Классификация незримого мира
Незримый мир можно подразделить на несколько категорий.
Первая категория включает в себя то, что мы не видели, но видели другие поколения. Например, рассказ о пророке Йусуфе (мир ему), о чем в Коране сказано: "Это – из рассказов про скрытое [сокровенное], которое Мы внушаем тебе…" (Сура 12, аят 102) Ведь ни Мухаммад , ни его сподвижники не воспринимали его своими органами чувств, не видели его и не слышали о нем. Но сыны Израиля (Иакова) – Йусуф и его братья – были свидетелями и участниками этих событий.
Вторая категория включает события, которые человечество могло бы наблюдать, если бы оно тогда существовало. Например, те, которые имели место на земле до появления человеческого рода, сведения о созданиях, существовавших на земле в те времена, весть о сотворении Адама -прародителя человечества и начале человеческой жизни. Единственным средством познания этих событий было Откровение.
Третья категория незримого мира – это все, что нам не удается ни воспринимать чувствами, ни доказывать умом, ни представлять себе с помощью фантазии. Это, например, проявления Аллаха, существа, которые Аллах скрыл от нас (ангелы, джинны и дьяволы), события в День Суда, расчет и последующее воздаяние и наказание
Подозрение и его опровержение
Кто-то может сказать о незримом следующее: "К тем явлениям, которые известны только Аллаху, относятся и выпадение дождей, и то, что скрывается в утробе! Как же тогда гидрометцентр передает нам прогноз, сообщая, что завтра будет ясная или дождливая погода? И как медицина определяет пол зародыша в утробе беременной женщины: женский он или мужской?"
Ответ
1. Поскольку Аллах ниспослал Коран и Он же сотворил вселенную и все, что в ней происходит, то в Коране не может быть текста, отрицающего какое-либо физическое явление. А если нам показалось, что какой-либо текст противоречит реальности, надо тщательно изучить его, и тогда окажется, что его подлинный смысл заключен не в том, что мы поняли из него с первого взгляда. Разумеется, если это аят из Корана. Ведь в Коране нет такого аята, который бы отрицал логику как таковую. (Если же оказалось, что какой-либо из хадисов ахад, даже если он передан цепью праведных людей, противоречит действительности, то мы сразу приходим к выводу, что Пророк не говорил этого, так как он не мог сказать того, что противоречит действительности.)
2. Метеорологический прогноз предсказывает дождь после того, как будут подтверждены все соответствующие признаки и образование дождевой тучи. Например, можно получить прогноз погоды о том, что на сирийском побережье Средиземного моря выпадет дождь. Если мы будем изучать законы Аллаха в этом мире, то узнаем, что этот дождь возникает в результате ветра, дующего с Атлантического океана, проходящего через Гибралтарский пролив и сталкивающегося с массой стоячего воздуха, и вследствие разницы температуры воздуха обеих масс образуются тучи. Далее, зная установленные Аллахом законы, можно предположить, что через какое-то время эти тучи дойдут до сирийских берегов и выпадет дождь.
Подобный прогноз или предсказание можно сравнить с таким примером: кто-то, увидев из своего окна почтальона, идущего в направлении его дома, определил, сколько времени нужно, чтобы тот дошел до его двери. Таким образом, он может предсказать, что почтальон прибудет через три минуты. Еще один пример. Кто-то, увидев через телескоп подъезжающую машину, сообщил другим о ней прежде, чем она появилась у них перед глазами.
Такое знание не является познанием незримого мира. Это просто видение реальности раньше других. Это можно сравнить с предвещанием о поле ребенка после того, как зародыш уже сформировался в чреве матери.
С другой стороны, возникновение туч и выпадение дождей на землю там, где Аллах установил, что она сухая, или прекращение дождей там, куда Аллах изволил их ниспослать раньше, а также установление пола зародыша, покуда он еще находится на начальной стадии развития, – все это из разряда сокровенного, ведь только Аллаху все известно.
Вера в ангелов, книги и посланников
Вера в ангелов, книги и посланников – одна из основ вероучений, без признания которых человек не считается верующим.
Ангелы являются Божьими посланниками к пророкам, пророки – Божьими посланниками к людям, а Книги – посланиями, которые ангелы передали пророкам, а пророки – людям.
Откровение: его возможность и необходимость
Важность Откровения обосновывается разумом (иными словами, проистекает из самой логики), поскольку Аллах создает ангелов, избирает посланников и устанавливает законы. Разум не отрицает этого, если он уверовал в существование Аллаха, Его могущество и волю. К тому же Откровение было передано с полной достоверностью. Мы уже отметили, что верное сообщение – один из путей познания (в смысле "достоверного знания"). Ведь мы верим сообщенным нам сведениям и признаем их так же, как и те, которые видим и слышим сами.
Божье Откровение необходимо, ибо иначе, не будь его, люди увлекались бы лишь материальным миром, забывая сам факт существования Грядущего мира. Без этого Откровения люди становятся похожими на животных, живут лишь ради своей ближайшей жизни, заботясь только о еде, утолении плотской страсти и физических наслаждениях, не имея никакой связи со своим Господом и не делая ничего для грядущей жизни.
Без Божьего Откровения человек утратил бы свои нравственные ценности и человеческое великодушие. Он жил бы в мире иллюзий, черпая вдохновение из разных теорий общественной этики. Однако всякая система, не имеющая Божественного начала, подобна дворцу, построенному на зыбучем песке. Ведь человек по натуре эгоцентричен, он стремится удовлетворять собственные нужды и избавляться от неудобств, не делая ничего помимо того, что доставляет ему наслаждение или выгоду.
Представим себе, что кто-то имеет только один фунт, на который он намерен купить себе ужин. Вдруг этот кто-то замечает кассу для сбора милостыни сиротам. Сможет ли он опустить этот фунт в кассу тихо и незаметно для посторонних, отказав себе в ужине, если он не верует в Аллаха и в День Суда?
Верующий в этом случае пожертвует деньги, осознавая, что Аллах видит его и, что отдавая один фунт, он будет вознагражден в День Суда наградой, равной семистам фунтам. Только верующий совершает доброе деяние независимо от того, видели или не видели его люди, благодарили или не благодарили его, вознаградили его и возместили ему то, что он отдал, или нет.
Только верующий воздерживается от злодеяния, будь он наедине с собой или среди людей. Но тот, кто совершает добро, добиваясь признания или выгоды, совершит это только в присутствии того, кто отблагодарит его и вознаградит. В этом он подобен человеку, который воздерживается от злодеяния, боясь позора или наказания, однако не откажется от этого поступка, если будет уверен, что милиционер или люди не увидят его.
Если бы Аллах, воздавая в День Суда людям за их грехи, не направлял к ним посланников, чтобы ознакомить их с Божьим Законом, они бы возразили и сказали:
"Господь наш! Если бы Ты только к нам увещателя направил от Себя, Твоим знаменьям непременно бы последовали мы…"
(Сура 20, аят 134)
Точно так же они могли бы утверждать, что если бы они получили послание, они твердо придерживались бы его, и если бы они знали Божий Закон, они бы применяли его. Поэтому Коран устанавливает, что посланники – те,
"…которые благовещали (верным), и те, которые (неверных) увещали, (…) чтоб после них никто пред Господом не мог представить свидетельство о том, что по незнанию (грешил). "
(Сура 4, аят 165)