ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ. 1. О христианской концепции сотворения человека
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
1. О христианской концепции сотворения человека.
2. Об элементах, выделяемых в человеке христианской антропологией.
3. О концепции двух судов после смерти.
4. О христианском понимании рая и ада.
5. Об учении о воскресении.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ.
1. Концепцию «двух судов» - частного и Страшного – ожидающих человека после смерти.
2. Отличие православного и католического понимания загробного существования души (наличие чистилища у католиков и т.д.).
3. Значение концепции воздаяния после смерти для христианства.
4. Два варианта теории о сотворении человека.
5. Христианское решение проблемы пола через представление о двуединстве человеческой природы.
6. Дихотомистскую и трихотомистскую теории строения человека в христианстве.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ
- вести поиск и критически использовать литературу, необходимую для раскрытия темы.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК
- устного выступления, оппонирования, ведения диалога, дискуссии.
Учебное время:90 минут.
Место проведения занятия:учебная комната.
Оснащение:Основная и дополнительная литература по теме, учебные и методические пособия, конспекты лекций, рабочие тетради.
Домашнее задание к семинарскому занятию №4
Тема: «Основные понятия христианской антропологии»
№ | Вопросы Темы | Источники Информации | Цель деятельности | Вопросы для самопроверки |
Сотворение человека. Человек как образ Божий. Человек как подобие Божье | 1.Шестун Е.В., Подоровская И.А., Ворожейкин С.В. Христианская антропология. Самара,2005. 2.Кураев А. Христианство без оккультизма. М., 1997. | Составить представление сотворении человека как образа и подобия Божьего. | 1.Насколько большой промежуток времени разделял сотворение тела и души человека? 2.В чём различие между пониманием человека как образа Божьего и как подобия Божьего? | |
Дух, душа и тело: дихотомистское и трихотомистское представления о человеке. Двуединство человеческой природы | 1.Шестун Е.В., Подоровская И.А., Ворожейкин С.В. Христианская антропология. Самара,2005. 2.Кураев А. Христианство без оккультизма. М., 1997. | Составить представление о дихотомистской и трихотомистской теориях строения человека. | 1.Как соотносятся в человеке душа, тело и дух? 2.Как христианская антропология объясняет двуполость людей? | |
Телесная смерть и частный суд. | 1. Шестун Е.В., Подоровская И.А., Ворожейкин С.В. Христианская антропология. Самара,2005. 2. Кураев А. Христианство без оккультизма. М., 1997. 3. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. -М.: АСТ, 2006. http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/ilyn_aksiomy_religioznogo_opyta_01-all.shtml | Составить представление о посмертной судьбе человека, об ожидающих умерших «двух судах». | 1. Что такое частный суд? 2. Какие мытарства претерпервает душа после смерти? | |
Рай и ад | 1. Шестун Е.В., Подоровская И.А., Ворожейкин С.В. Христианская антропология. Самара,2005. 2. Кураев А. Христианство без оккультизма. М., 1997. 3. Лоргус А., свящ. Православная антропология. Курс лекций. Учебное пособие. - М.: Граф-Пресс, 2003. http://www.pagez.ru/olb/lorgus | Дать представление о христианском представлении о загробном существовании души и воздаянии за грехи. | 1. Как в христианской традиции описываются Рай и ад? 2. Что такое чистилище? Почему эта концепция появилась в католичестве, но не в православии? | |
Воскресение и Страшный Суд | 1. Шестун Е.В., Подоровская И.А., Ворожейкин С.В. Христианская антропология. Самара,2005. 2. Кураев А. Христианство без оккультизма. М., 1997. 3. Лоргус А., свящ. Православная антропология. Курс лекций. Учебное пособие. - М.: Граф-Пресс, 2003. http://www.pagez.ru/olb/lorgus | Показать значение концепции воскресения и Страшного Суда для христианства. | 1. В чём различие между частным судом и Страшным Судом? 2. Как будет осуществлен Страшный Суд? 3. Что ожидает людей после него? |
Литература:
Учебники и учебные пособия.
1. Основы религиоведения (сост. о. Дм. Лескин). Тольятти, 2005.
2. Шестун Е.В., Подоровская И.А., Ворожейкин С.В. Христианская антропология: конспект лекций. Самара,2005.
Дополнительная литература.
1. История религии: под ред. И.Н. Яблокова. М., 2002.
- Кураев А. Протестантам о Православии. М., 1999.
- Кураев А. Христианство без оккультизма. М., 1997.
- Никольский В. С. Религиоведение. М., 2001.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ТЕМА: «ЗНАЧЕНИЕ ГРЕХА В ХРИСТИАНСТВЕ»
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА.
1. Мир до грехопадения: заповеди до греха; знание до греха; древо познания.
2. Грехопадение и искажение вследствие него природы человека.
3. Разобщение дохристианского человечества с Богом и необходимость пришествия в мир Спасителя.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Грехопадение – общее для всех авраамических религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Господа, которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности. В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих (в том числе и неавраамических) религиях.
Для православного богословия грех – это смертельное заболевание, человек – тяжело больной пациент, а Бог – любящий врач. Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех – как болезнь души. Различение же грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и согрешивший человек неизбежно умирает, хотя и не тотчас после грехопадения.
Иисус Христос, согласно Новому Завету, является искупительной жертвой за грех, и, приобщаясь к Его смерти и воскресению из мёртвых, верующие в Него получают прощение грехов и вечную жизнь.
ЦЕЛЬ СЕМИНАРА: