Глава о награде единобожников и знающих 9 страница
Знай же, о спрашивающий: тот, кто уподобил Господа Славного через различие частей тела творений, или сцепление их сопряжений, сокрытых через Его мудрое управление[30], тот в глубине души не ведает Его познания, и сердце его не видит очевидности (йакын), ибо нет Ему равного; и как будто бы такой не слышал о том, как последователи будут отрекаться от своих предтеч: “Клянемся Аллахом, мы были только в заблуждении явном, когда равняли вас с Господом миров!” (26: 97-98).
И тот, кто уподобил Господа, придал Ему равного, а придавший Ему равного – неверующий (кафир) в то, что было ниспослано из знамений ясных, и в то, о чем говорилось в свидетельствах доводов проясняющих. Ибо Он – Аллах, Которого не объемлют разумы, дабы Он был определен в водовороте их мыслей или же ограничен в закромах их мнений и их страстей догадок. Он - Создатель родов вещей, без размышлений, в которых бы нуждался, и без гениальных способностей, на которые бы опирался, и без опыта, из которого извлекал бы пользу с течением времен, и без сотоварища, что помог бы Ему в создании чудесных Его дел. И те из отклонившихся, что уподобили Его творению – разделенному на части, ограниченному в своих качествах, имеющему различные области и части, - а ведь Он суть Сам по Себе, а не через средства, - далеки от того, чтобы воздать Ему должное истинною мерой. Ибо сказал Он, очищая Себя от придания равных и отрицая сравнения приписывающих Ему пределы из рабов Своих неверующих: “Не ценили они Аллаха истинной мерой, а земля вся в Его руке в День воскресения, и небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и превыше Он того, что они придают Ему в сотоварищи!” (39: 67).
Следуй же тому, на что указал тебе Коран из Его качеств (сифат), дабы Он соединил тебя с Его познанием! Укрепись на Коране и ищи озарения светом его руководства, ибо он есть благо и мудрость, что дарованы тебе! Ухватись за то, что даровано тебе, и будь из благодарных! То же, на что указывает тебе шайтан из отсутствующего в Коране и не являющегося обязанностью для тебя, от чего нет следов в Сунне Посланника (С) и Имамов прямого пути (А), - оставь знание этого на Аллаха, велик Он и свят, и таков предел права Аллаха на тебя.
И знай, что твердые в знании – они суть те, кого Аллах избавил от безрассудного блуждания в порогах[31], охраняющих тайны, и должны они признавать то, что не ведают из толкования тайн сокровенных, и говорят: “Мы уверовали в него; все - от нашего Господа” (3: 7)[32]. И Аллах восхвалил – велик Он и свят! – их признание своей немощности в том, что не охватывает их знание, и назвал твердостью (в знаниях) их отказ от углубления в то, искание чего Он не сделал для них обязательным. Так довольствуйся же этим и не пытайся определить величие Аллаха, велик Он и свят, по мере своего разума, дабы не стать тебе погибшим!»
. 14 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي، قال: حدثنا محمد بن إسماعيل البرمكي، قال: حدثني علي بن العباس، قال: حدثني جعفر بن محمد الأشعري، عن فتح بن يزيد الجرجاني، قال: كتبت إلى أبي الحسن الرضا عليه السلام أسأله عن شئ من التوحيد فكتب إلي بخطه - قال جعفر: وإن فتحا أخرج إلى الكتاب فقرأته بخط أبي - الحسن عليه السلام:
بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله الملهم عباده الحمد، وفاطرهم على معرفة ربوبيته، الدال على وجوده بخلقه، وبحدوث خلقه على أزله، وبأشباههم على أن لا شبه له، المستشهد آياته على قدرته، الممتنع من الصفات ذاته ومن الأبصار رؤيته، ومن الأوهام الإحاطة به لا أمد لكونه ولا غاية لبقائه لا يشمله المشاعر و لا يحجبه الحجاب فالحجاب بينه وبين خلقه لامتناعه مما يمكن في ذواتهم ولا مكان ذواتهم مما يمتنع منه ذاته، ولافتراق الصانع والمصنوع والرب والمربوب، والحاد والمحدود، أحد لا بتأويل عدد، الخالق لا بمعنى حركة السميع لا بأداة، البصير لا بتفريق آلة، الشاهد لا بمماسة، البائن لا ببراح مسافة الباطن لابا جتنان، الظاهر لا بمحاذ، الذي قد حسرت دون كنهه نواقد الأبصار وامتنع وجوده جوائل الأوهام . أول الديانة معرفته، وكمال المعرفة توحيده، وكمال التوحيد نفي الصفات عنه، لشهادة كل صفة أنها غير الموصوف، وشهادة الموصوف أنه غير الصفة، و شهادتهما جميعا على أنفسهما بالبينة الممتنع منها الأزل فمن وصف الله فقد حده ومن حده فقد عده، ومن عده فقد أبطل أزله، ومن قال: كيف فقد استوصفه، و من قال: على م فقد حمله، ومن قال: أين فقد أخلى منه، ومن قال: إلى م فقد وقته، عالم إذ لا معلوم، وخالق إذ لا مخلوق، ورب إذ لا مربوب، وإله إذ لا مألوه وكذلك يوصف ربنا، وهو فوق ما يصفه الواصفون
14. (49) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Абу Абдуллах Куфи, что передал Мухаммад ибн Исмаил Бармаки, что передал Али ибн Аббас, что передал Джафар ибн Мухаммад Ашари от Фатха ибн Йазида Джурджани, что он сказал:
Я написал Имаму Резе (А), спрашивая его о единобожии (таухид), и он написал мне ответ своей собственной рукой. И Фатх достал письмо Имама (А) и прочитал его:
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Который внушил Своим рабам хвалу, и вывел (фатара) их на познании Своего господства (рубубийа), и через Свое творение указал на Свое бытие, через прехождение творения – на Свою вечность, через подобие творений – на то, что у Него нет подобия! Он призвал Свои знамения к свидетельству о Своей силе, и запретил Свою сущность для описания, глаза – от Своего лицезрения, мысли – от объятия Себя. Нет опоры для Его бытия, нет предела Его пребыванию; не объемлют Его чувства и не скрывают Его завесы: завесы между Ним и творением существуют из-за отдаленности Его от того, что возможно для их сущностей, и из-за возможности их сущностей для того, что отдалено от Его сущности, и из-за различия между Создателем и созданным, Господом и господствуемым, Ограничивающим и ограниченным. Он Один, но не в значении числа; Творец, но не в смысле движения; Слышащий, но не через средства (слышания); Видящий, но не через отделение органов видения; Свидетель, но не через соприкосновение; Отделенный (от творения), но не через отдаленность на расстояние; Скрытый, но не через укрытие; Явный, но не через явленность[33]. Изнурилась зоркость глаз, но не проникла в Его сущность, и бытие Его закрыто от блужданий мыслей.
Основа религии – Его познание; совершенство же познания – Его единство (таухид); совершенство единства (таухид) – отрицание от Него качеств (сифат), ввиду свидетельства всех качеств, что они не есть то, что они описывают (маусуф), и свидетельства описываемого, что он не есть качества, и свидетельства их обоих, что они существуют отдельно друг от друга, и вечность запретна для них. И тот, кто описал Аллаха, ограничил Его, а кто ограничил Его – исчислил Его, а кто исчислил Его – отверг Его вечность. И кто сказал о Нем: “Как” – захотел Его описания, и кто сказал о Нем: “На чем-то” – перенес Его, и кто сказал о Нем: “Где” – посчитал (другие) места свободными от Него, и кто сказал о Нем: “Докуда” – поместил Его во время. Он был Знающим, когда не было ничего знаемого; Творящим, когда не было ничего сотворенного; Господом, когда не было ничего господствуемого; Богом, когда не было ничего подчиненного Богу. Так описывается наш Господь, и Он выше того, что приписывают Ему описывающие».
15 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي، قال: حدثنا محمد بن إسماعيل البرمكي، قال حدثنا علي بن العباس، قال: حدثنا الحسن بن محبوب، عن حماد بن عمرو النصيبي، قال: سألت جعفر بن محمد عليهما السلام عن التوحيد، فقال: واحد، صمد، أزلي، صمدي لا ظل له يمسكه، وهو يمسك الأشياء بأظلتها عارف بالمجهول، معروف عند كل جاهل فرداني، لا خلقه فيه ولا هو في خلقه، غير محسوس ولا مجسوس ولا تدركه الأبصار، علا فقرب، ودنا فبعد، وعصى فغفر، وأطيع فشكر، لا تحويه أرضه، ولا تقله سماواته، وإنه حامل الأشياء بقدرته، ديمومي، أزلي، لا ينسى، ولا يلهو ولا يغلط، ولا يلعب، ولا لإرادته فصل وفصله جزاء، و أمره واقع، لم يلد فيورث، ولم يولد فيشارك، ولم يكن له كفوا أحد
15. (50) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Абу Абдиллях Куфи, что передал Мухаммад ибн Исмаил Бармаки, что передал Али ибн Аббас, что передал Хасан ибн Махбуб от Хаммада ибн Амру Насиби, что он сказал:
Я спросил Имама Садыка (А) о единобожии (таухид). Он сказал: «Единый, Самодостаточный, Вечный. Нет у Него тени, что укрывала бы Его[34], но Он укрывает тенью все вещи. Знающий о незнаемом и Знаемый у всякого незнающего, Единственный. Ни творение не находится в Нем, ни Он не находится в творении. Неощущаемый и не испытываемый на ощупь, и взоры не постигают Его. Он возвысился и приблизился, и приблизился и удалился[35]; ослушались Его, и Он простил; следовали Ему, и Он отблагодарил. Земля не вмещает Его, небеса не уменьшают Его. Он – несущий все вещи Своей силой, Пребывающий всегда, Вечный, не забывает и не знает забавы, и не ошибается, и не играет в игру, и нет ничего отделяющего Его волю (от творений). Решение Его есть воздаяние, и повеление Его исполняется. Он не рождал, чтобы был у Него наследник, и не родился, чтобы имелся у Него сотоварищ, и не был равен Ему ни один».
16 - وبهذا الإسناد، عن علي بن العباس، قال: حدثنا يزيد بن عبد الله عن الحسين بن سعيد الخزاز، عن رجاله، عن أبي عبد الله عليه السلام، قال: الله غاية من غياه، والمغيى، غير الغاية، توحد بالربوبية، ووصف نفسه بغير محدودية، فالذاكر الله غير الله، والله غير أسمائه وكل شئ وقع عليه اسم شئ سواه فهو مخلوق ألا ترى قوله: (العزة لله، العظمة لله)، وقال: (ولله الأسماء الحسنى فادعوه بها) وقال: (قل ادعوا الله أو ادعوا الرحمن أياما تدعوا فله الأسماء الحسنى) فالأسماء مضافة إليه، وهو التوحيد الخالص
16. (51) По тому же иснаду от Али ибн Аббаса, что передал Йазид ибн Абдуллах от Хусейна ибн Саида Джаззаза от его человека от Имама Садыка (А), что он сказал:
Аллах – Предел всего имеющего предел и Дающий предел, Сам не имея предела. Он утвердил Свое единство через Свое господство (рубубийа), и описал Себя через безграничность. И вот, Аллах упоминаемый[36] - не Аллах, и Аллах не есть то же, что Его имена. И всякая вещь, называемая именем, не равным себе, - сотворена. Разве не видишь ты, как Он сказал: «Величие – Аллаху», «Слава – Аллаху», и сказал: «У Аллаха – прекрасные имена; зовите Его по ним» (7: 180), и сказал: «Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного; как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена» (17: 110). Итак, имена добавлены (музаф) к Нему, и Он един чистым единством.
17 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي أبو الحسين، قال: حدثني موسى بن عمران، عن الحسين ابن يزيد، عن إبراهيم بن الحكم بن ظهير، عن عبد الله بن جرير العبدي، عن جعفر بن محمد عليهما السلام أنه كان يقول: الحمد لله الذي لا يحس، ولا يجس، ولا يمس لا يدرك بالحواس الخمس، ولا يقع عليه الوهم، ولا تصفه الألسن، فكل شئ حسته الحواس أو جسته الجواس أو لمسته الأيدي فهو مخلوق، والله هو العلي حيث ما يبتغى يوجد، والحمد لله الذي كان قبل أن يكون كان لم يوجد لوصفه كان بل كان أولا كائنا لم يكونه مكون، جل ثناؤه، بل كون الأشياء قبل كونها فكانت كما كونها، علم ما كان وما هو كائن، كان إذ لم يكن شئ ولم ينطق فيه ناطق فكان إذ لا كان
17. (52) Передал нам Али ибн Ахсан ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Абу Абдуллах Куфи Абу Хусейн, что передал Муса ибн Имран от Хусейна ибн Йазида от Ибрахима ибн Хакама ибн Зухейры от Абдуллаха ибн Джарира Абди от Имама Садыка (А), что он сказал:
Хвала Аллаху, Который не ощущается, и не узнается на ощупь, и нельзя к Нему прикоснуться! Он не постигается пятью органами чувств, и не доходят до Него мысли, и не описывают Его языки. Но всякая вещь, которую ощутили органы чувств, или попробовали на ощупь, или коснулись ее руками, - сотворена. Аллах же высок: Он есть всюду, где желаешь. Так хвала Аллаху, Который был прежде, чем было всякое «было», и не существовало для Его описания «было»! Был Он изначальным и сущим (каин), но не сформировал Его существование некто формирующий, да вознесется Его величие! Но Он сформировал (каууана) все вещи прежде их существования (каун), и были они такими, какими Он их сформировал. Он знает то, что было и то, что будет. Он был, когда ничего не было[37], и не было говорящего, который сказал бы об этом, – Он был, когда не было бытия.
18 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي، قال: حدثنا محمد بن إسماعيل البرمكي، قال: حدثنا الحسين بن الحسن بن بردة، قال: حدثني العباس بن عمرو الفقيمي، عن أبي القاسم إبراهيم بن محمد العلوي، عن الفتح بن يزيد الجرجاني، قال: لقيته عليه السلام على الطريق عند منصرفي من مكة إلى خراسان وهو سائر إلى العراق فسمعته يقول: من اتقى الله يتقى، ومن أطاع الله يطاع.