Слова блаженного аввы исаии 6 страница

2. Всех этих зол глава одна — злоба врага. Источник же добродетелей есть страх Божий. Кто имеет страх Божий, тот в чистоте рождает добродетели и отсекает ветви зла, какие мы исчислили. Восприими страх Божий, возлюбленный брат, и все время проведешь в спокойствии. Ибо корень всех добродетелей есть страх Божий. Пока кто нарушает их, дотоле он не сын Царствия Небесного. Мало-помалу надо ему бороться, пока не изгонит страстей, о коих мы помянули. Достиг ли кто того, это можно уразуметь следующим образом. Если левая сторона творит еще дела свои, явно, что грех еще не умер в тебе, и следовательно добродетели правой стороны не упокоеваются в тебе. Ибо написано: не весте ли, яко емуже представляете себе рабы въ послушание, раби есте, егоже послушаете, или греха въ смерть, или послушания въ правду? (Рим. 6, 16). И опять: или не знаете себе, яко Иисусъ Христосъ въ васъ есть, разве точию чимъ неискусни есте? (2 Кор. 13, 5). Также и святой Иаков говорит: аще кто мнится веренъ быти въ васъ и не обуздоваетъ языка своего... сего суетна есть вера (Иак. 1, 26). Все это открывает нам Дух Святой для того, чтоб мы отстали от греха и более уже не впадали в него. В этом и состоит покаяние. Грех не единичен есть, но многочастен. Весь ветхий человек называется грехом. Почему апостол говорит: не весте ли, яко текущии въ позорищи, вcu убо текутъ, единъ же приемлетъ почесть (1 Кор. 9, 24). Кто же это, если не тот, кто постоянно и мужественно борется? Ибо подвизаяйся отъ всехъ воздержится (1 Кор. 9, 25). Итак, позаботимся о себе, братия возлюбленные. Забота же сия в том преимущественно должна состоять, чтоб, повергаясь пред лицом Господа нашего Иисуса Христа, умолять Его благость, да избавит Он нас из рук непотребных врагов наших.

3. Тот же авва, когда спросили его, как должно безмолвствовать в келлии, сказал в ответ: тот правильно ведет в келлии своей дело безмолвия и молчания, кто, падая пред Богом, непрестанной предается молитве и всеми силами отгоняет непотребные помыслы вражии. Ибо это и значит — убечь от мира.

4. Опять, когда спросили его, что есть мир, он сказал: мир есть расхищение души в греховных делах и вещах. Мир есть, когда следуем тому, что противно природе. Мир есть, когда исполняем похоти плоти. Мир есть, когда думаем, что долго еще пробудем в этом веке. Мир есть, когда более печемся о теле, нежели о душе. Мир есть, когда хвалимся тем, что скоропреходяще и тленно. Не сам от себя это я придумываю, но так говорит Иоанн Богослов: не любите мира, ни яже въ мире. Аще кто любитъ миръ, несть любве Отчи въ немъ: яко все, еже въ мире, — похоть плотская, и похоть очесъ, и гордость житейская, несть отъ Отца, но отъ мира сего есть. И миръ преходитъ, и похоть его: а творяй волю Божию пребываетъ во веки (1 Ин. 2, 15-17). Чадца, никтоже да льститъ васъ: творяй правду, праведникъ есть. Творяй грехъ, отъ диавола есть: яко исперва диаволъ согрешаетъ (1 Ин.3,7-8). Любы мира сего вражда Богу есть (Иак. 4, 4). И Петр апостол, страхом отклоняя чад своих от греха, говорит: возлюбленнии, молю, яко пришелцевъ и странниковъ, огребатися отъ плотскихъ похотей, яже воюютъ на душу (1 Пет. 2,11). И сладчайший Господь наш Иисус Христос, зная, что мир обременяет нас тяготою греха, пока не оставим его, указал нам как держать себя в отношении к нему, говоря ученикам Своим: грядетъ бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже (Ин. 14, 30). И об учениках Своих говорил Он, что избрал их от мира сего (см. Ин. 15,19). Как же Он избрал их от мира, если не изъятием из работы греху? Итак, кто хочет быть учеником Господа Иисуса, да бежит от грехов и страстей; ибо если не бросит их, не может сделаться жилищем Бога и вкусить сладости божества.

5. Светильникъ телу, говорит Господь, есть око. Если око не будет просто, все тело темно будет (см. Лк. 11, 34). Если ум не будет чужд зла, если не будет цел и чист, не может узреть света божества. Грех и зло темною стеною простирается пред умом и делает душу оставленною (отгражденною от Бога и всего божеского). Написано в Евангелии: никтоже светилника вжегъ, покрываетъ его сосудомъ, или подъ одръ подлагаетъ, но на свещникъ возлагаетъ, да входящии видятъ светъ (Лк. 8, 16). Этот сосуд есть неправда мира сего; и если ум наш бывает ею покрыт, то светильника божества в нем быть не может. Но если ум наш будет на высоком свещнике, тогда в нем будет сиять свет божества; тогда ясно распознает он все находящееся в храмине души и видит, что надобно выбросить, и с чем остаться в мире. Ибо так учил Господь тех, коих ум был осиян божественными заповедями: вамъ глаголю слышащимъ, любите враги ваша, добро творите ненавидящимъ васъ, благословите кленущия вы, и молитеся за творящихъ вамъ обиду. Биющему тя въ ланиту, подаждь и другую: и отъ взимающаго ти ризу, и срачицу не возбрани. Всякому же просящему у тебе, дай: и отъ взимающаго твоя не истязуй (Лк. 6, 27-30).

6. Это сказал Он тем, которые убежали от мира. Ибо они оставили все, что есть от века сего, и приуготовили себя следовать Спасителю своему. Почему, любя их совершенною любовью, Он говорил им: востаните, идемъ отсюду (Ин. 14, 31). Куда же это ведет Он их, сказавши: востаните, идемъ отсюду! Отводит от дел века сего и ведет в Царство Свое, да упокоятся в нем. Почему говорит им: Азъ есмь лоза, вы же рождие. Будите во Мне, и Азъ въ васъ. Якоже розга не можетъ плода сотворити о себе, аще не будетъ на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете (Ин. 15, 5, 4). Так говорит Он к тем, которые оставили мир, потому что Дух Святой есть в них и обитает в сердцах их. Не оставлю васъ сирыхъ; прииду къ вамъ (Ин. 14,18). Итак, если кто любит Бога и желает, чтоб Он обитал в нем и не оставлял его сирым, да ревнует соблюдать то, что заповедал Господь Иисус — и Он будет обитать в нем. Ибо Он недалеко от нас, и между нами и Им нет другой преграды, кроме греха. Почему, брат, если ты говоришь, что отрекся от мира, а между тем видимо делаешь дела мира, то ты совсем не отрекся, а обманываешь себя.

7. Господь такое произнес суждение об отрекающихся от мира: любяй душу свою, погубитъ ю: а иже погубитъ душу свою Мене ради, той спасетъ ю (Ин. 12, 25; Мк. 8, 35). Чем кто губит душу свою, если не тем, что отсекает все похоти плоти? И опять: иже не носитъ креста своего, и въ следъ Мене грядетъ, не можетъ Мой быти ученикъ (Лк. 14, 27). Какой это заповедует Он носить крест, если не тот, чтоб ум непрестанно бодрствовал и прилежал добродетелям? С креста не сходит тот, кто преследует страсти, пока не одолеет их и не прогонит. Таковые непрестанно умирают и Господь воодушевляет их надеждою плодоносного воскресения в духе, говоря: аминь, аминь глаголю вамъ, аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ (Ин. 12,24). И вот еще чем утешает Он тех, кои умирают подобно зерну: аще кто Мне служитъ, почтитъ его Отецъ Мой. И идеже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ (Ин. 12,26). Как служат Иисусу Христу, если не так, что ненавистью преследуют страсти мира и соблюдают заповеди Божии? Действующие так приемлют дерзновение и говорят: се мы оставихомъ вся и въ следъ Тебе идохомъ: что убо будетъ намъ? Господь отвечает им: вы, шедшии по Мне, въ пакибытие, егда сядетъ Сынъ человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолехъ, судяще обеманадесяте коленома Израилевома. И всякъ, иже оставитъ домъ, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села имене Моего ради, сторицею прииметъ, и животъ вечный наследитъ (Мф. 19, 27-29).

8. Сладчайший Господь наш Иисус Христос, зная, что нельзя душе приступить ко кресту, если она не отстанет от всякой заботливости мирской, заповедал все оставить, чем отвлекается она от креста. Почему тому, кто, желая идти в след Его, говорил: иду по Тебе, только позволь мне распорядиться своими домашними делами (см. Мф. 8, 21; Лк. 9, 61), Он не позволил этого: ибо увидевши их, он опять склонился бы к ним сердцем своим. Никтоже возложъ руку свою на рало, и зря вспять, управленъ есть въ Царствие Божие (Лк. 9, 62), говорил Он в другой раз. Также в заключении притчи, — в которой отец, делавший брачную вечерю для сына своего, послал рабов позвать приглашенных, а те не хотели прийти, по привязанности к вещам, которыми каждый был занят, — Он сказал: аще кто грядетъ ко Мне, и не возненавидитъ отца своего, и матерь, и жену и чадъ, и братию и сестеръ, еще же и душу свою, не можетъ Мой быти ученикъ (Лк. 14, 26). Этими словами показал Он, что мы не можем достигнуть Царствия, нами возжеланного, если наперед не положим преследовать ненавистью все, что привязывает к миру сердце наше.

9. Далее, желая внушить, чтоб мы не полагались на одну веру без добрых дел, Он прибавил: вшедъ же Царь видети возлежащихъ, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и повелел извергнуть его во тму кромешнюю(Мф. 22, 11, 13). Входят, поелику суть христиане по имени; а извергаются, поелику не имеют дел соответствующих имени. Знал апостол, что нет никого, кто бы мог вместе любить и Божие и мирское; почему написал Тимофею ученику своему: никтоже воинъ бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоденъ будетъ. И боец не венчается, если незаконно будетъ подвизатися (2 Тим. 2, 4-5). И далее, утверждая его, чтоб не подумал, что труды его напрасны, говорит: труждающемуся делателю прежде подобаетъ отъ плода вкусити (2 Тим. 2,6). Также к коринфянам пиша, говорит: не оженивыйся, печется о Господнихъ, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирскихъ, како угодити жене (1 Кор. 7, 32-33). Блюдись всякий, чтоб не услышать глас оный: неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю: ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ (Мф. 25, 30).

10. Употребим же, братие, по силам нашим труд на то, чтоб облечься в одежды добродетелей, да не извержены будем вон. Ибо в день тот не будет никакого лицеприятия у Бога. Которые живут дурно и нечисто, по движениям плоти и крови, те, как говорит Апостол, Царствия Божия наследити не могутъ (1 Кор.15, 50). И поелику те, которые воскрешены от мертвых дел и живут по духу, не имеют обвиняющего, то апостол показывает, какие плоды сего духа, говоря: плодъ духовный есть любы, радость, миръ, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковыхъ несть закона (Гал. 5, 22-23).

11. Но Сладчайший Господь наш Иисус Христос, показывая нам, что в тот день откроются дела каждого и обнаружится каков кто, говорит: мнози взыщутъ внити, и не возмогутъ. Отнележе востанетъ дому владыка и затворитъ двери, ответит ударяющим в двери: не вемъ васъ (Лк. 13, 24, 25). Ужели можно сказать, чтоб Бог чего-либо не знал? Да не будет! Почему же скажет Он: не вемъ васъ! Потому, что эти ударяющие в двери и говорящие: Господи, Господи, отверзи намъ (Мф. 25, 11), не имеют добродетелей. О тех, кои имеют веру, а дел не имеют, говорится еще: Азъ есмь лоза, вы же рождие, и иже будетъ во Мне, и Азъ въ немъ, той сотворитъ плодъ многъ: яко безъ Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во мне не пребудетъ, извержется вонъ, якоже розга, и изсышетъ, — и собираютъ ю, и во огнь влагаютъ и сгараетъ (Ин. 15, 5-6). Которые же добрый приносят плод, тех Бог очищает, да множайший плодъ принесут (там же, ст. 2). А что Он не любит тех, которые покорствуют воле плоти, сие объявляет, когда говорит: не о мире молю, но о техъ, ихже далъ ecu Мне, яко Твои суть (Ин. 17, 9). И Я избралъ ихъ изъ мира; ибо миръ свое только любитъ (Ин. 15, 19). Отче, соблюди ихъ отъ неприязни; ибо они не суть отъ мира (Ин. 17,16). Испытаем же себя, братие, от мира ли мы или нет. Если мы не от мира, то Он сохранит нас от зла. Ибо так говорит: не о сихъ же молю токмо, но и о верующихъ словесе ихъ ради въ Мя: да вcu едино будутъ, якоже мы едино есма (Ин. 17, 20-21). И опять: да идеже есмь Азъ, и тии будутъ со Мною (Ин. 17, 24).

12. Рассудите, возлюбленные, какая нас, воинствующих в этом мире и попирающих волю плоти, объемлет любовь, если мы имеем царствовать вместе с Ним в бесконечные веки. Созерцая великую ту славу, Иоанн апостол говорит: вемы, яко, егда явимся, подобни Ему будемъ (1 Ин. 3, 2), если будем соблюдать заповеди Его и делать одно благоугодное пред ним. Тот же апостол говорит еще: не чудитеся, братие моя, аще ненавидитъ васъ миръ. Мы вемы, яко преидохомъ отъ смерти въ животъ, яко любимъ братию (1 Ин. 3, 13 14). И опять: всякъ не творяй правды, несть отъ Бога, и не любяй брата (1 Ин. 3, 10). Также: всякъ творяй правду, отъ Бога родися (1 Ин. 2, 29), а творяй грехъ отъ диавола есть (1 Ин. 3,8); и еще: всякъ рожденный отъ Бога, греха не творитъ, яко семя Его въ немъ пребываетъ: и не можетъ согрешати, яко отъ Бога рожденъ есть (1 Ин. 3, 9). Подкрепившись сими свидетельствами, прибегнем к благости Божией, да помилует нас и подаст нам силы свергнуть с себя иго нечистого мира сего. Ибо и враг наш никогда не перестает прослеживать все пути, чтоб только восхитить какую-либо душу нашу. Но Господь наш Иисус Христос с нами есть. Его словеса пособствуют нам. Их силою, если соблюдем их, сотрем врага. Иначе кто силен противостать ему?

13. Апостол Петр, научая, как человек спасается делами, говорит: тщание все привнесше, подадите въ вере вашей добродетель въ добродетели же разумъ, въ разуме же воздержание, въ воздержании же терпение, въ терпении же благочестие, во благочестии же братолюбие, въ братолюбии же любовь. Сия бо сущая въ васъ, и множащаяся, не праздныхъ ниже безплодныхъ сотворятъ вы, въ Господа нашего Иисуса Христа познание. Емуже бо несть сихъ, слепъ есть, лежай, забвение приемь очищения древнихъ своихъ греховъ (2 Пет. 1, 5-9). И Креститель Иоанн говорит: сотворите плоды достойны покаяния. Уже бо и секира при корени древа лежитъ: всяко убо древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается (Лк. 3, 8-9). И Сам Господь говорит: отъ плода бо древо познано будетъ (Мф. 12, 33). Еда объемлютъ отъ терния грозды, или отъ репия смоквы (Мф. 7, 16). И еще: Не всякъ глаголяй ми: Господи, Господи, внидетъ въ Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесехъ (Мф. 7, 21). Также и Иаков апостол говорит: вера, аще делъ не иматъ, мертва есть о себе. И беси веруютъ и трепещутъ. Якоже бо тело безъ духа мертво есть, такъ и вера безъ делъ мертва есть (Иак. 2, 17, 19, 26). И апостол Павел, доказывая детям своим, что вера имеет нужду в делах, вот что заповедует им с силою: блудъ же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуются въ васъ, якоже подобаетъ святымъ: и сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение. Сие бо да весте, яко всякъ блудникъ, или нечистъ или лихоимецъ, иже есть идолослужитель, неимать достояния въ царствии Христа и Бога (Еф. 5, 3-5). И то же самое доказывая, прибавляет далее: никто же васъ да льститъ суетными словесы, сихъ бо ради грядетъ гневъ Божий на сыны непокоривыя. Не бывайте убо причастницы симъ. Весте бо иногда тма, ныне же светъ о Господе: якоже чада света ходите: плодъ бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине: искушающе, что есть благоугодно Богови. И не приобщайтеся къ деломъ неплоднымъ тмы, паче же и обличайте (Еф. 5, 6-11). И опять: всяка горесть и гневъ, и ярость, и кличъ, и хула, да возмется отъ васъ со всякою злобою (Еф. 4, 31). Подражателе, — говорит он еще, — мне бывайте, якоже и азъ Христу (1 Кор. 11, 1). Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).

14. Испытаем же себя самих, братие, облечены ли мы во Христа или нет. Христос познается по чистоте и непорочности; ибо Он чист и непорочен, и в чистых и непорочных пребывает. А эти как становятся чистыми и непорочными, если не так, что перестают делать те непотребства, которые прежде совершали? Ибо такова благость Божия, что как только обращается к Богу человек от грехов своих, Он тотчас принимает его с радостию, забывая все прежние грехи его, как написано в Евангелии о юнейшем сыне, который, расточив всю часть наследства своего, дошел до такой крайности, что пас свиней и желал насытиться пищею свиней. Потом, пришед в себя, он уразумел, что нет сытости в грехах. Ибо чем больше их творим, тем большим возгораемся вожделением их. Итак, когда жало покаяния уязвило его, он не отлагал дела, но тотчас, отвергши волю плоти, со смирением возвратился ко отцу своему. Ибо полагаясь на милосердие отца, надеялся, что он не взыщет с него по беззакониям, какие наделал он. За это и отец его тотчас повелел дать ему одеяние святости и залог отеческой любви — перстень (см. Лк. 15, 22). Этою притчею научил нас Господь наш Иисус Христос, чтоб, если хотим возвратиться к Нему, оставили прежде пищу свиней, и тогда Он примет нас. Это сказал Он для того, чтоб, расслабляясь духом, не сомневались, услышит ли он нас. Обратимся же к Нему от всего сердца нашего, чтоб совсем не истомиться грехами, и Он скоро услышит нас, как Сам сказал: просите, и дастся вамъ: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вамъ (Мф. 7,7). Но если хотим просить, искать, толкать, да научит нас, как должно просить у Него искомого, тот, что пришел в полночь в другу своему, говоря: даждь ми взаимъ три хлебы, понеже другъ прииде съ пути ко мне (Лк. 11, 5-6). Он получил просимое ради того, что не переставал стучать и просить.

15. Отложим же леность, братие, и восподражаем этой неотступности прошения, и несомненно испросим просимое. Ибо Господь милостив и ничего так не желает, как чтоб грешник пришел в себя и обратился. Истинно глаголю вамъ, сказалъ Он, яко тако радость бываетъ на небеси о единемъ грешнице кающемся (Лк. 15,7). Раскаемся же от всего сердца, пока можем прибегать к Его милосердию и пользоваться богатством Его милости; обратимся к Нему, пока еще мы в теле, потому что коротко течение жизни сей. Если это мы сделаем, то получим вечную и неизглаголанную радость. Если же вспять возвратимся, то подобны будем тому юноше, который спрашивал Господа Иисуса, что ему должно делать, чтоб спастись; но когда Господь сказал ему: вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищимъ (и возьми крест свой), и гряди въ следъ Мене, показывая, что спасение наше состоит в отвержении воли своей, — онъ слышавъ сие отыде скорбя (Лк. 18, 22-23). Ибо он знал, что хотя тяжело раздать все бедным, но гораздо тяжелее нести крест свой. Раздать имущество бедным есть одна добродетель, хотя она не вне креста; но нести крест, значит, истреблять всякий грех. От сего рождается и любовь, без которой нет креста.

16. Святой апостол Павел, зная, что много бывает добродетелей, в которых нет любви, нет, следовательно, и совершенной добродетели, сказал: аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имамъ, быхъ яко медь звенящи, или кимвалъ звяцаяй. И аще раздамъ вся имения моя, и аще предамъ тело мое, во еже сжещи е, любве же не имамъ, никая польза ми есть. Любы долготерпитъ, милосердствуетъ: любы не завидитъ, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслитъ зла (1 Кор. 13, 1, 3, 5). Итак, кто хочет идти путем любви, тот отстраняется от всяких попечений и в сердце своем возгревает желание Единого Бога. Это желание возрождает в нем праведный некоторый гнев, коим поражает и прогоняет он врага. Тогда страх Божий воспитывается в нем, а через страх раскрывается любовь. Кто таков, тот с таким же дерзновением, как и апостол, говорит: азъ не точию связанъ быти хощу, но и умрети готовъ есмь за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Блаженна душа, достигшая в такую меру любви!

17. Изыдем из мира, братие. Рассмотрим, в каком находимся состоянии. Милосерд Господь наш и воздает каждому по трудам его, за великие труды по великости их, за малые — по малости их. Ибо, говорит, много обителей у Отца Моего (см. Ин. 14, 2). Хотя Царство одно, всякий, однако ж, находит в нем свое место и свое дело. Будем же братие, бороться с леностью, свергнем с себя покрывало тьмы, то есть забвение, чтоб увидеть свет покаяния. Будем подражать Марфе и Марии, кои плачут пред Спасителем, да воскресит брата Лазаря, то есть душу, связанную многими узами грехов. Когда же он разрешен будет, тогда попечение ляжет на Марфе и Марии, а Лазарь без попечения возляжет со Иисусом. Марфа с радостью усердно будет исполнять служение свое, а Мария возьмет алавастр мира и помажет ноги Господа.

18. Будем, братие, всеусердно исполнять, что в силах наших; и Бог по множеству милости Своей поможет нам. Если доселе не хранили мы сердец своих, как отцы наши, отныне по крайней мере будем хранить их от грехов и будем надеяться, что во время глада обретем милость у Него, как обрели все святые. Ибо хотя ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда бо отъ звезды разнствуетъ во славе (1 Кор. 15,41); но все они находятся на том же небе. Слава же и честь всех есть слава и честь Самого Бога во веки веков. Аминь.

СЛОВО 22

О деяниях нового человека

1. Есть три вещи, которыми всякий еврей отличается от других: обрезание, Пасха и суббота. Ибо так написано в книге Бытия: младенецъ осми дний обрежется вамъ, — и домочадецъ, и купленный. Необрезанный же, иже не обрежетъ плоти крайния своея, погубится душа та; яко заветъ Мой разори (Быт. 17, 12, 14). Первый обрезался Авраам. Это есть знамение нового человека, которое и Господь Иисус допустил в святом теле Своем. О сем и апостол говорит: о Немже и обрезани бысте обрезаниемъ нерукотвореннымъ, въ совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещениемъ: о Немже и совостасте верою действия Бога (Кол. 2, 11-12). И еще: отложити вамъ, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго въ похотехъ прелестныхъ, обновлятися же духомъ ума вашего и облещися въ новаго человека, созданнаго по Богу въ правде и въ преподобии истины (Еф. 4, 22-24). Также: да отъ грехъ избывше правдою поживемъ (1 Пет. 2, 24). И это об обрезании, которого если кто не соблюдает, необрезанным пребывает, — и не есть истинно христианин, потому что разоряет завет, который Господь Иисус утвердил собственною Своею святою кровью.

2. Теперь надо сказать о святой Пасхе, о коей так говорит Господь к Моисею: сей законъ пасхи: всякъ иноплеменникъ да не ястъ отъ нея: и всякаго раба или купленнаго обрежеши его, и тогда да ястъ отъ нея. Всякъ же не обрезанный да не ястъ отъ нея. Въ дому единемъ да снестся (Исх. 12, 43-44, 46, 48). Чресла ваша препоясана, и сапози ваши на ногахъ вашихъ, и жезлы ваши въ рукахъ вашихъ (Исх. 12, 11). Пасха вкушается не иначе, как с опресноками и полевыми травами; и мясо ее осолено огнем. Не сказал: препояшьтесь по чреслам вашим, чтоб кто не подумал, что говорится только о поясе; но чресла ваша препоясаны да будутъ, чтоб мы разумели это о чистоте от похоти. Сапоги означают, что мы должны быть готовы и скоры на убегание и уклонение от всего, что уязвляет и оскверняет совесть и ум отклоняет от свойственного ему созерцания в святости. Жезлом указывается на упование и мужество стремящихся в обетованную землю. Кровь агнца означает кровь Господа Иисуса, Который, соделавшись человеком, пришел к нам, чтоб сынов Израиля ввести в обетованное небесное наследие. Те, которые настроены к тому, видны, и знак того имеют ясно напечатленным в душе своей. Пук иссопа показывает прискорбность пути. Ибо заповедуется вкушать пасху с горькими травами. Рассмотри же, брат, тщательно, обрезан ли ты и дома твоего двери помазаны ли кровью агнца непорочного, отвлекся ли ты от всякого помышления земного, и так ли настроил себя, чтоб небоязненно вступить в обетованную землю?

3. Наконец надо сказать и о субботе, которая свойственна тем, кои обрезаны и Святую Пасху вкусили, как сказали мы, и, быв освобождены от египтян, видели всех их погрязшими в море Чермном и упокоились от жестокого им рабства. Шесть дний, говорит, делай: въ день же седьмый, суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 9). Всякъ иже сотворитъ въ ню дело, потребится душа та (Исх. 31, 14). Господь наш Иисус Христос Сам соблюл истинную субботу и научил как должно соблюдать ее. В пятницу взошел Он на крест; но прежде чем взойти на крест, Он все совершил, перенесши столько бесчестия и поношения, ни в чем не послабляя Себе и ничем не подкрепляя, пока, вкусив поднесенного Ему, по слову Его: жажду, — в губке оцта, сказал: совершишася, — и преклонь главу предаде духъ Свой (Ин. 19, 28-30). После сего положили Его во гроб — совершать истинное субботствование. Почил Господь Иисус в седьмой день и благословил его, ради того, что почил в него от всех дел, коими врачевал немощи человеческие. Вшедый бо въ покой Его, как пишет Апостол, почи отъ делъ своихъ, якоже отъ Своихъ Богъ (Евр. 4, 10). Сия есть истинная суббота, которой кто не соблюдает, тот не христианин. И Иеремия, оплакивая народ израильский, говорит: сохраните души ваша и не носите бременъ въ день субботъ, и не исходите враты Иерусалими (Иер. 17,21).

4. Увы мне бедному, не соблюдающему сих святых заповедей, и в день субботний носящему тяжелые бремена! Какие это бремена? Гнев, завидование, ярость, тщеславие, осуждение, злословие, раздражение, гордость, высокомерие, задорность, самолюбие, ненависть. Это в душе; в теле же — ненасытность, излишнее украшение, сластолюбие, похоть и всякие утехи. Это все и прочее сему подобное отторг Господь от тех святых, убив то в святом теле Своем, как утверждает Апостол, — крестомъ умертвивъ вражду въ Себе Самомъ (Еф. 2,16). Итак, кто носит тяжкие бремена грехов, тот нарушает субботу и не есть он истинный израильтянин, но обольщает себя. Ибо имя только имеет и ничего не получит от Господа Иисуса, Которого отрицается делами, возбуждая то, что Он умертвил, и делая то, что Он похоронил. Итак, когда придет Господь Иисус во славе Своей, то введет в Царство Свое вечное одних сынов Израиля, то есть одних истинных христиан, не рукотворным обрезанием обрезанных, но Духом, коих изберет Он Себе из всех народов земли. Ибо ослепление, говорит Апостол, отчасти Израилеви бысть, дондеже исполнение языковъ внидетъ (Рим. 11, 25). И опять: елицы правиломъ симъ жительствуютъ, миръ на нихъ и милость, на Израили Божии (Гал. 6, 16). Заметь же, что те суть израильтяне Божии, кои имеют обрезание сердца и истинно соблюдают субботу, то есть свергают с себя бремя грехов. Ибо, как говорит тот же апостол, не иже яве, иудей есть, ни еже во плоти, обрезание: но иже въ тайне иудей, и обрезание сердца духомъ, а не писаниемъ (Рим. 2, 28-29).

5. Обратим наконец внимание на себя самих, братие. Доколе будем работать тщетно? Доколе будем покорствовать врагу нашему, который, в нас находясь, влечет нас к грехам и отвращает от добродетели, не пуская нам даже и очей приподнять, чтоб восприять луч света божественного? Испытай себя самого, несчастный — во Христа и в смерть Его крестившийся. Рассмотри, какую Он подъял за тебя смерть, и следуешь ли ты стопам Его? Приравни нравы свои к Его свойствам. Он был без греха, и Себя во всем предложил тебе в пример для подражания. Он любил нищету, а ты отвращаешься от нее. Он не имел где главу подклонить, а ты ищешь прочного и удобного жилища. Он переносил всякие оскорбления, а ты их переносить совсем не хочешь. Он не воздавал злом за зло, а ты жаждешь мщения. Он, стражда не прещаше (1 Пет. 2, 23), а ты серчаешь, когда тяготишься и малым чем. Он не возмущался, будучи поносим, а ты возмущаешься и никакого не терпя поношения. Он благосклонно звал к Себе грешников, а ты язвишь словами даже друзей своих. Он спокойно переносил обиды, а ты негодуешь, никакой не встречая напраслины. Он был снисходителен к тем, которые впадали в грехи, а ты гордишься даже и пред теми, кои гораздо лучше тебя. Он предал Себя за тех, коими был оскорблен, чтоб искупить их, а ты обижаешь даже и тех, кои тебе делали добро. Рассмотри, что Он даровал тебе, и что ты взаимно воздал Ему. Познай Его из дел Его, и себя из дел своих. Если ты умер с Ним, то кто же это делает дела те, то есть те грехи?

6. Будем, возлюбленные, усердно внимательны к святым заповедям Господа и отвергнем собственные свои хотения. Если мы любим тех, которые о нас пекутся, что большее творим сравнительно с язычниками? Если молимся за благодетелей, то же делают и мытари. Если на похвалы других отвечаем похвалою им, и у иудеев тоже случается. Итак, что же больше творишь ты, который должен, умерши греху, жить во Христе Иисусе? Если ты любишь только тех, которые тебе угождают, что лишнее творишь пред грешниками? Не то же ли и они делают? Если ты ненавистью преследуешь тех, которые причиняют тебе какую-либо неприятность, идут наперекор тебе, делают нападки, то и ты язычнику подобен. Об этих-то и надлежит тебе более молиться, чтоб им прощено было. Если ты болишь сердцем по поводу поношения какого или бесчестия, болят о том и мытари. Рассмотри себя самого и взвесь ты, крестившийся во имя Христово, сообразны ли такие дела с именем твоим? Их ли в день славы Господа ты принесешь с собою пред лицо Его, чтоб получить венец? Венец дастся за победу над тем, в чем некогда победителем явился Царь твой, предлагая тебе Себя Самого в пример. Сам Царь царствующих и Господь господствующих, когда в день тот явится в величии пред взором всех народов, принесет с Собою знамения Свои, то есть те раны, которые Он принял за нас. Ты же ничего подобного им не принесешь на теле своем. Почему он скажет тебе: не знаю тебя. Тогда, увидя святых, которые все за имя Его готовы были на смерть, покроешься стыдом пред лицом их. Пересмотри жития всех святых и найдешь, что они никогда не воздавали зла за зло, которое случилось им потерпеть. Кровь их всех вопиет: взыщи за нас, Господи, со всех живущих на земле. Я же, любящий праздность и покой, что скажу в день тот, когда увижу там пророков, апостолов, мучеников и прочих святых, которые были мужественны и тверды в перенесении обид, не показывая никакого знака мщения или гнева? Когда придет тот день, тогда не будет во власти каждого, что отвечать; но всякий воскреснет, облеченный своими делами, добрыми или злыми, как одеянием. Дела сами будут говорить и будут стоять на месте каждого.

Наши рекомендации