Слова блаженного аввы исаии 2 страница

54. Когда придешь в какое-либо место на жительство и, получив келлию, на устройство ее сделаешь издержки и потом оставишь ее, спустя же несколько времени, воротясь, найдешь живущим в ней брата, не изгоняй его, но поищи себе другую келлию, чтоб не согрешить пред Богом. Но если он сам по своей воле захочет выйти, ты не будешь виноват. И в таком, впрочем, случае не взыскивай с него того, что оставил ты в келлии, если он то истратил.

55. Когда переселяешься из келлии своей, не уноси с собою что нужно в ней для всегдашнего употребления, но оставь то бедному брату, и Бог, где бы ты ни жил, будет иметь попечение о тебе.

56. Борющие тебя помыслы — все — не стыдись открывать старцу твоему, если желаешь найти утешительное облегчение: ибо о том человеке и радуются демоны, который скрывает свои помыслы, худые ли то или хорошие.

57. Берегись тщательно, чтоб, когда приступаешь к причащению, не иметь какого неудовольствия на брата своего, ибо так (приступая), ты сам себя обманываешь.

58. Когда, вникая в слова Писания, получишь назидательные мысли, если дать им переносный смысл, делай это. Но опасайся уничтожить и буквальный смысл, или поверить более своему разуму, нежели святому Писанию, ибо это есть признак гордости.

59. Если брат твой, прельщенный словами еретиков, по неразумию уклонится от правой веры, потом, раскаявшись, опять возвратится к ней, не презирай его; ибо он заблуждался по неведению.

60. Не говори с еретиками даже в видах защищения правой веры, чтоб речи их не влили яда в душу твою. Если найдешь книгу, которую называют еретическою, не читай ее, чтоб не исполнила она сердца твоего ядом смертоносным, но твердо пребывай в том учении, которому научился ты во святой Церкви, ничего не прибавляя и ничего не убавляя. Отвратись от лжеименного ведения, которое, как говорит апостол (см. 1 Тим. 1, 11; 6, 20), противно здравому учению.

61. Если ты молод и не привел еще в покорность (себе) тела своего, то, слыша о великих добродетелях отцов и устремляясь к ним, не думай, что можешь достигнуть их, пребывая в праздности и покое. Ибо если не будешь возделывать их (трудолюбно), то не достигнешь. Если же будешь так возделывать, то они сами собою придут к тебе.

62. Бегай сколько можешь бездействия, ибо оно губит плод монаха.

63. Когда борешься со скверными помыслами и страстями, не уступай, но повергни себя пред Богом, говоря от всего сердца своего: не могу сам собою противостоять им; Ты мне, бедному, пошли помощь Твою, Господи; и преодолеешь.

64. Если, когда пребываешь в келлии своей, в сердце твоем посеяны будут семена скверны, — всеми силами напрягись, чтоб они не возрасли и не овладели тобою. Помысли о присутствии Божием, Коего очам открыто все, что говоришь ты в сердце своем. И вот какую речь обрати к душе твоей. Если ты стыдишься подобных тебе грешников и боишься, чтоб не увидали они позора твоего, не тем ли паче должен ты стыдиться Бога, Коему все открыто? Таким помышлением возбуждается в душе страх Божий, на который если напряжешься ты, то пребудешь недвижим от помыслов худых и страстей. Ибо написано: надеющийся на Господа, яко гора Сионъ не подвижится во векъ живый во Иерусалиме (Пс. 124, 1).

65. Если в подвиге своем так противостоишь искушению,что оно начинает, по-видимому, колебаться, ослабевать и обращаться вспять, да не торжествует сердце твое и не возносится; ибо демоны, убегая, строят козни и готовят брань, опаснейшую первой. Позади града ставят они рать в засадах и приказывают, чтоб не выходили, — пока преследуя их, обратившихся в бегство, — сердце твое не вознесется. Но тогда восстают все (и бегущие, и скрытые в засаде), и бедная душа, окруженная со всех сторон, не имеет никакого убежища. Убежищем и крепостью да будет для тебя то, чтоб от всего сердца припадать к Богу и помощи от Него просить, — и Он избавит тебя от всех нападений вражеских.

66. Если будешь просить Бога, чтоб Он избавил тебя от искушения, и не будешь услышан, не падай духом; ибо Он лучше тебя знает, что тебе полезно. И когда молишься, не говори: подай мне это, а то возьми от меня, но так молись: Господи Иисусе Христе, помоги мне и не дай мне согрешить против Тебя. Уклонился я от правого пути, не попусти мне следовать воле своей; не допусти меня погибнуть во грехах моих; помилуй создание Твое и не презри меня, яко немощен есмь; не оставь меня, яко къ Тебе прибегохъ (Пс. 142, 9); исцели душу мою, яко согрешихъ Ти (Пс. 40, S); предъ Тобою вcu оскорбляющии мя (Пс. 68,20). Не к кому мне прибегнуть, кроме Тебя, Господи! Спаси мя, молюся Тебе, Господи, по милости Твоей. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущие душу мою изъяти ю (Пс. 39.15). Ты, Господи, все можешь и через Тебя слава Богу Отцу и Святому Духу во веки веков, аминь. Тогда совесть твоя явно заговорит в сердце твоем и откроет причину, по которой не услышал тебя Бог. Твое уже дело будет затем не понерадеть, но тщательно исполнить то, что она скажет. Ибо быть не может, чтоб, когда человек слушает Бога, Бог не услышал человека. Ибо Он недалеко от человека. Но наши, противные Ему, желания препятствуют Ему слышать нас. Никто да не прельстит тебя. Ибо как поле без семени и воды само из себя (если не возделано) не может принести плода; так не может принести плода (добродетели) и человек, без скорби и смирения.

67. Будем пребывать в страхе Божием, братие дражайшие, и возделывая добродетели, не будем давать никакого претыкания совести нашей, но себе самим будем внимать в страхе Божием, пока и сама она (совесть) вместе с нами свободною станет и так соединенною (с вами), что будет потом для нас стражем, показывая, чего должны мы остерегаться. Если не захотим повиноваться ей, то она оставит нас и бросит, и мы впадем в руки врагов наших, которые никакой не будут иметь к нам жалости; как показал то нам Господь, говоря: буди, увещеваяся съ соперникомъ твоимъ скоро, дондеже ecu на пути съ нимъ, да не предастъ тебе соперникъ судии и судия тя предастъ слузе, и въ темницу вверженъ будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрантъ (Мф. 5, 25-26). Соперником здесь названа совесть, потому что она сопротивляется человеку, когда он хочет творить волю плоти. Но эта соперница, когда человек с нею не согласуется, предает его врагам его. Почему Осия, сожалея об Ефреме, говорил: притеснил соперника своего и попрал суд. Искал Египта и силою отведен к Ассирианам (по-слав. не так, см. Ос. 7, 11). Египта ищет, кто хочет творить волю плоти. Силою же ведется к Ассирианам таковой, когда, хотя и не хотя, служит врагам. Употребим же, дражайшие братие, все старание, чтоб не впасть в руки воли нашей плотской, чтоб она не свела нас пленниками в Ассирию. Будем внимательно слушать следующие страшные слова: пришел царь Ассирийский в землю Израилеву, и пленными отвел Ефрема и Израиля к ассирианам; и поселил их близ Елеа и Енамора — рек Хузамских: и суть они там до настоящего дня. Тогда послал царь Ассирийский некоторых из народов своих, чтоб обитали на земле Израильской, и всякий себе сделал свое изваяние и поклонялся ему, и вот там они суть до нынешнего дня (см. 4 Цар. 17,6, 24, 25, 29). Вот что постигло Ефрема за то, что он притеснил соперника своего и попрал суд.

68. Рассудите, дражайшие, что будет с теми, кои поблажают пожеланиям своим злым и попирают свою совесть. Не будем соревновать им, возлюбленнеишие, но паче будем подражать святым, кои даже до смерти стояли против греха, повинуясь своей святой совести, и получили наследие Царства Небесного. Каждый из них в свое время совершен был в любви. И имен их никогда не поглотит забвение. Возьмем пример с достойного любви Иакова, который во всем повиновался родителям своим по Богу. Получив благословение, он восхотел отправиться в Месопотамию, чтоб там народить себе сынов. Ибо не хотел он иметь детей от дщерей хананейских, которых род ссорился с родителями его. Взяв палку и сосуд елея, пошел он и пришедши в Вефиль, что означает дом Божий, остановился там на ночлег и заснул, и видит ночью во сне образ лествицы, от неба доходящей до земли, Ангелов Божиих восходящих и нисходящих по ней; Господь же утверждался на лествице. Сей образ показывает, что тому, кто начинает работать Богу, в самом начале воображается в сознании лик добродетелей, которые, если не станет он тщательно возделывать и возращать в себе, то до Бога дойти не может. Встал же Иаков и заключил завет с Богом, чтоб быть Ему рабом, и Бог утвердил его, говоря: Я буду съ тобою и сохраню тебя (Быт. 28,1 -15). Пришедши потом в Месопотамию, чтоб там взять себе жену, и увидев Рахиль, дочь дяди своего, полюбил ее и семь годов служил за нее, хотя она отдана была ему не прежде, как он взял в жену себе Лию. Рахиль была бесплодна. Месопотамия (междуречье) имя свое получила от того, что лежит между двумя реками — Тигром и Евфратом, из коих первый исходит из Ассирийской страны, а второй начала не имеет, но называется текущим широко. Тигр есть рассуждение, а Евфрат — смирение. Лия представляет собою телесные подвиги, а Рахиль — истинное созерцание. Человеку, пребывающему еще в Месопотамии, необходимо с рассуждением воспринимать телесные подвиги, чтоб победить врагов Ассирийских, и со смирением достигнуть истинного созерцания.

69. Впрочем, Рахиль не родила детей, прежде чем не народила их Лия, и Иаков сам довольно не потрудился в служении. Из сего уразумеваем, что человек, если прежде не подымет трудов в возращении добродетелей, не может достигнуть свободы истинного совершенства. Обе сии были жены Иакова, но он любил более Рахиль, нежели Лию; потому что очи Лиины были болезненны; Рахиль же бе добра видомъ и красна взоромъ зело (Быт. 29,17). Болезненные очи первой жены показывают, что пока человек занят телесными подвигами, дотоле не зрит истинным созерцанием. Когда Лия перестала рождать, тогда Бог вспомнил о Рахили. Так, когда телесные подвиги укротят чувства и освободят человека от волнений и тревог плоти, тогда истинное созерцание открывает сердцу славу (Божию, или духовное царство). Хотя дети Лиины были помощниками Иакову, но более всех любил он Иосифа. То есть, хотя труды телесные защищают человека от врага, но истинное созерцание соединяет его с Богом. Как только увидел Иаков Иосифа, захотел возвратиться на родину свою; ибо увидел, что уже родился у него тот, кто имел быть царем между братьями своими.

70. Когда Иаков, приказав всем своим перейти поток и перевезти все имущество, сам остался на той стороне один и сподобился радости благословения, тогда, по слову Господа: не прозовется ктому имя твое Иаковъ, но Израиль будетъ имя твое (Быт. 32,28), (сим последним именем) стал именоваться Иаков, потому что боролся и успел — окреп в борьбе, и соделался через то достойным благословения, сохранив чувства свои, кои были в руке врага. И так, после того, как стали свободными чувства, он назван Израиль, то есть, умъ, зрящий Бога: но когда ум достигнет того, чтоб зреть славу Божества, тогда страшится его враг. Почему хотя Исав и вышел на встречу с жестокостью, но смирение Иакова погасило его злобу, и не встречало более сопротивления от него. Так пусть еще свирепствует враг, но он не может уже стоять пред лицом Бога и бежит. Хотя и видит он великую славу, какую тот получил, но не может насиловать его: ибо он имеет Бога помощником, как написано: возвратись въ землю отца твоего... и буду съ тобою (Быт. 31,3). После того пришел Иаков в Салем, купил себе поле и поставил жертвенник Богу. Салем есть мир. Ибо когда человек минует борьбу, в коей защищал его Бог, тогда приходит в состояние мира, и устроив олтарь из 12 камней, приносит на нем жертвы от трудов рабства, в каком работал в Месопотамии (приносить) во владении, какое стяжал в земле обетования.

71. Таков был и возлюбленный Богу Моисей, когда, изведши народ из Египта и освободив его от руки фараоновой, перешел Чермное море, и видел смерть всех врагов своих. Он послал Иисуса истребить Амалика; а сам оставался на вершине горы, и руки его поддерживаемы были Аароном и Ором, чтоб не переставали иметь вид креста, в котором были расположены, и возвратился Иисус с радостью, истребив Амалика. Тогда устроил он на горе олтарь из 12 камней, и дал имя горе: Господь прибежище мое (Исх. 17, 15), потому что тайною рукою Бог поборол Амалика. Амалик означает уныние. Ибо когда начнет человек отбегать от своих пожеланий и прибегать к Богу, во-первых, нападает на него уныние и старается возвратить его на прежние грехи: но его отгоняет непрестанное к Богу обращение в молитве, предшествуемое и сопровождаемое воздержанием и всяким тела озлоблением. Сими способами освобождается Израиль. И тогда человек благодарит Бога, говоря: немощен я и слаб, но Ты Помощник мой из рода в род.

72. Таков был и великий пророк Илия, который всех скверных пророков, ему противившихся, истребить мог не прежде, как устроил олтарь из 12 камней, налил воды на сложенные дрова, возложил священную жертву, и как огонь божественный пожрал жертвенник и что было положено на жертвеннике. Тогда восприял он дерзновение против врагов своих и, заклав их, возблагодарил Бога, говоря: Ты во всех сих еси. Написано, что он положил лицо свое между колен. Ибо если ум не будет со всем тщанием установлен над чувствами своими и не будет трезвенно и чисто бодрствовать над ними непрестанно, то и не достигнет вечного блаженства и соединенной с ним вечной славы. И если отрочищ Илиин воззрит и увидит, что ни одна из семи порочных страстей не восстанет, тогда возможет узреть малое облако, на подобие следа ноги человека, возносящее воду из моря; что означает Святого Духа, в душе нашей упокоевающегося. В том наше благо, чтоб наши попечения и труды о добродетели пребыли твердыми и непрерывными, и чтоб мы не возвращались к тем делам, в которых испросили прощение. Если труды и попечения наши будут угодны Богу, то враги наши не могут стоять против нас. Как только увидят они, что мы не покоряемся воле их, тотчас разбегутся сами собою. И да призовете, говорит Илия, имена боговъ вашихъ, и азъ призову имя Господа Бога моего, и будетъ Богъ, иже аще послушаетъ огнемъ той есть Богъ (3 Цар. 18, 24). Хотя демоны приносят душам нашим искушения, но без нашего соизволения произвести их в дело не могут. Пусть все свои силы собирают они против человека Божия, но он не слушает их, потому что ими гнушается сердце его, упокоевающееся в воле Божией. Призовите, говорит, имена боговъ вашихъ, и азъ призову имя Бога моего. Призывали, — но тщетен был труд их.

73. Все сие написано в наше назидание, да последуем стопам тех, кои достигли блаженства ревнованием о добродетелях. Они прибегали к помощи Божией и в Боге полагали все свои надежды, нимало не доверяя своим силам. И божественный покров был для них градом ограждения. Знали они, что без помощи Божией ничего не могут, и со смирением повторяли слова Давида: аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранитъ градъ, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1). Если Бог увидит, что сердце Ему совершенно предано и ни на кого другого надежды не имеет, то укрепляет его, говоря: не бойся, сын Мой Иаков, отрок Израиль, не бойся, яко избавихъ тя, прозвахъ тя именемъ твоимъ: Мой ecu ты. И аще преходиши сквозе воду, съ тобою есмь, и реки не покрыютъ тебе: и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалитъ тебе, яко Азъ Господь Богъ твой, Святый Израилевъ, спасаяй тя (Ис. 43, 1-3). Услышав сей глас, душа дерзновение приемлет против врагов своих, говоря: кто пряйся со мною?.. да приближится ко мне. Се Господь, Господь поможетъ ми: кто озлобитъ мя? Се ecu вы, яко риза обетшаете, и яко молие изъястъ вы (Ис. 50, 8-9). О, когда бы и нам пред Богом обрестись подобными тем, кои облечены смирением и сохраняются через него невредимыми от всех стрел врага, по благодати Бога, Коего сила и слава и держава во веки веков. Аминь.

СЛОВО 5

Что должно наблюдать тем, кои хотят мирно жить вместе

1. Если вместе совершаете путешествие, посмотрите, кто из вас послабее, и оказывайте ему снисхождение, если он или посидеть захочет немного, или прежде установленного часа вкусит что.

2. Когда выйдете на какое дело, себе всякий пусть внимает, а за братом своим не смотрит.

3. Никто да не дерзает учить другого или что-нибудь ему приказывать.

4. Если в келлии что делаете, оставляйте всякого делать по своему произволу.

5. Если кто скажет: поучите меня, прошу вас, я этого не умею; то искусный между вами пусть не упорствует и не говорит, что не умеет: ибо это не будет смирение по Богу.

6. Когда видишь, что брат твой делает какое-либо дело, не говори ему, что ошибается или что не так делает. Если он попросит тебя поучить его, а ты этого не сделаешь, но промолчишь, то покажешь тем, что в тебе не любовь Божия, а что-то недоброе.

7. Если брат твой не так хорошо сварит кушанье, не говори ему, что худо сварил; потому что это будет смерть для души твоей: но помысли, как было бы тяжело и больно тебе самому, если б кто тебе сказал такие слова, и успокоишься.

8. Если во время пения погрешит кто в каком слове, не поправляй его тотчас и не смущай. Если и слово пропустит, не будь тебе до того дела. Если он попросит, чтоб ты поправлял его, делай то с любовью.

9. Если будет что за трапезою, чего кто-либо из братии не любит, пусть не говорит, что не может принимать этой пищи; но пусть даже до смерти понасилует себя перетерпеть, и Бог утешит его.

10. Если вместе делаете какое дело, и кто-либо из вас, по малодушию, начнет уговаривать отстать от него, не укоряйте его, но и себе охотно согласитесь на то.

11. Если зайдут к вам какие братья, не расспрашивайте их о вещах бесполезных, иначе они оставят у вас рабство (лишат свободы и льготы, свойственных душе, не помышляющей о пустых и срамных вещах).

12. Если кто из них не утерпит и скажет кому из вас неполезное и вредное; кто услышит это, пусть не открывает прочим братиям, чтоб яд смертоносный не убил душ их.

13. Если нужда заставит тебя отправиться на сторону, не разведывай ничего, что не может тебе принести пользы, чтоб без вреда возвратиться тебе в келлию свою. Если против воли услышишь что такое, возвратясь домой, не рассказывай о том братьям своим.

14. Если живешь в чужой стороне странником, то, в каком бы месте ни находился ты, ничего гордо не делай и не говори, чтоб от твоей скромности и молчаливости жители пользу получили. Ибо немощные, по слабости сердца своего, легко соблазняются, потому что своих грехов не видят.

15. Упование на Божию помощь, кротость, добрая совесть и отречение от своей воли во всем суть признаки смирения. Но надменность, спорливость, самомнение, презрение к брату и то, чтоб говорить, когда кто из-за нас скорбен и смущен: а мне что? Мне какое до него дело? — Все сие означает жесткость сердца.

16. Если брат войдет в келлию твою, когда ты делаешь дело свое, смотри, чтоб сердца твоего не заняло помышление, будто ты работаешь более, нежели он.

17. Если делаешь какое дело вместе с братом немощнейшим, не напрягайся слишком сделать более чем он.

18. Если делаете общее какое дело, прилежи к нему всеми силами, но не старайся узнать, что ты и что брат твой сработал в неделю; ибо нелепо узнавать об этом.

19. Когда отправишься на какое дело с братьями, не желай, чтоб знали, что ты более всех сработал: ибо дело, которое тайно делает человек, видит Бог (см. Мф. 6, 4, 6-18).

20. Если брат скажет тебе что несколько грубо, прими то с радостью: ибо если праведным Божиим судом испытаешь помышления свои, найдешь, что ты сам погрешил.

21. Если живешь с братьями, и сердце побуждает тебя постесненнее пожить, скажи сердцу своему: вот сей брат немощный есть господин мой. Если решительно уже определил ты жить повоздержаннее, избери себе келлию особую, брата же твоего немощного не смущай.

22. Если зайдет к вам какой брат-странник, о котором слышали вы, что он недугует какою-нибудь страстию, не пытайте его словами, если страсть его не обнаружится сама собою; бойтесь также сделать что-либо такое, что может причинить скорбь брату, если он то заметит.

23. Если тебе нужна какая вещь, не серчай на брата твоего, что он сам собою не дает тебе ее; но с доверием и простотою попроси его, чтоб он дал тебе нужную вещь. Это и есть святая прямота сердца. Но если ты нужды своей ему не откроешь, в сердце же своем будешь серчать на него с ропотом, то сам себя подвергаешь осуждению.

24. Если зайдет между вами речь о каком-либо месте Писания, — тот, кому известно сие место, пусть скромно и любовно объяснит его брату своему. То и будет означать, что ведаешь Писание, если оказываешь себя смиренным пред братом своим.

25. Помни суд, на котором должно тебе стать, и позаботься о том, чтоб не оказаться тебе на нем безответным и никакого в тот страшный час не находящим оправдания.

26. Что миру принадлежит, о том не разведывайте любопытно, чтоб не стать подобными отхожим местам, в которые люди ходят слагать лишние тяжести чрева и которые от того полны зловония. Но будьте паче храмами и жертвенниками Богу святыми, на которых утром и вечером воскуряется фимиам. И да не будет никогда жертвенник сей без фимиама (то есть молитвы).

27. Будьте всегда пред лицом Бога, умоляя Его и благодарение Ему принося с простотою и искренностью, да видит в вас Бог все такое, что противно хитрости и мудрости бесовской, пытливости, самолюбию и злобе сердца. Ибо те, кои связаны сими (страстями), тщетно трудятся и конец их — погибель. Кто, впрочем, Бога боится и совести слушается, тот будет отвращаться от всего этого.

28. Похож бывает на дом, в котором нет хозяина, бедный человек, когда дом сердца его устроен у него по своей воле; тогда и говорит он, чего не хотел бы сам по себе, потому что сердца своего не имеет он в своей власти; но оно у него в руках врага.

29. Когда нужно идти на какое дело, один другого пусть не презирает и не оставляет брата своего в келлии, чтоб он мучился там совестью. Но с любовью пусть говорит ему так: как тебе угодно, идти ли нам? И если заметит, что брат в то время немного непокоен или немоществует телом, пусть не настаивает на том, что необходимо идти теперь же, но отложит немного и с любовью останется в келлии.

30. Смотрите, ни в каком деле не идите наперекор братиям своим, чтоб не возмутить их.

31. Если кто живет с отцом или братом духовным, то никаких сделок со сторонними пусть не имеет (без их ведома): этого требует мир и подчинение.

32. Если живешь с отцом или братом твоим, не входи тайно в дружбу с кем-либо и не пиши скрытно писем к кому-либо, так чтоб этого не знали те, с которыми живешь; иначе и тебя самого, и тех погубишь.

33. Если живешь с таким, который больше тебя, — тайно, без его ведома, и бедному не благотвори.

34. Не ищи совета после события или дела, но наперед советуйся о том, что занимает и беспокоит тебя; помышляешь ли о переселении в другое место или делу какому хочешь учиться, или оставить какое дело, или отправиться с кем в путь, с дерзновением ищи совета, прежде чем приступить к самому делу.

35. Открывай скорби души твоей и болезни тела, и причины их, и так открывай, чтоб видно было, что ты уранен (а не другой кто), если желаешь получить уврачевание раны своей.

36. Когда открываешь помыслы, не притворяйся и не говори одного вместо другого, и не принимай вида, будто совета просишь не для себя, а для другого, но прямо открой истину и так наперед приготовься и расположись, чтоб непременно исполнить, что тебе будет сказано; иначе себя самого будешь обманывать, а не старцев, с которыми советуешься.

37. Если просишь совета у старцев против нападения искушений, то не слушай тех, которые внутри говорят тебе больше, чем старцы. Но Бога моли, чтоб Он сотворил с тобою милость Свою и старцам внушил посоветовать тебе то, что Ему угодно. Потом делай, что скажут тебе старцы, и Бог утешит тебя.

38. Если, живя с братиями, не находишь покоя и по причине ли трудов или по причине уз (что совсем связан, свободы не имеешь), или потому, что не можешь нести бремени (сего сожительства), или что страдаешь от уныния, или что не силен подъять ига (подчинения), или что не имеешь возможности добрых начинаний своих здесь исполнить, или что тут все нужное в изобилии, или что желаешь подчинить себя более точной и строгой дисциплине, и более сильным мерам исправления и очищения, — или по другой какой причине сердце твое подвигнет тебя отойти (от сих братий); смотри, не сделай этого безрассудно, как бы сбивая с себя ярмо, не выходи с печалью, тем паче, забыв долг братства, не убегай тайно, с огорчением, когда есть на сердце оскорбление и ты покрыт покрывалом неприязни, но дожди времени мира и спокойствия, чтоб сердце твое было покойно, где бы ты ни был. Потом вину сего всегда приписывай себе самому, а не братиям, с которыми ты жил. Не слушай врага, когда он станет внушать тебе представлять из себя обиженного братиями, когда ты получал от них благодеяния, чтоб тем избежать бесславия и опозорением их прикрыть свой позор: ибо через это ты сделаешься рабом врага, где бы ни стал потом жить.

39. Когда придешь куда на жительство, не тотчас устрояй себе келлию, но прежде рассмотри свойства того места, не откроешь ли какого неудобства, или по причине шумности и беспокойности его, или потому, что будешь на виду у кого, или будешь видеть кого, или другое что не на пользу себе, или по причине славы и знатности места, или по множеству трудов на нем, или по причине докучания от друзей; если мудр будешь, в несколько дней узнаешь все, откуда тебе может истекать смерть, и откуда живот.

40. Когда на несколько дней уступишь брату своему келлию для жительства, не вздумай почитать его подчиненным себе. Когда сам получишь на несколько дней келлию другого для жительства, смотри, ничего в ней не разоряй и не строй без позволения того, кто ее тебе уступил.

41. Если, живя с кем или совершая путешествие, получишь от него какую-либо заповедь; смотри, ради Бога, не понебреги, и явно или тайно не отступи от сей заповеди.

42. Если ты сам себе в келлии своей поставил правилом, чтоб или пищу принимать в определенный какой час, или воздерживаться от какой пищи, — смотри, когда будешь на стороне, не скажи кому за столом: извини меня, — я этой пищи не употребляю: ибо так суетность твоя (тщеславие) передаст труды твои в руки врагов твоих. Господь повелевает, чтоб мы все делали тайно, уверяя, что Отец наш воздаст нам за то явно (см. Мф. 6,4,6-18). Кто любит дела свои, тот хранит их, чтоб не пропали даром.

43. Если в одной живете келлии, и когда ты делаешь какое дело внутри или вне, позовет тебя брат твой, — смотри, не скажи: подожди немного, дай кончу дело; но тотчас послушай его.

44. Если делаете какое дело вместе, и ты заметишь ошибку за кем, не разглашай этого другим, и на уста твои да не вспадает, чтоб сказать о том братиям: ибо тут смерть души твоей.

45. Если живущие с тобой братия утомятся от работы, разреши им принять пищу прежде установленного часа и пусть отдохнут.

46. Суди о всем судом Божиим, а не своим.

47. Что ни делаешь, представляй Бога пред очами своими.

48. Если придешь куда на жительство, чтоб жить одному или с теми, кои были там прежде тебя, и увидишь там мастерства или дела, вред приносящие, или монаху не совсем приличные, — не открывай рта для укора и обличения — но если не надеешься найти здесь покоя, иди в другое место, язык же свой держи от злословия: ибо это для тебя смерть.

49. Если ты слаб и скоро приходишь в страстные движения, не позволяй кому-либо открывать тебе, как верному, своих худых помыслов: ибо это опасно для души твоей.

50. Если зайдет между вами речь, возбуждающая смех, смотрите, не попускайте гласу вашему быть слышиму: ибо несдержанный смех бывает там, где нет дисциплины, ни страха Божия, ни внутреннего хранения.

51. Когда в ваши дни гнев Божий посетит вселенную, то не ужасайтесь, если услышите что страшное; но так рассудите сами с собою: что значит все это в сравнении с тем, чему подвергнемся мы за грехи, если не покаемся?

52. Любите себя взаимно ради Бога. Если соблюдете сие в простоте, то с радостью внидите в покой Сына Божия; а если отступите от сего, то напрасно потрудитесь вы здесь, и когда выйдете из тела, будете ввержены в муку вечную, как свидетельствует Писание. Окаменение сердца нашего ослепляет нас и мы следуем одной своей воле и ее предпочитаем Самому Богу. Но и Его не любим мы, а свои похоти. Любите же себя взаимно и не оставайтесь в своих сердцах необрезанными. Сии немногие дни жизни вашей проводите во смирении, мире и терпении, отсекая свои хотения любовью. Если вы не соблюдаете сего и если, напротив, между вами есть рвение, раздор, споры, гордость, негодование, подозрение, неповиновение; то худо проводите вы время и, без сомнения, подвергнетесь вечным мукам, когда отойдете отселе. Любите же себя, братия, любовью святой и язык свой блюдите, чтоб не произносил безрассудно слов, которыми можно соблазнить, или оскорбить других. Господь же и Бог наш да дарует нам благодать, чтоб делая добрые дела, сподобились мы Его милосердия со всеми святыми, Ему угодившими: ибо Его слава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

СЛОВО 6

0 том, что те, кои хотят восприять честное безмолвие, не должны быть пытливыми, и, оставя помышление о грехах своих, иждивать время в вещах бесполезных

1. Кто с пытливостью исследует Писание, тот сретает враждование и споры; но кто плачет о грехах своих, тот обретает мир и покой.

2. Монах, который сидит в келлии своей, и отбросив помышление о грехах своих, предается пытливости в исследовании Писания, находится в недобром состоянии.

3. Кто, прежде чем возобладает над собою, занимается вопросцами, почему так и так говорится в Писании, тот страдает недугом пытливости. Кто же бодрствует, чтоб не быть пленену грехами, тот непрестанно в самоуничижении повергает себя пред лицом Бога.

Наши рекомендации