Перевоплощение
С точки зрения языка слово «перевоплощение» происходит от глагола «перевоплотиться», т.е. воплотиться во что-то иное, принять новые, иные формы, принять новый вид, новый образ, превратиться в
кого-что-нибудь. Как видим, в этих толкованиях речь идёт больше о форме. Но слово «перевоплощение» восходит к слову «воплощение». Здесь и надо искать более емкое значение рассматриваемого нами понятия.
Наиболее глубоким и точным пониманием процесса «воплощать, воплотить ко-го-что...» представляется толкование В. И. Даля. Сначала - «даровать плоть, плотской вещественный образ; снабжать телом...», а затем - «влагать духовное, невещественное в плоть, тело...». В этом разъяснении есть то главное, что ведёт к будущим словам Станиславского о «создании жизни человеческого духа» как цели актёрского искусства.
Воплощение надо рассматривать как создание духовной жизни нового лица в конкретной форме, включающей и телесный образ.
Перевоплощение - это явление временного перехода актёра «в действительность» этого нового лица.
Самый ранний источник, из известных в настоящее время, в котором мы встречаем термин «перевоплощение» - «Искусство актёра» великого практика и теоретика театра Коклена-старшего, и употребляется этот термин по отношению к выдающемуся актёру Фредерику Леметру.
Понимание перевоплощения шло от толкования его
Кокленом-старшим в духе «представления» к тому, что этот процесс стал главным в школе «переживания», которая стала основой метода Художественного театра (см.: Искусство переживания и искусство представления).
Основой, определяющей возможность перевоплощения в образ (см.: Сценический образ), является перевоплощаемость - феномен, трудно объяснимый. Это проникновение в чужое «Я» - речь идёт о проникновении не умозрительном, а чувственном, -в психику и психологию другого человека. В отличие от принятия только внешнего облика - умения, основанного на способности человека к подражанию и потому понятного, хотя и требующего каких-то специальных данных.
В даре «перевоплощаться» во внутренний мир изображаемых лиц психологи видят загадочную особенность энергии «творящей природы» художника (всякого, в том числе и актёра). В актёре происходит переживание всей полноты душевной жизни другого лица, причём не реальной индивидуальности, а вымышленного персонажа.
Перевоплощаемость проявляется прежде всего в так называемом «вчуствовании» в чужое «Я» посредством воспроизведения его в форме конкретного образа - в исполнении данной роли (в картине и т.д.). Эта активная перевоплощаемость заключена в способности к психической ассимиляции с воспроизводимым образом творческой фантазии, способности, замеченной и психологами, и историками литературы, театра, и самими творцами. Известный психолог И. И. Лапшин называл это явление «тенденцией к перевоплощению».
Перевоплощаемость у представителей актёрской профессии реализуется и в подготовительной работе, на репетициях, но главным образом на спектакле, причём на каждом спектакле заново. Это требование предъявляется только в театре, к актёру, и предопределяет тот факт, что на сцене перевоплощение возможно в наибольшей полноте, а сам этот процесс, наиболее зримый в театре, воздействует на зрителя как сильнейшее выразительное средство.
Подлинное перевоплощение достигается за счёт накопления и точнейшего отбора предлагаемых обстоятельств (см.: Предлагаемые обстоятельства), овладевая которыми артист естественно подходит... к скачку от «Я» актёра к образу. Зритель не теряет его из виду, но одновременно узнаёт и новое - образ.
Д. Л.