Солнечная Троица или Логосы
I. Отец ------------------------------------------------------- Воля
II. Сын ---------------------------------------Любовь-Мудрость
III. Святой дух -------------------------Активный Интеллект
Семь Лучей
Три Луча Аспекта
Четыре Луча Атрибута
I. Воля, или Могущество II. Любовь-Мудрость III. Активный Интеллект
4. Гармония или Красота
5. Конкретное знание
6. Преданность (Идеализм)
7. Церемониальная Магия
ПЛАНЕТАРНАЯ ИЕРАРХИЯ
С. Санат Кумара, Господь Мира
(Предвечный, Единый Посвятитель)
l
Три Кумары
(Будды Действия)
1 2 3
Отражения трех главных и четырех меньших Лучей
Главы Трех Отделов
I. Аспект ВолиII. Аспект Любви-МудростиIII. Аспект Ума
l l l
А. Ману Б. Бодхисаттва В. Махачохан
(Христос, Мировой Учитель) (Владыка Цивилизации)
l
б. Учитель Юпитер б. Европейский Учитель
l l
в. Учитель Мория в. Учитель Кут Хуми в. Учитель
Венецианский
l
г. Учитель Джуал Кхул 4. Учитель Серапис
5. Учитель Илларион
6. Учитель Иисус
7. Учитель Ракоши
Четыре степени посвященных
Разные степени учеников
Люди на Пути Испытаний
Обыкновенное человечество всех степеней
256]
ПИСЬМО VIII
ДОСТУП К УЧИТЕЛЯМ
ЧЕРЕЗ МЕДИТАЦИЮ
Сентября 1920
Стремление к цели
Сегодня можно рассказать об Учителях и о том, как можно к Ним приблизиться через медитацию. Я знаю, что эта тема близка и дорога вашему сердцу, как и сердцам всех, кого ведет внутренний свет. Хочу обсудить ее с вами так, чтобы Учителя – после прочтения этого письма – стали для вас более реальными, чем когда-либо раньше; чтобы значение доступа к Ним было лучше понято и метод — облегчен; чтобы эффект контакта с Ними так отразился на жизни, что его скорейшее практическое достижение стало бы главной задачей. Поэтому, как всегда, разобьем тему на несколько частей под следующими заголовками:
1. Кто такие Учителя?
2. Что влечет за собой доступ к Ним:
а. С точки зрения ученика?
б. С точки зрения Учителя?
3. Методы приближения к Учителям через медитацию.
4. Следствия такого доступа на трех планах.
Повсюду в мире ощущается тяга, которая побуждает людей искать того, кто воплощает их идеал. Даже те, кто не признает существования Учителей, ищут свой идеал, визуализируя его в той или иной форме на физическом плане. Они могут воображать себя исполняющими 257] некое идеальное действие, могут визуализировать какого-нибудь крупного филантропа, величайшего ученого, знаменитого художника или музыканта, как воплощающего их высший идеал. Человеческому существу, — просто потому, что само оно не полно, не совершенно, — всегда была присуща жажда искать кого-то, кто выше его. Именно она влечет его назад, к центру его существа, именно она подталкивает его к пути возвращения ко Всеобщему «Я». Всегда, во все эоны Блудный Сын встает и идет к Отцу своему, неизменно внутри него дремлет память о доме Отца и о славе, которая будет там обретена. Но человеческий ум так устроен, что поиск света и идеала неизбежно долог и труден. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу»; теперь, восходя по лестнице, мы только через случайные окна на пути мельком видим другие, высшие, Существа; Они протягивают нам руки помощи и чистыми громкими голосами призывают нас бесстрашно бороться, если мы надеемся быть там, где сейчас Они.
Мы чувствуем окружающие нас красоту и славу, которыми мы еще не можем насладиться; они приоткрываются нашему видению, мы касаемся их в редкие высокие мгновения, только быстро теряем и вновь опускаемся в знакомую унылую тьму. Но мы знаем, что вне и выше нас находится нечто, чего мы желаем; мы познаём мистерию того, что внешнее чудо можно узреть, только удалившись внутрь себя, в тот центр сознания, что вибрирует в унисон со смутно предугадываемыми чудесами и светозарными Душами, Которые называют Себя нашими Старшими Братьями. Только поправ внешние оболочки, закрывающие, прячущие внутренний центр, мы достигаем цели и находим Тех, Кого ищем. Только овладев всеми формами и подчинив эти формы внутреннему Богу, мы можем найти Бога во всем, так как это всего лишь 258] оболочки, в которых мы движемся на плане существования, которые скрывают от нас внутреннего Бога и отторгают нас от Тех, в Ком Бог трансцендирует внешние формы.
Великий Посвященный, Который произнес процитированные слова, добавил к ним и другие сияющие истиной слова: «Тогда познаем, подобно как мы познаны». Обещание грядущего в том, что все и каждый, кто правильно устремлен, самоотверженно служит и оккультно медитирует, познает Тех, Кто уже всё знает о борющемся. В этом обетование для учащегося медитации, в то время как он борется, падает, упорствует, старательно, день за днем возобновляет свой тяжелый труд по овладению концентрацией и контролем над умом, на внутренней стороне за ним сочувственно наблюдают Те, Кто его знает.
Не забывайте, о чем этот Посвященный писал выше, когда обозначил путь, на котором рассеивается тьма и стяжается знание о Великих. Он подчеркивал, что только любовь помогает идти путем света и знания. Почему акцент ставится на любви? Потому, что целью для всех является любовь, именно она обусловливает слияние. Чтобы научно сформулировать то, что подчас представляется неясным чувством, мы можем выразить это следующим образом. При достижении вибрации, сходной с вибрацией Луча Любви-Мудрости (Божественного Луча), осуществление контакта с Владыками Любви, обретение знания об Учителях Сострадания и возможность войти в сознание Великих, да и всех наших братьев любой степени, становятся проявленным фактом.
Таков путь, который предстоит пройти всем и каждому, а метод прохождения — медитация. Цель — совершенная любовь и мудрость; шаги — восхождение с подплана на подплан по всем трем планам; метод — оккультная медитация; награда — непрерывное расширение 259] сознания, в ходе которого человек сопрягается с собственным Эго, с другими «я», с давно ожидающим его Учителем, с Которым он связан, с товарищами-учениками и более продвинутыми Посвященными, с которыми он может общаться, будучи в ауре Учителя, пока не встречается, наконец, с Единым Посвятителем, допускается под Кров и узнает тайну, лежащую в основе самого сознания.
Сентября 1920
Кто такие Учителя?
При обсуждении темы доступа к Учителям через медитацию лучше начать с нескольких фундаментальных положений об Учителях и Их месте в эволюции. Итак, приступаем к рассмотрению первого пункта. Мы дадим читателям представление об Их статусе, Их развитии и Их методах работы. Конечно, во многом из сказанного не будет ничего нового. То, что имеет к нам самое непосредственное отношение, и то, что нам больше всего знакомо, — это зачастую то, что нами чаще всего упускается из виду и труднее всего воспринимается нашим рассудком.
Учитель Мудрости — это Тот, Кто получил пятое Посвящение. Это означает, что Его сознание расширилось в такой степени, что включает в себя пятое, или духовное, царство. Он пробил Себе дорогу через четыре низших царства: минеральное, растительное, животное и человеческое, и благодаря медитации и служению расширил Свой центр сознания, включив в него план духа.
Учитель Мудрости — Тот, Кто завершил перенос поляризации из трех атомов личностной жизни — в составе каузального тела — в три атома Духовной Триады. Он сознательно проявляет 260] дух-интуицию-абстрактный ум, или атма-буддхи-манас, причем не потенциально, а реально, исчерпывающе и наглядно. Это стало возможным, повторяю, благодаря процессу медитации.
Учитель Мудрости — Тот, Кто освоил не только аккорд Эго, но и полный аккорд Монады, и способен по своей воле манипулировать всеми нотами, от наинизшей до монадической. Это оккультно означает, что Он развил творческую способность и умеет издавать ноту для каждого плана и строить на нем. Это умение — сначала выявлять ноты монадического аккорда, потом привлекать эти ноты к конструктивному строительству — нарабатывается в ходе оккультной медитации, уравновешиваемой любящим служением.
Учитель Мудрости — Тот, Кто владеет законом в трех мирах, направляя всё, что развивается на этих планах. Постигая законы ума в ходе медитативной практики, Он расширяет свое понимание, пока не усваивает законы Универсального Ума в их низшем проявлении. Владение Законами Ума приходит благодаря медитации. Последние задействуются в жизни служения, которая является логическим следствием истинного знания.
Учитель Мудрости — Тот, Кто перешел из Дворца Учения во Дворец Мудрости. Он там закончил свое пятиступенчатое обучение и трансмутировал низший ум в ум чистый, неомраченный, трансмутировал желание в интуицию и высветлил свое сознание светом чистого Духа. Единственный способ этого добиться — медитативная практика.
Учитель Мудрости — Тот, Кто, получив знание при помощи пяти чувств, понял, что 261] синтез существует, и объединил пять чувств в два синтетических, отмечающих точку достижения в Солнечной системе. Медитация развивает чувство геометрической пропорции, усиливает чувство ценностей, благодаря чему рассеивается иллюзия и постигается реальность. Практика медитации и внутренняя концентрация открывают для сознания ценность и истинное назначение формы. В результате приходит касание реальности и три мира уже не притягивают.
Учитель Мудрости — Тот, Кто знает смысл сознания, жизни и духа. Он может прямо — по линии наименьшего сопротивления — припасть к «груди Своего Отца на Небесах». Линия наименьшего сопротивления, прямой путь, выявляется в ходе медитации.
Учитель Мудрости — Тот, Кто стал из пяти — тремя, а из трех — двумя. Он превратился в пятиконечную звезду и в миг, когда это произошло, видит, что эта звезда вспыхнула над Единым Посвятителем, а также распознаёт ее у всех, кто равен Ему. Он освятил (в оккультном смысле) Кватернер, использовав его как краеугольный камень, на котором воздвигается Храм Соломона. Он перерос сам этот Храм и стал осознавать его как ограничение. Он вырвался из его заточающих стен и вошел в Триаду. Он неизменно руководствовался оккультным методом, то есть делал всё сознательно, полностью осмысливая каждый свой шаг. Он постигал смысл всякой заточающей формы, затем обретал контроль и добивался владения законом на плане этой формы. Потом Он перерастал и отбрасывал форму, сменяя ее на другие, более высокие формы. Так Он прогрессировал, принося жертву и добиваясь смерти формы. Последняя 262] всегда осознается заточающей; всегда она должна приноситься в жертву и умирать, чтобы внутренняя жизнь могла ускорить свое восхождение. Путь воскресения предполагает распятие и смерть, после чего приводит к Горе, на которой может произойти Вознесение. Медитация помогает оценить и познать ценность жизни и ограничения формы, а на стезе знания и служения жизнь отторгает всё, что ее ограничивает и удерживает.
Учитель Мудрости — Тот, Кто предпочел остаться на нашей планете, чтобы помогать Своим собратьям... Все, Кто достигают пятого Посвящения, становятся Учителями Мудрости, но не все остаются и берут на Себя работу служителей расы: часть переходит на другую работу, такую же или еще более важную. Для широкой публики это отражает тот факт, что Они предпочитают остаться и ограничить Себя для блага людей, которые влекутся вперед волной эволюции. Благодаря медитации Великий достигает Своей цели, и (что нечасто осознается) благодаря медитации, или манипуляции мыслительной материей, или работе над ментальными телами представителей расы, идет работа, содействующая эволюционному процессу.
Учитель Мудрости — Тот, Кто принял первое посвящение, соединяющее Его с великим Братством на Сириусе. Как я упоминал, Он является Посвященным Первой Степени в более объемлющей Ложе. Он добился расширения сознания и допущен во многие отделы Солнечной системы. Теперь Ему предстоит пройти длинный ряд расширений, которые в конечном итоге выведут Его за пределы системного сознания в нечто еще более грандиозное и включающее. Ему предстоит осваивать основы той космической медитации, что введет Его в Сознание, о Котором нам бесполезно даже строить догадки.
263] Учитель Мудрости — Тот, Кто способен сознательно функционировать как часть Небесного Человека, Его Тела. Он понимает законы, управляющие группами и групповыми душами. Он Сам сознательно управляет душой группы (группы на пути возвращения, составленной из жизней множества сынов человеческих) и знает Свое место в системном теле. Он постигает центр Тела Небесного Человека, связующий Его симпатической вибрацией с Его группой, и строит на определенных законах Свои отношения с другими группами в составе этого Тела. Значение медитации, подготавливающей к подобного рода деятельности, выявляется для всех вдумчивых учащихся, так как медитация — это один из способов трансцендировать чувство обособленности и оккультно постичь единство с себе подобными.
Учитель Мудрости — Тот, Кому в результате исполненной работы открылись определенные Слова Могущества. Пользуясь этими Словами, Он исполняет закон, направляющий иные — не только человеческую — эволюции, и сотрудничает с аспектом активности Логоса. Так Он соединяет Свое сознание с сознанием третьего Логоса. Пользуясь этими Словами, Он помогает строительной работе в рамках связующего и направляющего усилия второго Логоса и постигает внутренний смысл закона тяготения (или притяжения и отталкивания), определяющего все функции второго логоического аспекта. Пользуясь этими Словами, Он сотрудничает в работе первого Логоса и узнает, принимая шестое и седьмое Посвящения (что не всегда имеет место), смысл Воли, действующей в системе. Эти Слова передаются устно и при помощи ясновидения, но должны быть найдены Самим Посвященным в результате наработки атмы, или достижения атмического сознания... После развития — благодаря интуиции — атмического сознания 264] Посвященный получает доступ к ресурсам знания Монады и узнает Слова Могущества. Данная способность приходит только после приложения Жезла Посвящения Господом Мира. Да и на высших стадиях оккультной медитации Учитель Мудрости продолжает накапливать знание. Его сознание не статично, но ежедневно включает в себя всё больше информации. Ежедневно происходит его дальнейшее расширение.
Учитель Мудрости — Тот, Кто благодаря сходству вибраций заслужил право работать с Главами Иерархии нашей планеты и с такими же Главами двух других планет, связанных с земной цепью. А приняв следующие посвящения, Он может контактировать и работать вместе со всеми семью Планетарными Логосами, а не только с тремя, контролирующими сопряженные цепи. Он способен объять всю систему, Его сознание расширяется настолько, что включает всю объективную Солнечную систему.
Я мог бы дать и другие определения, еще подробнее разобрав тему, но изложенного сегодня достаточно. Уровень, достигаемый Учителем, высок, но лишь относительно; не следует забывать, что Ему этот уровень кажется довольно низким по сравнению с тем горизонтом, который перед Ним простирается. Каждое расширение сознания, любая ступень лестницы открывают посвященному следующую сферу, которую предстоит освоить, следующий шаг вперед, который предстоит сделать; всякое посвящение лишь показывает еще более высокие стоящие на очереди посвящения, и никогда не наступает момент, когда бы стремящийся (будь то средний человек, посвященный, Учитель, Чохан или Будда) оставался в статическом состоянии и был неспособен к дальнейшему прогрессу. Устремляется даже Сам Логос, да и Тот, к Кому Он устремлен, тянется к еще более Высокому. 265]
То, что происходит в системе, происходит и на космических уровнях; то, что осваивается здесь, должно осваиваться и в большем масштабе самого космоса. Эта мысль несет вдохновение и развитие, а не отчаяние и скуку. Наслаждение как результат каждого шага вперед, еще более глубокого постижения, — вот достойная награда борющегося стремящегося... Завтра мы коснемся этого с более практической стороны, той, что касается человека, устремленного к этой высокой цели.
Сентября 1920