Слова блаженного аввы исаии 5 страница

5. Яже суть мира сего, преследуй то ненавистью, чтоб сердце твое зрело Бога. Непрестанно прилежи молитве, да просветится душа твоя.

6. Бегай разленения, чтоб не быть посрамлену в воскресении праведных.

7. Береги язык свой и восприими страх Божий.

8. К бедным будь милостив, чтоб не постыдиться пред лицом святых.

9. Не поблажай пожеланию яств, чтоб не преградил тебе дороги Амалик.

10. Воздержись от ропота, чтоб не напали на тебя змии.

11. Не люби вина до опьянения, чтоб не лишиться радости Божией.

12. Людей благочестивых люби и послужи им, чтоб через них сподобиться милости Божией. Святых людей чти, — и ревность их да снедает тебя.

13. Помни о Царствии Небесном, чтоб память о нем мало-помалу увлекла тебя (возжелать снискать его). Помышляй о геенне, чтоб ненавистными стали тебе дела (приводящая в нее). Каждодневно, вставая утром, помышляй, что ты имеешь отдать Богу отчет во всех делах, какие ни сделаешь, — и никогда не согрешишь против Него, но страх Его пребудет в тебе. Готовься к тому, как имеешь встретить Его, — и будешь покорен воле Его. Каждодневно своди счет всему, чего недостает еще у тебя, и в час смерти не будешь поражен скорбью. Увидят братие добрые дела твои, — и святая ревность снесть их.

14. Каждый день наблюдай, какую победил ты в себе страсть; и, однако ж, не услаждайся собою; ибо всякое добро от милости Божией. Не возносись верою своею и добротою, но до последнего издыхания стой в страхе. Не верь себе, пока жив, пока не преодолеешь все темные силы.

15. Бодрствуй, брат, против духа, наводящего на человека печаль. Много устрояет он козней, чтоб утеснить тебя. Печаль, которая от Бога есть, приносит радость и утверждает человека в воле Божией. Кто говорит тебе: куда убежишь? Нет тебе покаяния и прощения не получишь, — тот от врага есть и ищет не другого чего, как чтоб ты пал в отчаяние и бросил всякую строгость жития. Печаль же, которая от Бога есть, не ведет человека к отчаянию, а, напротив, еще утешает его более, говоря: не бойся, обратись к Богу, милостивому и благому, Который ведает слабость человека.

16. Злым помыслам противостань с жаром, — и они убежат от тебя. Ибо только боязливых и нерадивых они теснят и одолевают, обличая тем их маловерие.

17. Кто не льстит себе самому, но сознает свою неопытность и нетвердость, тот не поблажает своим помыслам, но воле Божией покорствует. Кто много о себе думает и свое мнение предпочитает другим, показывает, что в нем нет страха Божия.

18. Страх Божий есть страж души и защитник ума от врагов его.

19. Любящий славу Божию гонит от себя нечистоту.

20. Кто благоразумную имеет ревность о спасении, тот отсекает пожелания; и истинная ревность есть достояние мудрого.

21. Уничижающий себя обрел верный путь ко спасению.

22. Кто побеждает врагов царя своего, тот венчается; если же предадимся разленению, то мы предатели.

23. Труд по Богу пособствует добродетели: а разленение есть матерь пороков.

24. Те, кои истинно ревнуют о стяжании добродетелей, если случится им пасть, не отчаяваются, но спешат восстать и снова за дело.

25. Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей; от бездействия же распложаются пороки.

26. Ограждение для воинствующих разумно есть — не судить ближнего. Ограждение это разоряет тот, кто осуждает ближнего.

27. Обуздание языка показывает мудрого человека; послабляющий же узду языка показывает, что он далек от добродетели.

28. Милостыня рождает упование; кто же отвращается от милостыни, тот непричастен добродетели.

29. Доброта есть матерь чистоты и целомудрия.

30. Рассеянность души рождает пожелания.

31. Жестокость сердца разражается гневом.

32. Занятые духовным, отвращаются от земных забот: ибо телесное обучение вмале есть полезно (1 Тим. 4, 8). Дух ниспадает, когда кто предается заботам, и восстает, когда кто восприемлет умеренный покой.

33. Сон в сытость возбуждает в теле движения похоти; умеренное же бдение отрезвляет сердце. Сон неумеренный притупляет ум, а умеренный изощряет его. Кто время бдения иждивает в праздности, о том надо сказать, что лучше б он употреблял его на сон.

34. Всякому пороку сопутствует скорбь.

35. Смирение не уязвляет совести ближнего.

36. Слава людская мало-помалу рождает гордость.

37. Развлечение препятствует ведению.

38. Обуздание чрева заглушает пороки, а взыскание яств возбуждает непомерные похотствования.

39. Украшение тела есть пагуба души.

40. Помышление о суде Божием держит душу в своем чине.

41. Кто попирает совесть, тот изгоняет добродетели из сердца своего.

42. Кто боится Бога, тот бывает ревностен; а кто не боится Его, тот предается нерадению.

43. Кто хранит уста свои и благоразумно молчит, того помышления воспаряют к Богу; от многословия же происходит разленение и ярость.

44. Кто волю свою подчиняет ближнему, тот показывает в себе ревностный к добродетели дух; кто же следует своей воле, тот, значит, неискусен в действовании.

45. Страх Божий и сокровенное поучение сохраняют душу от грехов.

46. Беседы мирские мраком облагают сердце и от добродетелей отторгают.

47. Любовь к вещам земным возмущает ум и сердце, а презрение к ним приносит покой и тишину.

48. Кто скрывает помыслы свои, тот, значит, ищет славы мира; кто же открывает помыслы отцам, тот прогоняет их от себя.

49. В дом, не имеющий окон и дверей, вползает всякая гадина; ему подобен человек, который трудится и не хранит трудов своих (вниманием к помыслам).

50. Как ржавчина снедает железо, так честолюбие истребляет добро в сердце человека.

51. Как плющ, охватив виноградную лозу, губит плод ее, так тщеславие губит труды человека.

52. Между добродетелями превосходнее всех смирение, а между пороками преимуществует многоядение.

53. Конец добродетелей есть любовь; а край пороков есть — почитать себя праведным.

54. Кто душу свою повергает в руки Божии, тот легко сносит поношение человеческое.

55. Кто сам себя не осуждает, тот побеждаем бывает гневом.

56. Кто обращается с людьми, преданными миру, и ведет с ними беседы, тот смущает и расстраивает душу свою, лишая ее притом и надежды в молитве.

57. Кто любит, яже суть мира сего, тот тьмою облагает душу свою. А кто презирает и ни во что ставит яже суть мира сего, тот, значит, познал и ощутил, в чем истинное благо.

58. Кто охотно подъемлет труды, тот удобно укрощает и прогоняет страсти; бездействие же и нерадение распложает их и греет.

59. Не вплетайся в мирские дела, и дух твой покоен будет.

60. Не полагайся на свои силы, и помощь Божия всегда будет присуща тебе.

61. Ни к одному человеку не имей вражды, иначе молитва твоя мерзка. Будь в мире со всеми, чтоб молитва твоя благоугодна была Богу.

62. Блюди очи свои, чтоб и сердце твое не восприяло чего непотребного. Ибо кто воззревает на женщину с вожделением, тот совершает любодеяние (см. Мф. 5, 28).

63. Не желай слышать о падении врага, чтоб сердце твое не впало в злорадство; и всегда заключай уши свои, чтоб не набрать себе врагов.

64. Прилежи трудам рукоделия, чтоб бедный нашел у тебя хлеб насущный: ибо бездействие есть смерть и пагуба души.

65. Частая молитва разбивает иго работы греху и страстям.

66. Кто помышляет о близости смерти, тот легко укрощает страсти; кто же надеется долго жить, тот опутывается многими грехами.

67. Кто так живет, как имеющий дать отчет во всех своих делах, тот с помощью Божиею сохраняет жизнь свою чистою от грехов; кто же с презорством говорит: когда еще будет этот день, — тот идет путем грешников.

68. Помни о том, где ты, и куда должен отойти по исходе из тела, и никогда не допустишь нерадения о душе своей.

69. Помышляй о чести, которой сподобились все святые, и соревнование им мало-помалу привлечет тебя к добродетели. Помышляй также о сраме, которому подвергнутся грешники, и это всегда будет охранять тебя от зла.

70. Что ни делаешь, делай то по совету отцов твоих, — и спокойно проведешь все время жизни твоей.

71. Внимай себе; когда помысл тревожит тебя, что оскорбил брата, не пренебрегай его (помысла); но поди, поклонись брату и проси у него прощения, пока не получишь.

72. Не будь жестокосерд и безжалостен к брату своему; ибо все мы бываем искушаемы от врага.

73. Когда живешь с другими братиями, работай вместе с ними, чтоб не потерять тебе мзды своей.

74. Если демоны вложат в тебя заботу о пище и одежде, или станут срамить тебя пред тобою за крайнюю бедноту во всем, ничего им не отвечай: но от всего сердца своего повергнись пред Богом, — и Он утешит тебя.

75. Не будь небрежен в молитвах своих; ибо от них исходит свет в душу.

76. Если ты совершил много добрых дел, не хвались тем; и опять, если много наделал зла, сердце твое да не изнуряется отчаянием, но лучше пусть тщательнее внимает, чтоб более не опутываться им.

77. Если нападет на тебя похоть, озлобляй без сожаления плоть свою пред Богом со смирением, и найдешь покой.

78. Если станет мучить тебя зависть, помысли, что все мы члены Христовы, и что как честь, так и бесчестие у всех нас общи, — и избавишься от ней.

79. Если борет тебя чрево пожеланием яств, приведи на мысль, какое бывает от них зловоние, и успокоишься.

80. Если возродится в тебе позыв похулить брата, подумай, как это противно и ненавистно Богу, — и он отступит от тебя.

81. Если начнет овладевать тобою гордость, вспомни, как гибнут от нее все плоды добродетели, — и она бежит от тебя.

82. Если войдет в тебя презрение к ближнему, помысли о том, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих, — и оно отступит от тебя.

83. Если сердце твое увлекается чьею красотою телесною, помысли о тлении, какому она обречена и какое уже есть в ней, и успокоишься. Если сластит тебя похоть жены, приведи на память некоторых из них уже умерших, каковы они во гробе, и найдешь покой.

84. Все сие исследуется суждением разума. Правильности, однако ж, сие суждение достигнуть не может без деятельного подвига и опыта.

85. Прежде всего необходим покой (от суетностей мира); из него и в нем рождается ревность (о доброй спасительной жизни); ревность опытом приводит к познанию бедноты человеческой, от которого рождается страх Божий; от страха Божия происходит смирение; из смирения благоразумие; из благоразумия любовь; любовь хранит душу от мятежа страстей. Тогда легко уразумевает человек, как далеко отстоит он от Бога.

86. Кто хочет приступить к тому, чтоб украситься сими добродетелями, пусть отвергнет всякую заботу человеческую и себя самого пусть приготовит к смерти; и всякий раз, как молится, пусть рассматривает, что отдаляет его от Бога, и того пусть потом избегает; мир же весь пусть возненавидит, — и благость Божия скоро ущедрит его всеми сими дарами.

87. Об этом, верь мне, никто не станет воздыхать из тех, кои позволяют себе пить вино и услаждаться яствами, и любят что-либо из того, что есть от мира сего, — но они обольщают сами себя. Почему всех, которые желают примирить с собою Бога через покаяние, убеждаю воздерживаться от вина, ибо вино возобновляет все страсти и изгоняет из души страх Божий.

88. Всеми силами моли Бога, да дарует тебе страх, которым мог бы ты преодолеть все страсти, борющие бедную душу и в рабство себе ее влекущие.

89. Никогда, брат, не переставай так делать, пока находишься в теле сем; и никогда самому себе не верь, хотя бы ты иногда чувствовал себя свободным от мятежа страстей. Ибо враги перестают на время бороть нас, чтоб мы ослабили ревность свою: тогда они бросаются на нас неразумных, схватывают бедную душу, как малую птицу, и ввергают ее в грехи, более тяжкие, чем те, об избавлении от которых она прежде молилась.

90. Итак, пребудем в страхе Божием и восприимем все добродетели, которые отражают злобу врагов. Ибо добродетели не только освобождают нас от страстей, но и венец уготовляют душе, прежде чем изыдет она из тела.

91. Учитель наш Святой, Господь Иисус, зная злокозненность врагов наших, сказал: бдите, ибо не знаете, въ какой часъ тать приидетъ (Мф. 24, 42-43), чтоб не пришел он невзначай и не застал нас спящими. И опять уча учеников Своих, сказал Он: внемлите себе, да не когда отягчаютъ сердца ваша объядениемъ и пиянствомъ и печальми житейскими, и найдетъ на вы внезапу день той (Лк. 21, 34). Зная также, что враги наши сильнее нас, и желая внушить, что от Него исходит сила, коею быв ограждены, мы не будем более бояться их, Он сказал: се посылаю вы яко овцы посреде волковъ (Мф. 10, 16), и заповедал ничего не брать на дорогу (см. Лк. 9, 3). Как они не имели ничего волчьего, то волки не могли их поражать. Далее, когда они, исполнив посольство, возвратились невредимыми, Он приветствовал их, благодарение за них воссылая Богу и Отцу, и утверждая сердца их, сказал: видехъ сатану яко молнию съ небесе спадша. Се, даю вамъ власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию, и ничесоже васъ вредитъ (Лк. 10,18-19). Посольство то было со страхом и бдительным вниманием. Но когда, исполнив повеление, они возвратились, тогда дал Он им власть и силу.

92. Это не к апостолам только относится, ни и ко всем, кои соблюдают заповеди Его. Ибо как Он возлюбил их совершенною любовью, то сказал им: не бойся малое стадо; яко благоизволи Отецъ вашъ дати вамъ Царство. Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесехъ (Лк. 12, 32-33). Но так как они это слово исполнили, то сказал: миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ (Ин. 14, 27). И опять, утешая их, сказал: аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ: и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему приидемъ и обитель у него сотворимъ (Ин. 14, 23). А чтоб отогнать от них страх мира, сказал: въ мире скорбни будете, но дерзайте, яко Азъ победихъ миръ (Ин. 16, 33). Воодушевляя же их, чтоб не падали духом при противностях, и сердца их исполняя радостью, сказал: вы же есте пребывше со Мною въ напастехъ Моихъ: и Азъ завещаваю вамъ, якоже завеща Мне Отецъ Мой Царство, да ясте и пиете на трапезе Моей въ Царствии Моемъ (Лк. 22, 28-30). Это не всем Он сказал, но тем, кои пребыли с Ним в напастях. Кто же это пребывшие со Иисусом в напастях, если не те, кои постоянны в преследовании страстей, пока не отреют их от сердца? Так говорил Он к ним, когда шествовал ко кресту. Почему, кто хочет есть и пить на трапезе Господней, должен взойти вместе с Ним на крест. Крест же Иисусов есть — преследование всех похотей, пока не истребишь их совсем.

93. Блажен апостол, который, подавив их, дерзнул сказать: Христови сраспяхся. Живу же не ктому азъ, но живетъ во мне Христосъ (Гал. 2, 19-20). Итак, в тех, кои истребили в себе похоти, живет Христос. Почему апостол, увещевая чад своих, сказал: иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). К Тимофею же, сыну своему, пиша, сказал: верно слово: аще бо съ Нимъ умрохомъ, то съ Нимъ и оживемъ: аще терпимъ, съ Нимъ и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется насъ (2 Тим. 2 , 11-12). Кто же отвергается Его, если не тот, кто волю свою творит в похоти и кто тем поношению подвергает святое крещение?

94. Во имя Его святое дано нам отпущение грехов; но враг по зависти опять оковал нас грехом. Господу нашему Иисусу Христу изначала не безызвестна была его злоба; почему Он благоволил дать нам благодать покаяния до последнего издыхания. Если б не было сего дара покаяния, никто, может быть, не спасся бы. И апостол, зная, что никогда не будет недостатка в согрешающих по крещении, сказал: крадый ктому да не крадетъ (Еф. 4, 28) (то есть покайся и отстань от греха).

95. Имея на себе печать Духа Святого, постараемся изгладить грехи наши, чтоб обрести милость в день тот, который, впрочем, уже и приближается.

96. Скоро приидет Господь, сидя на престоле величествия Своего, и соберутся пред Ним все народы (см. Мф. 25, 31- 32). Тогда всякий будет освещаться светом от того светильника, который будет держать в руке своей. У кого недостанет елея, светильник его погаснет, и он будет ввержен во тьму; а у кого светильник будет гореть ярко, блестяще, тот внидет в Царствие.

97. Итак, братие, приложим труд наполнить сосуды наши елеем, пока еще мы в теле сем, чтоб светильник наш светил нам при входе в Царствие. Пресветлая и ярко сияющая лампада есть душа святая. Душа, блестящая добрыми делами, внидет в Царствие; а душа, омраченная грехом, низойдет во тьму. Итак, бдите, братие, и прилежите добрым делам, потому что приближается уже время то.

98. Блажен, кто ведет себя бодренно. Нивы созрели и жатва уже настоит. Блажен, кто сохранит плод свой; потому что придут Ангелы и приберут его в вечную житницу. Горе тем, кои суть плевелы; потому что таких ожидает огонь!

99. Наследие мира сего суть золото и серебро, домы и одежды, которые все доставляют материал греху, и который, отходя отсюда, мы поневоле оставляем здесь. Божие же наследие необъятно, таково, что ни око не видало, ни ухо не слыхало и на сердце человеку не восходило ничего подобного (см. 1 Кор. 2,9). И им-то ущедрит Бог тех, кои в настоящее короткое время покорно исполняют Его заповеди. Его получим мы за хлеб, воду и одежды, какие раздадим бедным, за человеколюбие, за чистоту тела; за непорочность сердца и прочие добродетели. Те, которые возделывают в себе эти добродетели и в этом веке находят покой с почетом и уважением от людей, и по выходе из тела восприимут радость нескончаемую. Те же, кои поблажают пожеланиям своим, а между тем не каются, но держатся в узах похотного самоугодия, гоняются за утехами, обольщаясь ложным о них мнением, сплетаются со страстями, не боясь суда Божия, бывают жестокосерды и бесчеловечны к бедным, и другими грехами себя связывают и сквернят, — такие и в этом веке покрываются стыдом, будучи презираемы и ненавидимы людьми, и по преселении из мира сего с посрамлением и бесчестием пойдут в геенну.

100. Бог же да сподобит нас того, чтоб мы преуспевали в делах Ему угодных и воздерживались от всякого дела злого, да спасемся в годину искушения, грядущего на всю вселенную. Ибо не закоснит Господь наш Иисус Христос, но приидет, неся с собою воздаяние всем: нечестивых пошлет Он в геенну, а благочестивых преисполнит благ, — и внидут они с Ним в Царство Небесное, где и упокоятся во веки веков. Аминь.

СЛОВО 18

0 забвении обид

1. Святой апостол заповедовал детям своим, говоря: Господь близъ. Ни о чемже пецытеся, но во всемъ молитвою и молениемъ со благодарениемъ прошения ваша да сказуются къ Богу: и миръ Божий, превосходяй всякъ умъ, да соблюдетъ сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Флп. 4, 5-7). И Господь говорит в Евангелии: отпущайте должникамъ вашимъ все грехи, чтобъ и вамъ Отецъ вашъ отпустилъ грехи ваши (Мф. 6, 14; Мк. 11, 25). Страшно и ужаса исполнено слово Господне. Если не видишь, что сердце твое чисто в отношении ко всем, не проси ничего у Господа, чтоб самому себя не покрывать посрамлением, — что будучи сам грешен, держишь неудовольствие на ближнего своего, а между тем Богу, испытующему сердца, дерзаешь говорить: отпусти мне грехи мои. Такой не молится умом, а устами с неведением (без рассуждения и сознания ясного). Кто хочет молиться истинно, во Святом Духе и чистым сердцем, тот испытывает сердце свое, прежде чем приступить к молитве, не держит ли оно какой неприязни к кому-либо, и исправляет его, если оно неисправно в сем отношении; а не так приступает к молитве, чтоб только отбыть положенные в известные часы молитвы, водясь навыком. Почему и ты, если хочешь принести чистую молитву, прежде испытай свою душу и так настрой ее, чтоб когда будешь говорить в молитве: помилуй мя, и сам ты миловал согрешившего против тебя; когда будешь говорить: прости мне, — и сам ты прощал врагам своим; когда будешь говорить: не помяни беззаконий моих, — и сам ты не помнил грехов ближнего твоего; когда будешь говорить: забудь грехи, которыми вольно или невольно я опутал себя, — и сам ты забывал обиды, нанесенные тебе. Если это ты не исполнишь, тщетна молитва твоя. И тебя Бог не услышит, как удостоверяет все Писание. В Евангелии от Матфея так заповедует Господь молиться: и остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ. Аще бо отпустите человекомъ согрешения ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный согрешения ваша (Мф. 6, 12, 14). В Евангелии от Луки: отпущайте, говорит, и отпустятъ вамъ (Лк. 6, 37). И в другом месте у него же, учит Он учеников говорить в молитве: и остави намъ грехи наши, ибо и сами оставляемъ всякому должнику нашему (Лк. 11, 4).

2. Я показал тебе всю силу любви в том, чтоб ты прежде сам делал то (другим), что желаешь получить от Бога. И тогда тою мерою, какою мерил ты людям, и тебе отмерено будет. Бог смотрит на расположение сердца, а не на одно слово языка. И так утверди сердце свое изгладить вольным забвением все обиды; ибо нет ничего сильнее воли, на смерть ли или на жизнь она склонится. Блаженны возлюбившие жизнь вечную, — ибо они не постыдятся. Всячески старайся и напрягайся изгладить борющие тебя помыслы, прежде чем они уязвят сердце. Этого ты достигнешь, если всегда будешь иметь пред очами своими грехи свои. Этим способом удобнее изгонишь из сердца твоего всякое желание мщения, когда вспадет на мысль какая-нибудь нанесенная тебе другим обида. Ибо тогда, если будешь продолжать гневаться на ближнего, страх геенны нападет на тебя, и когда станешь молиться о прощении тебе грехов, так обличит тебя: бедный и несчастный человек, до сего часа Бог долготерпелив был к тебе и не обличал грехов твоих; а ты явно гневаешься на брата твоего, и жестокосердо преследуешь грехи его! И все еще надеешься испросить прощение себе у Бога?! Обманешься в надежде своей, поверь мне. Итак, если сердце твое будет кротко и готово все прощать, то ты обретешь милость у Бога; если же оно будет безжалостно к ближнему и бесчеловечно, то и ты никакого внимания не встретишь пред лицом Бога. Прости мне. Я нищ и опутан многими грехами; и пиша это, стыжусь в сердце своем. Если кто не настроит себя по примеру и образцу Сына Божия, тщетны все труды его. Сеющий обычно ожидает многоплодия; и если обманывается в надежде, болит сердцем, что и семена и труды его пропали даром.

3. Апостол Петр, когда в Риме присудили его распять на кресте, упросил, чтоб его повесили головою вниз. Этим он таинственно показал, что всякий крещенный должен распять в себе все противное природе и разуму, чем побежден был Адам и из славы низвержен в бесчестие и вечное унижение. Итак, крепким сердцем надо вступить в брань и презреть все, что ценно у людей. Ибо это сынов Адама держит в рабстве, именно: интерес, честь, слава, красота телесная и прочее сему подобное, чем питается похоть, которую змий вложил в уста Евы. Из худых помыслов, которые делают нас врагами Богу, узнаем, что и мы дети Адама. Блажен, кто распялся со Христом и умер, и погребен, и воскрес в обновлении жизни и идет по святым стопам Иисуса, Который ради нас соделался человеком, чтоб мы уподоблялись Ему смирением, бедностью, терпением обид и бесчестия, и со всеми мир имели, нисколько не заботясь о теле и не боясь коварства злых людей. Кто, отбросив страсти, облекается в сии доброты, тот из Христа есть, есть сын Божий и брат Иисусов. Даруй Бог, чтоб все мы были в числе избранных Его и сподобились получить вечные блага во Христе Иисусе Господе нашем, Коему слава и держава, во веки веков. Аминь.

СЛОВО 19

О болезнях (рождения или возрождения) души

1. Воскликнуть прилично и мне с пророком Исаиею: терпехъ, яко рождающая, истреблю и изсушу вкупе (Ис. 42, 14). Если ты познал самого себя, если течет в тебе источник Духа Святого, то очевидно, что рассеяны и истреблены враги твои. Не там, или здесь, говорит Спаситель наш, Царствие Божие: се бо, Царствие Божие внутрь васъ есть (Лк. 17, 21). Есть много таких, которые говорить о том, что касается Царствия Божия, говорят, а делать того не делают. Есть и такие, которые делают то, но не совсем с разумом и толково. Но очень мало таких, внутри которых истинно есть Царствие Божие, говорит Спаситель. Таких посетил Дух Святой; на них исполнилось слово Иоанна евангелиста: даде имъ область чадомъ Божиимъ быти, верующимъ во имя Его: иже не отъ крове, ни отъ похоти плотския, ни отъ похоти мужеския, но отъ Бога родишася (Ин. 1, 12-13). Они освобождены от болезни, на которую осуждена была Ева: въ болезнехъ родиши чада (Быт. 3, 16). Они освобождены от строгого приговора, который произнесен был на Адама: проклята земля въ делехъ твоихъ (Быт. 3, 17). Они получают благодать, какую получила Мария: Духъ Святый найдетъ на Тя и сила Вышняго осенитъ Тя (Лк. 1, 35). Как болезнь объяла Еву и (обнимает) семя ее даже до сего дня; так радость объяла Марию (обнимает) всех добрых христиан (и будет обнимать) завсегда. Посему как мы были уже сынами Евы и видели на себе клятву ее в злых помышлениях своих: так должны уразуметь, что мы сыны Божии из благих помышлений Духа Святого (Им производимых) и из страстей Христовых (из причастия им), если они точно есть в теле нашем. Ибо так написал апостол: себе искушайте: или не знаете себе, яко Иисусъ Христосъ въ васъ есть, разве точию чимъ неискусни есте (2 Кор. 13, 5). Когда носили мы образъ земнаго, то познавали, что мы сыны его из непотребных помыслов, в нас витавших, кои суть болезни души; те же, которые носят образъ Небеснаго (1 Кор. 15, 49), познают, что они сыны Божии из того, что в них обитает Дух Святой. Ибо Исаия взывает: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхомъ и поболехомъ, и родихомъ духъ спасения... на земле(Ис. 26, 18). И опять в Екклезиасте написано: какъ сплачиваются кости во чреве рождающия, такъ есть путь духа (Еккл. 11, 5). Ибо как Пресвятая Дева носила Сына Божия во чреве: так те, которые приемлют благодать Святого Духа, зачинают и носят Его в сердце своем, как говорит апостол: (да даст Бог) во внутреннемъ человеце вселитися Христу верою въ сердца ваша (Еф. 3, 16-17). И еще: имамы, говорит, сокровище сие въ скудельныхъ сосудехъ, да премножество будетъ силы Божия, а не отъ насъ (2 Кор. 4, 7).

2. Итак, если ты вступил в такое состояние, что в тот же образ преображаешься от славы в славу, и исполняется на тебе слово апостола: и миръ Божий да водворяется въ сердцахъ вашихъ (Кол. 3, 15); и другое: аще же Христосъ въ васъ — (плоть убо мертва греха ради) (Рим. 8, 10); и следующее: Богъ рекий изъ тмы свету возсияти, иже возсия въ сердцахъ нашихъ, къ просвещению разума... (2 Кор. 4, 6) если исполняется также в тебе и тобою: да будутъ чресла ваша препоясана, и светилницы горящии: и вы подобни человекомъ, чающимъ Господа своего, когда возвратится отъ брака (Лк. 12, 35), да не заградятся уста твои, не имея что ответить в сонме святых; и еще, — если ты знаешь, что есть в сосуде твоем елей, подобно как у тех мудрых дев, чтоб изыти в сретение Жениху и не быть исключену (из числа вошедших с ним в чертог); если сознаешь, что твой дух, и душа, и тело непорочны (1 Фес. 5, 23), чтоб оказаться безупречными в день Господа нашего Иисуса Христа, если не обличает и не осуждает тебя совесть, если соделался ты детищем, по слову Спасителя, рекшего: оставите детей приходити ко Мне: таковыхъ бо есть Царствие Небесное (Мф. 19, 14); то воистину душа твоя соделалась невестою и Дух Божий почивает в тебе теперь уже, когда ты еще в теле сем. Если же ты не таков, то унижение и стыд предыдут тебе пред лице святых. Как дева, каждый день вставая рано утром, ни о чем столько не заботится, как чтоб украсить себя для жениха своего, и внимательно рассматривает себя в зеркало, чтоб не осталось какого пятна на лице, могущего неприятное сделать впечатление на жениха; так святые каждый день с большою заботою и вниманием рассматривают свои мысли, слова и дела, чтоб в них не было ничего могущего не понравиться Небесному Жениху. Не жалей, брат, никаких трудов, ни душевных, ни телесных, чтоб сподобиться вечной радости, которой немногие окажутся достойными, именно только те, которые мечем духа (см. Еф. 6, 17) обрезали свое сердце и свои чувства отъ всякой скверны (2 Кор. 7, 1). Да поможет Бог немощи нашей сподобиться быть в числе святых Его, в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.

СЛОВО 20

0 смирении

Что есть смирение? Смирение есть почитать себя грешником и думать, что ничего доброго не делаешь пред Богом. Дела смирения суть: молчание, и то, чтоб не считать себя чем-нибудь, не услаждаться собою, и не состязаться с другими; послушание, и то, чтоб глаза держать опущенными долу, иметь смерть пред очами своими, хранить себя от лжи, не говорить суесловий, не противоречить набольшему, не настаивать на своем мнении, благодушно переносить поношение, ненавидеть покой, понуждать себя на труд, трезвенну быть, никого не раздражать. Брат, попекись с усердием в точности исполнить все сии заповеди, чтоб иначе душа твоя не была обиталищем всякой страсти. Пободрствуй над каждою из них, чтоб не провести всей жизни бесплодно. Да дарует нам Бог принести плоды, достойные вечной жизни. Ему слава во веки веков. Аминь.

СЛОВО 21

О покаянии

1. Спрашивали авву Исайю, что есть покаяние, и что значит бегать греха. Он ответил: есть два пути — путь жизни и путь смерти. Кто (решительно) вступает на один, тот не идет по другому; кто же ступает то на тот, то на другой, тот, значит, не-приурочен (исключительно) ни к одному; и куда придет — в Царство или в муку — не видно, пока не изыдет он из тела. А там — Божий суд; Его и милость. Кто желает внити в Царство, творит дела его. Царства Небесного лишает всякий грех. Сеют в нас враги; но семена их помышлений не произрастают, если не принялись сердцем. Когда душа вкусит сладости божественной, стрелы (вражии) тогда не могут проникать в нее: ибо она ограждена щитом добродетелей, которым и защищается, чтоб не подымался мятеж страстей. Она своему прилежит поучению и себе внимает и, верно различая оба пути, одного с отвращением избегает, а другой любит. Кто познал славу Божию, тот разумеет злобу врага. Познавший, что есть Царство, не не ведает, что есть геенна. Кому известна любовь, тот ясно видит ненависть. Кому ведома любовь Божия, тому небезвестна вражда мира. Кто познал чистоту, тот мерзит нечистотою. Кто знает плод добродетелей, тот знает также, каков плод греха. Кого приветствуют Ангелы дел ради добрых, тот не сомневается, что демоны радуются, когда мы делаем дела их. Как поймет кто, что есть любостяжательность, если прежде ради Бога не возлюбит обнищания? Как познает кто горечь раздражения, если прежде не освоится с кротостью? Как уведает кто разорение, причиняемое гневом, если не возлюбит прежде терпения во всем? Как восчувствует зловоние похоти, если прежде не ощутит сладости совершенной чистоты? Как увидит безобразие осуждения, если прежде не сознает своих немощей? Как уразумеет нелепость смеха, если прежде не прольет обильных слез, оплакивая грехи? Или пагубность разленения, если прежде не узрит света Божия, право настроив духовные чувства?

Наши рекомендации