Критика третьей теории — теории отрицания
Теория отрицания чужда духу образованного человека, поскольку игнорирует личность и представляет человека в виде машины, приводимой в действие посредством внешних сил. Из нее следует, что у человека нет никакого свободного выбора в своих желаниях, он находится под полным контролем сил природы, все действия совершает по принуждению и не получает ни вознаграждения, ни наказания за свои поступки, поскольку закон вознаграждения и наказания распространяется только на того, кто имеет свободу выбора.
Эта теория чужда как религиозным людям, верящим в вознаграждение и наказание Творца и уверенным в их благой цели, так и нерелигиозным. Ведь согласно этой теории, мы, обладающие разумом, являемся игрушками в руках слепой природы, которая ведет нас неизвестно куда!
Поэтому эта теория не была принята в мире. Считается, что тело, которое согласно третьей теории называется машиной, не является истинным человеком, а суть человека, его «я», представляет собой невидимую и неощущаемую вечную духовную сущность, в скрытой форме находящуюся внутри тела.
Но как эта духовная сущность может приводить тело в движение? Ведь в соответствии с утверждением самой философии, у духовного нет никакого контакта с материальным, и оно не оказывает на него никакого влияния.
Таким образом, ни философия, ни метафизика не могут представить решения по вопросу о душе.
Заключение
1. Все, что ощущает человек, воспринимается им в пяти органах чувств. Суммарная картина воспринимаемого в пяти органах чувств откладывается в мозге, анализируется, сравнивается с известными данными и преподносится сознанию как образ себя самого и картина окружающего мира. Таким образом, и свое тело, и все его окружающее человек воспринимает как результат ощущения пяти органов чувств. Ни самого тела, ни окружающего мира как таковых не существует — они являются следствием наших ощущений. Бааль Сулам пишет: «Я ощущаю себя твердым и имеющим размеры потому, что мои ощущения так представляют мне себя».
2. Если бы человек вообще не имел органов чувств, он не ощущал бы себя. А если бы органы чувств были иными по количеству или по качеству восприятия, то человек ощущал бы себя иначе, воспринимал бы свое тело и окружающий его мир сообразно тем ощущениям, которые поставляли бы ему органы чувств.
3. Все ощущаемое человеком в пяти органах чувств называется «раскрытое». Естественно, что у каждого индивидуума существует своя мера раскрытого, зависящая от его чувственного и умственного развития.
Раскрытое может быть:
• частным, индивидуальным;
• общим — раскрытым всему человечеству в целом на каждом конкретном этапе его развития.
4. Еще не раскрытое, но потенциально подлежащее раскрытию в будущем называется «скрытое». Оно подразделяется на два вида:
• скрытое, которое мы сможем раскрыть когда—либо в будущем в наших пяти органах чувств;
• скрытое, которое мы никогда не сможем раскрыть в наших пяти органах чувств.
5. Не раскрываемое в пяти органах чувств может быть раскрыто в шестом органе чувств. Каждый человек несет в себе зачаток шестого органа чувств, который он может развить. Каббала является методикой развития шестого органа чувств. Ощущение в шестом органе также состоит из двух составляющих наподобие ощущениям тела и окружающего мира в пяти органах чувств:
• Ощущение «тела» — называемого душой;
• Ощущение «окружения» — называемого Высшим миром.
Ощущение Высшего мира воспринимается как ощущение вечности, совершенства и всезнания.
Внутреннее созерцание
Этот раздел первой части «Учения десяти Сфирот» необходим для общего развития человека и для подготовки к усвоению духовных понятий. Здесь Бааль Сулам говорит о нашем восприятии себя и мира, рассматривает понятия Творец и творение, объясняет суть самого процесса творения и то, как творение реагирует на Творца.
Статья отвечает на вопросы о том, есть ли у творения свобода воли, почему мы существуем в рамках времени, пространства и движения, что такое мир и почему он устроен именно так.
Кроме того, разбирается вопрос о вознаграждении: как можно в течение нескольких десятков лет жизни в нашем мире, даже прилагая огромные усилия, выйти в духовный, вечный мир и достичь цели творения?
Бааль Сулам до такой степени отточил язык науки каббала, что теперь им можно описывать духовные понятия, не опасаясь, что человек ошибочно будет представлять себе материальные объекты вместо духовных. Это позволяет четко и ясно излагать основы взаимоотношений Творца и творения.
От редакции
ВНУТРЕННЕЕ СОЗЕРЦАНИЕ
Язык ветвей
Когда речь идет о Высшем мире, независимом от понятий времени, места и движения, нет у нас слов для его описания, потому что весь наш словарь взят из ощущений наших земных органов чувств. А там, где наши органы чувств и воображение не работают, мы не можем выразить ощущаемое в новом органе чувств, экране.
Как же можно выразить исследования и ощущения Высшего мира? Тем более, как раскрыть высшие знания в книге с помощью слов, как это принято в любой науке? Причем передача знаний должна быть точной, ведь если язык будет неточен даже в одном слове, неверно использованном для желаемой цели, то исказится все понятие целиком, и изучающий сразу запутается!
В нашем мире нет каких-либо объектов или управляющих ими сил, которые бы не исходили из своих корней в Высшем мире. Все, что есть в нашем мире, начинается в Высшем мире, а затем постепенно нисходит в наш мир.
Поэтому каббалисты нашли для себя готовый язык, с помощью которого могут передавать друг другу свои постижения, устно и письменно, из поколения в поколение. Они используют имена ветвей (следствий) в нашем мире, чтобы обозначить ими высшие корни (причины), находящиеся в Высшем мире. Этот выбранный для своей науки особый язык каббалисты назвали «язык ветвей».
Поэтому в книгах по каббале встречаются грубые непринятые в обращении определения. Ведь после того, как каббалисты уже выбрали «язык ветвей», чтобы выражать с его помощью свои исследования в Высшем мире, они уже не могут пропустить какую—либо ветвь и не использовать ее название по причине его грубости, чтобы не выражать им желаемое понятие. Ведь в нашем мире нет иной ветви, чтобы использовать ее имя взамен пропущенной.