Вера в последний день
Последним днём (аль-Яуму ль-Ахир) является День воскресения, когда люди будут воскрешены для расчёта и воздаяния.
Он был назван так потому, что другой день после него уже не наступит, и в этот День обитатели рая поселятся в своих жилищах, а обитатели ада – в своих.
Вера в Последний День включает в себя три составных части:
ПЕРВАЯ: вера в воскресение, то есть в оживление умерших после того, как раздастся второй трубный глас, и люди предстанут перед Господом миров босыми, нагими и необрезанными, ибо Аллах Всевышний сказал: «…как создали Мы всё в первый раз, так и по- вторим это, согласно Нашему обещанию. Поистине, Мы выполняем!». “Пророки”, 104.
Воскресение является бесспорной истиной, на что указывают Коран, сунна и единодушное мнение мусульман.
Аллах Всевышний сказал: «Потом, после всего этого, вам предстоит умереть, а затем, в День воскресения, вы будете воскрешены».“Верующие”, 15 – 16.
Что же касается пророка (да благословит его Аллах и приветствует) то он сказал: “В День Воскресения люди будут собраны босыми и необрезанными”. “Аль-Бухари и Муслим”.
В достоверности предстоящего воскресения убеждены все мусульмане, поскольку это сообразуется с замыслом Аллаха, который состоит в том, что Аллах даст людям другую жизнь и в этой жизни Он воздаст им за выполнение ими того, что Он обязал людей делать через Своих посланников.
Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы посчитали, что Мы создали вас для забавы и что вы не будете к Нам возвращены?!».“Верующие”, 115.
И Он сказал Своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Тот, кто сделал для тебя обязательными (предписания) Корана, обязательно приведёт тебя к месту возвращения![То есть: воскресит тебя после смерти]». “Рассказ”, 85.
ВТОРАЯ: вера в расчёт и воздаяние, иначе говоря, вера в то, что с каждым рабом Аллаха будет произведён расчёт за его дела, и он получит за них соответствующее воздаяние, на что указывают Коран, сунна и общее мнение всех мусульман.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, к Нам они вернутся, а потом Нам предстоит рассчитаться с ними». “Покрывающее”, 25 – 26.
Аллах Всевышний также сказал: «Совершившему нечто благое воздастся в десятикратном размере, а совершившему нечто дурное воздастся только подобным же, и они не будут обижены». “Скот”, 160.
Аллах Всевышний также сказал: «И установим Мы весы верные для Дня воскресения, и не будет обижен никто и ни в чём, и даже если будет нечто весом с пылинку, Мы принесём и это, и вполне достаточно будет Нас для расчёта!».“Пророки”, 47.
В одном из хадисов, передаваемых со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует): “Поистине, Аллах приблизит к Себе верующего, и укроет Его (сенью) Своей, и покроет его и скажет: ”Признаёшься ли ты в таком-то грехе? Признаешься ли ты в таком-то грехе?”И он скажет: ”Да, о Господь”-,а после того, как Он заставит человека сознаться в своих грехах, и он увидит, что пропал, Он скажет: ”Я скрыл твои грехи в жизни земной и Я прощу их тебе сегодня!” -,после чего ему дадут книгу с записями его благих дел. Что же касается неверных и лицемеров, возводивших ложь на своего Господа, то к ним обратятся в присутствии всех остальных созданий Аллаха (и скажут): «Это те, которые возводили ложь на своего Господа».(Худ, 18)”. “Аль-Бухари и Муслим”.
И известно также, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, тому, кто задумает совершить нечто благое и совершит это, Аллах запишет это как совершение от десяти до семисот благих дел и многим более того, тому же, кто задумает совершить нечто дурное и совершит это, Аллах запишет это как совершение одного дурного дела”.
Все мусульмане единодушны во мнении о том, что расчёт и воздаяние являются непреложной истиной, поскольку это полностью сообразуется с замыслом Аллаха Всевышнего, который ниспослал людям Писания, направлял к ним посланников, вменил Своим рабам в обязанность принимать то, с чем приходили эти посланники, и выполнять всё необходимое из этого. А если бы ни расчёта, ни воздаяния не было, то всё это и в самом деле было бы какой-то забавой, однако Мудрый Господь не имеет к подобному никакого отношения, на что и указал Аллах Всевышний, сказав:«Мы обязательно спросим с тех, к кому они были посланы, спросим и с самих посланников и Мы непременно поведаем им со знанием дела[То есть: поведаем обо всех их делах], ведь Мы никуда не отлучались!». “Преграды”, 6 – 7.
ТРЕТЬЯ: вера в рай и ад, а также в то, что они станут для людей вечным исходом. При этом рай станет обителью блаженства, уготованного Аллахом Всевышним для верующих и богобоязненных, которые уверовали в то, чему Он обязал их верить, и повиновались Аллаху и Его посланнику, не отступая от искренности по отношению к Аллаху и следуя за Его посланником. А из видов блаженства в раю “есть то, чего не видели глаза, о чём не слышали уши и чего не могло даже представить себе сердце человека”.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, те, кто уверовал и творил благие дела, они – лучшие из созданий; воздаяние им у их Господа – сады `Адна, где внизу текут реки, и останутся (они) там навечно. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом. Это – для тех, кто боялся своего Господа». “Явное доказательство”, 7 – 8.
Аллах Всевышний также сказал: «И ни один человек не знает, какие радости скрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали». “Земной поклон”, 17.
Что же касается ада, то он является обителью мук, уготованных Аллахом Всевышним для неверных и несправедливых, которые не уверовали в Него и ослушались Его посланников, и в этой обители их ждут такие мучения и наказания, что этого невозможно даже и представить себе.
Аллах Всевышний сказал: «И бойтесь огня, который уготован для неверных».“Семейство Имрана”, 131.
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Мы приготовили для несправедливых огонь, который окружит их (будто) шатёр, а если они станут взывать о спасении, то помогут им водой, подобной расплавленному металлу, который обожжёт лица. Скверное это питьё и плохое пристанище!». “Пещера”, 29.
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах проклял неверных и уготовал для них адское пламя, в котором они пребудут вечно. Не найдут они ни покровителя, ни помощника в тот День, когда будут они лицами ввергнуты в огонь и воскликнут: ”О, если бы повиновались мы Аллаху и посланнику!”». “Сонмы”, 64– 66.
Следствием веры в Последний день является вера во всё то, что произойдёт после смерти, например:
А) – в испытание могилы, иначе говоря, в то, что после погребения покойному будут заданы вопросы о его Господе, его религии и его пророке, и при этом уверовавших Аллах укрепит, дав им возможность отвечать твёрдо, и каждый из них скажет: “Господь мой – Аллах, религия моя – ислам, а пророк мой - Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)”. Несправедливых же Аллах введёт в заблуждение, и неверный скажет: ”Ха, ха, я не знаю!”, а лицемер или сомневающийся скажет: ”Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то, и повторял за ними”.“Аль-Бухари и Муслим”.
Б) – в мучения и блаженство, которые ожидают покойных в могилах. Мучения ждут несправедливых из числа лицемеров и неверных.
Аллах Всевышний сказал: «Если бы ты видел, как несправедливые пребывают в предсмертной агонии, а ангелы протягивают руки (говоря): ”Изведите души ваши! Сегодня воздастся вам унизительным наказанием за то, что говорили вы об Аллахе помимо истины, и за то, что превозносились вы над Его знамениями!”».“Скот”, 93.
А о семействе фараона Аллах Всевышний сказал так: «…огонь, в который ввергают их утром и вечером, а в тот День, когда наступит Час этот (,будет сказано): ”Подвергните семейство фараона наихудшим мучениям!”».“Прощающий”, 46.
В “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, который сообщил: “Однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: ”Если вы не станете хоронить друг друга, я попрошу Аллаха, чтобы Он дал вам услышать то, что происходит, когда покойного подвергают мучениям в могиле, как это слышу я! ”, а потом он повернулся к ним и сказал: ”Молите Аллаха о защите от мучений огня”,и они воскликнули: “Прибегаем к защите Аллаха от мучений огня!” Потом он сказал: “Молите Аллаха о защите от мучений могилы”, и они воскликнули: ”Прибегаем к защите Аллаха от мучений могилы!” Потом он сказал: ”Молите Аллаха о защите от явных и тайных искушений”, и они воскликнули: ”Прибегаем к защите Аллаха от явных и тайных искушений!” И, наконец, он сказал: ”Молите Аллаха о защите от искушений Антихриста (аль-Масих ад- Даджжаль)”-, и они воскликнули: ”Прибегаем к защите Аллаха от искушений Антихриста (аль-Масих ад-Даджжаль)””
Что же касается блаженства пребывания в могиле, то оно уготовано для тех, кто веровал искренне, ведь Аллах Всевышний сказал: «Поистине, к тем, кто говорил: ”Господь наш – Аллах”, а потом не отклонялся от этого, нисходят ангелы (возвещая): Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!”». “Разъяснены”, 30.
Аллах Всевышний также сказал: «Но если (душа) подступает к горлу, когда вы смотрите1, а Мы (находимся) ближе вас к нему2, хотя вы и не видите (этого), и если вы не подчинены3, так верните же её4, коль скоро вы говорите правду! И если будет он из числа приближенных5 , то (ждут его) покой, и благоухание6 и сад блаженства». “Воскресение”, 83 – 89.
1 - [То есть: смотрите на того, кто находится при смерти].
2 - [Имеется ввиду, что Аллах больше знает об умирающем и что его ангелы находятся ближе к нему, чем люди].
3 - [То есть: если вы и в самом деле не подчинены власти Аллаха, и не будете воскрешены, и не воздастся вам за дела ваши].
4 - [То есть: верните душу обратно в тело].
5 - [Имеются в виду те, кого Аллах приблизил к себе в награду за то, что они исполняли свои религиозные обязанности и не совершали запретного].
6 - [“Райхан” — здесь подразумеваются либо аромат рая, либо все виды райских наслаждений].
Аль-Бара бин `Азиб, да будет доволен им Аллах, передал, что о верующем, который даст двум ангелам правильные ответы на их вопросы в своей могиле, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал так: “И тогда раздастся с неба голос: ”Правду сказал раб Мой, так постелите же ему ложе из рая, и оденьте его в одежды из рая и откройте для него врата (ведущие) к раю!” И он ощутит покой и райское блаженство, а могила его будет сделана просторной, насколько хватит глаз его”.
Часть длинного хадиса, приводимого Ахмадом и Абу Даудом.
Вера в Последний день приносит много важных плодов, в том числе:
1 –Желание и стремление к выполнению своих религиозных обязанностей в надежде на награду Аллаха в этот День.
2 – Страх перед совершением грехов и согласием на совершение их из опасения подвергнуться наказанию в этот День.
3 – Утешение, которое получает верующий в том случае, если ему не достаётся что-либо из благ этого мира, так как он надеется на получение награды Аллаха и обретение блаженства в мире ином.
Неверные отрицали воскресение после смерти, утверждая, что это невозможно, однако их утверждения несостоятельны, на что указывают шариат, ощущения и разум.
Если обратиться к шариату, то указанием на ложность подобных утверждений могут служить слова Аллаха Всевышнего: «Неверные утверждают, что никогда они не будут воскрешены. Скажи: ”Да, клянусь Господом моим, будете вы воскрешены, а потом сообщат вам о том, что вы творили, и это для Аллаха легко!”». “Взаимный обман”, 7.
И в этом сходятся между собой все ниспосланные свыше Писания.
Если говорить о том, что может быть познано посредством чувств, то Аллах уже в этом мире являл Своим рабам примеры воскрешения из мёртвых, о пяти из которых упоминается в суре “Корова”.
ПРИМЕР ПЕРВЫЙ:
Он касается народа Мусы, когда люди сказали ему: «О Муса, мы ни за что не поверим тебе, пока не увидим Аллаха воочию!».(“Корова”, 55). И тогда Аллах Всевышний сначала умертвил их, а потом оживил, и об этом говорил Аллах Всевышний, обращаясь к израильтянам: «И вот сказали вы: ”О Муса, мы ни за что не поверим тебе, пока не увидим Аллаха воочию!” И поразила вас молния, когда вы смотрели. Потом Мы воскресили вас после того, как вы умерли, - может быть, вы станете благодарить». “Корова”, 55 – 56.
ПРИМЕР ВТОРОЙ:
Он приводится в рассказе о том убитом, из-за которого между израильтянами возник спор, после чего Аллах Всевышний повелел им принести в жертву корову и ударить покойного какой-либо её частью, чтобы он сообщил им о том, кто убил его. И Аллах Всевышний сказал об этом так: «И вот вы погубили человека и стали препираться об этом, но Аллах выводит (наружу) то, что вы скрывали. Тогда Мы сказали: ”Ударьте его какой-нибудь её частью”. Так Аллах оживляет мёртвых и являет вам Свои знамения для того, чтобы вы уразумели!».“Корова”, 72 – 73.
ПРИМЕР ТРЕТИЙ:
Он приводится в рассказе о тех тысячах людей, которые покинули свои жилища, спасаясь от смерти, и которых Аллах Всевышний сначала умертвил, а потом воскресил.
Аллах Всевышний говорит об этом так: «Разве ты не видел тех, которые, боясь смерти, покинули свои жилища, – их были тысячи?! И сказал им Аллах: ”Умрите!”, а потом Он оживил их. Поистине, Аллах милостив к людям, но в большинстве своём люди неблагодарны!». “Корова”, 243.
ПРИМЕР ЧЕТВЁРТЫЙ:
Он приводится в рассказе о человеке, который проходил мимо разрушенного селения и посчитал невероятным, что Аллах Всевышний может вернуть всё это к жизни, и тогда Аллах Всевышний умертвил на сто лет его самого, а потом оживил его, и об этом Аллах Всевышний говорит так: «Или как тот, кто проходил мимо разрушенного до основания селения и сказал: ”Разве может оживить это Аллах после его смерти?!” И тогда Аллах умертвил его самого на сто лет, а потом воскресил его, сказав: ”Сколько ты пробыл (в таком положении)?” Он сказал: “Пробыл я день или часть дня”. Сказал Он: ”Нет, пробыл ты сто лет! И взгляни на свою пищу и питьё – ничто не испортилось. Посмотри и на своего осла,* чтобы сделали Мы тебя знамением для людей. И посмотри на эти кости, как Мы их восстановим, а потом облечём их плотью!” И когда стало ему ясно, он сказал: ”(Теперь) я знаю, что Аллах всё может!”». “Корова”, 259.
*[За это время осёл этого человека издох и кости его давно истлели].
ПРИМЕР ПЯТЫЙ:
Он приводится в рассказе о возлюбленном Аллаха Ибрахиме, попросившем Аллаха Всевышнего показать ему, как Он оживляет мёртвых, после чего Аллах Всевышний повелел ему умертвить четырёх птиц и поместить части их тел на стоящих вокруг горах, а потом позвать их, сказав, что тогда эти части соединятся и устремятся к Ибрахиму. Об этом Аллах Всевышний говорит так:«И вот сказал Ибрахим: ”Господь мой, покажи мне, как ты оживляешь мёртвых”. Он сказал: ”Разве ты не уверовал?” Он сказал: ”Да, но это для того, чтобы сердце моё успокоилось”. Сказал Он: ”Тогда возьми четырёх птиц, разорви их и оставь по куску на каждой горе, а потом позови их, и они явятся к тебе стремительно. И знай, что Аллах – Всемогущий, Мудрый!”».“Корова”, 260.
И всё это – примеры реальных фактов, познаваемых с помощью чувств и свидетельствующих о возможности воскрешения мёртвых, а раньше мы уже упоминали о знамениях Аллаха Всевышнего, давшего Исе, сыну Марйам, мир ему, способность воскрешать мёртвых и выводить их из могил с дозволения Аллаха Всевышнего.
Что же касается разума, то он свидетельствует о возможности воскресения из мёртвых двояко:
ВО-ПЕРВЫХ: поистине, Аллах Всевышний является Создателем небес, земли и всех тех, кто там обитает, но Тот, кто сотворил всё в первый раз, может сделать это и снова.
Аллах Всевышний сказал: «Он – Тот, кто создаёт впервые, а потом повторит создание, и это для Него ещё легче».“Румы”, 27.
Всевышний также сказал: «…как создали Мы всё в первый раз, так и по- вторим это, согласно Нашему обещанию. Поистине, Мы выполняем!»."Пророки”, 104.
Повелевая же возразить тем, кто отрицал возможность оживления истлевших костей, Он сказал: «Скажи:” Оживит их Тот, который создал их в первый раз и который осведомлён обо всяком творении”». “Йа син”, 79.
ВО-ВТОРЫХ:мёртвой бывает и земля, когда нет на ней ни одного зелёного растения, но после дождя она приходит в движение, и на ней появляется свежая зелень, из чего можно сделать вывод о том, что Тот, кто способен оживить мёртвую землю , может оживлять и покойных.
Аллах Всевышний сказал: «К числу знамений Его относится и то, что ты видишь землю иссохшей, а когда Мы ниспосылаем на неё воду, она приходит в движение и разбухает. Поистине, Тот, кто оживил её, оживляет и мёртвых, поистине, Он всё может!». “Разъяснены”, 39.
Всевышний также сказал: «И низвели Мы с небес воду благословенную и произрастили ею сады, и зёрна урожая и пальмы высокие, первые плоды которых располагаются друг над другом, в качестве удела для рабов и оживили ею мёртвую землю. И исход [Имеется в виду исход из могил] будет таким же!». “Каф”, 9 – 11.
Тем не менее отклонившиеся от пути истинного отрицали, что в могилах людей могут ожидать мучения или блаженство, утверждая, что подобного быть не может, поскольку это противоречит действительности. При этом они ссылались на то, что если могилу покойного вскрыть, то мы обнаружим, что он находится в том же положении, как и раньше, а размеры самой могилы не изменились (то есть, не стали ни шире ни уже).
Однако подобные утверждения являются несостоятельными и с точки зрения шариата, и с точки зрения постигаемого с помощью чувств и с точки зрения разума.
Что касается шариата, то ранее мы уже приводили соответствующие аяты Корана и хадисы, указывающие на то, что в могилах людей ожидают либо мучения, либо блаженство [См. пункт “Б”. В мучения и блаженства, которые ожидают покойных в могилах], что имеет отношение к вере в Последний день.
В одном из хадисов, передаваемых со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что он рассказал следующее:
“Однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышедший за пределы Медины, услышал голоса двух человек, подвергавшихся мучениям в своих могилах”.
Далее в этом хадисе сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, один из них не защищался от (попадания) собственной мочи (на тело и одежду), другой же распространял клевету». Аль-Бухари.
Что касается постигаемого с помощью чувств, то в качестве примера можно указать на то, что во сне человек может увидеть, что он находится в каком-нибудь просторном и красивом месте, пребывание в котором доставляет ему удовольствие, или же ему может присниться, что он оказался в каком-нибудь тесном месте, пребывание в котором заставляет его страдать. Однако проснувшись, он видит, что, как и прежде, находится в своей комнате и лежит на своей постели. Но сон является братом смерти, и поэтому Аллах Всевышний назвал сон “кончиной” (вафат) и Аллах Всевышний сказал:«Аллах забирает души, когда (люди) умирают, и забирает души тех, кто не умирает, во сне, задерживая ту, которой суждено умереть, и отпуская другую до известного срока».“Толпы”, 42.
Что касается разума, то можно указать на то, что в своих снах спящий может увидеть то, что полностью соответствует действительности. Так, например, он может увидеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) таким, каким он был, а увидевший его в подобном виде увидел его на самом деле, и вместе с тем спящий на своей постели остаётся далёким от того, что он видит. Однако если подобное возможно в мире этом, то почему же это невозможно в мире ином?!
Что же касается их доводов относительно того, что после вскрытия могилы мы обнаружим покойного в том же положении, в котором мы оставили его, а сама могила останется неизменной по своим размерам, то на это можно привести целый ряд контрдоводов, например:
1 – Недопустимо оспаривать доводы Корана и сунны, выдвигая подобные сомнительные аргументы, так как если выдвигающий их хорошо поразмыслит над ними, то и сам поймёт их несостоятельность, как сказал об этом поэт: «Сколь много порицающих верные слова, беда которых состоит в неправильном понимании!»
2 – Всё, что будет происходить в период между смертью человека и Днём воскресения, относится к миру сокровенного и не может быть познано чувствами, а если бы это можно было познать посредством чувств, то от веры в скрытое и неведомое не было бы никакой пользы, и верующие в подобное сравнялись бы с отрицающими это.
3 – Что касается мучений и блаженства могилы, а также её размеров , то обо всём этом известно только покойному и никому иному. Это можно сравнить с положением спящего, так как если посмотреть на него со стороны, то внешне положение его не изменяется, что бы он ни увидел, - нечто просторное и прекрасное или же нечто тесное и безлюдное, так как в любом случае он будет оставаться в той же комнате и на той же постели. Так, например, бывали случаи, когда откровения ниспосылались пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в то время, когда он находился среди своих сподвижников. При этом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) слышал слова откровений, а сподвижники не слышали их, а иногда перед ним представал ангел в образе человека, говоривший ему нечто, но сподвижники не видели этого ангела и не слышали его слов.
4 – Поистине, способность людей к восприятию ограничена теми возможностями, которыми наделил их Аллах Всевышний, и поэтому они не могут постичь всего сущего. Так, например, известно, что семь небес и земля вместе с теми, кто там обитает, а также и всё остальное, прославляют Аллаха, но услышать эти прославления Аллах Всевышний лишь иногда позволяет тем, кому пожелает, и они остаются скрытыми от нас, о чём Аллах Всевышний говорит так: «Прославляют Его семь небес, земля и те, кто там обитает, и нет ничего, что не прославляло бы Его, воздавая Ему хвалу, но вы не понимаете их прославления».“Ночное путешествие”, 44.
То же самое касается шайтанов и джиннов, снующих по земле в разных направлениях. Известно, что джинны являлись к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и слушали как он читает Коран, а потом возвращались к своим соплеменникам и увещевали их, но вместе с тем они остаются скрытыми от нас, о чём Аллах Всевышний сказал так: «О сыны Адама, да не искусит вас шайтан подобно тому, как извёл он из рая ваших прародителей, лишив их одежд, чтобы показать им их срамные части. Поистине, шайтан и племя его видят вас, тогда как вы их не видите, и, поистине, сделали Мы шайтанов покровителями неверующих!».“Преграды”, 27.
Однако если люди не в состоянии воспринимать всё сущее, то недопустимо отрицать то, что относится к миру сокровенного и чему есть свои подтверждения, хотя они и не в состоянии ощутить этого.