Слова блаженного аввы исаии 7 страница

7. Блажен, кто всеусердно трудится над тем, чтоб совлечься дел, которые влекут в геенну, и облечься в такие, которые возводят на небо. Ибо, как говорит апостол, аще земная наша храмина тела разорится, создание отъ Бога имамы, храмину нерукотворенну, вечну на небесехъ (2 Кор. 5, 1). Время жизни нашей ничтожно; но когда придет час наш, от нас строго потребуется отчет во всем. Итак, не позволим себе опуститься в безнадежности или быть распущенными нравом; но бодренно со всем усердием поработаем Господу, непрестанно прибегая к Его благости, да помогает нам во всем. На братий наших не будем гневаться за то, что иному случится оскорбить нас словом или делом. Во всех вещах возлюбим смирение и терпение, и всегда будем налегать на ту мысль, чтоб отказываться от своей воли; ибо своя воля губит все добродетели. Кто мыслями своими располагает правильно и держит их в должных пределах, тот отказывается от своей воли; и возлюбив кротость, бежит как от змия, от всякого разногласия и противоречия. Ибо это низвращает все здание добродетели и душу покрывает мраком, так что она не может уже видеть света правоты. Бегайте же этой страсти (спорливости, противоречия, в угоду своей воле или чтоб поставить на своем), которая втесняется в среду добродетелей и, сплетаясь с ними, губит их. Вот и Господь Иисус не прежде взошел на крест, как изгнав наперед Иуду из среды учеников. Ибо если человек не отсечет от себя этого пагубного зла, то не может оказать успеха в жизни по Богу; потому что от него исходит всякое зло. Кто работает сей страсти, тот не хочет нести креста своего и увлекается тщеславием. Наконец все, Богу ненавистное, обитает в душе человека спорливого и высокомерного.

8. Кто помнит о своих грехах, тот удобно достигает смирения. Смирение есть — волю свою подчинять воле ближнего. Чистота сердца приятные Богу изливает молитвы. Кто возненавидел свои страсти, тот предается плачу и слезам. Терпение не помнит обид. Кто любит Бога, тот не желает отмщения. Возлюбивший покой и безмолвие, тверд бывает, если не повинуется себе самому. Душа — ревнительница нищеты, бывает непорочна. Кто властвует над своими чувствами, тот в мире проводит жизнь. Кто кроток, тот все переносит. Кто милосерд, тот удобно прощает. Все это рождает отречение от своей воли, которое сладкими узами мира связует все добродетели. Во всем Писании не вижу я ничего, чего более требовал бы Бог от человека, как чтоб он во всем смирял себя пред ближним своим и отказывался от своей воли, и всегда испрашивал у Бога помощи на возбуждение очей своих от сна забвения и избежание от плена ложного о себе мнения. Природа человека изменчива и склонна на зло; Божие дело есть помиловать нас и укрепить немощь нашу; Божие — обратить нас к себе; Божие — ущедрить нас благодатью, да всегда воссылает Ему благодарение; Божие — защищать нас и изъять из рук врагов наших. Богу же честь и слава во веки веков. Аминь.

9. Спорливость (поперечить, на своем поставить) рождают следующие недобродетели: многословие, любопытство, лесть, высокомерие и двоязычие. В ком есть это, душа того чужда добродетелей. Если кто с великим усилием — до поту, не будет прилежать всем добродетелям, в покой Сына Божия достигнуть не может. Итак, братие, не презирайте жизни своей и душа ваша да не коснит в делах злых, чтоб не иждилось все время ваше прежде, чем воздохнете к покою Сына Божия, который состоит в том, чтоб во всем держать смирение, быть невинным (чтоб совесть не обличала) и ни к кому не иметь неприязни; чтоб не опочивать ни на какой вещи Богу ненавистной, но от всех грехов с мерзением отвращаться и быть мертвыми для всякого рода дел злых. Ибо таким образом неложный Бог (см. Тит. 1, 2) пребудет в нас и милостью Своею подкрепит немощь нашу. Аминь.

СЛОВО 23

О совершенстве

1. Если кто, как сказал некто из отцов, не имеет веры в Бога, не пламенеет непрестанным желанием Его, не устраняется от причинения вредного другим, не боится воздавать злом за зло, не стесняет себя, не возделывает смирения чистоты и человеколюбия, не отвергается мира, не бывает кроток и терпелив, не молится Богу непрестанно в преутруждении сердца, не простирается в предняя, не озираясь вспять (см. Флп. 3,13) и не полагаясь на свои дела и жертвы, каждодневно не испрашивает Божией помощи, — тот достигнуть спасения не может. Смотри, как бодры и бдительны враги человека! Не презирай, брат, совести своей и не неради о ней, и на самого себя нисколько не полагайся, хотя бы ты в самом деле имел какую-либо цену у Бога; ибо отовсюду обложены мы врагами. Разумное преутруждение себя истребляет знаки прежнего нерадения, и обуздание чувств врачует раны внутренних врагов. Совершенное возлюбление Бога сокровенно противостоит врагам. Святость сокровенно одержанными победами сокровенно приводит к покою Сына Божия (к успокоению в Господе Иисусе Христе или к пребыванию с Ним в сердце). Явная святость хранит добродетели. Ведение Бога делает, что к Нему прибегаем мы во время искушения и Его помощью вооруженные, преодолеваем их. Кто не полагается на свои труды, тот более чувствует помощь Божию. Кто от души истинно ищет Бога, тот стоит в страхе, чтоб в чем-нибудь не оказаться неугодным Богу и совесть всегда ужаляет его, коль скоро он делает в чем опущение (или если чего-нибудь еще недостает в нем). А где это ужаление, там осуждение; где же осуждение, там еще нет свободы (от греха и страстей). Если наконец, молясь, заметит он, что никаким жалом зла не уязвляется, тогда он истинно свободен и по воле Божией вошел во святой покой.

2. Если и увидишь, что добрые плоды твои не подавляются уже никакими вражиими плевелами, то хотя ты не борешься более с чувствами, не думай однако ж, что враги перестали нападать на тебя, полагаясь на свою злохитрость. Не ожидай этого, даже если облако осенит скинию, и ни солнце днем, ни луна ночью не жгут тебя, даже если все принадлежности скинии (соответствующее им в духе), уже находятся в тебе, и она вверена тебе, чтоб ты хранил и поставлял ее по воле Божией (Богом именно уготована тебе победа; и Сам Он будет осенять скинию. Сам идти вперед и указывать, где постановить ее; ибо, как говорит Писание, если не повелит Сам, в каком месте поставить ее, она остановиться не может). Великая еще есть опасность, — пока человек не познает себя и совершенно не уверится, что не в его силе состоит освободиться от полагающих ему во всем препоны и раздражающих его. Итак, надлежит нам со страхом прибегать к благости Божией, непрестанно вращая в памяти Его благодеяния, и облечься во святое смирение, так, чтоб оно никогда не отступало от сердца нашего, всегда полагая нам пред очи грехи наши и спрятывая добро, если какое есть в нас, — и таким образом охраняя нас до конца и делая, чтоб мы ни в чем не полагались на самих себя.

3. Кто судит ближнего и гневается на брата своего, презирает его и ни во что ставит, или с гневом учит, или поносит его пред кем-либо; тот чужд милосердия, которым одарены были святые, и других великих добродетелей. Такого рода пороки губят все труды человека и отрясают все добрые плоды. Кто говорит, что оплакивает грехи свои, и между тем не отстает от них, тот обманывает сам себя. Кто воздыхает к покою, а между тем не заботится уврачевать болезни душевные, тот слеп и не искусен в святом построении добродетелей. Кто, оставив заботу об уврачевании своих грехов, печется о том, чтоб врачевать других, тот действует навыворот. Ибо прежде чем приступить к этому, надлежит свои грехи омыть слезами: и Божие умолить милосердие, да простит их и дарует столько силы и твердости, чтоб никогда более не впадать в те же грехи и не оскорблять Его уже ни мыслью, ни словом, ни делом. Блажен, кто так действует во истине. Кто истинное совершает покаяние, тот не бывает занят тем, чтоб судить ближнего. Ибо и свои грехи всякому довольно дают дела и не оставляют времени заняться врачеванием других. Кто злом за зло воздает, тот далек от истинного покаяния. Кто пленен славолюбием и вплетается в мирские дела, тот не может от души плакать о грехах своих. Кто теперь (себя оставя, о других) говорит: то хорошо, а это худо, тот не может возыметь в сердце своем стыда за себя. Ибо когда беремся судить о том, что не наше, обольщаемся (относительно себя) и при том так развлекаемся, что нам не свободно познавать свои грехи.

4. Если, подвергшись поношению, негодуешь, то ты не ведешь истинного покаяния. Если болишь о похищенных у тебя вещах, то страха Божия нет в тебе. Если смущаешься тем, что иной взнесет на тебя что-либо ложно, — то страха Божия нет в тебе. Если ты в сладость слушаешь похвалы себе, то страха Божия нет в тебе. Если во взаимных собеседованиях желаешь, чтоб твои слова брали верх, то страха Божия нет в тебе. Если возболишь о том, что речь твоя презрена, то страха Божия нет в тебе. Ибо все это показывает, что ветхий человек еще силен в тебе, и нет, кто бы изгнал его и восприял истинный и Богу приятный плач. Надобно нам открыть очи ума, да познаем самих себя и ведаем, что тот враг Богу, кто следует собственной своей воле. Если, исполняя заповеди Божии и дела свои устрояя по воле Божией, будешь питать в сердце убеждение, что сам собою угодным Богу явиться не можешь, и всегда будешь держать пред очами своими грехи свои, то найдешь крепкий оплот против врага своего, когда он начнет бороть тебя гордым помыслом, будто ты уже стал свят и праведен; и ты сохранишь таким образом здание, которое устроил в тебе покаянный план. Тогда поймешь, что знаешь себя, увидишь, где ты, и сердце твое не вознесется как бы одержанною победою. Ибо пока человек не станет на суде, не услышит решительного о себе определения и не увидит присужденного ему места, до тех пор знать не может, угоден ли он Богу или нет. Печаль по Богу, уязвляющая сердце, может держать чувства в должном порядке, а трезвение — хранить ум чистым. Но человек никогда не должен верить себе самому и, пока в теле есть, должен держать попечительное за себя беспокойство. Блаженны никогда не надеющиеся на свои дела и не дерзающие без страха предстать пред Бога. Познав Его величие и свою нетвердость, они стараются повиноваться воле Его, как Сам Он того желает, но при этом не престают оплакивать самих себя и других не судят, оставляя суд Судии всех Богу.

5. Кто из всецело себя Богу посвятивших по воле Его отходит отселе, совершив здесь все для него возможное неленостно, тот находит себя там написанным в книге живых и Ангелы свидетельствуют, как миновал он темные силы. Тогда помещается он среди блаженных духов. Но пока длится борьба, человек все еще находится в страхе, и победив ныне, не знает, победит ли завтра: ибо ненадежны расположения нашего сердца. Кто же получил уже награду, тот покоен и не боится, куда наконец уклонятся три те части, о коих говорит апостол (см. 1 Фес. 5, 23), то есть душа, тело и дух, потому что видит, что они все объединены в Боге. Ибо когда эти три действием Святого Духа объединяются, то отделяться друг от друга уже не могут. Христосъ, возста отъ мертвыхъ, ктому уже не умираетъ: смерть Имъ ктому не обладаетъ (Рим. 6, 9). Смерть Его стала спасением для нас, ибо ею грех истреблен навсегда. И воскресение Его стало жизнью для верующих в Него, да живут Богу и приносят плод правды. Не думай (в самоуверенности), что победишь, пока ведешь брань. Ибо искушение житие человеку на земли (Иов. 7, 1). Бодрствуем ли или спим, враг не перестает действовать против нас. Состязающийся на ристалище, если разумен, прежде победы не поет победной песни. Неразумный же, даже когда падает, возносится умом и думает о себе, как о победителе. Господь, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: никогоже на пути целуйте. Въ оньже аще домъ внидете, первее глаголите: миръ дому сему. И аще убо будетъ ту сынъ мира, почиетъ на немъ миръ вашъ; аще ли же ни, къ вамъ возвратится (Лк. 10, 4-6). Слова везде были теже, но не одно на всех действие их. Также Елиссей говорил Гиезию, когда посылал его (с жезлом, чтоб возложил его на умершего сына вдовы): аще обрящеши (встретишь) мужа, да не благословиши его, и аще благословитъ тя мужъ, не отвещай ему (4 Цар. 4, 29). И однако ж, отрока воскресил не Гиезий (хотя все делал, как приказано). Но когда пришел человек Божий и увидел отрока умершего лежащим на одре, тогда затворил двери за собою и стал молиться. Потом слячеся над отрочищем и дуну на него. Согрелся отрочищ, но еще не ожил. Походил человек Божий по храмине, и опять взыде и слячеся над отрочищем. Так до седмижды. И тогда уже действием Духа Божия отверзлись очи его.

6. Что скажем мы, бедные, любящие славу мира более, чем славу Божию? Мы, которые и не думаем о том, как вести брань или искать умирения внутреннего, и не разумеем долготерпения Божия, попускающего с добрыми плодами расти и плевелам, и не позволяющего исторгать плевелы прежде, чем возрастет и созреет добрая пшеница. И Гиезий течение пути совершил и, однако ж, не мог воскресить отрока, потому что любил славу человеческую более славы Божией. Блаженны очи, которые со смирением воззревают к Богу, и всячески заботятся о том, как бы уврачевать раны свои, и грехи слезами омывают, и прощения их испрашивают. Горе тем, которые напрасно иждивают время, думая, что они без греха, и, попирая совесть свою, не хотят приносить покаяния. Земледелец, бросающий семена в землю, сетует, если они не произрастут, — что и семена и труды пропали даром. Так и человек, хотя бы знал таинства все, творил силы многие и исцеления, и разными себя измождал подвигами; но если он не видит в себе плода любви, то в большом должен быть за себя страхе. Ибо отовсюду окружен кознями, наветами и злоухищрениями врагов, готовящих ему падение. Но только любовь николиже отпадаетъ, но вся уповаетъ, всему веру емлетъ, вся терпитъ (1 Кор. 13, 8, 7).

7. О, как многотруден путь Божий! Ибо, как Сам Господь говорит, узкая врата и тесный путь, вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обретаютъ его (Мф. 7,14). А мы, недеятельные, нерадивые и преданные удовольствиям, полагаем, что в том и покой, чтоб не несть ига Того, Кто сказал: возмите иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 29-30). Кто, мудрый и Бога боящийся, не старается всеми силами соблюдать заповеди Божии? И однако ж он, когда даже все исполнит, считает себя недостойно носящим имя Божие. Господь наш Иисус Христос ради нас соделался человеком, да уврачует болезни наши, чтоб мы по духу, а не по плоти ходили. Он открыл нам волю Отца Небесного, и исполнителям ее, в лице учеников Своих, заповедал: егда сотворите вся повеленная вамъ, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехомъ сотворити, сотворихомъ (Лк. 17, 10-11). Когда кто увидит ехидну или скорпиона, или другое что ядовитое, то бежит от них, пораженный страхом. Но неразумная бедная душа наша, видя смертоносное, не бежит от того и не отступает, но смело обращается с тем. Оттого бывает бесплодною и всуе иждивает все время свое.

СЛОВО 24

0 покое внутреннем

На пути добродетелей есть падение, враги и изменение; есть обилие, довольство и скудость; есть печаль и радость, есть труд и теснота, есть и покой, преуспеяние и сила. Путешествие совершаем, пока достигнем покоя. Покой же сей упразднен от всех смущений и ни в чем не имеет нужды. Ибо он в Боге есть, и Бог в нем пребывает. Нет у него врагов, ни падения, ни недоверия, ни смущения, ни пожелания какой-либо вещи. Велики и неисчислимы его плоды. От него далек, кто болезнует какою-либо страстью. Он исполнен той любви, которую Господь Иисус заповедал изъявлять ко всем. К нему некоторые неискусные думают достигнуть, когда еще мучатся болезнями души, оскверняются нечистотою телесною и далеки от всякой добродетели. Простите меня, умоляю Богом, Коему слава во веки веков. Аминь.

СЛОВО 25

К авве Петру, ученику своему

1. Что пишешь ко мне, что ты желал бы принести покаяние о грехах своих, если б Бог освободил тебя от суетностей мира сего, — то правильно говоришь. Ибо быть не может, чтобы ум, обремененный заботами века сего, служил Богу как должно. Не можете, говорит Господь, Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Под мамоною Он разумеет все дела мирские, которые, если не оставит человек, Богу работать не может. Работа Богу требует, чтоб, когда воздаем Ему Божескую честь и поклонение, молимся Ему и славословим Его, не держали мы в душе ни злобы, ни гнева, ни зависти, ни скверной похоти. Ибо все такие чувства облагают бедную душу мраком, так что она не может служить Богу чисто и в сокровенностях своих благословлять Его. Они не дают ей возноситься к Богу и со сладостью любви и теплотою сердца всеусердно молить Его, чтоб Он просветил ее; между тем, как только в таком случае, если она так настроена, может она преуспевать по Богу и отсекать все страсти. Достигнуть же этого мы иначе не можем, как когда отступим от мирской мятежности. Душа и со вне и извнутрь терпит нападения. Со вне — от забот века сего, чтоб удовлетворить потребностям тела; извнутрь — от своих страстей, кои суть враги добродетели. Их она не только уврачевать, но и увидеть не может, если не освободится от дел и забот мирских. Посему Господь Иисус говорит, что те не могут быть Его учениками, которые не отрекаются от собственной своей воли (см. Л к. 14, 26). Ибо воля господствует как над внутренними, так и над внешними деяниями. И потому, чтоб она не подавляла ума, должна быть отвергаема, как заповедал Господь. Ум подавляем бывает, когда душа держится в узах дел и забот мирских: ибо тогда внутри свирепствуют и размножаются страсти. Почему когда душа, покорствуя словам Господа Иисуса, отвергнет всякую свою волю, естественно отвратится и от всех дел века сего. Тогда ум возбужденный, укрепившись, отгоняет от себя все страсти и душу тщательно блюдет, чтоб, опять возвратясь на прежнее, не попала она в руки врагов.

2. Ибо душа подобна отроковице, живущей с мужем своим, которая, если мужу ее случится отойти на сторону, отбросив страх, начинает нерадеть о домашних делах. Но когда он возвратится домой, проворно возвращается к долгу, и со страхом всем распоряжается, согласно с волею мужа; он же промышляет для дома своего все необходимые вещи. Так и ум тщательно блюдет душу и добрые дела, как детей, от нее рождает и питает; и таким образом они согласуются между собою, чтоб соделаться единым сердцем. Душа уму, как жена мужу, подчиняется: ибо, как говорит апостол, глава жене мужъ (1 Кор. 11, 3). И еще: мужъ убо не долженъ есть покрывати главу, образъ и слава Божия сый: жена же слава мужу есть. Несть бо мужъ отъ жены, но жена отъ мужа: ибо не созданъ бысть мужъ жены ради, но жена мужа ради. Сего ради должна есть жена власть имети на главе, Ангелъ ради. Обаче ни мужъ безъ жены, ни жена безъ мужа о Господе. Якоже бо жена отъ мужа, сице и мужъ женою: вся же отъ Бога (1 Кор. 11, 7-12). Итак, когда душа повинуется уму, тогда мы в чистоте изливаем пред Богом молитвы свои, тогда благословляем Бога из сердца святого, тогда осияваемы бываем Богом, тогда соделываемся истинными Ему поклонниками, — такими, каких ищет Бог. Таковы те, о коих Он Сам сказал: вселюся въ нихъ и похожду (2 Кор. 6, 16). Тогда исполняется следующее обетование: аще два отъ васъ совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будетъ има отъ Отца Моего, иже на небесехъ (Мф. 18, 19). Итак, Господь хочет, чтоб мы были чисты от всего, что может осквернять нас изнутри или со вне, — как Сам Он чист. Почему говорит: будите во Мне и Азъ въ васъ (Ин. 15, 4). Видишь ли, брат, как Он желает, чтоб мы были в Нем добрыми делами, да и Он будет в нас святостью?

3. Но я, скажет кто, пребываю в Нем крещением, дела же совершать не могу. Послушай, брат возлюбленный! Кто приемлет крещение, приемлет его на умерщвление греха. Ибо, как говорит апостол, спогребохомся Ему крещениемъ въ смерть... да упразднится тело греховное, яко ктому не работати намъ греху (Рим. 6, 4, 6). Вместе с грехом Христос пребывать не может. Посему, если Христос в тебе, плоть убо мертва греха ради, духъ же живетъ правды ради (Рим. 8, 10). Ибо мужатая жена, как говорит апостол, живу мужу привязана есть закономъ; аще ли же умретъ мужъ ея, разрешится отъ закона мужескаго. Темже убо живу сушу мужу, прелюбодейца бываетъ, аще будетъ мужеви иному: аще ли умретъ мужъ ея, свободна есть отъ закона, не быти ей прелюбодейце, бывшей мужу иному (Рим. 7, 2-3). Итак, если кто хочет знать, обитает ли в нем Христос, да уразумеет сие из собственных своих помышлений. Пока грех имеет власть над сердцем, до тех пор Господь в нем не обитает, и дух Его не обретает в нем покоя. Бог обитает в том человеке, который творит добрые дела; и в Боге тот человек, которого сердце свободно от греха. Прилепляяйся сквернодейце, говорит апостол, едино тело есть съ блудодейцею: прилепляяйся же Господеви, единъ духъ есть съ Господемъ (1 Кор. 6, 16-17). Под блудницею разумеется всякая страсть. Итак, если душа свободна будет от страстей и избудет от всего, что враждебно ей в веке сем, тогда она пребывает в Боге и напаяется духом Его; и таким образом исполняется в ней сказанное пред сим: прилепляяйся Господеви, единъ духъ есть съ Господемъ. Тогда она научается, как должно молиться Богу, поклоняясь Ему непрестанно и прилепляясь Ему беспрерывно. Равным образом и Он пребывает и упокоевается в ней, открывая ей тайны и ущедряя ее дарами Своими недомыслимыми. Она возрождаема бывает Им через крещение и излияние Духа Святого.

4. Далее, рожденный отъ Бога, как написано, не согрешаетъ... и лукавый не прикасается ему (1 Ин. 5, 18). Аще не обратитеся, сказал Он Сам, и будите яко дети, не внидете въ Царствие Небесное (Мф. 18, 3). Яко новорождени младенцы, говорит святой Петр, словесное и не лестное млеко возлюбите, яко да о немъ возрастете во спасение (1 Пет. 2, 2). Какие же дела суть дела младенца? Младенец, когда бьют его, плачет. Улыбкою признает нравящихся ему. Когда презирают его, не гневается; когда хвалят, не возносится. Если вместо его почтишь другого, не болит о том. Если отнимешь у него вещь какую, не тревожится. Если бывает признан наследником каких вещей, нисколько о том не заботится. Никого не зовет в суд. Об имении своем не спорит. Ни к кому не имеет ненависти. Если беден, не горюет. Если богат, не гордится. Если видит жену, не вожделевает ее. Ни похоть, ни забота не властвуют над ним. Никого он не судит. Ни над кем не заявляет власти. Никому не завидует. Чего не знает, о том не говорит. Над видом или одеянием ближнего не насмехается. Чинов мирских не домогается. Над собранием богатства не корпит. Не любит скупости. Не упорен, не спорлив, не скор на научение других. Если и раздет, нимало тем не смущается. Не знает печали. Не защищает своей воли. Не боится голода. Не страшится злонамеренных и злодеев. Не пугается от змий и зверей. Если настанет война, не ужасается. Таковы те, о коих сказал Господь наш Иисус Христос: аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете въ Царство Небесное.

5. Впрочем, когда младенец подрастет, в нем начинает обнаруживаться зло; и апостол находит в нем нечто, достойное укора, говоря: да не бываемъ ктому младенцы, влающеся и скитающеся всякимъ ветромъ учения, во лжи человечестей, въ коварстве козней льщения: истинствующе же въ любви, да возрастимъ въ Него всяческая, иже есть глава Христосъ (Еф. 4,14-15). И в другом месте: как младенцев во Христе млекомъ вы напоихъ, а не брашномъ: ибо не у можасте, но ниже еще можете ныне, еще бо плотстии есте (1 Кор. 3, 2). В другом еще месте он же говорит: во елико время наследникъ малъ есть, ничимже лучший есть раба, Господь сый всехъ: но подъ повелители и приставники есть даже до нарока отча. Такожде и мы, егда бехомъ млади, подъ стихиями бехомъ мира порабощени (Гал. 4, 1-3). Также опять: похотей, говорит, юныхъ бегай (2 Тим. 2, 22). Научая же нас избегать такого рода младенчества, говорит: братие, не дети бывайте умы; но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте (1 Кор. 14, 20). Здесь (в словах: злобою младенствуйте) указываются Апостолом дела детей, какие требует Господь. Сличив эти слова с следующими: отложше всяку злобу и всяку лесть и лицемерие и зависть и вся клеветы, яко новорождени младенцы и проч. (1 Пет. 2, 1-2), уразумеешь, брат, какая мысль содержится в словах Господа нашего Иисуса Христа, когда Он говорит: аминь глаголю вамъ: аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете въ Царство Небесное (Мф. 18, 3). Каковые слова тем большего требуют от нас внимания и боязливой осмотрительности, что произнесены с дважды повторенною клятвою, в подтверждение непреложности их. Ибо аминь есть слово клятвенное. Так апостол Павел говорит: Аврааму бо обетовая Богъ, понеже ни единемъ имяше большимъ клятися, клятся Собою, глаголя; воистину благословя благословлю тя (Евр. 6, 13-14).

6. Это и будем непрестанно со страхом и трепетом иметь во внимании. Всякий раз как враг наш диавол начнет нас раздражать против ближнего, или когда кто оскорбит нас чем, или покажет обидное к нам презрение, или клевету взнесет на нас, или в спор вступит с нами, или не будет внимателен к слову нашему, и за это подыматься начнет в нас на него гнев яростный или негодование, или ненависть, так что душа обымется мраком: тогда приведем на память слово Господа, коим Он такое решительное кладет определение: аминь глаголю вамъ: аще не обратитеся и будете, яко дети, не внидете въ Царство Небесное. Кто, слыша слова сии, не вострепещет? Или кто из тех, у кого здрав смысл, и кои не холодны к делу спасения своего, не извергнет после сего из сердца своего всякое неудовольствие на ближнего своего? Или кто, боясь огня геенского, не поспешит погасить в сердце своем огонь неприязни к брату, чтоб не лишиться Царствия Небесного? Слово краткое, но решительное положил Господь: аще, говорит, не обратитеся и будете, яко дети, не внидете въ Царство Небесное. Строго это определение для тех, кои поблажают своей воле, любят мир и не ведают дара Духа Святого, Который на кого низойдет, тому дает силу забывать все неправды и научает его вместо гнева кротости, вместо вражды миру, вместо задорности смирению, вместо отмщения терпению. Таковы те, кои сподобились возрождения!

7. Возревнуем же извергнуть из сердца своего и истребить в нем то, о чем сказал великий апостол, чтоб прийти в меру дитяти. Ибо те, которые умерщвляют то в себе и отсекают, приходят через то в совершенный возраст. Таковы были апостолы. И Господь, после того, как дунув на них, сказал: примите Духъ Святъ (Ин. 20, 22), явясь потом на море Галилейском, говорил им: дети, имате ли что снедно зде? (Лк. 24, 41). Вдуновением Духа показал Он, что они сделали себя детьми; почему так и назвал их, хотя по возрасту (не духовному) они не были дети. Опять написано: се, азъ и дети, яже ми далъ есть Богъ (Евр. 2, 13). Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися техже, да смертию упразднитъ имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 14). Чьей плоти и крови приобщился он в уподобление им, если не тех, кои отбросили всякую злобу и пришли в меру святого детства? Таковые бывают потом совершенными, как говорит апостол: дондеже достигнемъ ecu въ соединение веры... въ мужа совершенна, въ меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). К тем, кои такого суть рода, говорит Иоанн апостол: пишу къ вамъ, дети, яко познасте Отца.., потом: писахъ вамъ, юноши, яко победисте лукаваго (1 Ин. 2, 14). Видишь ли, как те, кои злобою младенствуют, бывают крепкими борцами против врага; потому что сбросили с себя вооружение его, которое есть злоба? Потом они же становятся отцами и достигают меры совершенства. Тогда им сообщаются таинства и откровение, как лицам, достигшим мудрости, единодушия, благости, кротости и чистоты. Они-то суть честь приносящие Христу в теле своем.

8. Поелику это так есть, брат, то со всяким старанием позаботимся о том, чтоб в нас не было в чем-либо оскудения. Взыщем доброты, мужества и непоколебимости, чтоб злобный враг не обольстил нас и не склонил, отвергши стыд и страх, предаться нечистым и непотребным делам. Будем с Давидом непрестанно Бога умолять, взывая: Призри, услыши мя Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не когда усну въ смерть; да не когда речетъ врагъ мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся (Пс. 12, 4-6). Когда же враги нападут уже на нас, воззовем, говоря: Боже, кто уподобится Тебе? Не премолчи, ниже укроти Боже: яко се врази Твои возшумеша и ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя. Реша: приидите и потребимъ я отъ языкъ, и не помянется имя Израилево ктому (Пс. 82, 2-5). В подобных случаях, святой Давид, Духом Святым движимый, вопиял в молитве: Боже мой, положи я, яко коло, яко трость предъ лицемъ ветра. Исполни лица ихъ безчестия... и да познаютъ, яко Ты еси Богъ единъ (Пс. 82,14,17, 19). Так мужи, верою огражденные, сердце свое вооружают против врагов, и твердо себя устанавливая на святом камне, который есть Христос, с непоколебимым мужеством отражают их, исповедуя потом: обыдоша мя яко пчелы сотъ и разгорешася, яко огнь въ тернии, и именемъ Господнимъ противляхся имъ (Пс. 117, 12).

9. Почему если увидим, что окружившие нас злобою своею, то есть унынием и упадком духа ревности или похотью какою расслабляют душу нашу, или гневом раздражают против ближнего, если тот сделал что неприятное, или очи наши подвигают к похотливому воззрению на красоту телесную, или речи других, как яд, вливают в нас или научают для посеяния раздоров между другими говорить: тот хорош, а этот худ; не поддадимся злокозненности их, но паче с Давидом мужественно и крепким сердцем воззовем: Господь защититель живота моего, отъ кого устрашуся? Аще ополчится на мя полкъ, не убоится, сердце мое: аще возстанетъ на мя брань, на Него азъ уповаю. Едино просихъ отъ Господа, то взыщу: еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храмъ святый Его. Яко скры мя въ селении Своемъ въ день золъ моихъ. И ныне се вознесе главу мою на враги моя (Пс. 26, 1, 3, 5-6). Так взывать свойственно тем, коих ум воскрес от мертвости, которую апостол именует ночью, говоря: несмы нощи, ниже тмы (1 Фес. 5, 5). Тех же, кои предавшись беспечности, нерадят о себе, обличает он, говоря: спящии въ нощи спятъ, и упивающиися въ нощи упиваются (1 Фес. 5, 5). И опять: день Господень, яко тать въ нощи, тако приидетъ... и не имутъ избежати (1 Фес. 2, 3), потому они в нощи суть. А к тем, коих ум воскрес от страстей, кои суть ночь, говорит он: мы же, сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся въ броню веры и любве, и шлемъ упования спасения (1 Фес. 5, 8).

Наши рекомендации