Так все десять. Он сопоставил все тексты с их иснадами. То же самое он сделал и с хадисами других
Ученых. Тогда люди отдали должное его памяти» («Тарих Багдад» 2/20-21, «Тахзиб аль-Камаль» 1171,
«Табакат ас-Сабаки» 2/218-219).
Требования, которые аль-Бухари представлял к равиям (передатчикам хадисов) были очень
Строгими, поэтому в его сборнике «ас-Сахих» почти все хадисы достоверны. Абу Аммар аль-Хусайн
ибн Хурис сказал: «Я не знаю, видел ли я подобного ему. Он будто был создан для хадисов»
(«Мукаддима аль-Фатх», стр. 484). Сам имам сказал: «Я встречался с более чем тысячью ученых в
Хиджазе, Ираке, Шаме и Египте, и я не видел ни одного из них, кто бы расходился в одном - в том,
Что религия - это слова и дела, и что Коран - это Слово Аллаха».
Благородная дань, отданная салафами этому ученому, выражается в словах Йахйи ибн Джафара,
Который сказал: «Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада ибн Исмаила, то я
Бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть - уходом знаний»
(«Тарих Багдад» 2/24, «Тахзиб аль-Камаль» 1172).
Муслим - имам Абу аль-Хусайн ибн Хаджжадж ибн Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури
(204(817)-261(875)), автор книг «аль-Джами' ас-Сахих», «аль-Илал», «аль-Вахдан» и др. Он передавал
Хадисы от Ахмада ибн Ханбала, Йахйи ибн Маина, Абу Хайсамы, Ибн Абу Шайбы, аль-Бухари и их
Современников. Его учениками были ат-Тирмизи, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Суфйан и др. Одних
Только хадисов, включенных в сборник «ас-Сахих», он собрал от 220 ученых. Да смилостивится
Аллах над ними обоими и простит их грехи!
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЕРВОЙ
Данная глава указывает на цель этой книги от первой и до последней ее страницы. Я избавлен от
Необходимости пространной речи, поскольку в этом труде раскрывается сущность таухида Аллаха в
Его Божественной природе и поклонении с пониманием его заповедей, ограничений, условий, благ,
Аргументов в его пользу, его основ и частностей, его мотивов, плодов и требований, а также того, что
Укрепляет и усиливает его, и того, что его ослабляет и подрывает, а также других сопутствующих
Обстоятельств.
Знай же, о мой брат в Исламе, что абсолютный таухид представляет собой знание и
Убежденность в Единственности Господа в Его атрибутах совершенства, утверждение Его
Единственности в обладании атрибутами величия и великолепия, а также обращение поклонения Ему
Одному.
Таухид имеет три составляющие:
Первая - Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами (Таухид аль-
Асма' ва-с-Сифат). Данное положение подразумевает Единственность Господа - беспредельно
Величие Его - в Его абсолютном совершенстве во всех аспектах Божественных качеств величия,
Великолепия и красоты, и что Ему нет равных в обладании ни одним из этих качеств. Эти имена и ка-
Чества, их значения и сущность сообщил нам Сам Аллах в Своей Книге, и сообщил о Нем Его
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, в Сунне. Все это изложено соответствующим
Его величию и великолепию образом, и недопустимо даже малейшее от рицание, непризнание,
Искажение Его Божественных качеств или уподобление Ему.
Отрицается только то, что отвергнуто Самим Аллахом или Его посланником, да благословит его
Аллах и приветствует, в отношении каких бы то ни было недостатков или пороков, противоречащих
Его совершенству.
Вторая - Единственность Аллаха в господстве (Таухид ар-Рубубиййа). Суть этого заключается в
Убежденности раба в том, что Аллах является Единственным Творцом, Кормильцем и Управителем
Всего сущего, Который одарил благами все Свои творения, а выдающихся людей, то есть пророков и
Их последователей, наградил истинными вероубеждениями, прекрасной моралью, полезными
Знаниями, а также стремлением творить праведные дела. Подобное воспитание полезно для сердец и
Душ и обеспечивает счастье как в этом мире, так и в Будущей жизни.
И третья - Единственность Аллаха в Божественной природе,
Иначе говоря, в поклонении (Таухид аль-Улухиййа, или Таухид аль -
'Ибада). Суть этого заключается в знании и убежденности в Божественности только Одного Аллаха,
Обращении поклонения Ему Одному и преданности религии Одного Аллаха. Эта последняя
Составляющая таухида подразумевает и включает в себя первые две, поскольку Божественность, как
Атрибут, охватывает все качества совершенства и все качества господства и величия. Аллах
Обожествляется и является объектом поклонения в силу присущих Ему атрибутов величия и
Величественности, а также дарованных Им Своим
Творениям достоинств и добродетелей. Единственность Всевышнего в Его атрибутах совершенства и
Его единоличность в господстве исключает обожествление и поклонение чему-нибудь еще помимо
Него.
Цель призыва всех посланников, от первого и до последнего, заключается в призыве всех людей
к таухиду на этой основе*.
Автор книги по этому поводу привел тексты, свидетельствующие о том, что Аллах создал
Творения для поклонения и преданности Ему. Это представляет собой обязательный долг всех их по
Отношению к Нему.
Все небесные Книги и все посланники призывали к этому таухиду, категорически запрещая
Противоположные этому принципу ширк и приобщение к Аллаху равных. Особо настоятельно к