Слова блаженного аввы исаии 9 страница

25. Итак, если ум сохранит чувства души от воли плоти и столп созерцания отделит душу от ней; тогда Бог, видя злобу и вражество страстей, которые, нападая на душу, хотят удержать чувства ее во грехах, подает помощь уму, непрестанно молящемуся, и врагов его всех погубляет и истребляет. Так Он и с Моисеем сделал. Что вопиеши ко Мне? сказал Он ему. Скажи сынамъ Израиля, чтоб были готовы. Ты же возьми жезлъ твой, ударь имъ по морю и оно иссохнетъ (Исх. 14, 15-16). Верен Бог! Он и нам поможет, как Моисею, и измет нас из рук врагов наших, да воспоем Ему песнь новую и речем: Господеви поимъ. Славно бо прославися! Но как можем мы произнести такие слова, если сами покорствуем врагам нашим и волею возвращаемся в Египет, вожделевая того, что прежде вкушали и вопя к Аарону: сделай нам богов, которые бы шли впереди нас и возвратили нас в Египет; ибо нам не нравится эта пища духовная (см. Исх. 32, 1; Числ. 21, 5). Силен Бог послать к нам Моисея, да сотрем тельца излиянного, которым мы подвигли Его на гнев. Силен Бог, подавши нам дар покаяния, снова обратить нас к себе и Моисея воодушевить помолиться за нас, говоря: аще убо оставиши имъ грехъ ихъ, остави: аще же ни, изглади мя изъ книги живыхъ (Исх. 32, 32). Укрепит Он и Иисуса, в то время, когда надо будет истребить семь языков, чтоб ввесть нас в землю обетования. Тогда Израиль приимет наследие и начнет обитать в нем в полном довольстве во веки веков. Аминь. Господа нашего Иисуса Христа есть крепость, Его помощь, Его покров, Его мудрость, Его охрана. Он есть в нас в славу и честь Бога Отца и Духа Святого во веки веков. Аминь. Если разумеешь это, брат, приложи труд и сотворить то. И Господь покроет тебя в час искушения. Аминь.

СЛОВО 26

Блаженного аввы Исаии изречения, которые слышал от него ученик его авва Петр и предал письмени

1. Говорил отец мой: будь тверд в исправлении того, что имеет нужду в исправлении.

2. Только чистая душа приятные Богу изливает молитвы.

3. Страх Божий и стеснение себя во всем удобно испрашивают прощение грехов.

4. Жертвы человека, жаждущего мщения, тщетны.

5. Смотри, никогда не позволяй себе одно говорить языком, а другое держать в сердце.

6. Кто повергается пред Богом в молитве и со смирением покорствует заповедям Его, тот скоро достигнет любви. Любовь же изгоняет все пороки и страсти.

7. Кто посвятил себя безмолвию и молчанию, тщательно должен исследовать, убежал ли он от врагов, которые ведут против нас брань в воздухе, и освободился ли от них? Ибо пока подлежит рабству их, дотоле не свободен. Пусть же потяготит себя, пока испросит себе милость у Бога. Кто осуждается сердцем своим, тот не испросил еще милости.

8. Если хочешь следовать Господу нашему Иисусу Христу, соблюдай слово Его. Если хочешь распять с Ним ветхого человека, с отвращением отвращайся от того, что отклоняет тебя от креста, приучай себя благодушно переносить, если подвергнешься унижению; люби тех, кои причинят тебе оскорбление, и покажи себя смиренным пред ними; господствуй над своими пожеланиями, храни молчание уст, и никого не суди в сердце своем.

9. Кто держит безмолвие и молчание, да возгревает в себе страх, как предстать наконец Богу. Страха Божия нет в том, кто работает греху и имеет нужду в милосердии Божием.

10. Тяжко, что мы на языке носим доброту, а в сердце неправду и зло.

11. Кто даже до смерти не понудит себя к тому, чтобы тело свое сделать таким, каково было тело возлюбленного Иисуса, тот не сретит Его с радостью и не получит свободы от жестокого рабства.

12. Говаривал еще авва: помилуй меня, помилуй, Господи! Ибо пала душа моя. В какой чистоте она была сотворена? И в каком рабстве теперь содержится? Какою суетою опутана?

13. Умоляю тебя, — пока ты в теле, не давай свободы своему сердцу. Как человек плодов поля своего не считает верными, пока не уберет их в житницу свою: так и ты не можешь быть уверен, какие плоды имеешь получить от сердца своего, пока есть дыхание в ноздрях твоих (см. Иов. 27, 3). Как человек до последнего своего издыхания не может знать, какая вдруг может схватить его болезнь: так никто, пока в нем есть дыхание, не может положиться на сердце свое, чтоб не поразила его какая болезнь греховная; но непрестанно должно умолять Бога о помощи и милосердии.

14. Спросил я у него: что есть смирение, и как его стяжать? Он ответил: смирение есть послушание и отречение от своей воли. Смирение есть — себя приутруждать и утеснять, блюсти чистоту сердца, охотно сносить унижение и напраслины от ближнего.

15. Блажен, говорил еще авва, кто облекся в нового человека прежде, чем предстанет Христу: ибо плоть и кровь, как говорит Апостол, Царствия Божия наследити не могутъ (1 Кор. 15, 50). Но, идеже бо въ васъ зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте и по человеку ходите? — сказал еще тот же Апостол (1 Кор. 3, 3).

16. Говорил также: от того так успешно поражают нас враги наши, что мы не знаем своих немощей и без рассуждения вступаем в борьбу. Если б мы вполне знали грехи наши, то считали бы себя худшими явных блудниц. Ибо оне явно грешат, потому что не ведают Бога; мы же Бога исповедуемъ ведети, а между тем втайне работаем греху.

17. Кто сносит поношение и волю свою подчиняет ближнему для того, чтоб Бог не попустил выступить на среду врагу его; тот показывает себя наемником. Ибо если б он искренно поверг себя к стопам Господа Иисуса, то старался бы отказываться от своей воли для того, чтоб не отделиться от возлюбленного Господа своего.

18. Кто следует собственной своей воле, тот даже с добрыми не имеет мира: ибо презорство, гнев и зависть процветают в сердце его.

19. Кто ни мало не заботится о том, что самому говорить и что от других слушать, тот подобен слепому, который не видит света ни внутри, ни вне.

20. Кто непрестанно помышляет о грехах своих, тот не имеет языка, чтоб говорить о делах какого-либо человека.

21. С ненавистью преследуй покой тела твоего и все, что от мира сего есть, потому что это отводит тебя от содружества с Богом. Как кто, имея врага, ведет с ним войну, так нам надобно воевать с телом своим, не давая ему отдыха и покоя.

22. Кто любит Бога, тот должен испытывать свои помыслы, нет ли в них чего плотского. Душа, пока удерживается заботами о телесном, не есть еще чистая Божия невеста.

23. Спросил я его, что значат слова молитвы: да святится имя Твое? Этим выражается желание совершенной чистоты, сказал он: ибо имя Божие не может святиться в нас, пока мы покорствуем похотям.

24. Говорил он еще по изречениям древних отцов: уединение есть бегание плотоугодия и помышление о смерти.

25. Где нет мира, там нет Бога.

26. Кто видит грехи свои, тот узрит мир.

27. Грехи отгоняет не место, а смирение.

28. Давид, впадши в прелюбодеяние и убийство, одну только Богу приятную жертву находил — ту, о которой говорит в покаянной своей молитве: жертва Богу духъ сокрушенъ; сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Пс. 50, 19).

29. Презорство и негодование возмущают ум и не дают ему видеть света Божия.

30. Всеми силами старайся избегать следующих трех неправых движений: своекорыстия, честолюбия и нерадения; потому что если они займут душу, то низвратят ее и не дадут ей преуспеть.

31. Если, когда сидишь в келлии своей, придет тебе желание посудить брата, прогоняй его памятью о своих грехах, помышляя, что их больше и они важнее, чем его; о добрых же делах своих, какие кажется тебе имеешь, не думай, что они угодны Богу.

32. Более крепкие члены тела пекутся о слабейших и поддерживают их по необходимости, какою с ними соединены.

33. Кто груб сердцем, тот никогда не думает, что грешен; а смиренные даже вину ближнего на себя переносят.

34. Гордый в сердце своем почитает себя мудрым и думает, что никогда нив чем не преткнулся. Тот же, в ком есть страх Божий, с беспокойством заботится, чтоб в нем не оказалось недостатка в какой-либо добродетели.

35. Если, когда сидишь в келлии своей и в безмолвии совершаешь молитвы свои, сердце твое уклоняется к чему-либо, что не есть Божие; знай, что молитвы твои, какие творишь ты в безмолвии, не суть еще истинные молитвы.

36. Если ты жертву сердца своего считаешь Богу приятною, заключай отсюда, что и то помышление сердца твоего, к которому примешивается страсть, в вину вменяется тебе пред Богом.

37. Кто во время брани не находит помощи, тот не может ожидать мира.

38. Тот тщетно учит, чьи дела противны учению.

39. 0 причащении говорил: увы мне! увы мне! Если я общусь с врагами Божиими, то какое у меня может быть общение с Богом. Не в суд ли и осуждение приемлется мною Святое Причастие? Ибо вся чиста чистымъ: оскверненнымъ же и невернымъ ничтоже чисто, но осквернися ихъ умъ и совесть (Тит. 1,15). Если я свят, то кто же это те, кои действуют во мне (не свято)?

40. Когда я спросил его: что есть страх Божий? Он отвечал: страха Божия нет в том, кто покорствует врагам Божиим.

41. Опять я спросил его: кого он почитает рабом Божиим? — Того нельзя считать рабом Божиим, сказал он, кто повинуется своим пожеланиям. Ибо кто кем правит, тот тому и господин.

42. Увы мне, увы мне, говорил он, что не старался сделать себя чистым и святым, да улучу милость Божию! Увы мне бедному, что не понапрягся преодолеть врагов моих, да царствую со Христом! Увы мне бедному, что именуюсь именем Твоим, а служу врагам Твоим, Господи! Увы мне, увы мне, что питаюсь тем, чего отвращается Царь и Врач мой, и потому Он не исцеляет меня!

43. Когда я посетил его, больного и крайне страждущего от болезни, и скорбел о плохом состоянии его здоровья, он сказал: и столько мучимый болезнью, едва-едва могу держать в памяти оное мучительное время (исхода, суда); если же бы тело мое было здорово, то и совсем не вспомнил бы о нем; ибо когда оно здорово, то более готово на дела, Богу неприятные. Древо поливаемое не сохнет, а приносит плод. Бедствия служат для нас пособием к соблюдению заповедей Божиих. Увы мне, увы мне, что столько имею пред собою обвинителей! Как предстану пред Господом моим и святыми Его, когда враги мои ни одного члена моего не оставили во мне целым?

44. Спросил я его: что необходимо для уединенника? И он сказал в ответ: три вещи необходимы для него: непрестанный страх, непрерывная молитва и постоянное хранение сердца. Посвятивший себя уединению и безмолвию, должен оберегаться, чтоб не услышать бесполезных речей; ибо они будут губить труды его. Авва Серапион, когда спросил его один старец, кому подобным он себя видит, отвечал: я кажусь себе подобным человеку, на башне находящемуся, который мановением руки дает знать подходящим, чтоб не приближались к нему. Старец же, вопросивший его о том, сказал ему: а я кажусь себе похожим на человека, который устроил себе большую ограду, как крепость, и двери ее заложил железными засовами; так чтоб, если кто станет стучать, не слыхать и совсем не думать о том, кто там, откуда пришел и чего хочет, чтоб тот и уходил, не дождавшись, когда этот сойдет к нему.

45. Кто от души ищет Господа и себе внимает, узами же мира не оковывается, а хранит сердце свое, чтоб без стыда стать пред судищем Божием; того он слушает и любит.

СЛОВО 27

На следующее изречение: внемли себе1

1. Внемли себе тщательно и с великою верою созерцай Господа нашего Иисуса Христа, как Он, Бог сый и неизреченною одеянный славою и величием, благоволил ради нас сделаться человеком, и предложил нам Себя в образец, да последуем стопам Его. Ибо прияв зрак раба, Он до невероятности смирил Себя и обнищал, перенес всякие поношения и осмеяния, и, как написано, — яко овча на заколение ведеся, и яко агнецъ прямо стригущаго его безгласенъ, тако не отверзаетъ устъ Своихъ. Во смирении Его судъ Его взятся (Ис. 53, 7-8), и Он подъял за нас поноснейшую смерть. Почему и нам, по заповеди Его и за грехи наши, должно терпеливо и благодушно переносить, если кто нас право или не право оскорбит или осрамит. Если кто будет преследовать нас даже до смерти, будем держать себя, как овцы, не противясь, не противореча, но паче молясь за врагов в смиренном молчании.

2. Внимай себе тщательно и великим почитай для себя благом, даже спасение души своей в том полагай, чтоб терпеливо сносить ради Господа поношения, бесчестия и нападки. Думай при этом, что ты заслуживаешь гораздо больших наказаний за грехи свои. В числе благодеяний ставь, если удостоишься ради Бога принять удары скорбей и бед, чтоб многими озлоблениями и посрамлениями, хоть сколько-нибудь подражать унизительным осмеяниям и жесточайшим истязаниям Господа твоего. Всякий же раз, как вспомнишь об озлобляющих тебя и теснящих, не жалуйся, но паче помолись о них от души, как о таких лицах, которые доставляют тебе величайшие блага.

3. Внемли себе тщательно и всячески бегай властолюбия, славолюбия, честолюбия и тщеславия, — бегай их как мора, как смерти и пагубы души, как самого вечного наказания. Бойся почесть себя чем-нибудь, украшенным какою-либо добродетелью, высшим других или даже равным кому. Отсекай нещадно всякое, хотя бы то малое, пожелание плотское и плотоугодие. Не своди приятельства ни с каким человеком, разве уже необходимость какая заставит; не касайся тела другого; не во время ничего не вкушай, даже малости какой, чтоб постепенно от маленького не впасть и в большее что.

4. Внимай себе тщательно, чтоб истинно и от души почитать себя худшим и грешнейшим всех христиан, да будет дух твой всегда смирен и исполнен сокрушения и плача. Всегда молчи, как малосведущий и недостойный говорить, и никогда не начинай речи, разве только по крайности.

5. Внимай себе тщательно; огонь тот неугасающий, муки нескончаемые и все, как там будут терзаемы осужденные, всегда да вращается у тебя пред очами; думай, что ты паче из числа этих, чем из числа живых (блаженных).

6. Внимай себе тщательно и размышляй о том, как Господь наш Иисус Христос умер за нас и воскрес, и нас Своею кровью искупил, да не к тому себе живешь, но умершему за тебя и воскресшему Господу (см. 2 Кор. 5, 15). Помни, что ты всегда вращаешься пред очами Его и сердце свое блюди.

7. Внимай себе тщательно, чтоб всегда с готовностью от души повиноваться воле Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в жизни, и в смерти, и во всяком злострадании. Всегда ожидай каких-нибудь великих и страшных искушений, скорбей, бед и смерти, чтоб не застали тебя неготовым.

8. Внимай себе тщательно и ничего не думай делать такого, что противно воле Божией, так как Бог везде присущ. Почему относительно всего, даже малейшего, говорить ли что хочешь, или делать, или войти с кем в какое начинание, или принять пищу, или пить, или идти спать — к чему бы ты ни приступал, прежде рассуди, согласно ли то с волею Божиею; и так совершай дело свое, как дело Божие, чтоб иметь дерзновение пред Богом.

9. Внимай себе тщательно, чтоб, если кто оскорбит тебя чем-либо и тебя будет беспокоить скорбь или гнев, не говорить ему ничего, но молчать, пока успокоится сердце; и тогда уже переговори с ним любовно и уговори к миру. Если нужно будет дать брату какой-либо совет на исправление его, а ты видишь, что тебя поджигает гнев, смотри, ни под каким видом не говори ему в это время; иначе смущение у вас только усилится. Но когда заметишь, что и ты и он, оба вы спокойны, тогда переговори с ним так, чтоб не казалось, что будто выговор ему делаешь, но даешь дружески совет со всем смирением.

10. Внимай себе тщательно и, ни сколько не сомневаясь, держи в мысли, что каждочасно готово пасть на тебя какое-либо искушение или от смерти, или от скорби, или от какой-либо опасности. Когда же что постигнет тебя, мужественно и благодушно перенеси то, помышляя, что в Царствие Божие иначе нельзя войти, как многими скорбьми (Деян. 14, 22) и лишениями.

11. Внимай себе тщательно, чтоб ни в каком деле или слове, или помышлении не искать своей воли и покоя, но воли Божией, хотя бы предлежащий труд казался очень великим. Ибо так стремятся в Царствие Небесное. Предпочитай это всякой мудрости человеческой, и считай спасительнейшим всех других советов человеческих. Божия заповедь есть живот вечный; и взыскающии Господа не лишатся всякаго блага (Пс. 33, 11).

12. Внимай себе тщательно, чтоб, ходя всегда пред лицом Бога, ни в чем не полагаться на другого кого, но во всем на него Единого с верою. Если имеешь в чем нужду, моли Бога, чтоб Он даровал тебе то, если хочет. Что ни имеешь, не другим, но Богу то приписывай и Ему воздавай за то благодарение. Если что недостает тебе, не ожидай того от людей и ни на что не жалуйся, но благодушно и спокойно все перенося, так рассуждай сам с собою: за грехи мои я достоин всякого злострадания; но Бог, если хочет, может явить ко мне милость Свою и промыслить мне, что необходимо для моих потребностей. Если будешь ты такого духа, то Бог не попустит, чтоб ты терпел лишение в чем-либо необходимом.

13. Внимай себе тщательно, чтоб ничего не брать, если не убежден ты, что оно приобретено праведно и от Бога даровано. Что таково, то принимай спокойно; а о чем знаешь, что оно приобретено неправдою или войною, или обманом и лестью, то отвергай и ни за что принять не соглашайся. Лучше частица малая со страхомъ Господнимъ, нежели сокровища велия безъ боязни (с неправдою) (Притч. 15, 16).

14. Внимай себе тщательно и со всем усердием возделывай молчание, чтоб тем удобнее, с Божиею помощью, достигнуть добродетели и преуспеть в ней. Если встретится необходимость говорить, или видишь, что лучше говорить, чем молчать, тогда открыв уста свои, со страхом Божиим, поникши главою, скромно и тихим голосом говори, что нужно. Если сойдешься с кем, то, любви ради поговорив немного, поскорее замолчи. Если спросят тебя, отвечай столько, сколько нужно, чтоб исполнить послушание — не более.

15. Внимай себе тщательно, чтоб, как обуздываешь похоть, так обуздывать и очи, уши и осязание. Очи свои устремляй только на рукоделие, а не на другое что, если не требует того необходимость. На женщин и красивых мужчин совсем не смотри, разве только по какой крайней необходимости. Не любопытствуй слышать, что говорят другие. Уста твои, если не крайность, пусть совсем ничего не говорят.

Если все сие, брат, находишь полезным, постарайся исполнить то делом, чтоб в час искушения защитил и покрыл тебя Бог. Аминь.

1 Втор. 15, 9.

СЛОВО 28

0 ветвях греховного зла

1. Надобно сказать о ветвях греховного зла, чтоб человек знал, что есть грех и что отдаляет его от Бога, и помощи себе у Него испрашивая против всякой страсти, прогонял ее и истреблял, с помощью божественной благодати. Страсти суть раны души, которые отделяют ее от Бога. Блажен, кто чист и свободен от страстей; ибо, как овча разумное, в приятную Богу жертву принесется он и услышит сладчайший глас Господа: добре, рабе благий и верный, — о мале былъ ecu веренъ, надъ многими тя поставлю; вниди въ радость Господа твоего (Мф. 25, 21, 23). Те же, кои исполняют волю плоти и не хотят врачеваться спасительным врачеством покаяния, чтоб сделаться чистыми и святыми, в час нужды окажутся нагими, без одеяния добродетелей, и ввергнутся во тьму кромешную, где заключен диавол, покрытый срамною одеждою страстей, кои суть: блуд, жадность, скупость, оклеветание, гнев, зависть, тщеславие, гордость. Это и суть ветви греховного зла. Есть и другие подобные сим, как то: пьянство, щегольство, рассеянность, леность, пустословие, смехотворство, бесстыдство, хохот, бессовестность, пренебрежение Божия суда, ненависть, ложь, лесть, лжесвидетельство, лжеименное знание, учительская надменность, корыстолюбие, отчаяние, гнев, когда кто себя самого не укоряет, когда кто любит славу человеческую, когда кто желает изысканных яств и привязан к удовольствиям чувственным, когда кто сам себе рукоплещет за ученость, когда кто охочь спорить и ссориться, когда кто на своей настаивает воле, когда кто себя считает добрым и мудрым, а брата своего недобрым и неразумным, и презирает его.

2. Эти ветви греховного зла растут и размножаются в бедной нерадивой о себе душе и отдаляют ее от Бога. Они-то суть тотяжкое бремя, которое Адам приял на выю свою, когда вкусил от запрещенного древа. Они-то суть, почему сказано: Сей грехи наша носитъ и о насъ болезнуетъ (Ис. 53, 4). Они-то суть, что Господь наш Иисус Христос убил на кресте. Они-то суть те мехи ветхие, в которые не вливается новое вино (см. Мф. 9, 17). Они-то суть те пелены, которыми обвит был Лазарь умерый (см. Ин. 11, 44). Они-то суть те демоны, которым Христос повелел войти в стадо свиней (см. Мф. 8, 30-32). Таков тот ветхий человек, которого совлещися заповедал апостол; почему и сказал: плоть и кровь Царствия Божия наследити не могутъ (1 Кор. 15, 50). И еще: аще по плоти живете, имате умрети (Рим. 8, 18). Они-то суть те терния и волчцы, которые земля произрастила Адаму, после того, как он изгнан был из рая. Но Христово иго благо, и бремя Его легко (Мф. 11, 30). Именно: кротость, чистота, тихонравие, доброта, радость духовная, воздержание от всех страстей, любовь ко всем, святое рассуждение, непоколебимая вера, терпение скорбей, удаление от мира, желание изыти из тела и предстать Господу Иисусу Христу. Сии суть — то благое иго, которое взять на себя повелел Господь. Они суть тот путь, по которому, чтоб верно идти, святые понесли так много трудов. Их никто достигнуть не может, если не совлечется ветхого человека, не получит свободы духовной и не стяжет любви; так как эта любовь освобождает человека от всех забот и смущений.

3. И быть не может, чтоб обитала в нас любовь, пока любим что-либо мирское. Не можете, говорит Апостол, трапезе Господни причащатися, и трапезе бесовстей (1 Кор. 10,21). То же проповедует и святой пророк Исаия: кто возвеститъ вамъ место вечное? Ходяй въ правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды, и руце отрясаяй отъ даровъ: отягчаваяй уши, да не услышитъ суда крове: смежаяй очи, да не узритъ неправды. Сей вселится во высоте пещере камене крепкаго: хлебъ ему дастся и вода его верна (Ис. 33, 14-16). Видишь, какими почестями и наградами наделит Господь тех, которые бодренно воинствуют во время краткого течения жизни сей, терпением и злостраданием свергают с себя иго мира. Видишь, как Бог помогает трудам тех, которые отсекают свои воли и изгоняют из себя все страсти, — которые своим пожеланиям предпочитают волю Божию? Те же, которые поблажают своим волям, хотя духом начинают, но, поелику хотят исполнять их (свои воли), врагам противостоять не могут, от чего скончавают плотию и губят труды свои. Таковых поражает грозным приговором своим пророк Иеремия, говоря: проклятъ всякъ творяй дело Божие съ небрежениемъ (Иер. 48, 10). Видишь, как Бог тем, которые посвящают себя на служение Ему и, однако ж, воли своей не оставляют, не помогает, но оставляет их и предает в руки врагов: от чего бывает, что они, вместо чести, какой ожидают от людей, впадают в бесчестие и посрамление; потому что не потрудились противостоять врагам, пока Бог подал бы им помощь к преодолению их. Далее все Писание свидетельствует, что человек не бывает услышан от Бога, если не призывает Его и не молится Ему всеусердно. Почему к Его благости прибегнем со всеусердными слезными молитвами, смирим себя пред всеми людьми Господа ради, подчинимся братиям нашим, как мудрейшим, никому злом за зло не воздавая, ни о ком худо не думая в сердце своем, но все стараясь быть едино сердце и едина душа.

4. Что касается до тех вещей, кои потребны для тела нашего, никогда не будем говорить: это мое. Будем непрестанно хранить сердце свое и наблюдать, куда обращается, чтоб оно не помыслило чего нечистого и непотребного. Тело насыщать поудержимся, чтоб оно не потребовало у нас удовлетворения своих похотей; но да будет оно подчинено душе, а душа — уму, чтоб быть невестою чистою и непорочною, которая имеет дерзновение взывать к жениху своему: да снидетъ братъ мой въ вертоградъ свой, и да ястъ плодъ овощий своихъ (Песн. 5, 1). К этому и приложим, братие, весь труд и старание, чтоб, преисполненные благонадежия, сподобились и мы услышать слово Господа: Отче! ихже далъ ecu Мне, хощу, да идеже есмь Азъ, и тии будутъ со Мною... яко возлюбилъ ecu ихъ, якоже Мене возлюбилъ ecu. Азъ въ нихъ и Ты во мне (Ин. 17, 24, 23). Да явит нам Святая, Единосущная и Безначальная Троица милость Свою, да обрящем оставление грехов и прощение в день суда со всеми святыми. Богу Единому слава и держава во веки веков. Аминь.

СЛОВО 29

Плач аввы Исаии

1. Горе нам, которые в краткое время жизни сей предаемся удовольствиям, которые за то, что удовлетворяем всякой похоти плоти, сделали себя недостойными сладчайшего зрелища божественной славы. Горе нам; ибо тление нетления не наследствуетъ (1 Кор. 15, 50), а мы, презрев нетленное, неистовствуем и безумствуем похотью тленного. Горе нам, которые плоть свою, которая имеет быть пищею червей и должна превратиться в прах, греховно лелеем и питаем пространно, потеряв страх огня, которым вечно будем снедаемы, и червя, который неусыпаем. Горе нам, которые тело, оскверненное нечистотами, люди благочестивые чтут и лобзают, между тем как мы подобны гробам повапленным (см. Мф. 23, 27), и издаем смертоносную вонь греха. Горе нам, которые через невоздержное питание себя приятными яствами, размножаем в себе плотские движения и тем раздражаем похоть к непотребному смешению. Горе нам, которые смертное ставим несравненно выше бессмертного, и небрежем о страшной божественной правде. Горе нам, которые ленивы и мешкотны на добро, скоры же и проворны на зло. Горе нам, которые тело наше, способное воспринимать лучи вечного света, подвергаем приговору на нескончаемую тьму. Горе нам, что Сын Человеческий, Который есть одного естества с Богом и Отцем, соделавшийся ради нас человеком, не имеет в нас места, где главу подклонить, тогда как лисы, то есть безстудные и непотребные духи, устроили в нас себе удобные норы (см. Мф. 8, 20). Горе нам, что правые сердцем представят Судии души свои чистыми и тела святыми и непорочными, а мы, имея души нечистые и тела оскверненные, услышим себе приговор на вечные мучения.

2. Горе нам, которые будучи ревнителями всяких безобразий и непотребств, в молитвах своих изрекаем прошение сподобиться чести и славы святых. Горе нам, которые будучи осужденниками, повинными многим грехам, вращаемся среди святых и непорочных, будто чистые и бесскверные. Горе нам, которые будучи исполнены заблуждений, дерзаем учить и наставлять тех, которые гораздо лучше и превосходнее нас. Горе нам, которые имея бревно в оке своем, не видим того, а малейшую спичку в оке брата острозорко усматриваем, и с гневом спешим изъять ее, как бы в нас самих ничего не было достойного укора (см. Мф. 7, 3, 5). Горе нам, что возлагаем на братии наших тяжкие и неудобоносные бремена, между тем как сами и пальцем их коснуться не хотим, будто немощнейшие телом (см. Мф. 23, 4). Горе нам, которые не стыдимся учить других, каким надобно навыкам, послушаниям и делам добродетели, когда сами отказываемся и от божеских и от монастырских служений. Горе нам, которые не только старые грехи забываем, но и недавние нерадим заглаждать и омывать слезами. Горе нам, которые помощью благодати Божией положили основание правой жизни, а теперь строим на нем плотское. Горе нам, которые так услаждаемся порочными помыслами, что грехи, которые оставили было, повторяем памятью. Горе нам, которые едим и пьем беззаботно, не предвидя, какая брань возродится в нас от насыщения. Горе нам, которых диавол, влагая похотные помыслы, всегда застает врасплох и увлекает к согласию на них. Горе нам, которые, оставив молитвенный труд и спасительное занятие чтением писаний, проводим дни свои в пусторечии и занятии вещами бесполезными. Горе нам, которых сердца столько ослеплены, что тогда как нам следовало бы сокрушенно оплакивать грехи свои, мы беспечно предаемся лености и цепенеем в праздности. Горе нам, которые ни мало не заботимся о душе своей, непрестанно грешащей, тогда как Бог говорит: душа яже согрешитъ, та умретъ (Иез. 18, 4).

3. Горе нам, которые, питая грехолюбивое тело свое обилием приятных яств, ввергаем себя в нечистые помыслы и скверные пожелания, и стрелы непотребного врага нашего через очи пропускаем в сердце, а прикосновением к телам соделываемся ярыми конями, не обращая внимания ни на свое достоинство, ни на вечное наказание. Горе нам, которые так сильно чувствуем и легкие болезни и уязвления тела; к тягчайшим же болезням и ранам души не имеем никакого чувства. Горе нам, что господственная часть души покорствует плоти, рабе своей, и часть худшая управляет лучшею; от того обе согласно и единодушно не служат Творцу своему и Богу. Горе нам, в которых грехи бушуют скверными и нечистыми помыслами и не дают нам ощутить различие между отступлением Божиим и нашествием нечистых духов. Горе нам, которые так несмысленны и неразумны, что славы святых желали бы сподобиться, а делам и подвигам их подражать не хотим. Горе нам, которые в исполнении божественных заповедей не изъявляем ни страха рабов, ни старательности наемников, ни любви сынов. Горе нам, которые для снискания благосклонности человеческой все готовы бываем и сказать и сделать, и не боясь потерять благоволение Божие, не радим о правде и уравнении. Горе нам, которых вечное посрамление нисколько не трогает, а человеческие уважения и рассчеты побуждают даже ко греху. Горе нам, которые быв рождены от бедных и темных родителей, домогаемся быть в почете среди богатых и знатных, после того, как дали обет нищеты и смиренного уничижения. Горе нам, которые прежде в мире, вынужденные бедностью, держали умеренность, а теперь, призванные к воздержанию, с большим усердием ищем насыщения чрева и покоя плоти. Горе нам, которые зная, что Ангелы общатся с теми, кои боятся Бога, а демоны приступают к тем, которые забывают Бога и небрегут о заповедях Его, приписываемся к сотовариществу демонов. Горе нам, которые богатым и сильным стараемся угодить, от бедных же и просящих милостыню отвращаемся как от докучливой толпы.

Наши рекомендации