Слова блаженного аввы исаии 8 страница
10. Будем же бодренно оберегать себя от мертвых дел и усердно внимать душе своей, чтоб не сделать чего противного естеству ее. Душа наша изменчива и походит на железо, которое, если оставляется в небрежении, снедается ржавчиною, а если разжигается огнем, очищается; и пока лежит в огне, бывает подобно ему (огненно), так что никто не может коснуться его, потому что оно огонь есть. Так и душа, когда устремляется к Богу и беседует с Ним, соделывается огнем и опаляет врагов своих — тех самых, которые обычно угнетают ее, когда она усыплена бывает сном беспечности. Итак, когда душа, подобно железу, обновляется и соделывается святою, то уже не растлевается более никакою вещью мира сего, но упокоевается в истинном естестве своем, какое имеет от Бога. Если же она отступает от того, что ей естественно, то погибает. Как земные животные погибают, если погружаются в воду, потому что им естественно жить на суше, — рыбы же умирают, когда извлекают их на сушу, потому что им естественно жить в воде; так и душа тотчас гибнет, как только отступает от свойственного ей по природе. Посему желающие быть причастниками истинной жизни и сподобиться живоносного богообщения боятся козней и обольщений мира и избегают общения с ним, чтоб не попасться в силки его и не пасть насмерть.
11. Такая душа уже не может любить мира. Ибо помнит, какова была, прежде чем обратилась и стала жить в Боге, и сколько ей досталось от мира, и как злодейски он поступал с нею. С нею бывает то же, что с городом, которым завладевает чужой враждебный царь. Когда входит в него этот царь, граждане, пораженные страхом, своими руками себя отдают победителю, и он, тотчас низвергши статуи прежнего царя и отменивши его законы, поставляет свои статуи и вводит свои законы. Но если граждане тайком дадут знать о том своему законному царю, прося помочь им, и тот, разгневавшись, придет с войском на врага своего; тогда граждане, узнав об этом, отворяют царю своему ворота, и он, вошедши, берет в плен врага своего и убивает, восстановляет свои статуи и прежние свои законы, низвергши статуи царя-противника своего и отменив его законы. Тогда город радуется радостью неизреченною. Царь начинает жить в нем и так его ограждает, чтоб никто уже более завладеть им не был в силах. И граждан самих научает владеть оружием, чтоб вперед не боялись никакого врага. Так, когда душа, по восприятии святого крещения, бывает завоевана диаволом, то он все в ней извращает и опустошает, извергши образ истинного Царя, воздвигает свой и делает то, что бедная душа кружится в заботах и мятежах века сего, и работает всяким грехам и страстям. Но когда благость великого нашего Царя Иисуса Христа воззывает ее к покаянию, она с радостью отворяет врата Царю своему. И Он, вошедши, изгоняет противника своего, скверный его образ извергает, непотребные его законы уничтожает и душе возвращает прежнюю ее свободу. Восстановив же в ней Свой святой образ, дает ей святые законы, преподает ей искусство воевать, ограждает все ее чувства и, наконец, упокоевается в ней, яко Своей. И быть не может, чтобы душа вошла в покой Сына Божия, если не имеет образа Его. Ибо как никакой торговец не берет монеты, на которой не оттиснен образ царя, и меняльщик ее не одобряет, и царь не принимает в сокровищницу свою: так и душа, если не хранит в себе образа Великого Царя нашего, Господа Иисуса Христа, не одобряется Ангелами и не принимается самим Царем; напротив того, слышит: как вошла ты сюда, не имея образа Моего?
12. Далее отличительная черта образа есть любовь. О сем разумеютъ ecu, говорит Господь, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Но любви Его не может быть в нас, если душа наша так разделена, что и Бога будто ищет, и любит между тем яже суть мира сего. Как птица не может летать с одним крылом; так и душа не может востечь к Богу, если другою стороною наклонна к миру. Как корабль, если недостает в нем чего существенного, не может переплыть моря; так и душа, если недостает в ней какой добродетели, не может прейти пучины многомятежного мира. Как корабельщики, надев красивые одежды, перчатки и обувь, подобно женам, дела своего как должно исправлять не могут, и плаванию в таком случае идти успешно невозможно; так и душа не может преодолеть волн, воздвигаемых бурею противных духов, если не упразднилась от забот и мятежностей мира. Как воин, которому надлежит вступить в борьбу с врагами царя своего, противостоять им не может, если недостает у него оружия: так и человек не может бороться с противниками Христовыми, то есть, пороками и страстями, если не облечется во всеоружие добродетелей. Как если падет какая-либо часть стены, враги свободно входят в город через этот пролом, хотя бы врата и бдительно охраняемы были; так, если кто духовного своего здания ограде с какой-либо стороны попустит сколько-нибудь пасть через склонение на страсть и грех, то хотя врата чувств и тщательно еще будут охраняемы, но враг-диавол войдет внутрь и все низвратит.
13. Все это я не сам от себя придумываю, но так учит само Божественное Писание. И рече Господь Бог Ною: тя видехъ (единого) праведна предо Мною въ роде семъ (Быт. 7,1). Аврааму же говорит Он: благоугождай предо Мною, и буди непороченъ. И положу заветъ Мой между Мною и тобою... въ заветъ веченъ (Быт. 17, 1, 2, 7). В книге Числа написано: иже аще обещается зело обетомъ, еже очиститися чистотою Господу, да воздержится отъ вина и сикера, и оцта винна (Чис. 6, 2-3) от всего могущего опьянять. Во Второзаконии говорится также: аще же изыдеши ополчитися на враги твоя, и да сохранишися отъ всякаго (дела и) слова зла (23, 9), пока предан будет враг в руки твои. А из сих седми народов никого не оставляй в живых пленными у себя, да не научатъ васъ творити всякия мерзости своя... и согрешите предъ Господемъ Богомъ вашимъ (Втор. 20,18). Научая же нас, что не должно смущаться множеством врагов, говоря: как их истребить, когда их так много? не возможеши, говорит, погубити ихъ вскоре, да не будетъ земля пуста и умножатся зверие дивии на тя (Втор. 7, 22); но мало-помалу, — по мере того, как ты будешь размножаться численностью. Часто также заповедовал им Бог, говоря: да не завещавши къ нимъ (хананеям) завета, ниже да помилуеши ихъ (там же, ст. 2): они должны быть все истреблены пред лицом твоим. Почему когда Иисус Навин осаждал Иерихон и делал распоряжения по Божию повелению, как низвратить его, то сказал: u будетъ градъ сей проклятъ, и вся, елика суть въ немъ (Нав. 6, 16). В другой раз, когда схватившись с врагом, Израиль не мог устоять, но побежал от лица его, Иисус, падши на лицо свое, воззвал к Богу: Господи, что реку? понеже отврати Израиль выю свою предъ враги своими. Господь сказал ему: согрешиша людие... и украдше отъ клятвы, скрыша въ сосудехъ своихъ. Сего ради не могутъ сыны Израилевы стати предъ лицемъ враговъ своихъ (Нав. 7, 8, 10-11). Это потому, что Ахар похитил нечто из вражеских вещей и скрыл у себя. И Иисус не вышел на брань прежде, чем истребил Ахара со всем домом и имуществом его. Подобное сему видим на Сауле, которого Бог лишил царства за то, что взял лучшую часть из стад и волов Амалика, тогда как Бог повелел все истребить, как преданное проклятию (см. 1 Цар. 15, 15 и др.).
14. Великое ли дело, что Ионафан, коснувшись концом копья своего меда, приложил его потом к устам своим? И однако ж за это Бог не слышал потом всего Израиля (см. 1 Цар. 14, 27, 37). Почему Екклезиаст, научая, что и малым каким-либо грехом сокрушается строй (полчище) добродетелей, говорит: мухи умершия сгнояютъ елея сладость (Еккл. 10, 1). Также и Иезекииль говорит: аще совратится праведникъ отъ правды своея и сотворитъ неправду... вся правды его не помянутся (Иез. 18, 24). И апостол: малъ, говорит, квасъ все смешение кваситъ (Гал. 5, 9). Анания же и Сапфира, жена его, как только сотворили одно лукавство пред Господом, ложно показав цену поля, тотчас пред ногами апостолов испустили дух (Деян. 5, 1 и далее). Аще кто, говорит апостол Иаков, весь законъ соблюдетъ, согрешитъ же во единемъ, бысть всемъ повиненъ (Иак. 2, 10). Увещевает нас Бог к Нему обратиться, говоря через Иезекииля: беззаконникъ аще обратится отъ всехъ беззаконий своихъ, и сотворитъ судъ и правду... жизнию поживетъ. Вся согрешения его не помянутся ему. Яко не хощу смерти грешника, но еже обратитеся, и живу быти ему (Иез. 18, 21-22, 32). И у Иеремии сия глаголет Господь: еда падаяй не востанетъ? Или отвращаяйся, не обратится? Вскую отвратишася людие Мои сии отвращениемъ безстуднымъ? И укрепишася въ произволении своемъ и не восхотеша обратитися? Обратитеся ко Мне и обращуся къ вамъ (Иер. 8, 4-5). Сам Господь говорит: аще бо отпущаете человекомъ согрешения ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный. Аще ли не отпущаете... ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрешений вашихъ (Мф. 6, 14, 15). Братие, пишет апостол Павел, аще и впадетъ человекъ въ некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духомъ кротости, блюдый себе, да не и ты искушенъ будеши (Гал. 6, 1). Также и Иаков апостол говорит: братие, аще кто въ васъ заблудитъ отъ пути истины, и обратитъ кто его, да весть, яко обративый грешника отъ заблуждения пути его, спасетъ душу отъ смерти и покрыетъ множество греховъ (Иак. 5, 19-20). Вот как свидетельства всего Писания убеждают нас внимать самим себе, чтоб, когда ревнуем о добродетели, не укрывали мы в себе ничего худого, особенно гнева против ближнего; потому что он сгубит все труды наши, и Господь наш Иисус Христос не поможет нам в то время, когда враги наши притеснят нас. Напротив, Он гневается на таковых, когда говорит в притче: рабе лукавый, весь долгъ онъ отпустихъ тебе, понеже умолилъ мя ecu: не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего ? И предаде его мучителемъ, дондеже воздастъ весь долгъ свой. Тако и Отецъ Мой Небесный сотворитъ вамъ, аще не отпустите кийждо брату своему отъ сердецъ вашихъ прегрешения ихъ (Мф. 18, 32-35). Рассмотри себя самого, брат, и каждый день исследуй сердце твое пред лицом Бога, чтоб удостовериться, не скрывается ли в нем негодование или гнев на брата твоего, или презрение, или зависть, или гордость. Ибо если оно заражено такого рода ядом, то не может быть угодно Богу. Почаще приводи себе на память те слова Господа: аще не отпустите кийждо брату своему отъ сердецъ вашихъ согрешения ихъ...
15. Итак, кто боится попасть в геенну, да извергнет из сердца своего всякую злобу. Внимай сердцу своему, брат, и бодрствуй. Ибо враги наши крайне хитры и ктому же никогда не спят. Ведай, что невозможно, чтоб человек делал добро, когда действует зло. Может, однако ж, он под видом добра делать зло. Почему Господь, внушая нам быть бодренными, говорит: внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй въ пагубу и мнози суть входящии имъ. Что узкая врата и тесный путь вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обретаютъ его. Внемлите же отъ лживыхъ пророкъ, иже приходятъ къ вамъ во одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищницы. Отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Мф. 7, 13-16). Какие же это плоды их? Все грехи, в которые они стараются вогнать нас. Но тех, кои от всего сердца любят Господа, не могут обольстить лживые пророки. Кто ны разлучит от любве Божия? говорит апостол. — Скорбь ли, или теснота, или гонение, или гладъ, или нагота, или беда, или мечъ? Известихся бо, яко ни смерть, ни животъ, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая, возможетъ насъ разлучити отъ любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашемъ (Рим. 8, 35, 38-39). Видишь ли, брат мой, что нет ничего в мире, что любящих Бога от всего сердца могло бы разлучить от любви сей. Внимай же себе, чтоб какое-нибудь зло не отдалило тебя от любви Его — золото или серебро, или дом, или похоть, или гнев, или презрение, или какое грубое слово, или другой какой яд змия, который вливает он в сердце наше. Не будем смущаться, но паче око свое устремим на медного змия, которого сделал Моисей по повелению Господа. Он пригвоздил его к древу на вершине горы, чтоб всякий, уязвленный змием, тотчас воззревши на него, получал исцеление. Медный змий изображал Господа нашего Иисуса Христа, Который благоволил принять образ сей, чтоб истребить тот яд, который Адам почерпнул из уст змия. Сим способом естество наше испорченное возвращено в естественное свое состояние.
16. Итак, когда ощутим, что змий излил в нас яд свой, устремим поскорей очи свои на Распятого, Который все то претерпел нас ради, — и однако ж не изменился и не подвигся на гнев против тех, кои подвергли его таким страданиям и такому уничижению, — страдал ничего не отвечая, но пребывая неподвижным подобно медному змию. Почему, если мы испросим помощи у Него, то не будем повреждаемы уязвлениями невидимых змиев. В Нем наша крепость и наше ограждение. Яко же бо, говорит Он Сам, Моисей вознесе змию въ пустыни; тако подобаетъ вознестися Сыну Человеческому, да и всякъ веруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вечный (Ин. 3, 14). Да всякъ, говорит, веруяй въ Онь. Необходимо приступить к Нему верою. И медный змий не исцелял уязвленных, если они не воззревали на Него (см. Чис. 21, 8-9). Ибо многие неверы умирали от уязвления змий, потому что презрели слова Бога, как свидетельствует апостол. Ни да искушаимъ, говорит, Христа, якоже неции отъ нихъ искусиша и отъ змий погибоша (1 Кор. 10, 9). Видишь ли, брат, что и в наше время змии кроются в сердцах тех, кои хотят искушать Господа Иисуса? Кто же это такие? Именно те, которые спрашивают о заповедях Его, когда исполнить их не хотят. И вопроси Его, говорит Евангелие, единъ отъ нихъ законоучитель, искушая Его и глаголя: учителю, кая заповедь больши есть въ законе? Иисусъ же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всемъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею... и искренняго твоего яко самъ себе. Въ сию обою заповедию весь законъ и пророцы висятъ (Мер. 22, 35-37, 39-40). Видишь ли, что те, которые спрашивают, а не творят, называются искусителями, потому что не хотят верить медному змию, могущему уврачевать их от смертоносного уязвления невидимого змия.
17. Итак, утверди сердце свое и не говори: как я могу сохранить заповеди Его, будучи человек-грешник? Ибо кто, обратясь к Богу в покаянии, исповедует грехи свои, тот возрождается, и якоже, как говорит апостол, облекохомся во образъ перстнаго, да облечемся и во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 49). Бог дал, как видишь, человеку возможность и способ преобразовываться в покаянии, и соделываться через него совершенно новым. Матерь, когда младенец на лоне ее, хранит его от всякого зла. Если заплачет, даст ему груди, легко ударяя его по щечке, чтоб сосал молоко со страхом и не делался необузданным; или обниманием и поцелуями успокаивает его во время плача. Как свое сердце и свою утробу, любит она его и лелеет, заставляя сосать груди. Покажи ты младенцу золото или серебро, или маргариты, или другое что, он взглянет конечно на это, но тотчас отвращается, прижимаясь к лону матери, чтоб взять сосцы ее. Отец не укоряет его, что ничего не делает, что не идет на войну и не борется с врагами; потому что мал и не может этого. Ноги имеет, но держаться на них не может; руки имеет, но не может владеть оружием. Терпеливо ждут родители, чтоб он мало-помалу выростал. Когда немного подрастет он, и случится ему с кем-либо вступить в борьбу; то хоть и будет побежден, отец не гневается за то, потому что он еще мал. Но когда он становится мужем, тогда открываются его сила и искусство и он преследует врагов отца. Тогда отец все свое поручает ему и вверяет, как сыну. Но если после всех трудов, которые понесли родители в воспитании его, случится голод или поветрие, или война, а он оставит родителей и не захочет успокаивать их в старости и сведет дружбу с врагами их, тогда, забыв любовь свою прежнюю, они изгоняют из дома неблагодарного сына и лишают его наследства.
18. Так и мы, братие, постараемся держаться в объятьях покаяния и сосать млеко из святых грудей его, чтоб оно питало и лелеяло нас. Презрим все, что ни видим, чтоб усладилось млеко его в устах наших. Подчинимся игу его дисциплины, чтоб оно продолжало пещись о нас. Если вступим в борьбу с врагами нашими, и они уронят нас, как младенцев еще, восплачем на лоне его, чтоб оно умолило Отца нашего отмстить за нас тем, кои утесняют нас. Отсечем всякую волю свою от сердец наших и будем держать себя странниками и пришельцами, чтоб оно хранило нас и защищало, как Авраама. Предадим себя в руки его, как Иаков, чтоб удостоиться за то благословения Отца нашего. Отречемся от всех надежд наших, как Моисей, который под Его покровом сохранен был от врагов, желавших умертвить его. Будем хранить его, как святыню, да вознесет оно нас в земли врагов наших. Будем держать себя в нем, как в крепости, подобно Самуилу, который в отрочестве не выходил из Скинии. Не дадим в сердце нашем места лености, да не лишит она нас наследия земли обетованной. Во всех вещах возлюбим смирение, чтоб, подобно Халеву, сподобиться войти в землю, кипящую медом и млеком. Не воспохотствуем ничего погибельного, чтоб не погибнуть подобно Ахару. Возлюбим остен совести, возбуждающий нас каждочасно, да сохранит она нас во время искушения, как Раав. Не будем поблажать гортани никакими желательными яствами, да не погубит она нас, как сынов Илии. Сохраним себя непорочными из всякой неправды, подобно Самуилу, которого совесть не обличала ни в каком зле, которое бы сделал он ближнему своему. Поостережемся воздать злом ближнему, что б это хранило нас от зла, как Давида. Воздержимся от всякого высокомерия и тщеславия, чтоб они не изгнали нас от лица Отца нашего, как Авессалома. Возлюбим смирение и мужество, чтоб сделаться отмстителями врагам Отца нашего, подобно Соломону. Во всем постараемся являть покорность заповедям, воздерживая члены свои от всяких мертвых дел, чтоб приобресть стремительное против врагов наших сердце, подобно Илии Фесвитянину. Не будем жадны и падки на удовольствия, чтоб это не сгубило нас, как Ахава. Будем послушны духовным отцам нашим, во всем отрицаясь от своих хотений, чтоб за благопокорливость им почило на нас благословение их, как на Елисее Илиино. Не будем корыстолюбивы и лживы, чтоб не опроказиться, подобно Гиезию. Людей благочестивых будем любить паче себя самих, да сподобимся благословения их, подобно сунамитянине. До самой смерти будем преследовать ненавистно всякий грех, чтоб в день нужды это помогло нам, как Сусанне. Не возжелаем разного рода снедей, подобно тем, кои получали пищу от стола Навуходоносорова. Будем радоваться в бедах и скорбях, подобно трем отрокам. Будем исполнять службы Божии подобно Даниилу, который восхотел лучше умереть, чем оставить молитвы, которые обычно возносил каждый день Богу. Бог крепок — и хранит от искушения тех, кои любят Его; нечестивых же предает пагубе. Вера праведника в Бога лютых зверей делает агнцами овчими. Благословен Бог, даровавший нам благодать покаяния, и благословен от Бога любящий покаяние и выю свою подклоняющий под иго воли Его, пока не обновится свыше силою Его.
19. Крайне, брат, нужны человеку тщание, рассудительность и бодренность, чтоб, всякую свою волю отвергая, право ступал он во всех путях своих, чтоб не заблудиться и не попасть в руки врагов покаяния. Кто считает себя праведным, тот убивает его. Кто судит грешников, тот гонит его и преследует. Кто презирает нерадивых, тот расслабляет его (дает ему отпускную). О нем в Притчах написано: тесны стези дому ея: брашна же леностнаго не яде. Сугуба одеяния сотвори мужу своему. Быстъ яко корабль куплю дея, издалеча собираетъ себе богатство (Притч. 31, 27, 22, 14). Будем рассуждать о нем по указанию сих слов. Торговец, нагружающий корабль, не один род товаров забирает в него, а все, от чего надеется получить прибыль. Если видит, что кто-нибудь понес убытки, то ему не подражает, а тем, которые вышли в богачи. Тех жителей, которых считает независтливыми, расспрашивает, за сколько какую вещь можно купить или продать. Такова и душа, которая с радостью взыскивает Бога. Не бывает она довольна одним чем, но все забирает, от чего надеется себе пользы (в начатом деле); то же все, в чем подозревает какой вред, отвергает без жаления. Ныне убо, брат мой, когда стал ты купцом Господа Иисуса, опасливо разбирай товары и ни за что не бери тех, которые приносят один убыток. Такого рода суть: слава человеческая, гордость, надменность, высокомерие, гнев, злословие, скупость, раздор. Это и сему подобное не благоугодно Господу Иисусу. Рассматривай, брат, тщательно самого себя и чувства свои доследуй, чтоб знать, кому какое из них приносит плод — Богу то есть или греху? Не увлекаются ли очи твои похотию? Не скор ли язык твой на продерзость? Не пленяется ли сердце твое человеческою славою? Не слушают ли охотно уши твои льстецов и злословцев? Все это обращается во вред уму твоему. В книге Левит написано: глаголи Аарону и сыновомъ его: всехъ, елика аще имутъ порокъ въ себе, да не принесутъ Господу (Лев. 22, 18, 20), да не умрут. Аарон означает ум. Поелику враг ко всякому виду правды старается подмешивать своего зла, то и заповедуется рассматривать приносимое, прежде чем принесется, что б не принять чего с подмесью греха и не умереть.
20. Такое тщательное исследование свойственно тем, которые истинно любят Господа Иисуса и уповают на Него. Душа таковых соделалась невестою, украшенною всеми добродетелями. Ибо как говорит апостол: мы же ecu откровеннымъ лицемъ славу Господню взирающе, въ тойже образъ преобразуемся отъ славы въ славу, якоже отъ Господня духа (2 Кор. 3, 18). Видимъ убо ныне якоже зерцаломъ въ гадании, тогда же узримъ Его лицемъ къ лицу (1 Кор. 13,12). Почему души, соделавшиеся невестами, рассматривают себя в чистоте, как в зеркале, не осталось бы какое пятно на лице, неприятное Жениху их. Ибо Он требует, чтоб девы, то есть души, были чисты, непорочны и никакого не имели пятна — таковы, как написано о Ревекке: девица же бяше доброзрачна зело... мужъ не позна ея (Быт. 24,16); или как те, о которых говорит псалом: приведутся Царю девы въ следъ ея, искренния ея приведутся Тебе (Пс. 44, 15). Ибо возрождение святого крещения обновляет их от всякой ветхости. И покаяние освящает их и делает девами чистыми. Они забывают тогда про все ветхое. Слыши, говорит, — дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и домъ отца твоего, и возжелаетъ Царь доброты твоея (Пс. 11, 12). И все Силы Небесные обратят тогда на нее взоры свои, ради чистоты, которою украсило ее покаяние, соделав ее через то едино тело с Господом, — и рекут: кто сия восходящая отъ пустыни, яко стебло дыма, кадящее смирну и ливанъ, отъ всехъ благовоний мироварца? (Песн. 3, 6).
21. Итак, всеми силами будем домогаться того, чтоб мало-помалу совлечься нам деяний ветхого человека; будем избегать всего пагубного, пока приидет к нам любовь Господа и, отъяв у нас образ перстного, напечатлеет в сердце нашем Его святой образ, чтоб, став чистыми и непорочными, без всякого пятна, соделались мы достойными Его. Якоже облекохомся во образъ перстнаго, да облечемся и во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 49), как говорит апостол. По апостолу, никого нет без греха после того, как совершено первое преступление; но есть покаяние, которое ведет человека к совершенной чистоте: почему он убеждает нас разрушить в себе деяние того, кто не повинулся вначале, и любовью восприять деяние Господа нашего Иисуса Христа (послушливого даже до смерти), повинуясь заповедям Его. Движимый милосердием, Он понес рабство (зрак раба) человека, чтоб возвесть его в мысленный рай, и ущедрить всеми Своими святыми добродетелями, дав ему способ питаться от древа жизни, которое есть познание Его словес и исполнение их. Это водворяет мир в душах верующих и хранит их непрестанно, заставляя заграждать уши от всякой речи пагубного змия, через напоминание о том жестоком рабстве, в которое впали мы первым непослушанием, и побуждая всегда благодарение воссылать Тому, Кто искупил нас бесценною кровью Своею, раздрав на кресте рукописание нашего рабства (Кол. 2, 14) и приписав нас Себе в братья и друзья (см. Ин. 15, 14-15). Ибо Он, изливая в любви Духа Своего на учеников Своих и оживляя души их, сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Отче, ихже далъ ecu Мне, хощу, да идеже есмь Азъ, и тии будутъ со Мною. Яко возлюбилъ ecu ихъ, якоже Мене возлюбилъ ecu (Кн. 17, 24, 23).
22. Впрочем, чтоб показать, что Он говорит это не о всех, а только о тех, кои, отсекая свои воли, повинуются Его святой воле и прекращают всякое общение с миром, сказал: Я избрал их от мира, сего ради ненавидит их мир, потому они уже не суть от него (см. Ин. 15, 19). Оставившие та, яже суть мира сего, соделались, как видишь, достойными быть невестами Господа Иисуса и пребывают во истине Его. Сего ради, говорит Апостол, оставитъ человекъ отца и матерь, и прилепится къ жене своей и будета два въ плоть едину. Тайна сия велика есть. Азъ же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5, 31-32). Тот же апостол и язычников назвал сонаследниками, сотелесниками и сопричастниками обетования во Христе Иисусе, через Евангелие (см. Еф. 3, 6). Ибо через это они соделались достойными быть едино тело с Ним. Дух Святой обитает в таковых и внушает им все нужное; и Он уже печется о них. Не вы-бо будете глаголющии, говорит Господь, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ (Мф. 10, 20). И апостол то же говорит: намъ же Богъ открылъ есть Духомъ Своимъ: Духъ бо вся испытуетъ и глубины Божия. Мы же умъ Христовъ имамы (1 Кор, 2, 10, 16). Как же можно нам после сего, умом Христовым помышлять о чем-либо греховном? Зри, брат, в душе своей тайну сию.
23. Все роды животных, находящихся на земле, рождают, совокупляясь с подобными себе, а не с разнородными, домашний ли то скот или звери, гады или птицы. Почему Бог привел всех животных к Адаму, чтоб увидел, есть ли между ними какое, ему подобное. Не нашлось ни одного; потому что все были не его природы. Тогда взял Бог одну из костей его и сотворил ему жену, которая есть потому взята от мужа своего. Тайна сия великая повторяется в тех, кои бывают невестами Христу, потому что такие от Него суть через возрождение, суть из святого Его тела. Почему апостол говорит: все мы, едино тело есмы о Христе, а по единому другъ другу уди (Рим. 12, 5). И еще: зане уди есмы тела Его, отъ плоти Его и отъ костей Его (Еф. 5, 30). Видишь ли, что как Ева из Адама и все люди от них, и во всех людях одна и та же человеческая природа: так Господь во всех есть, кои от Него; и все, кои от Него, то же Ему суть, что Ева Адаму, и именуются невестами Его. Которые же оказываются неразумными, подобно скотам, и подражают то хищничеству зверей, похищая друг у друга, что попалось, или непостоянству птиц, или ядовитости змий — души тех невестами Христовыми быть не могут, потому что они разны с Ним в деятельности. Видишь, брат, как хочет Господь, чтоб человек уподобился Ему, да будет душа его невестою Ему. Так из дел своих может познавать душа, с кем она сродна. Если она действует право, то Дух Святой обитает в ней. Добрые деяния делают душу свободною от страстей. И быть не может, чтоб в таковой душе не обитал Дух Святой. Аще любите Мя, говорит Господь, заповеди Моя соблюдите. И Азъ умолю Отца, и иного утешителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами въ векъ Духъ истины (Ин. 14, 15-17). То же говорит и Апостол: или не знаете себе, яко Иисусъ Христосъ въ васъ есть? Разве точию чимъ неискусни есте (2 Кор. 13, 5). Видишь, как если кто не подражает деяниям Господа, не одобряется и невестою Его быть не может? И девы (в притче) все приготовили лампады свои, но которые из них не имели добрых дел, те отвергнуты (см. Мф. 25, 1, 12). Мрежа, вверженная в море, собрала всякого рода рыб; но только добрые взяты были в сосуды (см. Мф. 13, 47-48). Плевелы росли вместе с пшеницею, но когда пришла жатва, они были связаны особо и сожжены огнем (см. там же, 25, 30). Розги, не приносящие плодов, отсекаются и в огнь бросаются (см. Ин. 15,6). Овцы паслись вместе с козлищами, но потом овцы только поставлены одесную, козлища же ошуюю (см. Мф. 25, 33). Сеявший сеял одинаковое семя, но только то, которое пало на добрую землю, принесло плод (см. Мф. 13, 3-8). Господин раздал серебро без лицеприятия, всякому по силе, но удовольствовался потом только возвращением удвоенного количества его (см. Мф. 25, 21, 23). На брак позваны все, но того, кто не имел одеяния брачного, велено было ввергнуть во тьму кромешную (см. Мф. 22, 11-13). Многие объявляют себя исповедающими правую веру; но те из них, которые не имеют добрых дел, извергнутся вон: мнози бо суть звани, мало же избранныхъ (Мф. 22, 14).
24. Исследуем же себя самих, братие, и дела наши взвесим, прежде чем придет час предстать нам Господу; чтоб не быть нам из числа тех, кои творят волю плоти. Приложим труд стяжать такие богатства, какие обретем в тот час нужды; те же, которые здесь против воли надо будет оставить, презрим. Посмотрим на тех, которые с большим усердием налегали на собрание этих тленных богатств, как, оставя их здесь, они попали в геенну, потому что нерадели следовать стопам Господа Иисуса, чтоб сделаться достойными Его невестами. Итак, понудим себя на слезы пред Богом и на сокровенное болезнование и воздыхание сердца, чтоб не подвергнуться подобному сраму. Когда на море поднимается буря и многие корабли погружаются в волнах, не говорим: погибнем и мы, как погибли они; а, напротив, всеми силами стараемся и обеты даем Богу, чтоб выйти целыми из беды. Точно, братие, великая свирепствует буря в море жизни сей. Приложим же труд и ко Господу не престанем взывать, чтоб не погрязнуть в волнах. Если не сбросим с себя бремени грехов и не обнажим себя от многозаботливости, то выйти целыми из этой всевозметающей бури не можем. Моисей не прежде воспел песнь Богу, как перешедши море и увидев погибель тех, которые хотели удержать в рабстве народ Божий! Тогда наконец сказал он: Господеви поимъ: славно бо прославися. Коня и всадника вверже въ море (Исх. 15, 1).