Обтирать их руками или целовать их. В мире нет предметов, целовать которые разрешено по
Шариату, кроме Черного камня. В обеих "ас-Сахихах" приводится хадис о том, что Умар сказал:
"Клянусь Аллахом, я знаю, что ты — просто камень, не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я
Не видел, что посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его семью и ниспошлет им мир, целовал
тебя, то я не поцеловал бы тебя» (Муслим, [1270]).
Всевышний Аллах сказал: «Видели ли вы ал-Лат, аль-Уззу, и Манат — третью, иную?».*
(Звезда, 19—20).
*Ал-Лат, аль-Узза и Манат — основные идолы арабских язычников. Ал-Лат поклонялось племя
Сукайф, аль-Уззе — Курайш и бану Кинана, а Манат — бану Хилаль, аль-Аус и аль-Хазрадж. Ибн
Хишам сказал, что Манат была также идолом племен Хазиль и Хазаа.
Арабы давали имена своим идолам, производя их от имен Всевышнего Аллаха. Аль-Амаш
Сказал, что имя ал-Лат произошло от имени Аллаха «аль-Илаh» (Божество), а аль-Узза — от Его
Имени «аль-Азиз» (Могущественный). Имя Манат произошло от имени Аллаха «аль-Маннан»
(Всемилостивый). Говорят также, что оно произошло от глагола «мана» (проливать [кровь]), так как в
Этом месте идолу приносились жертвы».
Ибн Касир передал, что аль-Лат представляла собой белую скалу в Таифе, на которой был
Построен храм с покрывалом, окруженный забором. При идоле были служители. Племя Сукайф и их
Последователи гордились своим идолом перед всеми арабами, кроме курайшитов. Ибн Хишам пере-
Дал, что его разрушили и сожгли аль-Мугира ибн Шуба и Абу Суфйан ибн Харб по приказу Пророка,
Да благословит его Аллах и приветствует. Позже на этом месте построили мечеть.
Аль-Узза, как передал Ибн Джарир, представляла собой дерево в Нахле (между Меккой и
Таифом), над которым было сооружено строение с покрывалом. В день битвы при Ухуде Абу Суфйан
Сказал: «Аль-Узза для нас, и нет Уззы для вас». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и при-
ветствует, сказал: П«Говорите: "Аллах — наш Покровитель, и нет у вас покровителя"» (аль-Бухари
Ахмад 4/293 от аль-Бара'а ибн Азиба, Ахмад 1/463 от Ибн Масуда). Ибн Хишам
Передал, что аль-Уззу разрушил Халид ибн аль-Валид после покорения Мекки.
Манат находилась около Кудайда (между Меккой и Мединой), как передал об этом аль-Бухари
От Аиши. Отсюда отправлялись в Хадж племена аль-Аус и аль-Хазрадж. Посланник Аллаха, да
Благословит его Аллах и приветствует, послал Али разрушить ее в год покорения Мекки.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Пришла истина, и ложь исчезла: поистине, ложь
исчезающая!"» (Перенес ночью, 81). Идолы не принесли пользы и не отвратили вреда от тех, кто
Приобщал их к Господу миров. Аллах сказал: «Они — только одни имена, какими назвали их вы и
Отцы ваши. Аллах не посылал никакого подтверждения этому. Они следуют только
Предположениям и тому, к чему склонны души, даже тогда, когда пришло к ним от Господа их
Руководство» (Звезда, 23).
Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: «Вместе с посланником мы отправились в Хунайн. В то время
Мы были еще новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у мушриков было дерево,
У которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нем свое оружие, и которое называли
Зат Анват ("имеющий подвески"). Так вот, когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: "О
посланник Аллаха, сделай и нам Зат Анват — такой же, как и у них". Посланник Аллаха ответил нам:
Аллах Велик! Это все обычаи прошлого! Клянусь Тем, Кому принадлежит моя душа, вы попро-
сили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: "Сделай и нам божество —такое же, как и
у них". Он сказал: «Истинно, вы — народ невежественный!» (Преграды, 138) Поистине, вы
следуете обычаям тех, кто был прежде вас!. Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его
Достоверным. (Ат-Тирмизи (2181) сказал, что это хороший достоверный хадис, и это действительно
Так; Ахмад 5/218).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДЕВЯТОЙ
Указанное в данной главе относится к ширку и является деяния-ми мушриков. Все ученые-
Богословы единодушны в том, что испрашивание благословения у деревьев, камней, святых мест,
Могил и тому подобного не соответствует Шариату. Подобное испрашивание благословения является
Чрезмерностью, которая впоследствии ведет к обращению к ним с молитвой и поклонению им. А это
Уже будет, как было сказано выше, великом ширком, за что предусмотрено великое наказание.
Данное положение распространяется на все, в том числе и на место молитвы Ибрахима, место
Захоронения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Иерусалимскую скалу и другие
Святые места.
Что же касается прикосновения к Черному камню [Черный камень Каабы по-арабски называется
«аль-Хаджар аль-Асвад». — Ред.], целования, а также прикосновения к восточному «Йеменскому»
Углу Каабы, то это является поклонением Аллаху, возвеличиванием Его, смирение пред Его
Величественностью, в чем и состоит дух истинной набожности.
Таким образом, это является возвеличиванием Творца и исповеданием Его религии, в то время
Как любое иное является возвеличиванием сотворенного и его обожествлением. Разница между этими
Двумя понятиями такая же, как разница между мольбой, обращенной к Аллаху, представляющей
Собой преданность и таухид, и взыванием к сотворенному Аллахом, которое является ширком и
Идолопоклонством.
Глава 10