Глава 43: О том, что пришедшим в Киновию, даже монахам, не следует позволять без разбору беседовать и селиться с братьями и как братьям должно вести себя с ними
Из жития святого Пахомия
Один исповедник по имени Дионисий, эконом Тирской церкви, был другом святого Пахомия. Он прослышал, что святой Пахомий не разрешает приходящим из других монастырей общаться со своими учениками и велит им находиться в определенном месте за воротами монастыря. Друг, весьма опечаленный этим, пришел к святому и взволнованно сказал:
- Ты неправильно поступаешь, авва, что не ко всем братьям относишься равно.
Святой Пахомий дал ему ответ, отмеченный величайшим долготерпением и кротостью:
- Бог весть, что никогда я не хотел огорчить или презреть чью-то душу. Как бы я посмел сейчас такое совершать и раздражать Господа, в немногих словах все об этом сказавшего: <i>Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне</i> (Мф 25,40).
- Прими то, о чем я тебя извещу, отче, - продолжал святой. - Я так решил не для того, чтобы унизить приходящих сюда. Просто в нашем монастыре много новичков, которые совсем не знают, что такое монашеский образ жизни. Среди них есть просто дети и столь велика их простота, что они не могут даже отличить правое от левого. Поэтому я пришел к тому, что полезнее братьям жить отдельно, а гости будут также находиться отдельно.
Такое разделение нужно считать, напротив, честью, оказанной отцам и братьям. В час молитвы мы все вместе, а после этого каждый пребывает в отведенном ему месте и проводит время в безмолвии. А я с Божьей помощью каждому могу услужить в его духовных нуждах.
Когда пресвитер Дионисий услышал эти слова, то стал извиняться и кланяться, осознав, что святой Пахомий все совершает по Божией воле. Переживая в себе сладость защитительной речи святого Пахомия, он с радостью отправился к себе.
Из святого Варсонофия
Брат задал старцу вопрос:
- В наш монастырь приходят люди, как миряне, так и духоносные отцы, и говорят вещи, полезные душе. Я остаюсь с ними, слушаю их и расспрашиваю о тех предметах, которые мне необходимо знать. Одобряешь ли ты это?
- Истинный ученик Христа, - ответил старец, - не должен ни в чем проявлять своей власти. Не нужно самому решаться на какое-то дело. Даже если тебе кажется, что ты получаешь пользу от бесед с гостями, ты противопоставляешь себя заповеди, которая велит все совершать по заповеди. Неужели отцы сказали не все, что тебе нужно знать? Если пришли люди и говорят слово, угодное Богу, спроси своего авву со смирением: «Авва, велишь ли ты, чтобы я остался и послушал или чтобы я ушел?» Что он скажет, то и делай, и будет тебе покой. А если тебе нужно спросить о чем-то неотложном монаха или мирянина, сначала спроси у аввы. Если он одобрит, то спрашивай, что хотел. Итак, задавай вопросы только тогда когда авва скажет тебе: спрашивай».
- А если, - спросил брат, - у меня нет вопросов, но случится мне с кем-нибудь разговаривать, и он напрямую задаст мне вопрос, как тут велишь действовать?
- Когда ты встречаешься с кем-нибудь, ограничивай речь приветствием и скажи: «Помолись за меня, сейчас я должен исполнить поручение», - и иди прочь. А если спросят тебя о чем-либо, если знаешь ответ, скажи кратко и иди, а если не знаешь, скажи «не знаю» и тоже иди. А если вспомнил, что кто-то из соседей или знакомых лучше тебя сможет ответить на вопрос, покажи, как к нему пройти.
- А если я буду сидеть или трудиться, а человек ко мне подсядет и заведет разговор, что делать тогда?
- Если он увидит тебя просто сидящим и подойдет, попроси у него благословения и сам его благослови, скажи: «Помолись за меня», - и удались. А если он тебя будет удерживать, желая поговорить, скажи ему: «Прости, мне заповедано ни с кем не разговаривать без ведома аввы. Я скажу ему и сделаю так, как он повелит». А если ты трудишься и кто-то придет и сядет рядом, опять же сошлись на ту же самую заповедь аввы и спокойно завершай работу.
- А почему тогда авва Исайя велел, поприветствовав брата, спросить его о том, как его дела, а после сидеть рядом с ним молча?
- Авва Исайя сказал это старцу, достигшему великих лет жизни и великой меры, - ответил он. - А ученик, во всем точно слушающийся старца и желающий стать истинным монахом, должен хранить себя от всех таких встреч. От них же происходит презрение, расслабленность, неподчинение и ужасающая дерзость. Скажи: «Иоанн об этом ничего не думает». И пусть тебя не коснутся хлопоты кого-либо из пришедших людей.
2. Брат спросил:
- Помысел говорит мне: «Прекрати раз и навсегда все встречи и будешь свободен». А другой помысел говорит: «Прекращай постепенно, чтобы не озадачивать тех, кто тебя знает» Скажи мне, что лучше?
- Если сразу прекратишь все встречи, - ответил старец, не будешь знать забот, а если изволишь понемногу прекращать встречи, то все вокруг начнут недоумевать и размышлять о тебе. Ты дашь каждому предлог сказать: «Раньше он со мной разговаривал, и я буду с ним опять разговаривать». А помысел будет у них подозрительный: «Наверное, он что-то имеет против меня, что перестал со мной разговаривать?» Принимай решение, и Бог прямо направит твои пути».
3. - У меня послушание - в больнице, - сказал брат. - В монастырь приходят немощные, и им нужно больничное лечение. Авва благословил меня снабжать их всем необходимым. Поэтому я вынужден с ними встречаться. Не получатся ли так, что тут я поступаю по своей воле?
- Итак, - ответил старец, - приходят немощные, потому что им нужно лечение. Если ты говоришь обо всем авве, то ты тут ни при чем. Тебе дано повеление, и ты выполняешь его не по своей воле. Однако нужно быть внимательным, не пользоваться этим как предлогом и не вступать ни с кем в беседы, не встречаться дольше положенного, допуская только самые необходимые слова. Пусть бывает нужно спросить пришедшего о каком-то деле или торговле. Так ты, бывало, не только о необходимом спрашивал, но растягивал беседу так, что Дальше некуда. Смотри, не давай повода злой воле. Храни это и обретешь покой.
Из святого Ефрема
Брат! Господь поставил тебя пастырем. Не вводи в паству хищных волков, а то ничего не останется от паствы, и будешь подсуден за это Первопастырю. Отдаляй от овец своих всякое, что таит в себе не пользу, а вред и погибель.
Глава 44: О том, что не следует без разбору сотрапезничать со всеми людьми подряд; и о том, что от спрашивающих, но не выполняющих наставления после первого и второго увещевания нужно отвращаться
Из Отечника
Авва Макарий сказал братьям, пришедшим к нему и спросившим, как спастись: «Братья мои возлюбленные, будем по мере сил избегать встреч с мирскими людьми, и от этого получим величайшую пользу. Беседа с ними по большей части лишь о продаже и купле, женах и детях, скотине и прочих вещах. Такие встречи отдаляют мысли от Бога. И не будем сотрапезничать с ними.
Ведь если даже беседа с ними отдаляет помыслы от Бога, то насколько вреднее есть и пить вместе с ними? Я говорю это не потому, что они нечисты, вовсе нет. Но они едят один или два раза в день любую пищу, включая мясо убитых животных, мы же воздерживаемся от мяса и вкусных яств и едим только раз в день. Если они видят, что мы едим вдоволь, сразу же осуждают нас и говорят: «Вот, монахи пресыщаются». Они даже не задумываются, что мы, как и они, облечены плотью.
А если они увидят, что мы воздерживаемся в пище, сразу осуждают нас такими словами: «Смотри, они постятся напоказ, человекоугодники». Злословя нас, они губят свои души. А если заметят, что мы едим, не вымыв рук, или у нас замарана одежда, говорят: «Какие монахи неряхи». А если увидят, что мы едим, вымыв руки, говорят: «Посмотрите, как они брезгливы». Так из-за нас они губят себя, и мы виноваты в их погибели.
Убегая, будем избегать их трапез! Пусть лучше они нас бранят, чем хвалят! Их брань приносит нам венцы, а их похвала ввергает в погибель.
Какая мне польза в том, чтобы угождать людям и гневить Господа Бога моего? Об этом свидетельствует божественный апостол, сказавший: <i>Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым</i> (Гал 1, 10). Итак, помолимся пред Господом так: «Иисусе Боже наш, исторгни нас и освободи от похвалы и поношения их». И не будем ничего совершать ради угождения им. Ибо ни их похвала не способна ввести нас в Царство Небесное, ни их поношение не может закрыть для нас вечную жизнь, но скорее, напротив, поможет этому. Да ведаем, возлюбленные, что <i>за всякое праздное слово</i> мы дадим ответ (Мф 12, 36). Поэтому будем бежать от праздного слова, как от змеи».
2. Братья пришли к авве Антонию и попросили его:
- Скажи нам слово, как спастись.
- Вы слышали, что сказано в Писании? - сказал старец. - Этого вам (вполне) достаточно.
- Но мы хотели бы услышать от тебя слово о спасении, отче.
- В Евангелии сказано: <i>Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую</i> (Мф 5, 39).
- Мы не можем исполнить это, - воскликнули братья.
Тогда старец сказал им:
- Если не можете обратить другую, то хотя бы терпите, когда вас ударили.
- Мы и этого не можем.
- Если даже этого не можете, - сказал он, - то не воздавайте злом за зло.
- Мы и этого не можем.
Старец тогда позвал своего ученика и велел ему:
- Приготовь им немного горячей похлебки, ибо они больны. Если вы этого не можете и того не хотите, то что мне с вами делать?
От отца:
Ты видишь, что святой, не теряя времени на вопросы сразу же со всей определенностью отправил их прочь. Он не позволил им даже оставаться рядом с ним, тем более задерживаться, потому что пользы им от этого не было бы, а ему они только мешали бы всецело обратиться к Богу.
Если этот верховнейший из отцов, бесстрастнейший из бесстрастных так оберегал себя, то насколько больше следует нам хранить себя, избегая тех, кто приходит к нам с тем только, чтобы поговорить и разведать о спасении. Ведь они никогда не согласятся хотя бы чем-нибудь поступиться ради заповеди Божией или сделать то, что им кажется болезненным. Поэтому если им сказать раз и два, а они не начнут исправляться, от них нужно бежать без оглядки. Нельзя открывать им легкий доступ к нам. Может быть, тогда они устыдятся, образумятся и с отвращением отнесутся к своей болезни. Они сами будут нам благодарны и перестанут досаждать нам.
А мы примером произошедшего с ними освободим не только их, но и многих других, приобретших мирские желания с опорой на мирские рассуждения, от неизлечимого недуга мирской жизни и сами станем свободными не только от назойливых посетителей, но и от того немалого вреда, который мы могли бы получить, если бы наша немощь позволяла беседовать с кем угодно без разбора.
Глава 45: О том, что и на чужбине нужно знать, как общаться с посетителями; как ходить и путешествовать вместе с братьями; что странствующим нужно знать, как вести себя в чужих краях и каких правил придерживаться в пути, когда идешь вместе с братьями
Из аввы Исаии
Если ты отправился на чужбину и гостишь в чьем-нибудь доме, а хозяин уйдет и оставит тебя одного, не поднимай глаз и не рассматривай обстановку и ничего не открывай: ни окно, ни кувшин, ни книгу. Когда хозяин уходит, скромно попроси: «Дай мне немного работы до твоего возвращения». И что он тебе поручит, то и делай без уныния.
Если услышишь разговоры с улицы, не обращай на них внимания и не пересказывай их хозяину, когда тот вернется. А то повредишь и себе, и ему.
2. Если ты молод, никогда не носи красивых плащей. Не смейся и не обнажай своих зубов. Пусть твое лицо будет смиренно обращено долу. Когда попадаешь в чужие края, обувай сандалии. А когда находишься в келье, то не пользуйся ими, Разве что во время болезни. Когда идешь по дороге, держи руки на поясе и не размахивай ими, как мирянин, и не верти головой туда-сюда. Внимай помыслу своему и обращайся к Богу в сердечной молитве.
3. Если ты пришел в город или селение, твои глаза должны быть постоянно обращены долу, иначе потом в келье может подняться против тебя брань. Если по пути женщина скажет «Мир тебе», отвечай ей только в своем сердце и не отрывай глаз от земли. Даже края женской одежды, если можешь, ты не должен видеть.
4. Если идешь вместе с братьями, держись от них подальше, чтобы хранить молчание. Когда идешь вместе со старшими, никогда не опережай их. Если вы вместе со стариком должны нести корзину, то не позволяй ему нести ее - делай это один. А если вы оба молоды, то несите понемногу попеременно, и кто несет, пусть идет впереди. Там, где останешься на ночлег, не проявляй дерзости, но будь стыдлив совершенно во всем.
5. На чужбине не ночуй в доме, где, как подсказывает сердце, есть опасность греха. Если захочешь поесть где-нибудь и узнаешь, что за трапезой будет женщина, вообще не садись за трапезу. Лучше огорчить хозяина, чем тайно соблудить в своем сердце. Когда ляжешь спать, не накрывайся одним плащом с другим человеком. И прежде чем лечь, соверши много молитв.
6. Если вы вместе идете по дороге и с вами болящий, позвольте ему идти впереди, чтобы он мог, если устанет, присесть отдохнуть.
7. Если вы в дороге вместе с братом, и ты по делу завернешь к другу, попросив брата подождать, а тебя пригласят на трапезу, позови и брата, чтобы он тоже поел и отдохнул вместе с тобой.
8. Когда с тобой еще несколько человек и неудобно такое количество вести к другу, не пренебрегай ими и тайно не ешь у друга, позабыв о них. Обсуди с ними, как в таком случае лучше поступить и что они скажут, то и делай со смирением. А когда идешь с ними, не приписывай себе никакого значения, то есть не уклоняйся от рабского служения им.
9. Если ты отправляешься на чужбину с братьями, с которыми не знаком, то даже если они моложе тебя, почитай их как первых. Когда твой любезный друг примет вас всех вместе всегда пропускай их вперед: и на омовение, и к трапезе, даже и виду не подавай, что он принимает их ради тебя. Всю честь отдай им и скажи: «Ради вас милость оказана и мне».
10. Если идешь вместе с братьями, а среди них окажется такой, к которому питаешь особую о Господе любовь, не веди дружеских бесед только с ним у всех на виду, не то среди других может оказаться духовно немощный, которого начнет снедать зависть, и ты понесешь ответственность, потому что дал место его греху.
11. Когда пойдешь к кому-нибудь, не жди, что они будут тебе особенно рады. Благодари Бога, что они приняли тебя.
12. Если ты захочешь вместе с братьями навестить нищего брата, не введите его в еще большую нужду своими требованиями. Купите все, что сами собираетесь поесть, так, чтобы еще и ему осталось. Сами ешьте как можно меньше - вам достаточно и того, что он предоставил свой кров.
13. Когда входишь в келью монаха, которого не знаешь, сиди там, куда он тебя посадил, и не заходи в другую комнату, пока тебя не пригласят.
14. Если вы идете по дороге, не упускайте из виду заботу о том, кто немощен среди вас: может быть, ему нужно сесть немного отдохнуть, а может быть, поесть раньше положенного времени.
15. Находясь на чужбине, не будьте дерзостны ни в каком деле, куда бы вы ни пришли. Тогда ваш пример будет полезным. Особенно важно молчать и тайно, и явно. Дерзость и все прочие страсти оказываются в немощном человеке из-за бездействия его сердца, потому что он не видит свои грехи.
16. Когда ты безмолвствуешь в своей келье и назначил себе есть в определенный час или не есть вареного, или что-нибудь еще в подобном роде, то на чужбине смотри, не говори никому из сотрапезников: «Прости меня, я этого не ем». Тогда весь твой труд полностью отдашь в руки врагов, и он обернется для тебя одной суетой. Владыка и Спаситель твой велел делать все в тайне, а <i>Отец твой... воздаст тебе явно</i> (Мф 6, 6).
17. Любящий свои труды хранит их, чтобы они не погибли
Из Отечника
Как-то авва Исидор отправился к авве Феофилу, архиепископу Александрийскому. Когда он вернулся в Скит, братья его спросили:
- Как тебе понравился город?
- Поистине, братья, - был ответ, - я не видел там ни одного человеческого лица, кроме архиепископа.
Браться испуганно спросили:
- Неужели всех поглотила земля, авва?
- Нет, - ответил авва, - но меня не смог победить помысел хотя бы взглянуть на кого-либо.
При этих словах все удивились вниманию и строгости старца. Постараемся и мы хранить наш взор от парения.
2. Как-то в Келлиях был праздник, и братья ели в церкви. Был там брат, который сказал служителю:
- Я не ем вареное. Только соль (сухари с солью).
Служитель подозвал другого брата и сказал во всеуслышание:
- Вот, тут брат не ест вареное. Принесите ему соль.
Тогда встал один старец и сказал ему:
- Для тебя было бы сегодня полезнее есть мясо в келье, чем слышать такое о себе перед всем народом.
3. Один брат в Скиту, который не ел хлеба, пришел к великому старцу. В это время у старца оказались и другие гости, и старец приготовил для них небольшое угощение. Когда они принялись за трапезу, аскет взял только моченые теревинфы и ел их.
Когда все встали после трапезы, старец отвел его в сторону и сказал:
- Брат, если приходишь к кому-нибудь, то не показывай своего образа жизни. И если хочешь всегда придерживаться принятого тобою порядка, сиди в келье и никуда не ходи.
Брат, вразумленный словом старца, стал на братских встречах вести себя, как все.
4. Старец советовал: «Если ты пришел куда-либо, не показывай своего образа жизни, что ты не ешь оливковое масло, жареное или вареное. Отказываться можешь только от вина, если опасаешься брани, даже если некоторые станут тебя порицать, пусть тебя это не трогает».
5. Брат спросил старца:
- Когда я нахожусь на трапезе любви с отцами, что мне делать?
- Вместо поста, - ответил он, -утверди безмерную молитву со смирением.
- Но как я могу есть, слушать разговоры и молиться?
- Усилие все превозмогает, - сказал старец, - и если хочешь быть монахом, всегда этого придерживайся. У кого другое отношение, тот не монах.
Глава 46: О том, что никого из приходящих за милостыней нельзя отпускать ни с чем, но следует с радостью принимать человека, посланного Богом, и подавать ему, что можем; даже если он назойлив, все рано следует терпеть любую его злобу и не гневаться, подражая в этом Богу, ибо Он милостивым воздает нередко гораздо больше; и о том, как в киновиях творить дела милосердия