Слова блаженного аввы исаии 3 страница

4. Кто ищет уподоблений для Бога, тот злословит Бога.

5. Кто старается чтить Бога, того сознание Его святости исполняет страхом.

6. Кто соблюдает и хранит слово Божие, тот знает Бога.

7. Вышних Божиих не ищи; но испрашивай у Него помощи, да приидет и сохранит тебя от греха.

8. Божии дары сами собою приходят, коль скоро обретают место чистое и святое.

9. Кто опирается на свое познание и своей следует воле, тот благоприятствует в себе врагу и не может быть в содружестве с тем духом, который рождает сокрушение.

10. Кто, вникая в слова Писания, понимает их по своему смышлению и упорно стоит на том, что их так разуметь должно, тот не знает славы ведения Божия и богатств Его. Но кто говорит: не знаю, ибо человек есмь, — и дает славу Богу, в том обитает богатство мудрости Божией.

11. Помыслы свои открывай не всякому, кто ни попадется, но только отцам твоим, чтоб не привлечь скорби в сердце свое.

12. Уста свои блюди, чтоб ближний твой был у тебя в чести.

13. Приучи язык твой к словесам Божиим, и ложь бежит от тебя.

14. Желание славы человеческой рождает ложь; но любовь к смирению производит в сердце великий страх Божий.

15. Не желай дружбы тех, кои знатны и славны в мире, чтоб не погасить желания славы Божией в сердце своем.

16. Если кто оговаривает брата своего и поносит, и злобу (к нему) показывает, не открывай ему ушей своих, чтоб не охватило тебя то же чувство, хотя и не хочешь того.

17. Простота и смиренное о себе мнение сохраняют сердце непорочным и чистым от зла.

18. Кто хитро действует в отношении к брату своему, тот не избежит печали душевной.

19. Кто одно имеет в сердце, а другое готово у него на языке, того жертвы тщетны. С такого рода людьми не общись, чтоб не соороситься ядом их.

20. Ходи с добрыми и святыми людьми, чтоб соделаться причастником их доброты и святости.

21. Ненависти в сердце своем не храни ни против кого, иначе напрасными и тщетными соделаешь ты труды свои.

22. Сердце твое ко всем да будет право и благостно, да обретешь в себе мир Божий.

23. Как яд разливается по всему телу и до сердца доходит у того, кто ужален скорпионом, так и тот, кем обладает ненависть, весь наполняется ядом ее, и самый дух его уязвляется ею1. Итак, кто хочет, чтоб дела его и труды не пропали даром, пусть подальше отгонит от себя сего скорпиона, то есть ненависть и недоброжелательство. От этого морового поветрия да избавит нас благость Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и поклонение во веки веков. Аминь.

1. Может быть: и самое дыхание заражается ею.

СЛОВО 7

0 добродетелях

1. Три есть добродетели, кои суть всегдашние блюстительницы ума, и крайне ему необходимы: раздражение (против врага, ему) естественное, мужество и усердная ревность (о добре).

2. Три есть добродетели, которые, если ум увидит в себе, удостоверится, что близко уже подошел к блаженному состоянию: различать одно от другого (рассуждение), все предвидеть прежде времени и ни от каких внешних вещей не приходить в движение.

3. Три есть добродетели, которые постоянно доставляют свет уму: не знать злобы ни на какого человека (не ощущать ничьей неприязни, хотя бы она была оказываема, по детской простоте), благотворить онеправдовавшим нас и сносить без смущения все случающееся. Эти три добродетели рождают три другие, которые выше их: не знать злобы человеческой рождает доброжелательство; благотворить онеправдовавшим нас рождает мир; сносить без смущения все случающееся рождает кротость.

4. Есть четыре добродетели, которые соделывают душу святою: молчание, исполнение заповедей (послушание), скудость всего и смирение.

5. В четырех следующих добродетелях ум всегда имеет нужду: молиться Богу непрестанно, падать ниц пред лицом Его, никого не судить, быть глуху к жужжащим вокруг смущениям.

6. Четыре добродетели ограждают душу и дают ей свободно вздохнуть от страха (террора) врагов: милосердие, кротость, великодушие и забвение обид.

7. Четыре добродетели помощны юности пред Богом: непрестанное поучение (в уме содержание или истины какой, или молитвы), тщание, бодренность и смиренное о себе мнение.

8. Четыре есть вещи, кои сквернят душу: вращаться в городе, не храня очей, попускать себе близость с женщинами, дорожить дружбою тех, кои славны и знатны в мире, и находить услаждение в сообращении с теми, кои соединены с вами кровью.

9. Четыре есть вещи, коими возбуждается похоть плоти: сон до сытости, обилие пищи, празднословие с шутками и щегольство.

10. Четыре есть вещи, кои покрывают ум мраком: ненависть к ближнему, презрение, зависть и подозрение.

11. Четыре есть вещи, ради которых душа бывает оставляема (без божественного покрова и благодати): переход с места на место, многозаботливость, пристрастие к земным вещам и скупость.

12. Четыре есть вещи, кои подвигают нас на гнев: когда не достигаем возжеланного, когда своей последуем воле (и встречаем противление ей), когда берем на себя должность учительства (и встречаем возражения), и когда считаем себя мудрыми (и слышим замечания от других).

13. Три есть вещи, коими сохраняются все добродетели, но которые трудно приобретать: сокрушение сердца, плач о грехах и помышление о смерти.

14. Три есть вещи, кои препятствуют душе прийти в большую меру (совершенства) и не дают добродетелям вселиться в сердце: пленение (пристрастие к чему-либо), леность и забвение. Воюет с человеком забвение и старается заглушить все его добрые помышления, и, таким образом, подает повод ко всякому злу и каждодневно разрушает, что человеком бывает созидаемо.

15. Видишь дела нового и ветхого человека? Кто любит душу свою и не желает погубить ее, тот соблюдает то, что свойственно новому человеку. Но кто в это малое время жизни ищет покоя, тот усвояет себе то, что принадлежит ветхому человеку, и губит душу свою. Так говорит Господь наш Иисус Христос: кто любит душу свою, погубит ее; кто же погубитъ душу свою Мене ради, обрящетъ ю (Мф. 10, 39). Он есть Господь мира, Им разрушено средостение вражды (см. Еф. 2, 14): и однако ж Он говорит: не приидохъ воврещи миръ, но мечъ (Мф. 10, 34). И еще: огня приидохъ воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк. 12, 49). Это тот божественный огонь, который возгорается в душах, последующих Его учению. Кои стяжали сей огонь, для тех он есть духовный меч, коим обрезывают они все похоти плоти. Таковых Господь обрадывает, говоря: миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ (Ин. 14, 27). Те, которые стараются очистить души свои, через отсечение своих хотений соделываются святыми овцами Пастыря душ, годными в жертву Ему. И когда явится Он во славе Божества Своего, тогда позовет их одесную Себя, говоря: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вамъ Царствие отъ сложения мира. Взалкахся бо и дасте Ми ясти (Мф. 25, 34 и далее), и так далее. Вот как те, кои губят души свои в это краткое течение жизни, обретут их во время нужды и получат награды гораздо большие, нежели какие ожидали. Те же, кои, поблажая своим пожеланиям, сохраняют души свои в веке сем, во грехе лежащем, и опираются на суетное богатство свое, заповедей же Божиих не соблюдают, а думают непрестанно жить в веке сем, те в день суда испытают посрамление слепоты своей, и оказавшись козлами проклятыми, страшный услышат приговор Судии, Который скажет: идите отъ Мене, проклятии, въ огнь вечный, уготованный диаволу и аггеламъ его. Взалкахся бо и не дасте Ми ясти (Мф. 25, 41), и проч. Тогда заградятся уста их, и они не будут иметь что ответить. Ибо хоть и скажут они: Господи, когда Тя видехомъ алчуща... и непослужихомъ Тебе; но будут обличены так: кто не сотворил добра одному из сих верующих в Меня, Мне не сотворил.

16. Испытаем, возлюбленные, самих себя и рассмотрим, соблюли мы по силам заповеди Господа или нет. Ибо все мы обязаны соблюдать их по силам, малый соответственно малости своей, и великий соответственно великости своей. Вот те, кои влагали деньги в сокровищное хранилище, были богаты, но Господь, Который видит расположения сердца нашего, остался доволен более двумя лептами вдовицы (Мк. 12, 41-43; Лк. 21, 1-3). Леность и беспечность да не находят себе места в сердцах наших, и ненависть да не отделяет нас от Бога. Но будем исполнять по силам службы свои. Ибо Господь, как над дочерью начальника синагоги показал милосердие Свое, воззвав ее к жизни; как сжалился над тою женою, которая, страдая кровотечением, все имение свое растратила на лекарей, прежде чем познала Христа; как исцелил слугу сотника, уверовавшего в Него; как помиловал Хананею, исцелив дочь ее, и Лазаря, друга Своего, воззвал к жизни; так и единственного сына бедной вдовы воскресил, будучи подвигнут к тому слезами ее. Как не презрел Он Марии, помазавшей ноги Его миром и обмывавшей их слезами, так не отверг Он и грешницы, когда и она мазала миром ноги Его. И как призвал Он Петра и Андрея из лодки их, говоря: грядите вследъ Мене (см. Мф. 4, 18-19); так призвал Он и Матфея, сидевшего на мытнице. И Дух Утешитель как на апостолов сошел, так сошел и на Корнилия. Как для Павла в Дамаске послал Он Ананию, говоря: иди, яко сосудъ избранъ Ми есть сей (Деян. 9, 15); так для евнуха Ефиопского послал Филиппа. Ибо у Него нет никакого лицеприятия, никакого различия между малым и великим, между бедным и богатым. Он смотрит на расположение сердца на веру к Себе, соблюдение Своих заповедей и любовь ко всем. И это-то будет в душе признаком и пометкою (принадлежания Ему), когда изыдет она из тела. О семъ, говорит, разумеютъ ecu, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35).

17. На ком увидят напечатленным сей знак любви враги наши, от тех отступят со страхом, все же сонмы Ангелов восприветствуют их. Итак, братия возлюбленнейшие, всеми силами постараемся достигнуть ее, чтоб враги наши не овладели нами. Говорит Господь: не можетъ градъ укрытися верху горы стоя (Мф. 5, 14). О какой горе говорит Он здесь, как не о той, какую указует следующим словом: любяй Мя, заповеди Моя соблюдетъ (см. Ин. 14, 23). На сие дело и наляжем со всею ревностию, чтоб соблюсти слово Его. И труды наши будут как град крепкий и огражденный, который охранит нас от всех врагов наших, пока в нем будем иметь убежище. На сию-то гору убежим, братия возлюбленные, да будет она для нас убежищем и да сохранит нас от всякого зла, чтоб сподобиться нам и радости со всеми святыми Его, которые соберутся к Нему от четырех концов земли. Ибо по делам своим всякий получит блаженство себе. Святое имя Его сильно, если пребудет с нами, укрепить нас на дело Его, и не попустить нам быть обольщенными от врага, но сохранит нас и оградит, так что мы возможем понести, что ни случится с нами, и сподобиться милости со всеми, кои соделались достойными наслаждаться истинным блаженством. Богу Отцу, Сыну и Духу Святому слава, честь и поклонение ныне и всегда, во веки веков. Аминь.

СЛОВО 8

Блаженного аввы Исаии изречения

1. Я смотрю на себя иногда — сказал авва Исайя — как на коня, блуждающего без седока-правителя, на которого (коня) садится всякий, кто ни увидит его, и которого, когда один отпускает его, берет другой и садится на него.

2. В другом отношении, я, говорит, подобен человеку, которого враги, схвативши, связали и бросили в яму, и которого, лишь только воззовет он к господину своему, они бьют, чтоб молчал.

3. Подобен я также, сказал он, птице, привязанной ниткою за ногу, которая (птица) когда, думая что развязана, поднимается лететь и удерживается ниткою. Ибо никого нет такого, который до последнего издыхания своего не был бы угнетаем какою-либо заботою или смущением.

4. Он же сказал: если ты, давши кому что-либо взаймы, не требуешь того, то подражаешь Господу Иисусу; если потребуешь — Адаму; а если взыскиваешь и роста, то развратителю нрава сего последнего.

5. Когда кто укоряет тебя в чем, сделал ли ты то или не сделал, то, если молчишь, оказываешь себя подобным Господу Иисусу; если отвечаешь, говоря: что я сделал? — ты уже не подобен более Ему, а если воздаешь равным за равное, — то совершенно непохож ты на Него.

6. Если приносишь жертву твою со смирением, чувствуя свое недостоинство, то она приятна Богу; но если вознесешься в сердце своем, вспомнив о ком другом — спящем или нерадящем, то тщетен труд твой.

7. Имел он обычай говорить: смирение не имеет ни языка, чтоб говорить о ком, как нерадивом или гордом; ни очей, чтоб видеть грехи других, ни ушей, чтоб слышать то, что неполезно для души своей: ему ни до чего нет дела, кроме грехов своих. Оно со всеми в мире, не ради дружества, а по заповеди Божией. Если кто без смирения или на посты слишком налегает, или другим чем озлобляет себя через меру, или заповеди старается исполнять, — все труды такового тщетны.

8. Если кто, сказал он, имеет в собственности какой инструмент и в то время, когда особенно нужен он, не находит его, то напрасно имеет его (все одно, как бы не имел). Таков тот, кто утверждает, что имеет страх Божий, но когда настает время показать страх Божий, когда одолеваем бывает или гневом, или гордостью, или честолюбием, или другим каким пороком, не обретает в себе страха Божия. Такового все старания тщетны.

9. Господь наш Иисус Христос не прежде восшел на крест, как показав опыты исцелений всяких немощей человеческих, чтоб дать разуметь, с какою целью воспринял Он человечество. Ибо прежде пришествия Его во плоти человек был и слеп, и нем; и глух, и расслаблен; и прокажен, и хром, и мертв во всех страстях противоестественных: но после того, как восприял Он ради нас человеческое естество, то показал всякое к нему Свое милосердие, — мертвого воскресил, хромому даровал правохождение, слепому — зрение, немому — речь, глухому — слух, и нового устроил человека, свободного от всякой немощи. Далее, будучи вознесен на крест, взял Он с Собою двух разбойников, из которых тот, что был по правую сторону, хвалил Его и молился Ему, говоря: помяни мя, Господи, во царствии Твоемъ; а другой, что был по левую сторону, злословил Его (Лк. 23, 42, 39).

Ум, прежде чем пробудится от беспечности, бывает со врагом (заодно); но если Господь наш Иисус Христос возбудит его от беспечности и дарует ему силу, тогда, все рассудив, мужественно восходит он на крест (для очищения и обновления своего). Тогда и он сподобляется услышать: днесь со Мною будеши въ раи (Лк. 23, 43). Вот разбойник, восхитивший рай и вкусивший от древа жизни.

10. Он же опять говорил о святом причащении, что плод его состоит в том, чтоб сочетавать и соединить нас с Богом. Но, говорит, между тем, как сие так есть несомненно, где у нас такое сочетание? Преодолеваемые гневом или завистью, или ненавистью, или честолюбием, или тщеславием, или другими пороками, далеко отстоим мы от Бога.

11. Он же сказал: когда мы молимся и какая-нибудь из упомянутых страстей занимает сердце наше, напрасен труд наш и Богу неугоден.

12. В то же время, по вопросу одного из старцев, не некстати прибавил он: когда дождь падает на землю, в которой есть семена, она дает произрастения, а если нет в ней семян, не дает. Пусть же всякий озаботится выбросить злые семена из сердца своего, чтоб не произрастали. Бог хочет, чтоб человек был во всем подобен Ему. За тем пришел Он в мир и пострадал, чтоб падшую природу человека изменить, пожелания наши отсечь и ложное знание, которое занимает души наши, изгнать.

13. Кто хочет наслаждаться покоем в келлии своей и не быть одолеваемым от врага, тот должен удаляться от свыкновения с людьми, чтоб не укорить кого или не похвалить, или не счесть блаженным, или праведности своей не выказать, или не оскорбить кого, но себе самому должен внимать и не оставлять в сердце своем жала вражеских помыслов.

14. Не открывай мысли своей невеждам и воли своей неблагоразумным.

15. Познай самого себя и избегай того, что для тебя пагубно.

16. Кто, надеясь на свою праведность, воле своей последует, тот не может ни козней врага избежать, ни покой обрести, ни уразуметь, чего ему недостает, ни сподобиться милости при исходе из тела.

17. Вот в чем сущность всего: чтоб ты все надежды свои возложил на Бога и к Нему прибегал всем сердцем и всеми силами, а также был во всем милосерд и грехи свои оплакивал, и Божией испрашивал помощи и милосердия.

18. Относительно научения ближних заповедям Божиим, сказал он: почему знать мне, что сам я угодил Богу, чтоб осмелиться другому предписывать: делай это или то, когда сам я еще оплакиваю грехи свои? Ибо кто пал когда-нибудь и как-нибудь, тот плакать должен; и не безопасен он (не должен предаваться чувству, что ему нечего бояться за себя и свою вечную участь), пока не удостоверится, что испросил прощение. Человек грешит, а Бог милует. Сердце твое не может быть свободно от боязни за себя, прежде чем приступишь ты к судилищу Божию. Если хочешь уразуметь, прощены ли тебе грехи твои, самое большое тому доказательство есть, если ничего от них более не осталось в сердце твоем. Но если они живут в тебе и движутся в памяти, ты же об этом ни мало не заботишься, то это худой признак. Итак, плачь, болезнуй сердцем и трепещи, пока не испросишь у Бога милосердия себе.

19. Если кто хочет поучаться у тебя и не делает того, что ты, в заботе о нем, со вниманием и рассуждением велишь ему, часто однако ж обращается к тебе, докучая о том же, отклонись от него. Учит всех Бог, когда слушать хотят. Кто научал Авеля одно делать, а от другого воздерживаться, когда закон еще не был написан? Тщетно иждивает труды свои на учение человек, когда Бога не имеет учителем своим.

20. Если кто произносит слова бесполезные, не слушай того, чтоб не погубил он души твоей. Пусть и оскорбится тем, не беспокойся. Скажи: душа моя не может понести сего, оставь это, умоляю тебя; ибо я не крепче первого человека, которого руками Своими образовал Бог и которого, однако ж, сгубили худые речи. Беги же и не слушай; но так убеги, чтоб совсем забыть, что говорено было: ибо если попустишь ты остаться тому в памяти твоей, то демоны не пренебрегут тем, а постараются нанести вред душе твоей.

21. Он же сказал: как вижу я, интерес, честь и покой до самой смерти борют человека.

22. Кто сам себе присвояет чин учить других, тот вредит душе своей, и в то время, как мнит исправлять ближнего, и дом его созидать, сам себе устрояет разорение и пагубу.

23. Бойся грехом осквернить чистоту, которую получил ты в крещении. Ибо в тело ли свое согрешаешь ты или вяжешь себя воровством, или взираешь на что с вожделением, или тайно съедаешь что, боясь, чтоб кто не увидал тебя, или тайком владеешь вещью какою поизящнее и поценнее (чем другие); всем этим ты Сына Божия оскорбляешь.

24. Неужели это так, отец? — спросил его некто при этом. — Он отвечал: кто побеждается в малом, побеждается и в большом; и кто препобеждает то, побеждает (с Божиею помощью) и это.

25. Если кто, говорил он еще, великие являет силы, исцеления совершает, обладает всем знанием, мертвых воскрешает, тело свое измождает; но увидев кого-либо валяющимся во грехах, презирает его, — то ему все это никакой не принесет пользы: ибо сам дерзает судить члены Христовы, которые надлежит оставлять суду Божию.

26. Говорил также, что мы все (нравственно) похожи на лежащих в больнице, где один болит глазами, другой руками, иной фистулою, тот другою какою болезнью. Как в больнице, если ты, когда начала излечиваться твоя болезнь, не воздержишься от вредных яств, болезнь опять возобновляется: так возобновляет болезненность души своей и тот из прилежащих покаянию, кто судит и презирает другого. Итак, свою всякий болезнь уврачевать старайся, свои оплакивай грехи, а за другими нечего смотреть. Горе душе, которая с ужасом и омерзением не отвращается от всякого греха.

27. Говорил он, что в словах, сказанных Богом Моисею пред самым исходом израильтян из Египта: глаголи во уши людемъ, и да испроситъ кийждо у соседа, и жена у соседы своея, сосуды сребряны и златы, и ризы (Исх. 11, 2), — как слышал он от старцев, — сосуды сребряны и златы и ризы означают чувства, работающие врагу, которые если человек не исторгнет из рук врага и не сделает, чтоб они плод приносили Богу, в истинный покой войти не может.

28. Скинии не осенял Бог, пока она не была кончена; но когда совсем была окончена, тогда осенил ее. Также и храма (Соломонова) не осенял Он облаком, пока в нем чего-либо недоставало; но когда уже все было в нем исполнено, принесено всесожжение и Бог обонял благоухания его. Так, если человек всеми силами своими и всею душою своею не возлюбит Бога и к Нему всем сердцем не прилепится, то не почиет в нем Бог.

29. Если, говорил он также, какая душа, прежде чем укротит чувства, захочет взойти на крест, то она привлекает гнев Божий: потому что приступает к вещи, которая выше сил ее.

30. Если худые помыслы оскверняют тебя, а ты не болишь о том сердцем своим, а, напротив, греешь их в исходищах их, то последуешь ветхому Адаму. Если же ты все тщание прилагаешь к тому, чтоб преодолеть грех, и для того себя самого удручаешь, все случаи ко греху отдаляешь, и помощи у Бога испрашиваешь, говоря: Твоего, Господи, милосердия дело есть избавить меня, я же сам без помощи Твоей из рук врагов моих избежать не могу, — если делаешь это, всячески при этом опасаясь оскорбить тех, кои учат тебя по Богу, то ты последуешь Господу Иисусу. И Он сохранит тебя от всякого зла. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

СЛОВО 9

К тем, кои отреклись от мира

1. Если ты отрекся от мира и Богу себя передал в покаянии: то не позволяй себе тревожиться помышлением, будто не получил ты отпущения прежних грехов твоих. Только не презирай заповедей Божиих и к тем же не возвращайся грехам. До смерти храни заповеди Божии и никогда не неради о них.

2. С женщинами не принимай пищи, и не заводи фамильярности с юнейшими.

3. Ни с кем не ложись спать на одной постели.

4. И сам с собою, будучи один, будь осторожен, когда одеваешься или раздеваешься.

5. Когда заставляет необходимость, вина пей не больше трех чаш. Этой меры не преступай, даже дружбы ради.

6. Не живи в том месте, где ты оскорблял Бога грехами своими.

7. Усердия к молитве не ослабляй, да не впадешь в руки врагов твоих.

8. Прилежи изучению и обсуждению псалмов — и это будет удерживать тебя в чистоте.

9. Люби прискорбности и притрудности телесные; и это пригнетет порочные движения.

10. Не угождай себе ни в чем.

11. Грехи свои оплакивай непрестанно.

12. Отвращение имей ко лжи, иначе она изгонит из тебя страх Божий.

13. Помыслов своих не открывай всем, чтоб не быть в преткновение ближнему своему.

14. Открывай помыслы свои отцам своим, да благодать Божия покрывает тебя.

15. Упражняйся в трудах рукодельнических, и страх Божий пребудет неотлучно с тобою.

16. Если видишь брата, согрешающего грехом не к смерти (см. 1 Ин. 5, 16), не презирай его, да не впадешь в руки врага своего.

17. Памятованием о том, что прежде наделал ты, не услаждайся, чтоб не возобновились в тебе грехи твои.

18. Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои.

19. Не будь спорлив, чтоб не вселилось в тебя всякое непотребство.

20. Не будь мудр сам о себе, чтоб не впасть тебе в руки врагов твоих.

21. Сердце свое наклоняй к тому, чтоб оно охотно повиновалось отцам твоим; и благодать Божия вселится в тебя.

22. Приучи язык свой говорить: прости меня; и придет к тебе смирение.

23. Когда сидишь в келлии своей, проводи время в следующих трех занятиях: в молитве, богомыслии и рукоделии.

24. Живи так, как бы ты доживаешь каждодневно последний день — и не согрешишь.

25. Чреву не поблажай, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи.

26. Во всяком месте и во всяком деле бегай лености, чтоб не угнела тебя сила вражия.

27. Непрестанно размышляй о том, что Божие, и Бог почиет в тебе.

28. Как дом разоренный вне города бывает местом нечистот; так душа ленивого монаха бывает жилищем порочных помыслов и страстей.

29. Прилежи молитве со слезами, чтоб милосердие Божие совлекло с тебя ветхого человека, обремененного грехами.

30. Труд, нищета, стеснение себя во всем и молчание рождают смирение. Смирение же испрашивает прощение всех грехов.

31. Благость Господа нашего и Бога да укрепит нас, чтоб познавая волю Его, мы исполняли ее, — и через то обрели милость Его со всеми святыми, кои повиновались заповедям Его. Аминь.

СЛОВО 10

Того же содержания

1. Святому апостолу Петру Бог показал, что никакого человека не должно почитать нечистым (см. Деян. 10, 15). Чье сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми; кто же имеет сердце оскверненное пороками, тот никого не считает чистым, но думает, что все подобны ему: так, что если кто скажет про кого-либо, что он добрый человек, он не верит тому в сердце своем. Бойтесь же кого-либо осуждать даже в сердце своем, а не только открыто.

2. Чем кто нерадивее ведет себя, тем любимейшим Богу считает себя. Кто же ревнует о том, чтоб очистить себя от грехов и суетных мятежей, тот стыдится очи свои возвесть на небо пред лицо Бога: ибо зрит себя отстоящим от Него наидалечайше.

3. Человек некий имел двух рабов и послал их на поле свое жать пшеницу, приказав, чтоб каждый из них нажал в день семь куч1. Один из них все силы напрягал, чтоб сделать по приказанию господина своего, хотя и не мог исполнить урока, как положено; ибо это превышало силы его. А другой поленился, говоря сам в себе; кто может столько сработать в один день? И пренебрегши приказанием, никакою не томил себя заботою, — но то спал, то зевал, потягиваясь, то вертелся с боку на бок, как вертится дверь на пятке своей, — и так весь день потратил он попусту. Когда настал вечер, они воротились к господину своему. И он, услышав, как работал усердный раб, похвалил его, хотя он не успел исполнить всего урока; а другого, как бездельного ленивца и презрителя его приказания, наказавши порядком, велел изгнать из дома. Так-то и нам надобно всеми силами прилежно работать и исполнять дело свое, перенося скорби; и Бог без сомнения примет нас и поставит вместе со святыми Своими.

4. Человек должен непрестанно изливать молитвы свои пред Богом, с великим смирением сердца и преутруждением тела; также никаким делом своим не услаждаться, и как похвалами человеческими не возноситься, так и поношениями не тяготиться, но чаще вспоминать о грехах своих. Таким только образом сердце получит покой от врагов своих.

5. Ни одно слово жесткое да не исходит из уст твоих. Ни с кем так не поступай, чтоб в лицо хвалить, а где-нибудь поносить его.

62. Все двери души твоей, то есть чувства, тщательно затвори и храни, чтоб через них или душа не ушла вне блуждать, или в душу не налезли мирские дела и слова.

7. Блажен, кто постоянно оплакивает грехи свои. Аминь.

1. Вроде копны сена. Там не вяжут снопов, ибо тут же на поле и молотят волами.

2. Дрбротолюбие, 7.

СЛОВО 11

О зерне горчичном

В малом зерне горчичном великое изображается таинство, как сказали отцы; и потому в наше научение написано: подобно есть Царствие Небесное зерну горушичну, еже вземъ человекъ всея на селе своемъ, еже малейше убо есть отъ всехъ семенъ: егда же возрастетъ, более всехъ зелий есть и бываетъ древо, яко прийти птицамъ небеснымъ и витати на ветвехъ его (Мф. 13, 31-32). Если так, то нам необходимо подражать свойствам этого зерна. Тем, что назвал его (Господь) малейшим всех семян, Он показал, что мы должны облечься во смирение, чтоб с кротостью и терпением всех ставить выше себя. Краснота в нем означает стыдливость и чистоту, чтоб никакого не допускать нам безобразия в плоти своей. Великая в нем сила (жесткость, трудноваримость, многопитательность), указывает на ненависть к порокам. То же, что сила его обнаруживается не иначе, как когда станешь его сжимать и растирать, представляет, что добродетель наша ничего не стоит, если не явится делом в соответственных трудах, занятиях и начинаниях. Имеет оно (зерно) также силу удобрять тела, чтоб не портились и не гнили. Итак, этим зерном, подобным Царствию Небесному, которое есть Христос, удобрим воли наши, попортившиеся и замершие, чтоб не гнили и не кипели червями. Господь Иисус для того человеком соделался, чтоб мы не увлекались и не мучили себя печалями века сего, но Ему по силам подражали. По свойствам этого зерна осмотрим себя, чтоб видеть, подобны ли мы Ему смирением сердца, кротостью души, теплотою любви. Сам же Господь наш Иисус Христос да укрепит нас благодатью Своею, чтоб мы во всем повиновались воле Его. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

СЛОВО 12

О вине

Таинство вина и природы человеческой так разумеется. Должны мы сердце свое хранить непорочным со всякою святостью, если хотим, чтоб Бог благоволительно обитал в нем. Бочка, если не будет отовсюду обмазана смолою, так чтоб никакой не имела дырочки, вина содержать не может; и сердце наше, если не ограждено смирением, и чистотою, так чтоб не имело никаких дырок порока, жилищем Бога быть не может. Ибо быть не может, чтоб кто служил Богу, — вместе и похотям. Будем блюстись тщательно, чтоб в сердце нашем не было гнева и враждования, ибо они отторгают человека от истинного покаяния, и не допускают угодить Богу. Вино вначале разгорячается и бродит; потом мало-помалу брожение его умаляется и, наконец, оно совсем устанавливается и готово бывает: так и жар юности со временем укрощается и, наконец, совсем устанавливается, если обучается под дисциплиною отцов и повинуется их заповедям. Вино не вносится в подвалы (на хранение вместе с готовыми уже винами), если прежде не состоится; не допускается в собрание других и тот, чье постоянство и твердость не были испытаны разными способами. Если оставить вино с виноградинами, то оно окисает: так и юный инок, если позволить ему обращаться с кровными родными, или с теми, кои далеки от порядков его (иноческой) жизни, оставляет преданную отцами дисциплину и повреждается в добрых нравах. Если вино не скрыть в глубоких подземных подвалах, оно пропадет: так и труды инока все бывают тщетны, если не покрываются и не охраняются смирением. Вино, которое часто открывают и отведывают, становится все хуже и хуже: так и человек, который часто из тщеславия показывает другим дела свои и труды, теряет свое совершенство. Если бочку оставить открытою, туда нападают насекомые и попортят вино; то же бывает и с теми, кои предаются многословию, шуткам и пусторечью. Вино, на ветре поставленное, теряет свою приятность (букет); так и гордость губит всю богоугодность трудов человека. Покойно берегут вино в совершенно сокровенных местах, и оно делается наилучшим: так и тот, кто разумно возделывает добродетель, упокоивается в безмолвии и там притрудно ведет подвиги свои.

Наши рекомендации