Названия объектов, не связанных с локусами мифологического мира
РЕКИ-ПОМОЩНИЦЫ
Реки в заговорах могут не только выступать в качестве эквивалентов границы или периферийных локусов мифологического пространства, но и быть помощницами, как и антропоморфные персонажи, звезды, змеи и пр., сохраняя при этом свойства географического объекта, как бы полуперсонифицируясь. В качестве ИС рек-помощниц в заговоры часто вводились реальные гидронимы (потамонимы), названия местных рек (об этом и вообще о названиях заговорных рек см.: Агеева 1988).
ВОЛГА
= Волга: Алтай, Майк., 543 (вместе с Камой); Арх. о., МГУ-73, ФЭ-09: 7526; Волог. г., Иванов, 140; Новг. г., Сах., 35; ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 484; б. м., Сах., 23.
( 7 упоминаний.
( ( Обычно выступает, как и прочие реальные реки, в качестве волшебной помощницы: помогает в охоте, не дает расходиться пасущемуся скоту (по принципу симпатической магии: как река течет - так бы текли звери или скотина), смывает болезни и сглаз, порчу, тоску. Кроме того, за ней и на ней могут находиться различные волшебные персонажи: девица - повелительница пуль; лебедь княжая с княжева двора; муж ведун, заговаривающий раны.
(Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море в песнях см.: Хроленко 1992, с. 31-33.
ЛЕДЬ
= Матушка Ледь река: Арх. г., Мансик.,131; пойду на Ледь реку: Арх. г., Мансик., 132.
( 2 упоминания.
( Реальная река в Арх. о.
( Смывает тоску и печаль; во втором тексте по ней плывет кокора (дерево с корнем - см.: Даль, т. 2, 134), на которой дерутся два чертенка (заговор на отворот любви).
МЕЗЕНЬ
= Матушка-Мезень: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6647.
( 2 упоминания.
( Реальная река в Арх. о.
( Смывает тоску.
НЕПРЬ
= Непрь (Р. п. - Напр(): ркп. из Костр. г., Вин. 2, 35.
( 2 упоминания.
(От Днепр, о чем см.: Соколов 1912; ср. также русские потамонимы Непра, Непрушка и др., а также многочисленные балтийские гидронимы с тем же корнем, приводимые в работе: Топоров 1977б, 71. См. также: Гин 1997.
( Из нее выносит осенний лед - так бы выносило тоску по такой-то.
САЛАМАНИДА (ИРДАНЬ, ВУТЯ)
= Сла(на рика Ирдань Саламанида: Смол. г., Добр., 176; сла(на рика Вутя, сла(на рика Саламанида: Смол. г., Добр., 175. Ср. р. Иордан®, бабушку Соломониду® и церковь Салманиду®.
( 2 упоминания.
( Смывает сглаз (уроки).
( В первом тексте "ишла па святым гарам, па жа(тым пискам, пу крутым бирижкам, пу зяленым лужкам, пу махам, пу балотам, па гнилым калодам" и смывала их - так бы и уроки. Во втором "выхадила з вастока, с биластока и са (сих четырех старон, атмывала крутыи биряги, аткрывала жа(ты пяски".
ШОРДА
= Шорда: Арх. г., Ефим. 2, 179; Майк., 551.
( 2 упоминания.
( Реальная река в Арх. о., впадает в р. Нельдигу, а та - в р. Мехренгу.
( Течет, смывая берега - так смывай зло (порчу) с винтовки.
ВАРВАРА, НАСТАСЕЯ, ПАРАСКОВЕЯ
= Варвара, Настасея, Парасковея: Новг. г., Майк., 459.
( 1 упоминание.
(Ср. те же и сходные антропонимы, образующие вкупе некое поле и именующие персонифицированные звезды, змей, девиц и др. в заговорах.
(Обмывают золотуху.
ДАРЬЯ, МАРЬЯ
= Перва речка Дарья, вторая речка - Марья: Вятск. о., Иван., 71.
( 1 упоминание.
( Имена, вероятно, восходят к именам звезд, выступающих в той же функции покровительства младенцам.
( Исцеляют:младенцев от бессонницы, для чего дают воды вместе с безымянной третьей речкой.
ДВИНА
= Быстрая Двина: Арх, Майк., 553-555 (ср. царь Двинской®).
( 1 упоминание.
( Когорта святых загоняет в ней рыбу в рыбацкие сети.
КОТОРОСЛЬ
= Река Которосль: Волог., Иванов, 140.
( 1 упоминание.
( Реальная река, у впадения которой в Волгу стоит г. Ярославль.
( Как она течет - так теките и бегите птицы и зайцы (в охотничьем заговоре).
ОКА
= Ока: Новг. г., Майк., 511.
( 1 упоминание.
( Бежит в чистом поле, обмывает берега - так бы и болезни.
ОМУР
= Омур река: Амур, Азад., 06.
( 1 упоминание.
( Выступает в качестве волшебной помощницы.
( У нее берег с берегом не сходится.
ПЕЖМА
= П±жма река: Арх, Ефим. 2, 186-187.
( 1 упоминание.
( Очевидно, р. Пижма бассейна Печоры.
( Выступает в качестве волшебной помощницы в охотничьем заговоре.
РОСТИЛА
= Река Ростила: Волог. г., Зеленин 1914, 230.
( 1 упоминание.
( Выступает в качестве волшебной помощницы.
ЦОН
= Цон: Орл. г., Попов, 236.
( 1 упоминание.
(Реальный левый приток Оки.
( Текла, подтекала, желты пески подмывала, из зуб боль вынимала.
СТРАНЫ, ЗЕМЛИ
ПАПАРИМСКИЯ ЗЕМЛИ
= Папаримскiя земли: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54).
(1 упоминание.
(Ср. в том же тексте Нарименские® и Рымские® горы.
( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий посылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой.
РОССИЯ
Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира®.
ГОРОДА
ВИФЛЕЕМ
= Ви"леем: Дон, Майк. 91, 135, 136; Ви"лием: Костр. г., Вин. 1, 38-39; Вифлеем: Волог. г., Иванов, 136; Вифлием: Арх. г., Ефим. 2, 188.
(5 упоминаний.
( Реальный территориальный указатель. Вифлеем (в смысле - 'городская стена') выступает в качестве магического круга, защищающего человека от различных опасностей. Становится вокруг субъекта, его охотничьего промысла или свадебного поезда. Функционально аналогичен железному тыну.
(Родина ветхозаветного царя Давида и место рождения Христа (последнее обстоятельство упомянуто в одном из заговоров).
КИЕВ (ВЕДЬМА КИЕВСКАЯ)
= Ведьма Киевская: б. м., Сах., 19, 26, 44.
( 3 упоминания.
(Реальный территориальный указатель.
( По сведениям Д. Ушакова, "есть предания, что колдуны и ведьмы завелись первоначально в Киеве и оттуда уже разбрелись по всей земле" (Ушаков 1896, 166). В. Даль указывал, что "ведьма... водится собственно на Украйне, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм..." (Даль 1880, 60).
( О Киеве в русском эпосе см.: Кондратьева 1967, 162-165;
МОСКВА
= Москва (с устойчивыми эпитетами "белокаменная" и "матушка каменна"): б. м., Сах., 29; Олон. г., Мансикка, 230.
( 2 упоминания.
( ( Реальный территориальный указатель. Выступает в присушке, где посреди белокаменной Москвы тоскует девица, и в заговоре, где упомянут находящийся в ней царь Иван Васильевич®.
( О Москве врусском эпосе см.: Кондратьева 1967, 180-183.
ЕФЕСТ
= Ефест: Костр. г., Вин. 1, 72-73.
( 1 упоминание.
( Возможно, контаминация топонима Эфес (ионический город в Малой Азии) и теснима Гефест.
( Город Эфес упоминается в списке "Сна Богородицы" (Волог. о., Адон., 29).