Обработка результатов и интерпретация
Интерактивная площадка для капитанов команд «Я – ЛИДЕР»
В рамках реализации муниципального кластерного проекта «PROдвижение»
Ли́дер (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) – лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Быть лидером… Для тысяч эти два слова связаны с липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить, соответствовать, когда невозможно отсидеться в стороне, отшутиться, не взяться за этот пресловутый гуж, будь он неладен!..Быть лидером - значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения - только стартовая площадка для разбега. В остальном этот марафон предполагает долгое дыхание и недюжинные моральные и физические силы для тренировок, которые приведут в итоге к достижению поставленной цели.
В течение всей жизни мы можем наблюдать лидеров успешных и не очень. Лидеров по духу, по стилю жизни и тех, кто поставлен быть лидером. Обладающий полномочиями еще не лидер. Роль его порой совсем незавидна: руководить кем-то и бояться, что кто-то выкрикнет из толпы: «А король-то голый!» В то же время истинный, пусть даже не определенный формально, лидер - человек счастливый. Успех в руководстве командой, умение эффективно общаться с участниками команды дают ему постоянное подтверждение признания. Это замечательная награда - эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, чувство успеха, уверенность в собственных силах.
КОНФЛИКТ
Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО – поставьте 3 балла;
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;
РЕДКО – 1 балл.
ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1) Угрожаю или дерусь.
2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3) Ищу компромиссы.
4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5) Избегаю противника.
6) Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8) Иду на компромисс.
9) Сдаюсь.
10) Меняю тему…
11) Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12) Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13) Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14) Предлагаю мир.
15) Пытаюсь обратить все в шутку.
Бланк ответа
№ вопроса | баллы | № вопроса | баллы | № вопроса | баллы | Сумма | |
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
Г | |||||||
Д |
Обработка результатов и интерпретация
Подсчитайте количество баллов по строчкам А, Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Обсуждение: Как вы думаете, какая из стратегий является наиболее правильной? (ответы детей). А существует ли идеальная стратегия? (ориентация детей на то, что в зависимости от ситуации человек может прибегать к разным стратегиям и иногда необходимо уметь пользоваться всеми стратегиями).
А сейчас мы разыграем ситуации, которые помогут рассмотреть различные стратегии.
Преобразования конфликтогенов
(примеры «противоядий от конфликтов»)
Конфликтоген | Преобразующие вопросы |
Дурак! (и другие оскорбления) | Что Вы хотели бы? Как это можно исправить? |
Я прав, а ты (он) не прав | Чем Ваша точка зрения отличается от их точки зрения? |
Я не буду… | Что могло бы помочь Вам сделать это? |
Все пропало | Как сделать это успешным? Как можно это улучшить? |
Он (она) безнадежен! | Что в их поведении Вам не нравится? |
Я (они) должен/вынужден.. | Можете ли Вы (они) избрать такое действие? |
Слишком много/мало… | По сравнению с чем? |
Они всегда… | При каких обстоятельствах они не делают этого? |
Я не хочу… | Какого исхода Вы хотели бы? |
Я не могу… | Вы не сможете? Или, быть может, просто не видите, каким образом сделать это? |
Он (она) никогда не… | Что произойдет, если Вы увидите такую возможность? |
Это невозможно… | Если бы это было возможным, что потребовалось бы тогда? |
Краткий курс доброжелательных отношений
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».
ЦЕЛЬ
Ваша команда создалась не стихийно, а с определённой целью. И очень важно, чтобы эта цель была достигнута.
Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание — это не волшебство. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание помогает определять основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.
Цель — это мечта в реальной форме. Наши мечты обычно глобальны, и не всегда понятны конкретные шаги к их достижению. Если же мечту разложить на цели, то мы увидим её направление. Цель достижима, её только нужно конкретно описать.
Сформулированная цель делает каждый последующий шаг осмысленным и придаёт уверенность. В целеполагании также важен положительный настрой и ограничение сроков достижения цели. Составление календарного плана, это уже первый шаг. И необходимо постоянно держать цель в фокусе внимания.