Положения веры, которые подтверждаются хадисами.

Прежде чем завершить исследование данного вопроса, перечислим некоторые вопросы вероучения, основанные на достоверных хадисах:

1. — пророческая миссия Адама и некоторых пророков, о которых не сообщается в Коране;

2. — превосходство нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, над остальными пророками и посланниками;

3. — величайшее заступничество пророка, мир ему и благословение Аллаха, на месте сбора;

4. — заступничество пророка, мир ему и благословение Аллаха, за мусульман, совершавших тяжкие грехи;

5. — все чудеса пророка, мир ему и благословение Аллаха, за исключением Священного Корана, в том числе разделение луны, которое упоминается в Коране, но отрицается нашими оппонентами вопреки ясным и достоверным хадисам;

6. — описание начала творения, описание ангелов и джиннов, описание рая и ада, утверждение об их существовании, ниспослание Чёрного камня из рая;

7. — многие особенности пророка, мир ему и благословение Аллаха, собранные имамом ас-Суйути в книге «ал-Хасаис ал-кубра» (Величайшие особенности), в том числе его вхождение в рай, лицезрение его обитателей и того, что приготовлено для праведников, обращение в ислам джинна, который был приставлен к нему;

8. — попадание в рай десяти сподвижников, обрадованных этой вестью;

9. — вера в то, что ангелы Мункар и Накир допрашивают покойных в могилах;

10. — вера в мучения в могиле;

11. — вера в то, что могила сдавливает покойного;

12. — вера в весы с двумя чашами в день воскресения;

13. — вера в Сират;

14. — вера в водоём пророка, мир ему и благословение Аллаха, и в то, что испивший из него однажды никогда больше не испытает жажды;

15. — попадание семидесяти тысяч мусульман в рай без расчёта;

16. — вера в достоверные сообщения, содержащие описания воскрешения и сбора, не упомянутые в Коране;

17. — вера в то, что добро и зло предопределены и что Аллах уже записал счастье или несчастье каждого человека, его земной удел и жизненный срок;

18. — вера в перо, записавшее всё сущее;

19. — вера в то, что совершающие тяжкие грехи не останутся в аду навечно;

20. — вера в то, что души мучеников, павших за веру, находятся внутри зелёных птичек в раю;

21. — вера в то, что Аллах запретил земле пожирать тела пророков;

22. — вера в то, что у Аллаха есть странствующие ангелы, которые передают пророку, мир ему и благословение Аллаха, приветствия его последователей;

23. — вера во все признаки Судного часа, в том числе в пришествие ал-Махди, нисхождение ‘Исы, появление Антихриста и др.

Не все перечисленные убеждения опираются на единичные сообщения. Среди них есть и такие, которые подтверждаются множественными хадисами, но наши оппоненты не разбираются в особенностях множественных и единичных преданий, и поэтому они отрицают эти убеждения целиком или почти целиком. Между тем, согласно свидетельствам хадисоведов, предания о появлении Антихриста и ал-Махди, о нисхождении ‘Исы ибн Марйам были пересказаны многими передатчиками.

Но хуже всего то, что наши оппоненты отвергают даже те убеждения, которые дошли во множественных хадисах, не вызывающих сомнения, и даже упомянуты в Коране. Они считают, что смысл этих текстов некатегоричен, и мы уже привели высказывания шейха Шалтута по этому поводу. Из-за своих сомнений они не признают даже то, что рабы увидят Аллаха в день воскресения, хотя Коран ясно указывает на это: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аяты 22-23). Хадисы по этому поводу тоже были пересказаны многими передатчиками.

Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари, да смилуется над ним Аллах, в своей «Ибане» (С. 6) подверг мутазилитов резкой критике за то, что они отвергают тексты Корана и сунны, слепо повинуясь своим наставникам. Он пишет: «Многие уклонившиеся от истины еретики из числа мутазилитов и кадаритов потакают своим желаниям, слепо повинуясь своим наставникам и заблудшим предшественникам. Они истолковывают смысл Корана в угоду своим желаниям, и подобные толкования не подтверждаются ниспосланными Аллахом доказательствами и не принадлежат ни посланнику Господа миров, ни ранним мусульманам. Они противоречат хадисам пророка, мир ему и благословение Аллаха, рассказанным сподвижниками, о том, что люди смогут увидеть Великого и Могучего Аллаха воочию. По этому поводу дошло много множественных (мутаватир) преданий. Они отрицают заступничество посланника, мир ему и благословение Аллаха, за грешников и отвергают предания, рассказанные ранними мусульманами. Они отрицают мучения в могиле и то, что неверующие получают наказание в своих могилах». В другом месте он пишет: «Мутазилиты отрицают существование водоёма. <…> Мутазилиты отрицают мучения в могиле».

Характеризуя хариджитов и мутазилитов, имам ал-Аш‘ари в «Макалат ал-исламиййин» (С. 340) пишет: «Они разошлись во мнениях относительно мучений в могиле. Одни из них признали этого, а другие нет». Он же пишет: «Они разошлись во мнениях относительно того, будут ли совершавшие тяжкие грехи удостоены заступничества посланника, мир ему и благословение Аллаха. Мутазилиты не признали этого и заявили, что этого не произойдёт».

В этом трактате имам ал-Аш‘ари неоднократно отмечает, что мутазилиты не признают существование у Аллаха глаз и рук, отрицают возможность лицезрения Его, Его пришествие в день воскресения и нисхождение на ближайшее небо. Они убеждены в том, что грешники никогда не выйдут из ада и разделяют другие воззрения, противоречащие достоверным и множественным хадисам, а также ясным аятам Корана.

Отрицающий эти убеждения, подтверждаемые достоверными хадисами, следует путём мутазилитов, а не приверженцев сунны. Я встречал много пожилых и молодых людей, утверждавших, что все признаки Судного часа подтверждаются единичными сообщениями, и отрицавших их на этом основании. Те же из них, которые признавали многочисленность путей передачи этих сообщений, интерпретировали и искажали их смысл.

Ас-Саффарини приводит мнение Исхака ибн Рахавайхи о том, что отрицающий единичные сообщения считается неверующим. Однако, согласно достоверному мнению, такие люди не становятся неверующими. Очевидно, некоторые улемы обвиняли в неверии тех, кто отрицает хадисы, которые принимаются всеми мусульманами и единодушно признаются достоверными. Мы не считаем этих людей неверующими, но заявляем, что непринятие достоверных хадисов Божьего посланника, мир ему и благословение Аллаха, в вопросах вероучения является ошибкой, и мы опасаемся, что такие люди впадут в заблуждение и что Аллах введёт их в искушение: «Пусть же остерегаются те, которые противятся воле [пророка], как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (сура 24 «Свет», аят 63).

Источник книга: «Вера в Аллаха» автор: Сулейман Аль Ашкар.

Наши рекомендации