Перевоплощение. Эволюция души
Сознание живого существа в момент смерти определяет форму его следующего грубого тела(БГ8.6; 15.8-10).
Совершая разнообразные поступки в этом мире, человек накапливает определенные желания и привязанности. Привязанности обусловленного живого существа формируют его следующее тело. Они запечатлеваются в тонком теле – уме. Когда, в соответствии с законом кармы, срок жизни человека истекает, его грубое тело разрушается. При жизни душа в тонком теле находится в области сердца и связана с грубым телом, благодаря воздушным потокам. Смерть означает, что грубое тело полностью пришло в негодность. Когда связь между тонким и грубым телом обрывается, то живое существо оказывается в кромешной тьме. Затем, в соответствии с заработанной кармой, Сверхдуша освещает один из тонких каналов в теле, нади, по которому душа, покрытая оболочками тонкого тела (ума, разума и ложного эго), покидает тело, двигаясь навстречу свету.
Выйдя из отработавшего свой срок грубого тела, живое существо, из-за привязанности к этому телу, может еще какое-то время находиться возле него – в тонком теле. Оно видит окружающих людей и может отчасти влиять, на тонком плане, на их умы. Такое существование в тонком теле без грубого обычно приносит страдания: все желания остаются, а чувств, чтобы их удовлетворить, нет. Если человек кончает жизнь самоубийством, то он может оставаться в таком призрачном теле довольно долго, мучая себя и других. Поэтому во всех религиозных традициях осуждается самоубийство и существуют церемонии уничтожения грубого тела – погребение, кремирование и т.д. – которые позволяют живому существу получить следующее тело.
После смерти благочестивое существо полубоги забирают на райские планеты, а греховное существо слуги Ямараджа, ямадуты, забирают на адские планеты. Исчерпав запас благочестивой кармы на райских планетах или отстрадав за греховные действия на адских планетах, живое существо с семенем отца входит в чрево своей будущей матери. Затем оно рождается, и по законам природы ему предоставляется возможность «начать жизнь сначала» (ШБ 3.31.1).
Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в своей следующей жизни» (БГ 8.6).
В момент смерти живое существо скорбит о том, что оно оставляет вместе с телом и о том, чего оно не успело достичь и обрести в этом теле (ШБ 2.1.15). Все это – карма и кама (желания) – определяет его следующее рождение (ШБ 3.31.41-44; БГ 13.21). В новом теле Сверхдуша напомнит живому существу о его прошлых желаниях и будет способствовать их реализации (БГ 13.23, 15.15).
Благодаря ложному отождествлению сознание распространяется на тонкое тело (ум, разум) и грубое тело. И у человека в зрелые и поздние годы жизни может возникнуть несоответствие между его грубым человеческим телом, предназначенным для совершения добровольных аскез и самоосознания (БГ 4.30-31), и тонким телом, на которое в процессе жизни наложили свой отпечаток последствия греховной деятельности: азартные игры, употребление опьяняющих средств, незаконные сексуальные отношения, злоба и насилие.
Так как душа остается связанной с тонким телом до тех пор, пока не освободится от ложного представления о себе, тот «багаж», который она накопила в тонком теле, уже имеет определенные очертания (ШБ 3.26.34 - конец комментария; 3.26.38).
Душа, обретшая стойкое сознание Кришны, и отстранившаяся как от грубого тела, так и от ложных представлений о себе и от своих материальных желаний (ШБ 3.27.28-29), в момент смерти выходит из материального тела в своем чистом состоянии, без каких-либо тонких материальных оболочек, покрывавших ее до этого. Она способна беспрепятственно преодолеть все оболочки вселенной и обрести вечное существование в обители Кришны (ШБ 3.27.28-29). Это стойкое сознание, лишенное связи с материей – есть полное сознание Кришны (БГ 13.24).
Эволюция души
Дарвин основывает свою теорию эволюции на факте изменения генотипа и прогрессе по линии наиболее жизнеспособных особей, что утверждает концепцию телесного существования как единственного и абсолютного, поскольку всю информацию о живом существе несет лишь грубое тело. В действительности, эволюцию проходит душа в своих желаниях наслаждаться материей (ШБ 1.12.19, ком.; 3.29.29).
Обусловленное живое существо получает очередное тело в соответствии со своими желаниями и поступками. Поскольку душа трансцендентна, жизнь существует на всех планетах, даже на Солнце. Для этого просто требуются подходящие тела. Существует 8.400.000 видов жизни, различающихся уровнями сознания и, соответственно, типами тел. Из них 900.000 видов жизни принадлежат к обитателям вод, 2.000.000 относятся к неподвижным живым существам, таким как деревья и растения, 1.100.000 – это насекомые и пресмыкающиеся, 1.000.000 – птицы, 3.000.000 – животные и 400.000 – человеческие виды жизни. Все эти виды жизни были созданы Господом Брахмой и праджапати (прародителями человечества) в начале творения и населяют различные планеты вселенной.
В животных формах жизни душа эволюционирует от низших видов жизни к высшим автоматически, по законам природы. Так постепенно она поднимается до человеческих форм жизни.
Живое существо, имеющее развитый человеческий разум, но не использующее его должным образом и в полной мере для обретения освобождения, лишается возможности сознательно влиять на свою жизнь, получая после смерти тело животного и опять медленно двигаясь по эволюционной лестнице. На это уходит много времени, поскольку опыт страданий и обстоятельств, то есть рефлексов, нарабатывается очень медленно и может идти не всегда по восходящей линии. Поэтому для души эффективнее воспользоваться доставшимся ей человеческим разумом, чтобы покончить с чередой рождений и смертей (ШБ 3.31.19; 5.5.21-22).
В священных писаниях говорится, что человеческая жизнь очень редка. Это благословение Господа. Рождение в теле человека предоставляет наилучшую возможность осознать свои вечные взаимоотношения с Кришной и вернуться домой, к Богу, вырвавшись из бессмысленной череды рождений и смертей (БГ 8.6. ком.). А если человеку повезет, и он встретится с чистым преданным Господа, то он получает хорошую возможность начать практику преданного служения, чтобы быстро обрести любовь к Богу и вернуться в Его царство (БГ 13.24, ком.).