Выход за переделы через Любовь и Преданность
Вопрос: Будет ли правильно сказать, что, когда ученик на Пути делает один шаг, Мастер делает много шагов?
С.А.: Не много шагов... а много километров.
Вопрос: А эти шаги заключаются в его усилиях или просто в его доброй воле?
С.А.: Добрая воля предшествует Пути.
Однажды я пошёл гулять со своим дедушкой и маленьким двоюродным братом, который был сыном (я не помню точных родственных связей, это было очень давно)... сыном фермера. Мы гуляли, я шёл слева от дедушки, мой двоюродный брат шел справа, и, идя по тропинке, мы вышли из леса и практически лицом к лицу столкнулись с быком. Может быть, среди присутствующих есть люди из деревни, которые знают, что такое бык, настоящим рык, и при этом лицом к лицу... Когда это произошло, мой дедушка держал нас обоих за руки, и, когда мы потом вернулись обратно, он сказал мне: «Ты испугался!» Я ответил: «Да! И насколько же я испугался!» Это был первый раз в моей жизни, когда я видел быка - и мы столкнулись практически лицом к лицу. Мой дедушка сказал: «Я тоже испугался». А мой маленький двоюродный брат сказал: «А я нет!» Мой дедушка больше ничего не сказал. Вечером я сказал ему: «Он, конечно же, храбрее, чем я, - мой маленький двоюродный брат. Что я могу сделать, чтобы стать таким же храбрым, как он?». А мой дедушка сказал: «Нет, ты ошибаешься». «Разница между тобой и им - в том, что, когда ты боишься, ты остаёшься на месте. Ты не убегаешь. Если бы он испугался, он бы убежал».
Понимаете? И вы знаете, в тот день я понял всю абсурдность всех тех людей, которые хотят «испытывать свои эмоции», быть свободными испытывать то, что они чувствуют, свои эмоции. В то время как человека, настоящего человека или кого-то, идущего к тому, чтобы стать настоящим человеком, характеризует то, что он видит свои эмоции, он чувствует свои эмоции, но он добавляет к ним что-то ещё, он решает делать что-то, иначе говоря, он ставит себя на более высокий уровень, чем его эмоции, он решает, как он будет их использовать, в то время, как глупый человек, который хочет реализовать себя, который хочет «выразить» то, что он испытывает, и т.д., живёт на более низком уровне, который напоминает уровень животного мира, просто испытывая и выражая свои эмоции. У другого человека есть эмоции, и он решает свободно определить своё отношение к этим эмоциям, либо он находится в их власти, либо он принимает решение и действует, не с помощью своей доброй воли, а с помощью своей воли.
Несколько дней спустя я увидел, что сказанное моим дедушкой было правдой. Мы пошли на железнодорожный вокзал... Маленький сын фермера никогда не был на железнодорожном вокзале. В тот раз, впервые в своей жизни, он увидел поезд. Мне самому больше повезло, я уже видел достаточно поездов. Но в тот раз, в первый раз, когда мой двоюродный брат увидел поезд, он убежал. Когда поезд, - что они делали в те времена? когда поезд засвистел, вы понимаете, он засвистел очень, очень громко, и одновременно было очень много дыма и очень много шума, он так испугался, что убежал. Конечно же, я гордился, что остался там перед поездом.
Тем не менее, насколько человек может быть глуп! Но я понял. И это помогло мне понять ещё одну вещь. Позже - это было более тридцати лет назад, - когда люди начали говорить о личной реализации, о личном развитии это только-только начиналось в то время - «личное развитие», и все, кто следуют по пути такого «личного развития», те люди, которые ищут «личного развития», будут продолжать искать до конца своей жизни и никогда не найдут. По очень простой причине: личное развитие - это побочное следствие чего-то другого. Это побочное следствие выхода за пределы своей личности. Это побочное явление для кого-то, кто-то либо ставит себя на службу человеку; одному человеку или двум людям, которых он любит, либо ставит себя на службу делу, которое он любит. И именно служение любви или преданности делу делает возможной личную реализацию. Но если у нашей жизни нет смысла, - это может быть просто любовь или это может быть преданность, - в этот момент никто не можем реализовать себя, личное развитие становится иллюзией. Многие люди приходят на Путь в поиске равновесия и личного развития, это хорошо в качестве начального мотива, но, если человек не находит средств достаточно любить одного человека или нескольких или стать достаточно преданным, он никогда ничего не достигнет. Это же заблуждение происходит с нашими эмоциями, с тем, что мы делаем с ними, как мы ставим себя по отношению к нашим эмоциям. И то же происходит с личным развитием.
Личное развитие - это побочное следствие любви и преданности. Вот такие вещи я узнал благодаря быку. Одну из них, первую, я узнал сразу же, другую - немного позже, но источник был тем же самым.
Вопрос: Я не уверен, правильно ли я понял, означает ли это, что такие люби, как аббат Пьер, Сестра Эммануэль и так далее, достигли уровня личной реализации?
С. А.: Если они были на духовном пути, то да, в противном случае они просто находились в состоянии преданности.
Вопрос: То есть основа - это находиться на Пути?
С.А.: Это то, что я сказал, да. В любом случае, чтобы достичь равновесия или любой внутренней реализации, вам нужна либо любовь, либо преданность, других вариантов не существует. И над ними обеими необходимо работать, развивать, такая же работа связана с тем, чтобы найти своё место по отношению к эмоции, по отношению к внешней ситуации, которая вызывает эмоцию. Находясь здесь, вы видите, что за человек перед вами. Находясь здесь, вы видите, кто там есть.
Вопрос: Шаг на Пути - это каждый раз, когда мы делаем усилия, или это то, что мы понимаем?
С.А.: То, что мы поняли, приведёт к совершению шага, или шаги, которые мы совершаем, приведут нас к пониманию. Движение может быть в любом направлении. И если ты понял, что я сказал, то я прошел километры, чтобы дойти до тебя, после того как ты задал вопрос.
Медитация для всех
С.А.: Однажды мы должны научиться просто, принимать жизнь, как она есть. И останавливать наше внутреннее кино, наше внутреннее учитывание. Вы знаете, многие из вас всё ещё не поняли основы Работы: останавливать внутреннее учитывание. И весь день вы проводите, зацикленные на своём учитывании, на мыслях о себе, как будто бы вы - это центр вселенной.
Вы видите, для сравнения с тем, что вы сказали, человека, который говорит: «Я не заслужил этого». Кем он себя считает? Он считает себя центром Вселенной. Вы видите, всё это = просто фантазии ума. И Работа состоит в останавливании этого и обращении своего ума к тому, что вы делаете сейчас. Понимаете? Спекуляция о том, что вы «не заслужили этого», очевидно бессмысленна. То, что случается с вами, - это и есть ваша судьба. Когда с вами случаются хорошие вещи, это хорошо, а когда жизнь становится чуть более трудной, вы можете сказать: «Я справлюсь с этим настолько хорошо, насколько смогу». Понимаете?
Вообще, многие люди знают, как это делать: «Я справлюсь с этим настолько хорошо, насколько смогу». Люди, которые думают, как и вы. И всё остальное они принимают, как оно идёт. Это их судьба, и хорошо, что она такая. Вы видите, думать, таким образом, гораздо проще, и именно к такому образу мыслей нам стоит стремиться, потому что это здоровый образ мыслей. И в это мгновение всё внутреннее учитывание останавливается. Вы следите за моей мыслью?
В медитации так же. Вчера кто-то задал мне вопрос, о том, что у него всегда возникают проблемы с медитацией. Эго нормально, когда ваше положение тела неверно. Когда вы медитируете, первое, что вы должны сделать, это, прежде всего, правильно сесть, если вы делаем с сидячую медитацию. А чтобы сесть правильно, вы должны знать, как сидеть. А знать, как сидеть, означает пройти по всем важным точкам правильного положения тела, физически сесть
Точки якорей в теле во время сидячей медитации - это первое, что вы должны проверить, когда вы садитесь медитировать. Вы проверяете, хорошо ли вы заземлены. Если вы сидите, скрестив ноги, проверьте, чтобы наши колени находились на земле, чтобы колени плотно соприкасались с землей. Если вы сидите на стуле, убедитесь, что ваши ступни плотно стоят на полу. Это первая точка, вторая точка - это выпрямить позвоночник. Третья точка - это выпрямить шею и подобрать подбородок. Четвёртая точка - вы открываете глаза или, для тех, кто способен держать глаза открытыми, смотрите ни метр перед собой, это тоже работает. Следующая точка - вы помещаете язык за передними зубами, на небо. Вы кладёте одну руку на другую или одну руку на одну ногу, а другую руку на другую ногу, согласно положению, которое вы решили принять. Один раз вы поднимаете плечи, затем расслабляете их. Вот так надо сделать. И если вы не совершаете все эти шаги, у вас изначально будут трудности в медитации.
Если вы не следите за семью точками в медитации, то вы изначально находитесь в затруднительном положении. Как вы собираетесь правильно медитировать, если даже не практикуете основу медитации, которая заключается в более-менее правильном положении тела. А затей вы переходите ко второй стадии - к вашему дыханию.
Если вы не обучались никакой особой технике, то дышите очень просто: вы полностью выдыхаете и позволяете своему дыханию быть втянутым внутрь. И делаете паузу после вдоха. Затем вы снова полностью выдыхаете. Конечно же, вы дышите из живота. Вот так, это самый простой способ, если вы не практикуете какую-то другую дыхательную технику, и тогда вы применяете её. И если вы не дышите правильно, как, скажите на милость, вы собираетесь медитировать?
Ваше положение тела неправильное, ваше дыхание неправильное, чем вы занимаетесь во время медитации? Только когда вы нашли правильную основу для своего тела, своего физического центра, когда вы нашли правильную основу для своего дыхания, своего эмоционального центра, тогда вы можете найти правильную основу для своих мыслей.
В чем заключается эта правильная основа? Есть множество способов, но один из простейших - это соотнести свои мысли, со своим дыханием. Что мы делаем? Когда мы выдыхаем, мы соотносим свои мысли с выдохом, то есть мы говорим: «Я выдыхаю». А когда мы позволяем нашему дыханию войти внутрь, мы говорим: «Я вдыхаю». Вместе с ритмом нашего дыхания, когда мы делаем паузу, мы говорим: «Пауза». Таким образом, мы накладываем наш ум на дыхание. И в этот момент начинаем успокаивать и расслаблять своё физическое тело, успокаивать и расслаблять своё дыхание, и успокаивать и расслаблять свои мысли. И если мы не знаем, что ещё сделать, то мы продолжаем, таким образом, и это и есть медитация. И если у вас есть другая дыхательная техника, вы можете начать практиковать её, потому что вы правильно подготовили себя.
На самом деле, это очень просто. Как и в вашем случае, мы должны, прежде всего, вернуться к простоте. И если мы начинаем с простоты, то что-то ещё становится возможным. И все люди, у которых есть трудности с медитацией, не подготовили её правильно, а именно - таким образом. Это означает, что они даже не применяют основы, которые называются непременными условиями.
На Пути также есть непременные условия. В тот момент, когда мы начинаем внутреннее учитывание, мы останавливаемся. Это непременное условие на Пути. Это самое начало, предпосылка. Если вы не делаете этого, ваш Путь не принесёт много плодов. Принципы Пути или медитации или всей возможной эволюции - это предпосылки, основы, непременные условия, мы не можем их игнорировать. Как только мы начинаем их игнорировать, мы можем делать всё что угодно, но ничего не принесёт результата, поскольку не достаёт основы. А основа - это простота, присутствие в простоте, простота присутствия.
Вопрос. Я заметил, что на какое-то время с моим выдохом всё нормально, но я не знаю, как выдохнуть полностью. Я делаю небольшую паузу...
С.А.: Нет, лучший способ - это быть осознанным в своём выдохе. Ваш выдох должен быть осознанным с самого начала до конца. Он должен быть добровольным. И он должен быть последовательным, до самого конца.
Вы говорите: «Я выдыхаю» - и позволяете вашему выдоху длиться, как он идёт, для каждого человека ритм свой, вы домны найти свой собственный естественный ритм. Идеально для вас будет замечать, как воздух выходит из наших лёгких. Давление, которое есть там, в животе, в лёгких, то, как воздух выходит через ноздри, ощущения, которое это создаёт внутри вас, в ваших лёгких, в ваших дыхательных путях, в носу. И то же самое, когда он входит, - чувствуйте его, это элемент, который сопровождает ваш ум, покоящийся на вашем дыхании. Вы говорите: «Я выдыхаю» - и наблюдаете, как свежий воздух входит через ваши ноздри, через нос, затем спускается вниз в ваши лёгкие. Сюда вам надо присоединить свой ум.
Ум кладётся на дыхание... В Тибете говорят: «Ваш ум должен оседлать дыхание». Он помешается на ваше дыхание. Мы помещаем на дыхание свои мысли и своё сознание потому, что немедленно возникает второй элемент – наше сознание, это осознавание наших ощущений. Это прохлада входящего воздуха и теплота исходящего. Всё это заключено в начале медитации. Иногда до самого конца, если мы не используем другого метода, так и происходит. Но лучше дышать без перерывов. Конечно же, это происходит по-другому, если вы используете мантру. Или если вы делаете медитацию на небесное движение или другой вид медитации, всё зависит от вида медитации. А потом вам нужно правильно применять сами методы.
Вопрос: Было бы возможным сделать обзор положений тела?
С.А.: Да, всё возможно. Но вам нужно обозревать себя. Точки, о которых я говорил, - это самые важные точки. На физическом уровне, на уровне дыхания и на уровне ума.
Вопрос: Моя проблема с положением тела, как и с движениями, заключается в том, что я понимаю инструкции и пытаюсь их применить, но часто не знаю, не вижу своего тела со стороны...
С.А.: Это очень хорошо. Это очень хорошо потому, что вначале ты будешь принимать положения тела и делать движения, которые точно соответствуют тому, кем ты являешься и где ты на данный момент находишься. Ничего искусственного. В соответствии с тем, что ты способен понять и сделать физически, ты это делаешь. И поскольку ты просто применяешь это, точно так, как тебе объяснялось, начиная со своего несовершенного состояния, то постепенно твоё тело само научится. Ты научишься. И постепенно, если ты делаешь это правильно, всё в тебе само исправится естественным образом. Это лучший способ обучения - смотреть, как уже знающие люди делают что-то, и повторять за ними, слушая при этом то, что они говорят о том, как это надо делать. И когда вы делаете так, вы показываете полное уважение своего собственного состояния и своего возможного развития. Время от времени можно исправлять. Но как только кого-то исправляют, немедленно создаётся проблема: он делает что-то искусственное, а это обязательно создаёт напряжение. Дополнительное напряжение, поскольку, в любом случае, там уже было напряжение. Но как только нас исправляют извне, возникают новые напряжения. Так что необходимо быть очень внимательным к этим новым напряжениям, чтобы расслаблять их. Когда кто-то исправляет вас и возникает напряжение, вам надо найти его и расслабить. Когда вы делаете так, вы развиваетесь, даже с помощью кого-то другого. Однако если вы только позволяете другим исправлять себя и не становитесь при этом внимательными к тому, какие изменения происходят между вашим предыдущим состоянием и моментом исправления, тогда в вас вводится искусственный элемент паразит, и вам понадобится ещё больше времени, чтобы исправить это.
Вопрос: Стоит ли нам делать паузу в процессе дыхания на два счёта или между вдохом и выдохом?
С.А.: Если вы правильно выдыхаете, то не делаете паузы. Если вы вдыхаете плавно, постепенно, то можете тут же позволить воздуху войти в вас, потому что вы больше не являетесь тем, кто делает это, вы позволяете этому произойти в момент своего вдоха. Насколько выдох должен быть добровольным, на всём своём протяжении, до самого конца, если это возможно оставаясь естественным, не задыхаясь, настолько и вдох должен быть совершенно естественным. Очень сильное сознание и воля во время выдоха и позволение этому происходить во время вдоха. Когда мы практикуем эту конкретную технику. (Существует также множество других техник.) Это самый простой способ для начинающих, и его также используют практикующие очень высокого уровня. И иногда появляется один знак, иногда мы чувствуем, что нам надо вдохнуть больше, у нас появляется впечатление, что в определённый момент нам надо вдохнуть больше воздуха. Это означает, что мы ещё не нашли свой собственный ритм. Но вначале это нормально. Так что время от времени мы должны вдыхать немного больше воздуха. Но с практикой это исчезает, мы находим свой собственный ритм, своё собственное дыхательное движение;
Если у нас нет намерения, медитировать правильно, то нам не стоит медитировать. А правильная медитация начинается с этого. Так что если мы садимся просто медитировать, на самом деле не зная зачем, нам не стоит медитировать, поскольку это бесполезно. Однако если вы садитесь с намерением, намерением медитировать, по-настоящему медитировать, вы начинаете делать это правильно. Но если вы не знаете технику, или вы ее забыли, или вы по-настоящему не узнали её, у вас будут трудности.