Через того, на кого руки возлагаются

При несоблюдении этих четырех мер предосторожности возникает серьезная опасность духовного вреда через возложение рук — либо у того, кто возлагает руки, либо у того, на кого возлагаются руки, либо у обоих.

Эта опасность вполне реальна во всех случаях возложения рук, но особенно с целью крещения в Духе Святом. В переносном смысле мы можем сказать, что Дух Святой является небесным электричеством, и, подобно земным правилам, чем больше сила, тем больше должно быть соответствующей защиты и предохранения.

Передача духовных даров

Согласно Новому Завету, руки могут также возлагаться с целью передачи духовных даров. На основании тех отрывков Нового Завета, где идет речь об этом, создается впечатление, что это специфическое применение возложения рук обычно ассоциируется с проявлением дара пророчества.

Прежде всего, необходимо убедиться, что существует библейское обоснование для верующего передавать духовные дары другим. Павел недвусмысленно говорит об этом в Послании к Римлянам 1:11-12:

Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Здесь Павел говорит, что он желает посетить римских христиан чтобы преподать им некое дарование духовное. Он объясняет, что целью этого является их утверждение. Другими словами, передача духовных даров христианам является одним из библейских способов утверждения и укрепления их в вере и духовной жизни.

В 12-м стихе Павел более детально объясняет результаты проявления духовных даров среди христиан, ибо он говорит:

...То есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Свободное проявление духовных даров в собрании позволяет различным членам утешать, ободрять, укреплять друг друга. Таким образом, не только Павел, как проповедник, служил собранию христиан; но через действие духовных даров члены собрания также, в свою очередь, могли служить Павлу. В результате было взаимное служение различных членов друг другу.

Похоже описываются действие и результаты духовных даров внутри собрания в 1-м Коринфянам 1:4-8:

Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так-что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.

Здесь Павел благодарит за коринфских христиан, потому что Бог обогатил их всевозможными духовными дарованиями, «словом и всяким знанием». Павел также упоминает два результата действия духовных даров в Коринфской церкви. Во-первых, в них утвердилось свидетельство Христово. Во-вторых, через эти дары Бог утверждает или укрепляет их.

Далее, Павел указывает, что Бог желает, чтобы эти дарования действовали в Церкви Христовой вплоть до возвращения Христа. В связи с этим он употребляет две фразы, в которых подразумевается одно и то же. Во-первых:

...Так-что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа...

Затем в следующем стихе:

...чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.

В этих обоих стихах подразумевается, что Церковь Христова в конце времен не может быть полноценной или неповинной, с Божьей точки зрения, без полного оснащения всеми сверхъестественными духовными дарами.

Многие христиане сегодня считают, что эти сверхъестественные духовные дары являются некими излишними украшениями, подобно автомобильной роскоши. Предполагается, что у кого есть желание заплатить больше, может иметь роскошные атрибуты; но они вовсе не так уж существенны, и машина может ездить и без них. Точно так же христиане часто думают, что сверхъестественные дары Святого Духа являются ненужной духовной роскошью, к которой можно стремиться, если хочешь, но они не столь существенны для езды духовного автомобиля их христианской жизни. Однако это не библейский подход.

Согласно учению и примерам Нового Завета, сверхъестественные духовные дары являются неотъемлемой частью всего плана Божьего для Церкви Христовой; и без этих даров Церковь, никогда не будет функционировать на предусмотренном Богом уровне мощи и эффективности.

Пример Тимофея

Установив, таким образом, важность духовных даров для современной церкви, давайте теперь рассмотрим учение Павла о передаче этих даров. В связи с этим в 1-м Тимофею 4:14 Павел пишет своему ученику Тимофею:

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

А во 2-м Тимофею 1:6 Павел упоминает этот же самый случай в жизни Тимофея:

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение.

Чтобы иметь полную картину того, что произошло в жизни Тимофея, нам нужно учесть и 1-е Тимофею 1:18:

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин...

Сопоставив все эти три стиха, мы можем представить себе, что же произошло с Тимофеем.

Прежде всего, Тимофей получил некий духовный дар. Павел нигде не называет, какой именно дар, и ввиду целей настоящего исследования, для нас это тоже не имеет большого значения.

Во-вторых, мы узнаем, что Тимофей получил этот духовный дар через возложение рук. В одном отрывке Павел говорит: «...с возложением рук священства». В другом: «...через мое рукоположение».

Слово, переведенное как «священство», в Новом Завете означает просто старших в поместной церкви. Может быть, Павел имеет в виду церковь в Листре, где началась христианская жизнь Тимофея, ибо в Деяниях 16:2 мы читаем, что о Тимофее:

...свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.

Или же Павел имеет в виду Ефесскую церковь, где находился Тимофей тогда, когда Павел написал свое первое послание к нему. И в этом случае это также лидеры, о которых идет речь в Деяниях 20:17, где мы читаем:

Из Милита же послав в Ефес, он (Павел) призвал пресвитеров церкви...

Возвращаясь к посланиям Павла к Тимофею, мы видим, что в одном месте Павел говорит, что он сам возложил руки на Тимофея, а в другом — что это были старшие братья в церкви. Скорее всего, что Павел осуществил это вместе с братьями, и они вместе возложили руки на Тимофея.

Еще одним важным фактом, открывающимся в этих посланиях к Тимофею, является то, что передача духовного дара Тимофею через возложение рук предварялась пророческим высказыванием.

В одном отрывке Павел говорит, что этот дар был дан по пророчеству. Из этого можно сделать вывод, что воля Божья для Тимофея в принятии этого дара была раскрыта сверхъестественным образом через дар пророчества; а после этого Тимофей принял этот дар через возложение рук Павла и старших братьев церкви. Другими словами, церемония возложения рук была тем методом, благодаря которому откровение воли Божьей для Тимофея осуществилось в его жизни.

В другом отрывке Павел объясняет еще одну духовную цель, с которой Тимофею было дано пророческое откровение воли Божьей:

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин...

Это говорит о том, что Бог предусмотрел нечто особенное для Тимофея. Природа этого особого служения была раскрыта ему заранее — и не один раз, как видно через пророческие высказывания. В одном из таких случаев Тимофею было показано, что ему понадобится особый духовный дар для исполнения вверенного ему служения, и что именно этот дар он тогда и получил через возложение рук.

Нужно подчеркнуть, что речь не шла о чем-то ненужном или излишнем. Напротив, это было нечто совершенно необходимое для успеха служения Тимофея. Павел указывает, что эти пророчества были даны Тимофею, чтобы он воинствовал согласно с ними, как добрый воин.

Христианская жизнь, и особенно жизнь служителя, является битвой, постоянным сражением против невидимых сил тьмы и зла. Павел говорит об этих вражеских духовных силах в Послании к Ефесянам 6:12:

...Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

Двумя главными орудиями этих невидимых сил тьмы являются сомнение и страх. Очевидно, что в своем служении Тимофей неоднократно испытывал трудности и сопротивление, возможно, неудачи и разочарования. В такие минуты он мог легко усомниться в реальности своего призвания Богом. По этой причине Павел напоминает Тимофею то пророчество, которое предсказало волю Божью для его жизни, и он побуждает его ободриться и укрепиться этим, чтобы исполнить порученное ему Богом.

В частности, Павел предупреждает Тимофея не поддаваться страху. Ибо сразу же после того, как он призывает его возгревать дар, полученный через возложение рук, Павел говорит во 2-м Тимофею 1:7:

...Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

Какое лекарство Павел рекомендует против коварных нападок этого духа страха? Во-первых, чтобы Тимофей возгревал тот духовный дар, который он получил через возложение рук; во-вторых, чтобы он вспомнил и ободрился теми пророчествами, которые были ему даны раньше и предвосхитили заранее предусмотренный для него курс жизни.

Таким образом, мы видим, что возложение рук на Тимофея сопровождалось пророческим высказыванием, чтобы он через это имел направление, ободрение и подкрепление во исполнение данного ему Богом служения.

Согласно Слову Божьему, то же самое средство для направления, ободрения и укрепления доступно народу Божьему и особенно для поставленных Богом служителей. Более того, народ Божий и служители Божьи сегодня нуждаются в этом точно так же, как во дни Павла и Тимофея.

НАЗНАЧЕНИЕ СЛУЖИТЕЛЕЙ

Теперь мы рассмотрим еще одну цель возложения рук, связанную с тем, как церковь посылает апостолов.

Поместная церковь в Антиохии

Самым ярким примером этого является поместная церковь в Антиохии, как это описано в Деяниях 13:1-4:

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр...

В этом отрывке содержится много интересной информации о новозаветноя поместной церкови.

Прежде всего, мы обращаем внимание на то, что в Антиохийской церкви имелись два определенных признанных духовных служения. Это были служения пророков и учителей. Поименно упомянуто пять человек, признанных в качестве таковых.

Во-вторых, мы замечаем, что эти руководители не только молились, но и постились. Далее, они постились не просто сами по себе, но совместно. Это согласовывается с пророческим призывом для последнего времени, Иоиля 1:14:

Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу.

И снова, в Иоиля 2:15:

Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.

После этого призыва к объединенному посту народа Божьего, у Иоиля 2:28 мы читаем об обетовании излияния Святого Духа:

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть...

Это пророчество об излиянии Святого Духа на всякую плоть начало исполняться в день Пятидесятницы. Сейчас подобное излияние Святого Духа, даже в большем масштабе, наблюдается по всему миру. Первая церковь испытала дождь ранний Духа Святого, согласно Иоиля 2:23. Сегодня мы наблюдаем дождь поздний, обещанный в том же стихе.

Так как обетование излияния Святого Духа относится и к нам в эти последние дни, то весьма логичным является предположение об обязательности совместного поста, о котором идет речь в том же самом пророчестве Иоиля. Нелогично считать, что пост принадлежит прошлому, в то время как излияние Духа Святого — настоящему времени. Фактически, весь контекст пророчества Иоиля весьма ясно говорит о том, что совместные посты и молитвы являются главным приготовлением народа Божьего, желающего войти в полноту излияния Святого Духа, обещанную Богом в это последнее время.

В связи с этим в пророчестве Иоиля особенно уделяется внимание руководителям народа Божьего. В Иоиля 1:14 речь идет о старцах; в Иоиля 2:17 — о священниках, служителях Господних. Так, духовные руководители народа Божьего призваны стать примером в вопросе поста.

Ясно, что руководители Антиохийской церкви так и понимали это, ибо в прочитанном нами отрывке из Деяний 13:2 говорится, что они служили Господу и постились.

Павела и Варнаву посылают на миссионерский труд

Результат их ожидания от Бога в посте описан в том же стихе:

...Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

Глагол «призвал» стоит в прошедшем времени. Это говорит о том, что Бог уже говорил лично и наедине с Павлом и Варнавой о том, что Он хочет через них сделать, до того как Он заговорил об этом в присутствии всех руководителей церкви.

Так, слова, сказанные Святым Духом руководителям церкви, являлись как откровением, так и подтверждением того призвания, которое Павел и Варнава уже получили непосредственно и лично от Бога. Так как Павел и Варнава упомянуты поименно в этом волеизъявлении Духа Святого, ясно, что это высказывание не исходило ни от того, ни от другого, а через кого-то иного.

Какова была реакция этих служителей на сверхъестественное откровение воли Божьей? Об этом говорится в следующем стихе, в Деяниях 13:3:

Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их.

Обратите внимание на то, что они не сразу отпустили Павла и Варнаву на определенную для них Богом миссию. Сначала они завершили пост и молитву. Это был второй по счету период совместного поста и молитвы. Во время первого периода молитвы и поста они получили особое сверхъестественное откровение о плане Божьем. Далее, во время второго периода, они, очевидно, совместно востребовали для Павла и Варнавы благодать и силу Божью, которые были нужны им для осуществления плана Божьего. Затем руководители церкви возложили руки на Павла и Варнаву, а потом отпустили их.

В современном христианстве направление на служение людям в других землях называют миссионерством. Однако новозаветным стандартом является «апостольство».

Это становится ясным из сравнения фразеологии, использованной в Деяниях 13:1 с Деяниями 14:4 и 14. В Деяниях 13 Павел и Варнава названы пророками и учителями. В Деяниях 14 они названы апостолами. Слово «апостол» буквально означает «посланный». Так, этот титул применяется по отношению к Павлу и Варнаве после того, как они были посланы Антиохийской церковью.

Слово «миссионер» тоже означает «посланный», поэтому слова «апостол» и «миссионер» имеют одинаковое значение. Однако в современном христианстве слово «миссионер» используется там, где нельзя употребить слово «апостол» в библейском смысле.

Апостол — это тот, кто посылается с Божьим авторитетом для выполнения особого задания. У многих христиан такое представление, что новозаветных апостолов было только двенадцать, и их назначил Иисус. Однако тщательное изучение текста Нового Завета опровергает эту точку зрения. В Деяниях 14 и Павел, и Варнава названы апостолами; тем не менее ни тот, ни другой не были назначены Иисусом во время Его земного служения.

Подобный же вывод вытекает из сравнения двух стихов в 1-м Фессалоникийцам. В 1-м стихе 1-й главы три человека упоминаются как авторы послания: Павел, Силуан (или Сила) и Тимофей. А в 7-м стихе 2-й главы они говорят сами о себе: «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы...» То есть все трое были призваны апостолами. Тщательное изучение текста Нового Завета показывает, что апостолами названо более двадцати человек. Однако в наши цели не входит рассмотрение всего объема апостольского служения.

Вернемся к Павлу и Варнаве: с какой целью остальные руководители церкви возложили ни них руки?

Прежде всего, руководители церкви открыто и публично признали тот факт, что Бог избрал и призвал Павла и Варнаву для особого задания и служения. Во-вторых, через возложение рук на Павла и Варнаву остальные руководители церкви востребовали для них особую духовную мудрость, благодать и силу, которая бы им потребовалась для осуществления полученного ими от Бога задания.

Это употребление возложения рук в Новом Завете очень похоже на случай, упомянутый в Ветхом Завете, когда Моисей возложил руки на Иисуса Навина и, таким образом, публично признал, что Бог избрал Иисуса как будущего руководителя израильского народа, а также передал Иисусу Навину ту духовную мудрость и авторитет, которые были ему нужны для этого, данного Богом, задания.

В Деяниях 13:4 подводится итог того процесса, в результате которого Павел и Варнава были отделены и посланы Антиохийской церковью:

Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию...

Обратите внимание на фразу «...бывши посланы Духом Святым...». Антиохийская церковь и ее руководители были просто человеческими инструментами, через которые Бог раскрыл и осуществил Свою волю в направлении этих двух апостолов. Но через эти человеческие инструменты действовала мудрость, предузнание и водительство Самого Святого Духа. Именно Дух Святой, представитель Троицы на земле сегодня, нес ответственность за отделение и послание этих двух апостолов.

Во всем этом, произошедшем в Антиохии, мы видим прекрасный пример сотрудничества Бога и Его Церкви.

Давайте кратко рассмотрим результаты первого путешествия Павла и Варнавы, в которое они пустились согласно водительства Духа Святого, с молитвой и постом, и через возложение рук. Это записано в Деяниях 14:26-27:

...А оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибывши туда и собравши церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними, и как Он отверз дверь веры язычникам...

Можно отметить три интересных момента.

Во-первых, Писание ясно говорит, с какой целью руководители церкви возложили руки на Павла и Варнаву. Мы читаем, что через это Павел и Варнава были переданы благодати Божьей на дело. Так возложение рук является тем средством, через которое служители Божьи предаются благодати Божьей на то особое задание, к которому Бог призвал их.

Во-вторых, мы должны отметить результат труда Павла и Варнавы. Писание констатирует, что они исполнили данное Богом задание. Это означает, что они полностью и успешно завершили свою работу, без упущений и неудач. Когда Бог призывает человека на особое задание, Он также дает ему все средства и ту духовную благодать, которые нужны для полного и успешного исполнения этой задачи.

В-третьих, заметим, какое влияние произвело их служение на язычников. Писание говорит: «Бог... отверз дверь веры язычникам». Павел и Варнава не стучали в закрытую дверь. Куда бы они не шли, они видели, что Бог шел впереди их, чтобы открыть двери и приготовить сердца. Такова сила совместной молитвы и поста: они открывают те двери, которые остаются закрытыми в любом другом случае. Сила, необходимая для служения, осуществляемого по слову Божьему, открытому в результате молитвы и поста, стала доступной Павлу и Варнаве через возложение рук. В связи с этим я бы хотел добавить свое собственное заключение, основанное на богатом опыте в разных странах. Кратко этот вывод можно выразить так: новозаветные результаты достигаются новозаветными методами.

Назначение дьяконов и пресвитеров в церкви

Нам остается рассмотреть еще одно употребление возложения рук, подобное уже рассмотренному ранее.

Давайте сначала обратимся к Деяниям 6:1-6:

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили пред Апостолами, и сии помолившись возложили на них руки.

Перед нами повествование о назначении семи человек для исполнения административных функций в Иерусалимской церкви. Почти все исследователи согласны, что служение этих семи мужей позднее стало называться служением дьяконов. Мы узнаем, что назначение этих братьев дьяконами стало эффективным через возложение рук руководителей церкви.

Для того чтобы яснее понять это, необходимо кратко проанализировать структуру руководства поместной церкви, установленной Новым Заветом. Руководство Церковью Иисуса Христа по Новому Завету состоит из двух — и только двух — функций: «пресвитера» и «дьяконы» (и те и другие всегда во множественном числе).

В русском переводе Нового Завета есть несколько неточностей по сравнению с греческим оригиналом. Два взаимозаменяемых греческих слова — «епископос»*и «пресбутерос»**— переведены несколькими разными словами: Деяния 20:17, Титу 1:5 — «пресвитер»; Деяния 20:28 — «блюститель»; 1-е Петра 5:1 — «пастырь»; Филиппийцам 1:1, 1-е Тимофею 3:2 и Титу 1:7 — «епископ». Все эти слова означают одну и ту же функцию. Самым точным названием ей было бы слово «блюститель» (тот, кто наблюдает, хранит, заботится).

И снова, внимательный разбор этих и других отрывков Нового Завета ясно показывает, что звание «пресвитер» в точности относится к тому же самому служению, что и «епископ» и «блюститель». Например, в книге Деяний 20:17 мы читаем, что из Милита Павел:

...послав в Ефес, он призвал пресвитеров («пресбуторос») церкви...

Далее в стихе 28, Павел сказал этим людям:

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями («епископос»)...

Таким образом, сопоставляя эти стихи, мы обнаруживаем, что эти два названия, «пресвитер» и «блюститель», относятся к исполнению одного и того же служения.

Снова, в Послании к Титу 1:5 Павел пишет:

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров («пресбуторос»), как я тебе приказывал...

В 7-м стихе этой же главы Павел описывает качества, которыми должен обладать пресвитер:

Ибо епископ («епископос») должен быть непорочен, как Божий домостроитель...

Другими словами, использованы два слова «пресвитер» и «епископ» взаимозаменяемым образом для описания одного и того же служения.

Петр соглашается с Павлом во взаимозаменяемом использовании этих названий в 1-м Петра 5:1-2:

Пастырей («пресбуторос») ваших умоляю... пасите Божие стадо... надзирая («епископео» - глагол от существительного «епископос»)...

Таким образом мы обнаруживаем, что эти три слова «епископ», «блюститель» и «пресвитер» являются просто названиями, относящимися к одному и тому же служению. Наиболее часто используемое слово — это «пресвитер».

Кроме пресвитеров, как мы уже отметили, есть «дьяконы». Эти две функции — пресвитер и дьякон — являются единственными в поместной церкви, согласно свидетельству Нового Завета.

В Деяниях 6:3, 1-е Тимофею 3 и Титу 1:5-9 перечислены качества, необходимые для исполнения этих функции несущими эти служения.

Мы можем кратко изложить основные характеристики этих служений на основании вышеупомянутых отрывков. Главной задачей пресвитеров является обеспечение церкви духовным водительством и наставлением. Об этом говорит Павел в 1-м Тимофею 5:17:

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

Двумя главными обязанностями пресвитеров названы «начальствование» и «труд в слове и учении».

С другой стороны, буквальным значением слова «дьякон» является «слуга». В Деяниях 6:2 главной задачей дьяконов является «пещись (заботиться) о столах» — т.е. заботиться о материальных нуждах собрания. Поступая так, они также служили апостолам.

В Деяниях 6:3-6 описано назначение дьяконов. Апостолы возложили на все собрание в целом ответственность за выбор из своей собственной среды тех, кому предстояло стать дьяконами. После того, как собрание избрало этих людей, они предстали перед апостолами, которые сначала помолились за них, а затем возложили на них руки.

Через это возложение рук на дьяконов были достигнуты три цели:

Во-первых, апостолы этим публично показали, что они признают соответствие этих братьев должности дьяконов.

Во-вторых, они публично посвятили этих людей Богу для выполнения того задания, на которое те были избраны.

В-третьих, они передали этим братьям некоторую меру благодати и мудрости, которую они сами имели и которая была нужна тем для выполнения поставленной перед ними задачи. В связи с этим, небезынтересно отметить, что двое из этих назначенных дьяконов — Стефан и Филипп — впоследствии сами стали выдающимися служителями.

В Деяниях 14:21-23 мы читаем о назначении пресвитеров:

Проповедавши Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, они (Павел и Варнава) обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

Это описание имеет несколько весьма важных моментов:

Во-первых, назначение пресвитеров, подобно направлению апостолов, сопровождалось совместной молитвой и постом. Ясно, что новозаветная церковь понимала, что так, согласно Писанию, можно было узнать водительство Божье во всех важных вопросах.

Во-вторых, те, к кому вернулись Павел и Варнава в этот момент, названы просто учениками. А после назначения пресвитеров они уже называются церковью. Именно назначение пресвитеров отличает церковь от группы отдельных верующих.

В-третьих, назначение пресвитеров являлось ответственностью апостолов, как представителей Божьей власти. Однако в этом они не полагались на свое собственное суждение, но просто были инструментами Духа Святого. В Деяниях 20:28, обращаясь к пресвитерам Ефесской церкви, Павел говорит:

Итак внимайте... всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями...

В Деяниях 14:21-23 Павел и Варнава возложили руки на тех, кого они назначили пресвитерами.

Прежде всего это назначение точно соответствовало тем двум целям, с которыми, как мы уже убедились, совершается возложение рук на примерах из Писания. Через это апостолы выделили и утвердили избранных руководителей поместной церкви. В это же самое время они передали им ту мудрость и авторитет, которые были нужны тем для исполнения их задачи.

Во-вторых, в 1-м Тимофею 5:17-22 Павел наставляет Тимофея, как относиться к поместным пресвитерам. Он заканчивает такими словами: «Рук ни на кого не возлагай поспешно...» Хотя это предложение уместно для всякого возложения рук, очень вероятно, что здесь Павел имеет в виду именно назначение пресвитеров.

Из этого можно сделать вывод, что принятым в Новом Завете способом введения в служение пресвитеров является возложение на них рук.

***

Завершая настоящее исследование, позвольте мне перечислить пять основных целей, для которых Новый Завет предусматривает возложение рук:

1) для исцеления больных;

2) для помощи тем, кто желает крещения в Духе Святом;

3) для передачи духовных даров;

4) для отделения и послания апостолов;

5) для назначения пресвитеров и дьяконов

в поместной церкви.

Для того чтобы понять все пять применений возложения рук, мы подробно рассмотрели некоторые аспекты повседневной жизни и деятельности поместной церкви, как это описано в Новом Завете.

Подводя итоги тому, что было рассмотрено на протяжении этих трех глав, мы убеждаемся, что эта заповедь самым непосредственным образом связана со многими жизненно важными аспектами христианской жизни.

Она непосредственно связана со служением исцеления; с оснащением верующих для активного свидетельства через крещение в Святом Духе; с назначением особо призванных христианских служителей. Возложение рук часто связано с даром пророчества. Возложение рук укрепляет жизнь поместной церкви двумя способами: духовно (через передачу духовных даров) и практически (через назначение дьяконов и пресвитеров).

По всем этим причинам, заповедь возложения рук логически занимает свое место в Послании к Евреям 6:2, среди великих основополагающих учений христианской веры.

Книга 6

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ

чтобы достигнуть воскресения мертвых.

Филиппийцам 3:11

!

В КОНЦЕ ДНЕЙ

Мы проанализировали четвертую из перечисленных в Послании к Евреям 6:1-2 основных истин — возложение рук. Теперь нам остается рассмотреть две последние основополагающие истины из вышеупомянутого перечня: воскресение из мертвых и вечный суд.

Анализ этих двух истин переводит нас в совершенно иную сферу исследования. Предыдущие четыре истины были непосредственно связаны с нынешним миром и настоящим временем. Однако при рассмотрении двух последних доктрин откровение Слова Божьего выводит нас за рамки этого миропорядка в вечность. Воскресение из мертвых и суд вечный принадлежат не к преходящему, но вечному.

Вечность: сфера бытия Бога

Слово «вечность» многих смущает. Они полагают, что вечность — это просто бесконечно длинный промежуток времени, недоступный восприятию человеческого ума. Однако это неверно. Вечность — это не просто удлиненное время. Вечность по сути отличается от времени. Вечность является совершенно иной сферой, иным способом бытия. Вечность — это та сфера, где живет Сам Бог.

В Бытии 21:33 и у Исайи 40:28 Бог назван вечным Богом. В Псалме 89:3 Моисей говорит, обращаясь к Богу:

Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века до века Ты — Бог.

У Исайи 57:15 Сам Бог определяет Свою вечную природу и обитание:

Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище...

Из этих стихов видно, что вечность является одним из аспектов Божьей природы, той сферой, где Он обитает.

В Исходе 3:13-14 Моисей спросил Бога: «Как Ему имя?», и Бог так ответил Моисею:

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.

Бог называет Моисею две формы Своего имени: СУЩИЙ и Я ЕСМЬ СУЩИЙ, что говорит о вечной и неизменной природе Бога. Бог всегда «Я ЕСМЬ». На Него не влияет течение времени, которое является всего лишь частью Его собственного творения. Для Бога прошлое, настоящее и будущее навсегда соединены в вечном настоящем — Он Вечносущий.

Из этого откровения, данного Моисею, произошла священная форма имени Божьего, состоящего из четырех еврейских согласных, которые могут быть представлены в русском языке как ЙХВХ*. Буквально это слово означает «Я ЕСМЬ» или «Я БУДУ». Очевидно переводчикам представилось целесообразным выразить значение этого слова словом «Вечный».

В Новом Завете, в книге Откровения Иоанна, мы находим ту же самую истину о вечной и неизменной природе Бога. Вот что сказано в Откровении 1:8:

Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Альфа — это первая буква греческого алфавита, а омега — последняя. Бог есть ВСЕ — «все Им и для Него создано» (Кол.1:16) от начала до конца. Фраза: «Который есть и был и грядет...» — суммирует настоящее, прошлое и будущее и, таким образом, точно соответствует откровению о Божьей природе, данному Моисею, Я ЕСМЬ.

Второе имя Бога, «Вседержитель», соответствует еврейскому «Эль-Шаддаи». Оно употребляется, начиная с книги Бытие.

Например, в Бытии 17:1 мы читаем, что Господь (Яхве) открыл Себя Аврааму через это имя — Эль-Шаддаи — Вседержитель (точнее Всемогущий):

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог всемогущий (Эль-Шаддаи); ходи предо Мною и будь непорочен...

Корень формы Эль-Шаддаи означает «Бог, Который объемлет все» — Тот, в Котором суммировано все творение от начала до конца.

Та же самая картина Божьей всеобъемлющей сущности содержится в словах Павла к Римлянам 11:36:

Ибо все из Него, Им и к Нему.

Наши рекомендации