Вопрос: 1820. Разрешено ли целовать и ласкать жену во время уразы, если это не приводит к семяизвержению.

https://youtu.be/RNjiuI64lBE

Вопрос: Каково постановление целовать жену или ласкать ее тому, кто держит уразу, если при этом не происходит семяизвержение?

Ответ: В этом вопросе несколько мнений.

Первое мнение, что это является нежелательным в любом случае молодой он или старик, способен ли удержатся от полового акта после этого, или не способен. Это мнение известно у маликитов. Также пришло с достоверным иснадом от ибн Умара (у ибн Абу Шайбы) о том, что он считал это нежелательным в любом случае.

Второе мнение в этом вопросе передал ибн Мунзир, а также другие от целых группы ученых что это вообще является запретным, не просто нежелательным а запрещено и привели в довод слова Всевышнего: «теперь можете подходить к ним и дотрагиваться до них», то есть эти ученые поняли что под словом «баширу…» имеется ввиду ласки то есть Всевышний сказал: «доведите уразу до ночи, а потом сказал: а теперь можете дотрагиваться до них», они сказали под «баширу» здесь имеется ввиду ласки, но более правильное мнение что под словом «баширу» имеется ввиду половой акт, поэтому это приведение этого аята в данном случае не к месту, а некоторые из этих приверженцев вторых мнений добавили и сказали не только это является запретным. Но еще приводит к тому, что делает уразу недействительной, то есть если человек поцеловал жену и ласкал даже если не произошло семяизвержение приверженцы второго мнения сказали что ураза такого человека становится недействительной, это мнение является не правильным далеким от истины это мнение АбдуЛлаха ибн Шубрама а также передается от Саида ибн Мусейба.

Третье мнение, что это является разрешенным пришло от абу Хурайры у ибн Аби Шейба, а также пришло от Саада ибн Ваккаса. Ибн Хазм сказал в своей книге «Мухаля» это сообщение от Саада ибн Вакаса пришло различными достоверными иснадами и это мнения целой группы ученых.

Еще одно мнение: ибн Хазм сказал ласкать жену и целовать ее является желательным во время уразы, почему что пророк,саля Ллаху алейхи ва салям, такое делал во время рамадана как пришло от Аишы да будет доволен ею Аллах, а раз он это делал это указывает на желательность.

Более правильно что это не доходит до уровня желательности, ибо то что пророк саля Ллаху алейхи ва салям, делал это действие еще не указывает на то что является поклонением или не делая это с намерением поклонение, но делал это как бытовое действие если пророк, саля Ллаху алейхи ва салям, такое делал то это действие не указывая этим что это является поклонением или не делая это с намерением поклоняется Всевышнему Аллаху а просто как бытовой вопрос это не указывает на желательность.

Четвертое мнение, то что разрешается целовать и ласкать жену старику а молодому является не желательным и привели в довод то что приходит у абу Дауда то что однажды человек пришел к пророку, саля Ллаху алейхи ва салям, и задал ему вопрос можно ли тому кто держит уразу ласкать жену и пророк, саля Ллаху алейхи ва салям, разрешил ему это. К пророку саля Ллаху алейхи ва салям, пришел другой человек и задал ему тот же вопрос, но ему уже пророк, саля Ллаху алейхи ва салям, это запретил. И говорит абу Хурайра, что пророк саля Ллаху алейхи ва салям, разрешил человеку пожилого возраста, а тот кому запретил был человеком молодого возраста этот хадис приводит абу Дауд и инсад его является достоверным но некоторые сказали что этот хадис является слабым потому что в иснаде Абу Анбас Аль Харис ибн Убайд сказали этот передатчик неизвестный но более правильным мнение что он является крепким передатчиком, потому что назвал его крепким ибн Маин как об этом приходит в книге «тарих Ад Дарими», вот это мнение ясно или нет и аргументация его также понятна

Пятое мнение, если человек уверен в том, что эти ласки и поцелуи не приведут к половому акту тогда они ему разрешены, а если не уверен в этом тогда это запрещено, это мнение является более правильным в этом вопросе и это мнение имама Шафии а также Суфьяна Ас Саури и это мнение является правильным из за хадиса Аишы который у нас в главе:

(аль-Бухари (под № 1927) и Муслима (под № 1106). ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, целовал и ласкал (своих жен) во время поста, однако он владел собой лучше, чем любой из вас»).

А почему мы запретили ласки и поцелуи тому, кто не уверен в том, что это не дойдет до полового акта? Потому что пришли явные доводы в шариате то что необходимо закрывать пути к тому что запрещено ( о этом правиле слушать: правило -سد الذرائع- сад аз-Зарайи’ закрытие дверей к хараму. https://youtu.be/JCeOVQ0c8M8 )

Половой акт во время уразы запрещен и на это же указывает тот хадис который привели приверженцы четвертого мнения то есть про пожилого человека и молодого человека.

Значит правильное мнение в этом вопросе, то, что если человек уверен что он способен удержатся от полового акта, то ему разрешено ласкать жену и целовать ее, если он в этом не уверен тогда это ему является не просто нежелательным, но это ему является запретным.

А что касается ответа на прошлое мнение то первое мнение его опровергает хадис Аишы, что за мнение что ласкать жену и целовать является не желательным в любом случае это мнение отвергается хадисом Аишы потому что пророк, саля Ллаху алейхи ва салям, такое делал и неправильно говорить что пророк, саля Ллаху алейхи ва салям, сам делал то что является не желательным. Также хадис Хафсы, а также уму Салямы который приходит у имама Муслима то что пророк, саля Ллаху алейхи ва салям, целовал своих жен в то время как держал уразу, а тот который скажет что это касалось только пророка саля Ллаху алейхи ва салям и было разрешено только пророку саля Ллаху алейхи ва салям, то это заявление нуждается в доводе это заявление неправильное. Наоборот приходит с достоверным иснадом что один из ансаров поцеловал свою жену во времена жизни пророка, саля Ллаху алейхи ва салям, в то время как держал уразу затем приказал ей что бы она задала вопрос, пророку саля Ллаху алейхи ва салям, разрешено это или нет и ураза действительна или нет, и она задала об этом вопрос, пророку саля Ллаху алейхи ва салям, и тогда пророк, саля Ллаху алейхи ва салям, сказал то что пророк саля Ллаху алейхи ва салям такое делает, говорит я такое делаю и тогда эта женщина сообщила своему мужу что пророк саля Ллаху алейхи ва салям, ответил так то и та кто он сам такое делает. И тогда этот муж сказал своей жене: пророку саля Ллаху алейхи ва салям часто разрешается то, что не разрешается остальным может это касается только его, вернись к нему и еще раз спроси. Тогда она вернулась и еще спросила. И пророк, саля Ллаху алейхи ва салям, сказал ей: я самый богобоязненный из вас и самый знающий о границах Всевышнего Аллаха, если бы это было нежелательно или запрещено я бы это не делал этот хадис приводит имам Ахмад и назвал его достоверным шейх Мукбиль в своей книге «аль джами а сахих».

Также приходит у имама Муслима в его достоверном сборнике то что Умар ибн Абу Салама задал вопрос пророку саля Ллаху алейхи ва салям, может ли держащий уразу целовать свою жену и тогда пророк саляллаху алейхи ва салям, сказал ему спроси у этой и указал на свою жену умму Саляму и она сообщила ему то что посланник Аллаха саля Ллаху алейхи ва салям, целует своих жен и тогда этот человек сказал о посланник Аллаха но ведь тебе Всевышний Аллах простил уже грехи которые были до этого и которые будут после этого. То есть имеется в виду что наверное это касается только тебя наверное это разрешено только тебе. Тогда пророк, саля Ллаху алейхи ва салям, сказал: клянусь Аллахом я самый богобоязненный из вас перед Аллахом самый боящийся Его.

Эти хадисы привели что бы указать на дозволенность целовать жену и ласкать ее во время месяца рамадан касается не только пророка саля Ллаху алейхи ва салям, это не было его отличительным свойством.

А что касается второго мнения и как его опровергнуть то опровержение его такое же, как мы опровергаем первое мнение. Потому что второе мнение еще более жесткое чем первое они говорят что это вообще запрещено, получается что пророк, саля Ллаху алейхи ва салям, совершал то что запрещено и это мнение является не правильным.

А что касается того, что они привели слова Всевышнего Аллаха: «а теперь можете дотрагиваться до них», то ответ на это что посланник Аллах саля Ллаху алейхи ва салям, он тот который разъясняет смыслы слов Всевышнего Аллаха и посланник Аллаха саля Ллаху алейхи ва салям, разрешил ласкать жену и целовать ее днем из этого понимается что под понятием дотрагиваться в этом аяте понимается половой акт, а не то, что меньше этого дальше.

А что касается как ответить приверженцам четвертого мнения, которые сказали что пожилому человеку разрешается, а молодому нет. Ответ на это, то что тот хадис, который они упомянули что пророк, саляллаху алейхи ва салям, разделил в фатве между пожилым и молодым. То это конкретная ситуация, а из конкретных ситуаций в шариате не берется общность, то есть в этой ситуаций нельзя вывести как общую ситуацию, то, что любой пожилой человек ему разрешено, а любой молодой человек ему не разрешено. Потому что бывает что пожилой человек половая страсть которого сильнее чем у некоторых молоды, этот хадис не годится для обобщение в этом вопросе, потому что люди различаются, может быть пожилой человек его страсть сильнее чем страсть какого ни будь из молодых людей, а может быть и наоборот, но я думаю и также указывает на то что нет разницы между пожилым и молодым в этом вопросе.

Хадис Умара ибн Абу Салама который мы зачитывали ранее, потому что он поцеловал свою жену в то время как был молодым человеком и не был человеком старым. Все это указывает на то что основа в этом постановлений возвращается к тому кто способен себя удержать или не способен себя удержать если человек способен себя удержать от полового акта тогда ему это разрешено целовать жену и ласкать ее, а если не способен удержать от полового акта тогда ему это запрещается.

[Примечание редактора стенограммы]:

Дозволено во время поста, как мужу, так и жене целовать, обнимать и ласкать друг друга. ‘Аиша рассказывала: "Во время поста пророк (мир ему и благословение Аллаха) не редко обнимал и целовал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас”. аль-Бухари 1927, Муслим 1/65.

Также сообщается, что Масрукъ, племянник ‘Аиши, спросил у нее: “Что дозволено мужу и жене во время поста?” Она ответила: “Все, кроме полового акта”. ‘Абдур-Раззакъ 4/190. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/183.

Эти хадисы указывают на то, что постящийся может обнимать и ласкать своих жен, если он уверен, что это не закончится половым актом. Если же человек слаб и знает, что не сможет себя сдержать, тогда ему следует воздержаться от этого. В шариате есть важное правило: «То, что приводит к запретному – также является запретным».

Если во время поцелуев у человека произошло выделение прозрачной жидкости (смазка), то его пост не нарушен. Доказательством этого является то, что отсутствуют доказательство того, что эти выделения нарушают пост. Пост является обрядом поклонения, а утверждать, что тот или иной обряд поклонения становится недействительным, можно только при наличии достоверных текстов Корана и Сунны. Источник: «Шархуль-Мумти’» 6/397.

Нет ничего плохого в ласках между мужем и женой и ласковых словах жены своему мужу при условии их уверенности, что подобное не приведёт к семяизвержению. Если же они не уверены в том, что подобное не приведёт к семяизвержению, к примеру, если мужчина очень страстен, и при ласках своей жены он боится испортить пост семяизвержением, то ему запрещено делать действия, подвергающие пост порче. Также как и в случае, когда он боится выхода мази (предэякулята, предсемени или Куперовой жидкости – прим. пер.). Источник: Аш-шарх аль-мумти‘. – Т. 6. – С. 390.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Все остальные ласки, предшествующие половому акту, помимо поцелуев, например, объятия, имеют такое же религиозно-правовое решение, что и поцелуи». Источник: Аш-шарх аль-мумти‘. – Т. 6. – С. 434.

Шейх Абдель-Азиз ибн Баз сказал: «Целование мужчиной своей жены и заигрывание с ней, как и обнимание её, будучи соблюдающим пост, все вышеперечисленное является разрешенным и нет в этом греха. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) будучи в состоянии поста целовал своих жен и обнимал их. Однако, если кто-то опасается, что он совершит то, что запретил Аллах, из-за своего перевозбуждения, то такому человеку нежелательно заигрывать со своей женой. Если же у человека совершив подобные действия, произошло семяизвержение, то ему следует продолжить свой пост и в другой день восполнить его, без какого либо поступка, совершаемого в качестве искупления за прегрешение и это мнение большинства ученых. А если же при подобных действиях выделится «мазью» (жидкость, которая выделяется при возбуждении), то его пост не нарушается, согласно наиболее правильному мнению ученых. Потому что в основе стоит целостность поста и его не нарушение, как и по причине того, что очень сложно предохранять себя от этого. И Аллах является подателем успеха».

Источник: Шариатские постановления Шейха Ибн База (Том 1, Стр. 202).

Передают со слов ‘Аиши: «Во время поста Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, целовал и ласкал своих жен, но он лучше любого из вас владел собой». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему. В одной из версий Муслима также говорится: «Во время поста в рамадане Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, целовал своих жен».

Комментарий:

Из этого хадиса следует, что постящийся может целовать или ласкать свою жену, если он уверен в том, что это не закончится половой близостью или поллюцией. В противном случае ему следует воздержаться от подобного обращения со своими женами. Этого мнения придерживались имам аш-Шафи‘и и многие другие богословы. Оно является самым беспристрастным мнением по этому поводу. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 187.

Однако следует знать, что мусульманские богословы высказывали по этому вопросу различные мнения. Некоторые богословы считали, что целовать и ласкать жену во время поста категорически запрещается, потому что Всевышний сказал: «Теперь вступайте в половую близость со своими женами и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах» (2:187). Это откровение разрешает вступать в половую близость с женами по ночам во время поста и запрещает поступать таким образом днем. Однако поведение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, свидетельствует о том, что под половой близостью в этом откровении подразумевается только половой акт. Поэтому коранический запрет не распространяется на поцелуи и ласки.

Богословы маликитского толка считали, что поступать таким образом нежелательно при любых обстоятельствах. Некоторые богословы считали, что целовать или ласкать жену во время поста разрешается. Ибн ‘Аббас и некоторые другие богословы считали, что поступать таким образом разрешается пожилым людям и запрещается молодым. Они опирались на хадис, в котором сообщается, что некий мужчина спросил Пророка, можно ли ласкать жену во время поста. Он разрешил ему поступать так. Когда же его спросил об этом другой мужчина, он запретил ему поступать таким образом. Он разрешил это пожилому человеку и запретил юноше. Этот хадис передал Абу Давуд со слов Абу Хурейры.

Что же касается первого мнения, высказанного имамом аш-Шафи‘и, то оно опирается на следующий хадис, рассказанный со слов ‘Умара ибн Абу Саламы. Однажды он спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Может ли постящийся целоваться?» Он сказал: «Спроси у нее». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду Умм Саламу. Она сообщила, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал таким образом. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Но ведь Аллах уже простил тебе предыдущие и будущие прегрешения». Он ответил: «Клянусь Аллахом! Я – самый богобоязненный и самый благочестивый среди вас».Этот хадис передали Муслим и аль-Бейхаки. Это произошло, когда ‘Умар был еще юношей. И если бы юный возраст влиял на обсуждаемое нами предписание, то Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, непременно разъяснил бы ему это. Однако он не сделал этого, но вместо этого разъяснил, что целует своих жен во время поста, потому что является самым богобоязненным и благочестивым человеком. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 329-330.

Следует отметить, что некоторые богословы не разрешали целовать или ласкать жену, если она постится. Они опирались на хадис, рассказанный со слов ‘Аиши, в котором говорится: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не касался моего лица, когда я постилась». Этот хадис передал Ибн Хиббан, однако аль-Албани назвал его неприемлемым. Из достоверных хадисов известно, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, целовал своих жен, даже если они постились. Передают, что ‘Аиша рассказывала, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, хотел поцеловать ее. Она сказала: «Я соблюдаю пост». Он ответил: «Я тоже соблюдаю пост», – а затем он поцеловал ее.Этот хадис передали Абу Давуд, Ибн Хузейма и другие. Аль-Албани сказал, что цепочка рассказчиков хадиса достоверна согласно требованиям аль-Бухари. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 4, стр. 82-85. Очевидно, Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было известно, что ‘Аиша умеет держать себя в руках после поцелуев. Поэтому можно заключить, что мужчинам и женщинам разрешается во время поста целоваться только в том случае, если они уверены, что это не закончится половой близостью или поллюцией. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 522.

[Конец примечания].

______________________________________________________________

Источник: Комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани "Булуг Аль Марам" Название: «Фатх уль-'Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма'а зикри ба'диль масаиль аль-мульхака».

(Помощь от Знающего в изучении хадисов "Булуг уль-Марам" с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).

Автор комментария:

Наши рекомендации