Тело как доказательство
Для каждого человека все в этом мире начинается и все оканчивается с телом.
На первый взгляд может показаться, что герои этой книги слишком мало уделяли внимание телу. Этот взгляд обманчив. Конечно, ограничения и усиление внимания к телу, скажем, у Фрейда или Маркеса, начались после обнаружения тяжелых болезней. Но даже опыт таких людей, как Валентин Дикуль, Айенгар, Ник Вуйчич, свидетельствует: тело стало основным механизмом возрождения личности. Улучшения показателей тела стали импульсом развития личности и роста сознания.
Тело вовсе не случайно называют «храмом Духа». Это невозможно не принимать во внимание, когда речь идет о преодолении трагедии, явившейся в виде тяжелой болезни или стреноженного техногенной катастрофой тела. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии».
«Тело – это оболочка духа, и потому оно первое, что должно быть познано». Эти слова дошли от индуса Шри Ауробиндо, человека, который сам стакивался с жизненным кризисом и бросил вызов смерти. Без работы с телом трудно представить себе преодоление. Природой не случайно так устроено, что область тела напрямую связана с волей, будто бы с низшими ее актами, но прямо воздействующими на интеллект, на сознание, поскольку природа включения воли одна и та же при закаливании тела и развитии сознания. Кто забудет высказывание Айенгара о железной необходимости ежедневной практики йоги: «Ослиная работа, но она действует»? Без этой «ослиной работы» он никогда не оживил бы мысль для написания популярных книг о великом учении. Это практический пример взаимосвязи, но только один из многих. Карпатский долгожитель просто предлагает больше двигаться, молиться утром и вечером и выполнять полезную работу, будучи постоянно занятым, с одной оговоркой: ведя жизнь с множеством ограничений для тела, например питаясь правильно, не употребляя чрезмерно алкоголь и т. д.
Тут для убедительности не лишним будет привести лечебную формулу Сергея Бубновского, лечившего многие «безнадежные» травмы позвоночника. Он считает принципиальным сочетание силовых, растягивающих и аэробных упражнений, добавляя, что «и здоровье, и болезнь – это энергии (со знаком плюс и минус соответственно)». Другими словами, всегда есть необходимость избавить тело от контакта с энергией болезни – путем привлечения энергии здоровья.
Можно вспомнить, что народная мудрость, причем независимо от географии, в значительной степени телесно ориентирована. «Человек стар настолько, насколько стары его суставы». Или: «Человек стар настолько, насколько стар его позвоночник». На основе массового подхода разработана пирамида Маслоу, где на нижние уровни поставлены «телесные вопросы». Народная мудрость предполагает, что работа ума человека сфокусирована на простые вещи. Да и сама болезнь чаще всего касается именно тела; все проблемы человека скрыты внутри него самого, но «выползают» наружу через тело.
Наверняка многим приходил на ум вопрос: отчего простые люди, живущие скромными задачами на окраине мира, живут по сто и более лет, без труда переходя в категорию долгожителей. Не болея и ничего особенного не предпринимая для сохранения своего здоровья и благостного психического состояния. На самом деле все очень просто: даже не задумываясь, они достигают внутреннего равновесия без излишнего психического напряжения, сливаясь с природой, становятся ее частью. Такие люди интуитивно приходят к тому же, что мудрецы достигают путем осознанных самоограничений, самоотречения и упорной работы мысли. Конечно, иному человеку покажется неприемлемым непритязательный быт, лишенный комфорта и предметов гордости цивилизации. Простая пища, спокойный физический труд на природе и, главное, отсутствие умопомрачительной гонки за удовольствиями, безусловно, не вписываются в сегодняшний день мегаполисов. Где помыслы о большем, где стремления к невероятным победам, немеркнущей славе, признанию? Но в этом есть и урок. Урок выбора. Если мы знаем два полюса бытия – раскаленную лаву мирской борьбы, в которой плавится все человеческое естество с одной стороны, и ошеломляющую тишину «окраины», с другой, – у нас всегда есть возможность выбора.
Часть этого нестареющего опыта состоит и в том, что рассматривать следует не «тренировку тела», но «жизнь тела». Первое означает, что человек выделяет некоторое время на осознанную работу с телом, второе – о неизменности правил для тела в любой момент его существования. Это, кстати, объясняет, отчего, скажем, тот же Лев Толстой избрал простой, грубый быт, а тело закалял работой, близкой для естественной жизни простолюдина.
Сосредоточенность и непрерывная осмысленная деятельность напрямую связаны с состоянием тела. Потому-то кажущееся безнадежное положение тела может не только воодушевлять, но кардинально изменить жизнь, сделать ее насыщенной и наполненной. Любопытно тонкое восприятие тела Ролло Мэем: «Я предлагаю новую форму физического мужества: использовать тело не для развития мускулатуры, а для воспитания чувств».
Победитель не обязательно становится мудрецом, пророком или праведником. Тот, кто собственными усилиями, настроем и верой преодолел кризис, может оставаться инфантильным в определенных «земных» областях, заблуждаться относительно ценностей и приоритетов. Но преодоление всегда дарует вместе с наполненной жизнью понимание деятельности и роли личных усилий. Скажем, Альбер Камю до конца жизни не избавился от проблемы поиска любви – его слишком мало любили в детстве и слишком мало говорили на эти темы. Да что там Камю? У каждого из героев, преодолевших кризис, легко можно отыскать остатки психологических проблем. Но это не делает преодоление менее значимым и менее ценным.
Кроме того, один из дополнительных уроков творческих личностей определенно свидетельствует о том, что порой необязательно полностью победить неизлечимую болезнь. Иногда достаточно обрести смысл, действуя и живя в согласии с собственной созидательной природой. В человеке генетически заложено стремление к смыслу, и если даже посредством использования арсенала упомянутых личностей не удалось полностью изменить свой физический облик, всегда можно рассчитывать на радость воодушевления и энтузиазма, которые дарит смысл.
А еще великие личности учат отношению к лишениям. Любопытно, что время лишь усиливает экспрессию, ничего не меняя в сути вещей. Взять хотя бы Иоанна Богослова, любимейшего из апостолов Христа. Куда бы ни забрасывала его злая воля недоброжелателей, он принимал повороты судьбы спокойно и рассудительно, продолжая творить добро и любовь. В ссылке, во время непосильных работ, перед лицом ослепленных ненавистью людей он призывал к любви и вере – находился в умиротворенном состоянии собственной непреложной миссии. Это давало не только высший смысл жизни, но наполняло тело силой и здоровьем. Земная жизнь ученика Христа длилась 104 года, и нигде нет упоминаний о его болезнях и стенаниях, несмотря на то, что страданий и незаслуженной боли выпало на его долю немало. Вот еще один пример прямой связи тела и мысли, воздействия мысли на тело.
Действие интеллекта
Тело первично, оно так или иначе находится в ведении ума. «Как только человек теряет волю к жизни, его сопротивляемость тотчас падает, потому что тело подчинено уму», – говорил Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Этот вывод философа очень похож на идею, которую Ролло Мэй уловил в санатории для туберкулезных: кто начинал активно мыслить и активно действовать, освобождался от оков болезни, кто смирялся – уходил в вечность.
Если тело первично в принятии мира, то именно интеллект отвечает за организацию жизни тела. Развитый интеллект всегда будет его заботливым опекуном. Вот почему люди, попавшие в экстремальные ситуации, порой интуитивно, порой осознанно обращаются к новым знаниям. Их можно получить из книг, от других людей, от долгого переосмысливания собственного опыта. Последнее объясняет, отчего люди, пораженные тяжелыми болезнями, так кардинально меняют отношение к ценностям – они посредством болезни аналитическим способом постигают новые знания. Работает инстинкт самосохранения, и мозг лихорадочно ищет возможности жить.
А знания открывают смысл. И порой становятся волшебным ключиком от сказочного сундучка, наполненного доверху идеями. Иногда людям кажется, что смертельная болезнь, недвижимость после аварии или душевный кризис парализовали сознание. Из этого состояния следует немедленно выбираться, и универсальным способом является приобретение новых знаний. Из книг в первую очередь, поскольку те лучше всего воздействуют на воображение. Но будут полезны любые носители информации, то есть кинематограф, музыка или путешествие могут сотворить чудо, но при определенных обстоятельствах, если соблюдать законы обретения знаний и делать это осознанно. Постигшие мудрость выделяли три способа получения знания. Во-первых, личный опыт. Во-вторых, через авторитеты, к которым также могут быть отнесены и книги. И, в-третьих, путем размышлений, в основе которых – беспристрастный анализ и логика, развитая способность к синтезу ситуации. Безусловно, третья возможность открывается не каждому, но каждый способен приблизиться к ней, прежде всего тот, кто будет регулярно обдумывать происходящее, оставляя за собой ответственность за будущий момент. Именно к такому подходу подталкивает трагедия.
Недаром говорят, что счастливые люди никогда не устают учиться. Желание познать этот мир глубже содействует самореализации и здоровых людей. Что же до людей, переживающих трагедию, это просто необходимо. И кстати, это ведь и возможность переключиться.
В предыдущих главах уже всплывал такой аспект преодоления критических ситуаций, как качество жизни. Эта расплывчатая, на первый взгляд, категория, имеет важное значение и также находится в ведении интеллекта. Где человек обитает, в каком окружении живет и с кем общается, что употребляет в пищу и многие другие факторы быта имеют значение. Игнатий Лойола хотел читать о рыцарях, а нашлись книги лишь о святых – и это изменило его жизнь. Он стал жить по-иному, переместлив свое тело и разум в новые условия. Айенгар, выбравшись из зловонной нищеты в обитель своего родственника-йога, тотчас пошел на поправку. Как только Альбер Камю менял качество жизни (приступал к активному творчеству в одиночестве, фильтровал окружение, уменьшал употребление табака и алкоголя, приобщался к природе), смертельная болезнь отступала. Луиза Хей, изменившая качество жизни, сумела изменить качество мышления. Давайте вспомним, как использовал технологии и научно-технические достижения для персонального выживания и продления способности общаться Стивен Хокинг, это и будет реализация категории «качество жизни». И так до бесконечности. Мастером организации своеобразного «качества жизни» считается писатель-долгожитель Сомерсет Моэм. Стоит лишь почитать его произведения, чтобы понять, как оно повлияло на деятельность этого человека – пример потрясающий и в высшей степени поучительный. Решив задачи материального плана, он купил роскошную виллу на французской Ривьере, где, обзаведясь множеством слуг, принимал высокопоставленных, всемирно знаменитых гостей, таких как Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто. Но мало кто знает, что таким оригинальным способом он всего лишь лечился от депрессий. Однако еще меньше людей обращают внимание на то, что на самом деле терапия состояла в ином. «Ежедневно в девять утра он поднимался в свой крошечный кабинет под крышей, где садился за письменный стол и не выходил оттуда до ланча в час дня», – писала его биограф Селина Хастингс. Это последнее, а вовсе не фешенебельная обстановка с целым отрядом обслуживающего персонала было его истинным качеством жизни, позволившим обитать в этом мире 91 год.
Небезынтересно, что его современник (и почти такой же долгожитель) Уинстон Черчилль также уделял пресловутому качеству жизни особое внимание. Но несколько по-другому. Учитывая, что он прожил практически столько же лет и пребывал в прекрасном расположении духа, кое-какие свидетельства этого крайне практичного циника могут оказаться полезными. Например, он с удовольствием заявлял: «Я легко удовлетворяюсь наилучшим». Человек, который твердил об экономии энергии («не стой, если можешь сидеть; не сиди, если можешь лежать»), на самом деле просто был неисправимым оптимистом и предпочитал заботиться о том, что казалось ему важным. Жить тем, чем он жил. И делать это качественно. В этом и состояло его персональное качество жизни. В этом легко убедиться, обратив внимание на состояние его здоровья. Ко времени второго избрания премьер-министром Уинстон Черчилль представлял собой фактически тяжелобольного человека, пребывающего между первым и вторым инсультом (второго долго ждать не пришлось). Его умоляли подать в отставку и наконец поставить точку на своей карьере, но даже после третьего инсульта он упорствовал и невозмутимо продолжал полностью отдаваться работе. Иной человек удивится такому опасному для жизни поведению. Между тем, в нем весьма ценный урок: именно в усилиях, составляющих смысл жизни, и заключена сама жизнь. Для кого-то это политика, для кого-то иная деятельность. И пусть она покажется самой абсурдной из всех возможных, но если в ней заложен смысл существования, человек должен ей следовать.
Разумеется, каждый по-своему воспринимает вопрос качества жизни. И если человек одержим чем-то небезопасным, то однажды это может его убить. Возможно, быстрее, чем остальных. Так, польский шахтер Ежи Кукучка, сменив небезопасный спуск в шахту на экстремальные подъемы в горы, быстро заболел ими. Тут без колебаний можно заявить, что вопрос качества бытия сыграл ключевую роль в выборе, который может показаться странным. Но смысл в жизни каждый выбирает свой. Все имеющиеся на планете 14 восьмитысячников он покорил за 8 лет (невиданная спешка!) Выбирая все более опасные маршруты, он погиб в 41 год, оторвавшись от никем не пройденной южной стены пика Лхоцзе на высоте 8350 метров. Можно сказать: «Такова судьба». Верно. Но правилен будет и такой ответ: «Так действует закон причины и следствия». Однако если бы его спросили: «Что ему больше по душе – такая жизнь и такая смерть или работа в шахте до скромной пенсии?», почему-то кажется, что он избрал бы первое.
Одним словом, качество жизни – это нечто похожее на психологическое поглаживание самого себя. Это как любовь, по Джеку Лондону, которая «думает о мгновении и вечности, но никогда – о продолжительности». Это условие, напрямую связанное с восприятием собственного существования целиком, без оговорок. В то же время следует понимать, что такой аспект как качество жизни, действует лишь тогда, когда жизнь имеет смысл.