· как развивалось ремесленное производство в XVII в., и какие новые тенденции появились в его развитии?

Рост ремесел, превращение их в мелкотоварное производство, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны создавали условия для мануфактурного производства, развития рыночных торговых связей, формирования всероссийского национального рынка.

Чтобы лучше понять эти процессы, подумайте над следующими вопросами:

· какие новые черты появились в хозяйстве России в XVII в.?

· что препятствовало интенсивному развитию хозяйства?

· чем объяснить, что промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем сельское хозяйство?

· чем российские мануфактуры отличались от мануфактур в странах Западной Европы?

Рост ремесленного и мануфактурного производства стимулировался развитием торговли. Очень важно уяснить:

· как шел процесс складывания всероссийского рынка?

· где в XVII в. на территории России сформируются главные центры внутренней торговли?

· с какими государствами Россия вела внешнюю торговлю?

Изменения экономического характера приводили к изменениям и в социальной структуре российского общества. Чтобы глубже понять эти процессы, необходимо, прежде всего, выяснить:

· какие категории населения формировали российское общество?

· какие обязанности по отношению к государству выполняли различные категории населения?

Важным событием XVII в. считается принятие Земским собором в январе 1649г. Соборного уложения. В связи с этим необходимо ознакомиться с содержанием его статей (см. приложение 50) и ответить на вопросы:

· почему наиболее тяжкими считались преступления против царя, царской семьи и церкви?

· как определялся статус, права и обязаности служилого сословия «по отечеству» и «по прибору»?

· какие новые обязанности появились у посадского населения?

· как изменилось положение крестьян по Соборному уложению?

Централизация власти, произвол местной адмиистрации, неудачные финансовые начинания – все это вызывало протест всех слоев населения и особенно народных низов. Для боле глубокого понимания этих явлений ответьте на вопросы:

· почему XVII в. называют «бунташным»?

· в чем проявились особенности народных движений XVII в.?

· почему среди антиправительственных выступлений преобладали именно городские восстания?

· какие изменения в экономической и политической жизни страны привели к крестьянской войне(см. приложение 51, приложение 52) под предводительством Степана Разина (см.приложение 52).

· какие обещания Степана Разина привлекали к нему сторонников? (см. приложение 53)

К XVII в. авторитет православной церкви в России был очень высок. Но коренные изменения, происходившие в обществе и государстве, настоятельно требовали проведения церковной реформы. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, необходимо уяснить:

· какие цели преследовала церковная реформа?

· кто такие патриарх Никон (см. приложение 54, приложение 55, приложение 56) и протопоп Аввакум (см. приложение 57), и какова их роль в проведении реформы?

· в чем проявилась суть церковных нововведений?

· чем был вызван церковный раскол? (см. приложение 58)

· что такое старообрядчество ? (см. Приложение приложение 59, приложение 60)

Продолжая рассматривать четвертый вопрос, важно обратить внимание на следующие вопросы:

· какие задачи стояли перед внешне политическим ведомством России в XVII в.?

· каковы были основные направления внешней политики России?

· какими были результаты русско-польской войны 1632-1634 гг. и Поляновского мирного договора?

Очень остро в XVII в. встал вопрос о воссоединении Украины с Россией. Для лучшего понимания этого процесса необходимо выяснить:

· как решался в России вопрос о воссоединении украинских и русских земель?

· что заставило гетмана Украины Богдана Хмельницкого (см. приложение 61) обратиться за помощью к российскому правительству?

Чтобы разобраться в том, какие внешнеполитические последствия для Российского государства имело принятие Украины в свой состав, необходимо:

· используя карту (Русско-польская война 1654-1667 гг.) проследить ход русско-польской войны 1654-1667 гг. и русско-шведской войны 1656-1661гг.(Русско-шведская война 1658-1661 гг. );

· проанализировать содержание заключенного со Швецией Кадисского перемирия 1661 г. и Андрусовского перемирия с Польшей 1667 г.

В 70-80-х годах XVII в. особое значение для России приобрели отношения с Османской империей и Крымским ханством, поэтому необходимо, используя карту ( Русско-турецкая война 1676-1681 гг. ), проследить ход русско-турецкой войны 1676-1681 гг. и ответить на вопросы:

· какие цели преследовала Турция в этой войне?

· какие последствия для России имело подписание Бахчисарайского мирного договора 1681 г.?

В XVII в. подданными России становятся многие народы Сибири и Дальнего Востока. Чтобы лучше разобраться в этом поцессе, выясните:

· как шло освоение этих регионов?

· какие открытия были сделаны русскими первопроходцами Семеном Дежневым (см.приложение 62), Василием Поярковым (см. приложение 63), Ерофеем Хабаровым(см.приложение 64), Владимиром Атласовым (см. приложение 65).

· какое значение для России имело освоение этих земель?

Контрольные вопросы

1.Дайте определение таким понятиям как «вотчина» и «поместье». Чем они отличаются друг от друга?

2.Почему В.О. Ключевский назвал процесс складывания Российского централизованного государства «национально-религиозным движением»?

3.Подготовьте сравнительную таблицу идей, отстаиваемых последователями Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

4.Составьте генеалогическую схему великих московских князей от Ивана III до Федора Ивановича с указанием наиболее значимых событий их правления.

5. Какую роль в централизации верховной власти сыграл Судебник Ивана III и каково его историческое значение?

6. Насколько важным для великих князей московских было создание социальной базы в лице поместного дворянства?

7. Проанализируйте реформ Ивана IV конца 40-50-х гг. XVI в. Какова была цель их проведения?

8. Каковы были причины Ливонской войны? Было ли единодушие в окружении царя по поводу необходимости активизации политической деятельности в Прибалтике?

9.Чем можно объяснить успехи завоевательной политики России в Поволжье и Сибири?

10. Какие территории страны перешли на сторону Лжедмитрия I в ходе его похода?

11. Каковы были первые шаги новой династии Романовых для выхода из Смуты?

12. В чем при первых Романовых проявилась тенденция России к абсолютизму?

13. Чем было вызвано принятие Соборного уложения 1649 г. и какую систему обязанностей оно ввело?

14. С какой целью была проведена церковная реформа и в чем ее суть?

15. Какими были результаты русско-польской войны 1654-1667 гг. и русско-шведской войны 1656-1661гг. Чем закончилась для России русско-турецкая война 1676-1681 гг.

Логические задания и проблемные вопросы

1. Прочтите обращение шестнадцатилетнего Ивана IV к митрополиту Макарию.(Обращение к митрополиту Макарию 13 декабря 1546 г.)

<…> Милостию божиею и пречистой его матери, молитвами и милостию великих чудотворцев, Петра, Алексея, Ионы, Сергия и всех русских чудотворцев, положил я на них упование, а у тебя, отца своего, благословяся, помыслил жениться. Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; но потом я эту мысль отложил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если я приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого бог благословит, по твоему благословению. <...> По твоему, отца своего митрополита, благословению и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, и сродник наш великий князь Владимир Всеволодович Мономах на царство, на великое княжение садились; и я также этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть. <...>

Справка

Петр (ум. 1326) – русский митрополит. Перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Заложил Успенский собор. Канонизирован Русской православной церковью

Алексей – Алексий (между 1293-98 – 1378) – святой, русский митрополит. Во время княжения Дмитрия Ивановича Донского был фактически главой правительства. Выступал против притязаний литовских князей, стремившихся создать отдельную митрополию в Киеве

Иона (? – 1461) – митрополит Московский, писатель. Стал первым русским митрополитом после ареста и осуждения грека Исидора за принятие тем унии католической и православной церквей во Флоренции в 1439г. Стал первым главой Русской автокефальной церкви в 1448г.

Сергий Радонежский (ок.1321 – 1391) – основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского.

Наши рекомендации