Слова блаженного аввы исаии 10 страница
4. Горе нам, которые взвешиваем людей не по добродетели их, а по мнении о них. Горе нам, которые судить, рядить и учить о том, что справедливо и добро, готовы, от дел же правых и добрых держим себя как можно далее. Горе нам, которые землю свою старательно очищаем от терний и волчцев, и всего прочего, вредного произрастанию семян; душу же свою небрежем очищать страхом Божиим от скверных и нечистых помыслов, которые заглушают и подавляют святые семена добродетелей. Горе нам, которые с такою заботою трудимся, чтоб получить что-либо тленное из земли, на которой мы странники и пришельцы, о времени же том, когда должны будем по необходимости навсегда переселиться отсюда, совершенно никакой не хотим поиметь заботы. Горе нам, которые, тогда как имеем отдать строжайшему Судии отчет о всяком деле, о всяком праздном слове, о всех скверных и нечистых помыслах, время жизни нашей, однако ж, проводим без всякой заботы, как бы имеющие быть тогда совершенно свободными и не подлежащими никаким отчетностям. Горе нам, что не только наделали много непотребного и нечестивого, но и самые обетования Божии презрели и попрали неверием. Горе нам, которые быв пленены заботою о тленном, когда через Евангелие могли бы достигнуть нетленной жизни, по безумной любви к земным вещам лишаем себя вечных и нетленных благ. Горе нам, которые пред лицом людей боимся грешить; пред очами же все сокровенное видящего Бога не трепещем совершать нечестивые и грешные дела. Горе нам, которые не удобряем речей своих божественною солью, но безрассудно расточаем слова бесполезные, чуждые всякого благоговеинства. Горе нам, у которых сокрушение сердца демоны расхищают, по причине усыпления и разленения нашего. Горе нам, которые, оставив мир, людей живущих в мире, превзошли грехами и пороками. Горе нам, которые сами имея нужду в сильнейших обличениях, жесточайше наказываем тех, которые увлекаются самыми малыми грехами.
5. Горе нам, если Бог приведет нас на суд прежде, нежели исправимся. Горе нам, которые не помышляя о нечистотах чрева своего, побуждаемы бываем похотью и гордостью. Горе нам, которые непрестанно оскверняя себя срамными помыслами, желаем, однако ж, чтоб нас почитали и именовали святыми. Горе нам, которые, предавшись суетностям, забываем бороться со страстьми. Горе нам, здесь без страха предающимся грехам, потому что там нас примут огонь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов и всегдашний срам пред Ангелами и всеми тварями. Горе нам, которые в самом изгнании в стране пришельствия предаемся срамным удовольствиям, и забыв о сладостях рая, небрежем о Царствии Небесном. Горе нам, которые жестокосердием своим походим на юродивых дев, и через благотворение ближним не запасаемся елеем, чтоб в нужный час посредством его засветить светильники свои. Горе нам, которые день и ночь воссылая молитвы Христу, говорим: Господи, Господи (см. Мф. 7, 21), а того, что Он заповедует нам, не соблюдаем. Горе мне, который пишу этот плач, и не показываю никакого знака истинного покаяния. Горе тем, которые о других заботятся, а о полезном для себя не помышляют. Горе нам, которые стыдимся чувствуя остны совести, непрестанно нас обличающей, и не страшимся суда Божия, имея дать пред Ним отчет во всех делах своих. Горе нам, которые, тогда как зловонствуем срамными делами, славою однако ж человеческою любим услаждаться.
6. Горе нам, которые, занявшись тщетными вещами, забываем страх Божий. Горе нам, которых ум расслабляется и притупляется заботою о суетностях. Горе нам, что когда Божие долготерпение нас сносит и ждет нас, мы, однако ж, не раскаиваемся и не исправляем худых деяний своих. Горе нам, что не помним грехов своих в настоящее время, хотя знаем, что немного спустя, когда душа наша совлечется тела сего, все, что позволяли мы себе в мыслях, словах и делах, — все то с большою скорбью будем читать написанное в памяти. Горе нам, которые, когда апостол говорит: ядый и пияй (тело и кровь Господню) недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня (1 Кор. 11, 29), — дерзаем приступать к страшным Христовым Тайнам оскверненные нечистотами своими, сами себе давая разрешение в том, что мысленно соделали в ночных мечтаниях. Ибо у кого помышление нечисто, очи не целомудренны, тело не чуждо растления, душа не убелена и не приседит Богу, тот делает себя повинным многим озлоблениям плоти и болезнованиям души, и вот-вот предан будет безмерным мучениям и вечному сраму. Бедный я, который пишу это с горькими слезами, и однако ж самым делом не приступаю к покаянию. Увы мне, который истину говорю и добра не делаю. Увы мне, который учу добру, а поступаю худо. Горе тем, которые грешат, увлекаясь похотною сластью, потому что будут подвержены крайнему страданию и вечному сраму. Горе тем, которые плачут, а грешить не перестают, потому что плачут бесполезно.
7. Горе людям, которые презирают и бесчестят ближнего, потому что они отчуждены от блаженства любви. Горе завистливым, потому что они далеко отстоят от благости Божией. Горе тем, которые стараются угождать людям, потому что такие Богу угодить не могут. Горе тем, кои приемлют лица человеческие, потому что такие отпали от истины Божией. Горе гордым, потому что они суть из части диавола отверженного. Горе тем, которые Бога не боятся, потому что такие впадают во многие грехи, и ни в этой, ни в будущей жизни не имеют покоя. Горе нам, которые ужаления мух, комаров и пчел сносить не можем и отмахиваемся от них, а от того страшного змия, который разинув свою отвратительно-мерзкую пасть, чтоб пожрать и поглотить нас, уязвляет нас всякими смертоносными жалами, убежать не стараемся, и никакой против него не испрашиваем себе помощи. Горе нам, которых диавол сбивает с пути то удовольствиями, то скорбями, то нуждами, и обольщает всеми прелестями мира; мы же, видя то, не хотим освободиться от стольких зол. Горе нам, которые видя, как многие столько уже лет отпали от Церкви и покушаются поколебать православную веру, ни слез однако ж не проливаем, и никакого болезнования душевного не показываем, ни нравов и жизни не исправляем, но грехи ко грехам и неверие к злым делам прилагая, готовим себе жесточайшие и нескончаемые муки в геенне. Горе нам, которые зная, что подходит конец мира (или наш), не приходим в себя и не раскаиваемся в том, что в юности нами наделано, но еще и бедную старость день ото дня обременяем большими и тягчайшими грехами. Горе нам, которые, стыдясь разных телесных болезней, не стыдимся однако ж, видя, как бедные души наши болят смраднейшими грехами. Горе нам, которым предлежит прейти огонь, клокочущий выше волн морских, да прииметъ кийждо яже съ теломъ содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Горе нам, что не помышляем о тьме оной кромешной, об огне бессгораемой материи, о вечном горьком плаче и скрежете зубов. Ибо отъяв у пламени свет, Бог оставил в том огне силу жечь в темноте, чтоб тем больше мучились нечестивые и грешники.
8. Горе мне, бедная душа моя, и непрестанная боль и мучение терзают сердце мое, что злохитрость повредила во мне благоразумие, ложь покрыла истину, смерть стала выше жизни; небесное, нетленное, вечное заменено земным, тленным, скоропреходящим; достойное всякого отвращения и мерзения сочтено более сладким и приятным, чем истинная любовь Христова неоцененная! Ложь изгнала из сердца моего истину. Срамом и бесчестием облекся я вместо истинной славы и чести; горечь вкушаю вместо сладости; прах земной возлюбил паче Царства Небесного. Враг, гнушающийся всем истинно прекрасным, мраком обложил сердце мое, и свет ведения погасил в уме моем. Увы мне бедному и несчастному, которого враг, опутав сетьми своими, взял в плен, и подбив ногою, низверг с такой высоты. На бегу пораженный пал я. Тщетны стали все поты мои. Кто не восплачет об участи моей? Кто не поболит обо мне, изможденном тщетными трудами? Кто не пожалеет обо мне, у самой пристани потерпевшем кораблекрушение? Сжальтесь надо мною, сжальтесь надо мною, хоть вы, друзья мои (см. Иов. 19,21). И, кто никаким не побуждается злом, помолитесь поусерднее всеблагому Господу моему Иисусу Христу, не изгонит ли Он, милосердием движимый, густейший мрак доброненавистника диавола из ума моего, чтоб, хоть в блате греховном валяюсь и восстать не стараюсь, по крайней мере взглянул я на свет, да сокращенное уже время жизни моей не отымет у меня всякой надежды спасения. Нет боли, паче боли моей. Нет раны, как рана моя. Нет мучения равного мучениям сердца моего: яко беззакония моя превзыдоша главу мою (Пс. 37, 5). Раны мои не раны от меча, и мертвые мои — не падшие в брани (см. Ис. 22,2); но острые стрелы врага пронзили меня (см. Пс. 37, 3) и ослепили моего внутреннего человека. Углебохъ въ тимении глубины и несть постояния (Пс. 68, 3). Страхъ егоже ужасахся, прииде ми (Иов. 3, 25) и прикры ны сень смертная (Пс. 43, 20). Увы мне! Рассуди, душа моя, и посмотри, как скоротечно все настоящее, и какую, переходя, оставляет по себе боль и сокрушение! Подумай, душа, каких благ и какой надежды лишаешься ты, и в какие злострадания и мучения вот-вот ввержена будешь навсегда. Потому, прежде чем померкнет свет над главою твоею, припади к милосердию Божию и умоляй Его, да избавит тебя от всепожирающего огня и ужаснейшей тьмы. Ибо благости Его обычно прощать людям грехи; может быть милосердие Его даст прощение и нам, хотя недостойным. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
Правила и советы новоначальным инокам1
Брат возлюбленный! Если уже оставил ты суетный мир сей и посвятил себя Богу, приноси покаяние о грехах своих и храни принятое тобою намерение. Не слушай помыслов своих, когда они начнут томить тебя, говоря: никак не простятся тебе прежние грехи твои. Но соблюдай следующие правила:
1. Не ешь с женщиной; с отроком не входи в содружество; с юным не спи на одной постели. Когда скинешь одежду свою, не смотри на тело твое.
2. Если понудят тебя выпить вина, более трех небольших чаш не пей. Этого правила не нарушай даже ради дружбы.
3. Не исполняй небрежно молитв, положенных в известные часы, чтоб не впасть в руки врагов своих. Трудись, сколько можешь, над размышлением о псалмах, ибо это сохранит тебя от нечистой жизни.
4. Люби труд и самостеснение, чтоб утишились страсти твои. Не считай себя чем-нибудь ни в каком отношении, и не перестанешь плакать о грехах своих.
5. Блюди себя от лжи, ибо она отгонит от тебя страх Божий. Не открывай всем добрых дел своих, чтоб не похитил их враг твой.
6. Открывай болезни свои отцам твоим, чтоб испытать помощь от советов их.
7. Принуждай себя к рукоделью, и возобитает в тебе страх Божий.
8. Не суди брата своего, согрешающего, и не презирай его, иначе впадешь в руки врагов своих.
9. Не будь спорлив, настаивая на слове своем, чтоб не утвердилось в тебе зло.
10. Люби смирение и не полагайся на свой совет. Приучи язык свой говорить: прости мне, – и низойдет на тебя смирение.
11. Когда сидишь в келлии своей, о трех вещах имей заботу: о непрерывности в молитве, об углублении в псалмы и о рукоделии.
12. Думай сам в себе: не пребуду я в этом мире далее настоящего дня, и исхищен будешь от греха.
13. Не будь объястлив, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои. Не ленись работать, потрудись углубляться в псалмы – и придет к тебе мир Божий.
14. Принуждай себя к плачу в молитвах, и Бог смилуется над тобою и совлечет с тебя ветхого человека.
15. Знай, что труд, нищета, самостеснение и молчание приводят к смирению, смирение же доставляет прощение всех грехов. Смирение же состоит в том, чтоб человек считал себя грешником и неправедным, не настаивал на своем слове, отсекал свои хотения, очи опускал долу, переносил обиду, ненавидел честь и покой, и всем говорил: прости мне. Силою же смирения враги обращаются в бегство.
16. Будь всегда печален, но когда придут к тебе братия, развеселись с ними, – да возобитает в тебе страх Божий.
17. Если идешь куда с братиями, отступай немного от них, чтоб хранить молчание. Не оборачивайся туда и сюда, но углубляйся в псалмы и молись Богу в уме своем. В какое бы место ни пришел ты, не слишком доверчиво обращайся с жителями его. Храни скромность и стыдливость во всем и к тому, что предлагают тебе, не протягивай руки, пока не попросят тебя.
18. Не спи с другим под одним покрывалом. Долго молись перед сном, хотя бы ты утомлен был дорогой.
19. Не допускай, чтоб кто-либо умащивал елеем тело твое, разве в тяжкой болезни.
20. Когда сидишь за столом с братиями, не ешь с услаждением и руку твою протягивай только к тому, что находится перед тобою. Колена твои пусть будут сложены. Глаз твоих не подымай на другого. Не пей воды с жадностью и с гурчанием в горле.
21. Если нужда придет тебе отхаркаться, когда сидишь среди братий, встань и сделай это подальше от них. Не потягивайся и не зевай, когда находишься в кругу других, и если нападет на тебя зевота, не открывай рта, и пройдет.
22. Не разевай рта для смеха, ибо это будет показывать, что нет в тебе страха Божия.
23. Не пожелай чужой вещи. Если приобретешь книгу, не украшай ее, ибо это обнаружит в тебе пристрастие к ней.
24. Если погрешишь в чем, не стыдись сознаться в том и не извиняй себя ложью, но преклонив колена, исповедуй грех свой и проси прощения, и оно дано будет тебе.
25. Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.
26. Не стыдись обращаться с вопросами к твоему наставнику.
27. Если кто постучит в двери келлии твоей, когда ты, сидя, занят делом своим, оставь дело и успокой его.
28. Не говори ни с кем и словам другого не внимай без пользы.
29. Если наставник твой пошлет тебя куда в дорогу, спроси у него, как тебе должно держать себя, и потом действуй по заповеди его. Не переноси слов. Если будешь хранить очи свои и уши, то не согрешишь и языком своим.
30. Если будешь жить с каким братом, будь с ним как странник, не приказывай ему ничего и не показывай себя набольшим над ним, если он прикажет что тебе, чего бы ты не хотел, отсеки волю свою и не оскорби его (отказом), чтоб не расстроился мир между вами. Знай, что кто повинуется, тот набольший.
31. Если будешь жить с братом каким, и он скажет тебе: свари, – спроси: что хочешь? И если он предоставит тебе выбор, свари, что попадет тебе под руки, со страхом Божиим.
32. Когда встанешь от сна, твори молитву, прежде чем возьмешься за какое дело, затем углубляйся в Слово Божие и тогда уже берись неленостно за дело.
33. Радостно встречай странника и приветствуй его, чтоб иначе свидание ваше не было вам обоим во вред. Когда войдет, не делай ему каких-либо пустых вопросов, но проси сначала помолиться, потом, когда сядет он, скажи ему: как здоров брат мой? – и затем дай ему какую-либо книгу для чтения. Если он утомлен от пути, дай ему отдохнуть и омой ноги его. Если он начнет говорить пустые речи, скажи ему: прости мне, брат мой, я немощен и не могу слышать этого. Если расшились одежды его, зашей. Если он немощен и одежды его запачканы, вымой их. Но если он шатайка, а у тебя будут в ту пору святые, то не позволяй ему войти, но окажи ему должное приветствие и отпусти его. Если, впрочем, он беден, не отпускай его без утешения, и то дай ему, что Бог послал.
34. Если брат положит у тебя что-нибудь, не рассматривай положенного, разве только в присутствии его самого.
35. Если кто оставит тебя в келлии своей и выйдет, не поднимай очей, чтоб посмотреть, что есть в ней, но когда он будет выходить, скажи ему: дай мне какое-нибудь дело, и я поработаю, пока воротишься, и что он тебе даст, делай то с усердием.
36. Не молись с леностью и небрежно, ибо этим, вместо того, чтоб угодить Богу, ты привлечешь гнев Его. Стой на молитве со страхом и трепетом, не опираясь на стену и не распуская ног, так, чтоб на одной стоять, а другую отставлять. Противостой помыслам своим и не попускай им озабочиваться плотскими вещами, чтоб была благоприятна молитва твоя.
37. Когда бываешь на литургии, храни помыслы свои и чувства и стой со страхом пред Богом Высочайшим, чтоб достойно принять тело и кровь Христовы и уврачевать тем страсти свои.
38. Когда ты юн, не надевай хорошей одежды, пока достигнешь старости.
39. Когда совершаешь путь с тем, кто старше тебя, не заходи вперед его. Если старший тебя встанет, чтоб поговорить с кем, не оставайся сидящим и ты, но встань вместе с ним и стой, пока он не велит тебе сесть.
40. Когда войдешь в город или селение, взор твой опусти долу, чтоб иначе увиденное тобою не послужило тебе поводом к брани в келлии твоей.
41. Не спи в том месте, где боишься согрешить сердцем. Не ешь с женщиною и не смотри на нее, - даже на одежды ее, если можешь.
42. Если путь совершаешь со старцем, не допускай, чтоб он нес что-нибудь сам. Если будете юны, каждый неси свою часть. Если ноша мала, несите попеременно по часам. Несущий пусть идет впереди, равно как и немощный, и когда, уморившись, сядет он отдохнуть, садитесь и вы с ним.
43. Когда будешь спрашивать какого старца о помыслах своих, открывай их свободно, как они есть, тому, в ком уверен ты, что он сохранит тайны твои. В выборе старца не предпочитай того, кто преклонных лет, но кто убелен ведением и опытностью духовной, чтоб иначе не получил ты вреда и не размножились страсти твои.
44. Понуждай себя долго молиться ночью, да просветится ум твой. Помышляй о грехах своих и молись о них Богу, и Он простит тебе их.
45. Если кто начнет судить брата своего в твоем присутствии, то хотя судимый будет из числа тех, которые тебя самого судят, скажи ему со смирением: прости мне, брат мой, грешен я и немощен, и повинен сам тому, о чем ты говоришь, почему не могу этого слышать.
46. Предпочитай себе во всем других братий и, если какой друг при них окажет тебе честь, скажи: это ради вас оказал он мне такую честь.
47. Кто просит у тебя что-либо взаймы, не отказывай.
48. Не часто вращай в сердце своем память о тех, коих оставил ты любви ради Божией, но помни о смерти и суде, и что никто из них в то время не может помочь тебе.
49. Если, сидя в келлии своей, вспомнишь о ком, сделавшем тебе зло, встань тотчас и помолись за него в сердце своем, да помилует его Бог, таким образом скоро исчезнет страсть, какую питаешь в отношении к нему.
50. Если хочешь причаститься Тела и Крови Христовых, смотри, чтоб никак не оставались в сердце твоем гнев или ненависть на кого, и если знаешь, что кто-либо гневен на тебя, испроси у него прежде прощения, как заповедал Господь наш.
51. Если ночью (в сновидении) потерпишь нападения от похоти, смотри, днем не повторяй в мысли видов тех срамных, чтоб услаждением не осквернилось сердце твое, но пади пред Господом, и Он помилует тебя: ибо ведает немощь человеческую.
52. Если возложишь на себя крайний пост и станешь совершать продолжительные молитвы, не подумай, что они спасут тебя, но верь, что Бог умилостивится озлоблением тела твоего и поможет немощи твоей.
53. Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью сею благо.
54. Живя в келлии своей, установи для пищи своей определенную меру и положенный час и не отступай от того. Давай телу своему, сколько нужно, чтоб оно сильно было совершать молитвы и службы Божии. Если где вне келлии твоей будет тебе предложена деликатная пища, не досыта принимай ее.
55. Если диаволы внушат тебе начать труд, которого не силен ты подъять - не слушай их, ибо обычно они наводят сердце человека на такие дела, которых одолеть он не в силах, чтоб потом ввергнуть его в уныние и посмеяться над ним. И все их начинания без меры и без порядка.
56. Ешь однажды в день, но не досыта. Давай телу своему сколько нужно по требованию природы (по сложению твоему).
57. Одну половину ночи определи на молитвенное бдение, а другую на упокоение тела твоего. Прежде чем идти в постель, часа два пободрствуй в молитве и Богохвалении (псалмопении), потом дай покой телу своему. Если разленится тело твое, когда придет время встать на молитву, скажи ему: ужели ты хочешь принять малый покой в это время, чтоб потом отойти в нескончаемую муку? Не лучше ли здесь немного потрудиться, чтоб там вкушать вечный покой со святыми? Тогда отступит от тебя леность, и придет к тебе божественная помощь.
58. Принимая чин монашеский, отпусти раба своего; если он захочет последовать тебе и вступить в монашество, не допусти, чтоб он жил с тобою.
59. Если пойдешь продавать рукоделие, не спорь о цене, как делают миряне. Так же поступай, когда что покупаешь, знай, что скудость вещей приближает тебя к Богу.
60. Если брат положит у тебя какую вещь и она понадобится тебе, не трогай ее, разве с его позволения.
61. Если какой брат попросит тебя что-нибудь купить, когда идешь в город, сделай то, но если будут с тобой и другие братия, сделай это в присутствии их.
62. Если дана тебе будет какая вещь, возврати ее, попользовавшись ею, сколько нужно, но не удерживай ее дотоле, пока потребуют ее от тебя обратно, если что попортится в ней, исправь. Если ты сам дашь кому какую вещь попользоваться, не требуй ее обратно, если видишь, что тот почему-либо возвратить тебе ее не может, особенно когда она тебе совсем не нужна.
63. Если, бросив келлию свою, после опять воротишься и найдешь, что в ней живет уже какой-либо брат, поищи себе другую, а его ни за что не выгоняй, да не прогневается на тебя Бог. Но если тот сам добровольно захочет оставить ее, то ты прав. Если при этом тот возьмет что из принадлежностей ее, не требуй того от него.
64. Если захочешь совсем выйти из келлии своей, не бери с собою ничего из принадлежностей ее, но отдай ее какому-либо бедному брату, и Бог ущедрит тебя, куда ни пойдешь.
65. Ничему так не радуются диаволы, как тому, если кто скрывает помыслы свои от духовного своего наставника. Не думай уподобиться отцам, если не будешь подражать трудам их.
66. Блюди себя от богатства и любви к нему, ибо оно повреждает плоды монашества.
67. Если борешься с каким искушением, которое теснит тебя, не ослабевай, но простершись пред лицом Бога, скажи: Помоги мне, Господи, потому что я немощный не силен выдержать эту брань, – и Он поможет тебе, если молитва твоя будет исходить от чистого сердца. Если, поборовшись, преодолеешь, не хвались тем и не полагайся на себя, но больше еще блюдись, потому что враг не замедлит устроить тебе новую брань, сильнейшую прежней.
68. Когда молишься Богу, не говори: Господи, возьми от меня это и дай мне то, но скажи: Господи, Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно, помоги мне и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешный - немощен, не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох, избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое. Тебе слава и благодарение во веки. Аминь.
1 Patr. Lat. t. Cиии, p. 427, 434.
Изречения аввы Исаии1
1. Авва Исаия говорил2: поелику одинаковые случайности постигают грешных и праведных, то не должно думать, что все подвергающиеся несчастиям, подвергаются им за какие-либо предшествовавшие грехи.
2. Говорил также3: которые всё делают только для себя самих, те работают самолюбию, величайшему из всех зол, от которого рождается обособленность, необщительность, недружелюбность, неправда и нечестие. Не так создан человек, чтоб быть обособлену, но чтоб жить в общении с подобными себе, паче же с Богом Творцом всяческих. Итак, разумному человеку надо быть любообщительным и Боголюбивым, да будет он и Богу любезен.
3. Авва Исаия сказал4: от любви к славе человеческой рождается ложь. Кто отвращает ложь смирением, в сердце того возрастает страх Божий. Не люби же славы мира сего, да не удалится от тебя слава Божия.
4. Еще сказал он: когда, совершая службу свою, совершаешь ее со смиренномудрием, как недостойный, то она прията Богом. Если же при этом взойдет на сердце твое гордостная мысль и ты примешь ее и, вспомнив об ином спящем и нерадящем, осудишь его в мысли своей, то знай, что тщетен труд твой.
5. Еще сказал: когда и как кто смиренномудр бывает? Когда языка не имеет – сказать кому-либо, что он нерадив, или отвечать обидевшему, очей не имеет – видеть прегрешения другого, слуха не имеет – слышать не полезное для души его, рук не имеет – одолеть кого, и ни на кого не возлагает вину чего-либо, а все на грехи свои.
6. Авва Исаия сказал: человек должен прежде всего стяжать веру в Бога и любовь к Нему неизменную, также незлобие, невоздавание злом за зло, притрудную жизнь, смиренномудрие, чистоту, человеколюбие – ко всем любовь и повиновение.
7. Сказал опять: возненавидь все мирское и покой телесный, ибо они сделали тебя врагом Богу. Но как человек, имея врага, ведет с ним брань, так и нам надобно брань вести с телом, чтоб не покоить его.
8. Брат спросил, что значат слова: "да святится имя Твое"? Старец ответил: это свойственно совершенным, ибо невозможно святиться в нас имени Божию, пока обладают нами страсти.
9. Опять сказал: люби лучше молчать, чем говорить: ибо молчание собирает, а многоглаголание расточает.
10. Он же сказал: великое дело победить тщеславие. Впадший в эту лукавую страсть, бывает чужд умиления, и ко всем жесток сердцем, а наконец впадает в высокоумие и гордыню – это крайнее зло, матерь погибели. Держи же втайне дело свое и с болезнью сердечной попекись, чтоб человекоугодия ради не погубить тебе мзды воздержания твоего. Ибо кто творит что на показ пред людьми, тот лишает себя тем мзды своей, как сказал Господь.
11. Сказал еще: кто хочет быть славен у людей, тот не может быть свободен от зависти, а имеющий зависть не может обресть смиренномудрия. Таковой предал душу врагам своим, и они вовлекают ее во многие грехи и губят. Бегай же тщетной славы и сподобишься славы Божией в будущем веке.
12. Говорил еще: Если придет тебе помысл осудить ближнего в каком-либо прегрешении, - подумай в себе, что ты нагрешил более его, о добре же, какое, кажется, творишь, не верь, что оно приятно Богу, - и не осудишь искреннего твоего. Самоуничижение есть место покоя внутреннего.
13. Авва Исаия, увидев однажды брата, грешащего срамным грехом, не обличил его, но сказал: если Бог, создавший его, видя это, не пожигает его, кто я, чтоб обличить его?
14. Опять говорил он же: будем помнить Того, Кто не имел где главу подклонить. Разумей сие, человек, и не велемудрствуй. Это Он, и каким стал тебя ради? Владыка всяческих странен и дома не имеет. О сколь неизреченно человеколюбие Твое, Господи! Как столько смирил Ты Себя меня ради? Но, если все сотворивший словом, не имать где главу подклонити, что ты окаянный человек, много думаешь о суетном? Что слепотствуешь несытостию?
15. Еще сказал: стяжавший смиренномудрие, на себя берет вину брата своего, говоря: я согрешил. Считающий себя мудрым, презирает и укоряет брата своего, а уничижающий себя никогда не укорит брата.
16. Сказал тоже: не в том мудрость, чтоб говорить, но в том, чтоб знать время, когда подобает говорить. С разумом молчи, с разумом и говори. Прежде начала речи, подумай о том, что сказать, чтоб дать подобающий ответ. Не хвались своим разумом. Больше всех знает тот, кто говорит: ничего не знаю. Венец мудрости – себя укорять и ставить себя ниже всех.
17. Сказал авва Исаия: от пяти причин усиливается блудная брань: от празднословия, от тщеславия, от многоспания, от щегольства, от объедания. Хочешь ли избежать блудной брани, не поддавайся этим страстям, но вместо празднословия, вооружись псалмопением, вместо тщеславия возлюби смирение Христово, вместо многоспания огради себя бдением, вместо щегольских одежд носи портища и рубища, вместо объедания свяжи себя воздержанием и постом. Ибо страсти, подобно звеньям цепи, держатся одна за другую.
18. Тот же авва Исаия сказал: богач, понимающий дело, скрывает сокровища свои внутри дома, ибо сокровище, выставляемое на вид, возбуждает зависть и наветуется от князя. Так и монах добродетельный, но смиренномудрый, таит свои добродетели, как тот богач свои сокровища. Такой монах не творит своих хотений, но на всякий час укоряет себя, и обучает себя тайному поучению, по слову Писания: согреяся сердце мое во мне, и въ поучении моемъ возгорится огнь (Пс. 38, 4). Какой это огонь? Слышите слово Писания, которое говорит: Богъ нашъ огнь поядаяй есть (Евр. 12, 29). Как от огня тает воск и иссушается тина скверных нечистот, так и от тайного поучения иссушаются скверные помыслы, увядают душевные страсти, просвещается ум, ясною творится мысль, и сердце исполняется радости. Тайное поучение уязвляет бесов и отгоняет злые помыслы, ибо просвещает внутреннего человека. Кто вооружает себя тайным поучением, тот и от Бога укрепляем бывает, и от Ангелов силу приемлет, и у людей славится. Тайное поучение и чтение есть дом души, в который нет прохода, есть столп неподвижный, есть пристанище тихое и безмятежное, в котором несомненно спасется душа. Много мятутся и молвят бесы, когда инок вооружает себя тайным поучением, т.е. молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, – и чтением в уединении Божественного Писания, Это сокровенное поучение есть зерцало ума и светильник совести. Сокровенное поучение иссушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отнимает гордость, отревает напраснство (скорбное чувство напраслины), тлит уныние. Сокровенное поучение просвещает владычественный ум, отгоняет леность, рождает умиление, вселяет страх Божий, приносит слезы. Сокровенное поучение доставляет монаху нелестное смиренномудрие, благоумиленное бдение, несмущенную молитву. Оно есть сокровище молитвенное, отгоняющее неподобные помыслы, поражающее бесов, очищающее тело. Сокровенное поучение учит долготерпению, воздержанию причастником делает, возвещает геенну. Сокровенное поучение соблюдает ум немечтательным, настраивая его помышлять только о смерти. Сокровенное поучение исполнено всякого дела благого и украшено всякою добродетелью, от всякого же скверного деяния удалено: оно негде далече есть от этого.