Обтирать их руками или целовать их. В мире нет предметов, целовать которые разрешено по

Шариату, кроме Черного камня. В обеих "ас-Сахихах" приводится хадис о том, что Умар сказал:

"Клянусь Аллахом, я знаю, что ты — просто камень, не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я

Не видел, что посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его семью и ниспошлет им мир, целовал

тебя, то я не поцеловал бы тебя» (Муслим, [1270]).

Всевышний Аллах сказал: «Видели ли вы ал-Лат, аль-Уззу, и Манат — третью, иную?».*

(Звезда, 19—20).

*Ал-Лат, аль-Узза и Манат — основные идолы арабских язычников. Ал-Лат поклонялось племя

Сукайф, аль-Уззе — Курайш и бану Кинана, а Манат — бану Хилаль, аль-Аус и аль-Хазрадж. Ибн

Хишам сказал, что Манат была также идолом племен Хазиль и Хазаа.

Арабы давали имена своим идолам, производя их от имен Всевышнего Аллаха. Аль-Амаш

Сказал, что имя ал-Лат произошло от имени Аллаха «аль-Илаh» (Божество), а аль-Узза — от Его

Имени «аль-Азиз» (Могущественный). Имя Манат произошло от имени Аллаха «аль-Маннан»

(Всемилостивый). Говорят также, что оно произошло от глагола «мана» (проливать [кровь]), так как в

Этом месте идолу приносились жертвы».

Ибн Касир передал, что аль-Лат представляла собой белую скалу в Таифе, на которой был

Построен храм с покрывалом, окруженный забором. При идоле были служители. Племя Сукайф и их

Последователи гордились своим идолом перед всеми арабами, кроме курайшитов. Ибн Хишам пере-

Дал, что его разрушили и сожгли аль-Мугира ибн Шуба и Абу Суфйан ибн Харб по приказу Пророка,

Да благословит его Аллах и приветствует. Позже на этом месте построили мечеть.

Аль-Узза, как передал Ибн Джарир, представляла собой дерево в Нахле (между Меккой и

Таифом), над которым было сооружено строение с покрывалом. В день битвы при Ухуде Абу Суфйан

Сказал: «Аль-Узза для нас, и нет Уззы для вас». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и при-

ветствует, сказал: П«Говорите: "Аллах — наш Покровитель, и нет у вас покровителя"» (аль-Бухари

Ахмад 4/293 от аль-Бара'а ибн Азиба, Ахмад 1/463 от Ибн Масуда). Ибн Хишам

Передал, что аль-Уззу разрушил Халид ибн аль-Валид после покорения Мекки.

Манат находилась около Кудайда (между Меккой и Мединой), как передал об этом аль-Бухари

От Аиши. Отсюда отправлялись в Хадж племена аль-Аус и аль-Хазрадж. Посланник Аллаха, да

Благословит его Аллах и приветствует, послал Али разрушить ее в год покорения Мекки.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Пришла истина, и ложь исчезла: поистине, ложь

исчезающая!"» (Перенес ночью, 81). Идолы не принесли пользы и не отвратили вреда от тех, кто

Приобщал их к Господу миров. Аллах сказал: «Они — только одни имена, какими назвали их вы и

Отцы ваши. Аллах не посылал никакого подтверждения этому. Они следуют только

Предположениям и тому, к чему склонны души, даже тогда, когда пришло к ним от Господа их

Руководство» (Звезда, 23).

Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: «Вместе с посланником мы отправились в Хунайн. В то время

Мы были еще новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у мушриков было дерево,

У которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нем свое оружие, и которое называли

Зат Анват ("имеющий подвески"). Так вот, когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: "О

посланник Аллаха, сделай и нам Зат Анват — такой же, как и у них". Посланник Аллаха ответил нам:

Аллах Велик! Это все обычаи прошлого! Клянусь Тем, Кому принадлежит моя душа, вы попро-

сили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: "Сделай и нам божество —такое же, как и

у них". Он сказал: «Истинно, вы — народ невежественный!» (Преграды, 138) Поистине, вы

следуете обычаям тех, кто был прежде вас!. Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его

Достоверным. (Ат-Тирмизи (2181) сказал, что это хороший достоверный хадис, и это действительно

Так; Ахмад 5/218).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДЕВЯТОЙ

Указанное в данной главе относится к ширку и является деяния-ми мушриков. Все ученые-

Богословы единодушны в том, что испрашивание благословения у деревьев, камней, святых мест,

Могил и тому подобного не соответствует Шариату. Подобное испрашивание благословения является

Чрезмерностью, которая впоследствии ведет к обращению к ним с молитвой и поклонению им. А это

Уже будет, как было сказано выше, великом ширком, за что предусмотрено великое наказание.

Данное положение распространяется на все, в том числе и на место молитвы Ибрахима, место

Захоронения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Иерусалимскую скалу и другие

Святые места.

Что же касается прикосновения к Черному камню [Черный камень Каабы по-арабски называется

«аль-Хаджар аль-Асвад». — Ред.], целования, а также прикосновения к восточному «Йеменскому»

Углу Каабы, то это является поклонением Аллаху, возвеличиванием Его, смирение пред Его

Величественностью, в чем и состоит дух истинной набожности.

Таким образом, это является возвеличиванием Творца и исповеданием Его религии, в то время

Как любое иное является возвеличиванием сотворенного и его обожествлением. Разница между этими

Двумя понятиями такая же, как разница между мольбой, обращенной к Аллаху, представляющей

Собой преданность и таухид, и взыванием к сотворенному Аллахом, которое является ширком и

Идолопоклонством.

Глава 10

Наши рекомендации