Полновесным талантам золота и серебра, прекрасным коням, стадам скота, полям; это —
наслаждения ближней жизни, но прекраснее жилище у Аллаха»(Семейство Имрана, 14).
Только тот, кто познал таухид, в сердце которого утвердились искренняя любовь к Господу и
повиновение Ему, обретает подлинное счастье в этом мире и райское наслаждение в жизни Будущей.
Он поклоняется только Аллаху и не нуждается в других покровителях, он достигает гармонии
души и разума, так как душа человека неизбежно стремится к поклонению Единому Аллаху. Аллах
испытывает приверженцев таухида трудностями в начале их пути, но это только добавляет им сил и
уверенности. И цель автора книги — показать людям путь к подобному благочестию.
Источники «Книги таухида» ограничиваются Книгой Аллаха, хадисами Его посланника, да
благословит его Аллах и приветствует, высказываниями его праведных сподвижников. Ни один
вывод имама ат-Тамими не противоречит аятам Корана и достоверным хадисам, полностью совпадая
с тем, что почерпнули из глубин истины правоверные салафы (праведные предки из числа
последователей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), и в этом — призыв к
здравомыслящим людям различать между верным наставлением от Аллаха и измышлениями лжецов,
посягнувших на право Господа.
Мы просим Аллаха, чтобы эта книга принесла пользу каждому, кто ищет верный путь, и чтобы
Он наставил нас на него, сделал искренними пред Ним и даровал нам Рай!
Редакционная группа
КРАТКОЕ СЛОВО ОБ АВТОРЕ1
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-
Тамими родился в 1115 г. х.2 (1703 г. по христианскому летосчислению) в городе аль-Уйайна,
расположенном севернее ар-Рийада, и вырос в нем в семье своего отца.
Еще в детстве у мальчика появились признаки таланта и сообразительности. Он выучил наизусть
Коран в неполные десять лет. Когда ему еще не исполнилось и двенадцати, он достиг физической и
умственной зрелости. Его отец сказал: «Я увидел, что он достоин быть имамом в Намазе, и женил его
в том же году».
Он изучал у отца мусульманское право ханбалитского мазхаба (толка), толкования Корана и
хадисы. С детства он погрузился в книги толкований Корана, хадисов и различных вероубеждений,
изучал труды шейх-уль-Ислама Ибн Теимийи и его ученика Ибн аль-Каййима.
Позднее он совершил путешествие в Мекку с целью совершить Хадж3 к Заповедной мечети
Аллаха, затем посетил мечеть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Там он
встретился с учеными Медины — города Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Затем он
приехал в Наджд. Во время это-го долгого путешествия своим проницательным взглядом шейх уви-
дел в Наджде и других арабских городах, которые он посетил, заблужденные вероубеждения и
порочные обычаи.
Когда шейх был в Медине, он услышал языческую мольбу о помощи, обращенную к посланнику
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и взывание к нему наряду с Аллахом.
Сам Наджд был «пастбищем» для всякого рода небылиц и порочных вероубеждений,
противоречащих основам истинной религии. В городе было несколько могил, которые
предположительно были могилами сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
и люди совершали к ним паломничество, прося у них то, в чем они нуждались, и молясь им для
защиты от своих горестей.
Еще более странным было их обращение за посредничеством к пальме Фахль ан-Нахль в городе
Манфуха. Люди были убеждены, .что пальма может помочь опоздавшим с замужеством девушкам
выйти замуж. И с этой целью они взывали к ней, говоря: «О пальма пальм! Я хочу мужа в этом году».
В Хиджазе4 он увидел, что могилы сподвижников и членов семьи Пророка, да благословит его
Аллах и приветствует, почитают так, как следует относиться только к Господу миров. В Басре он
встретился с ширком (приобщение Аллаху равных) эпохи невежества (джахилиййи), который не
укладывается в сознании и противоречит Шариату. То же самое происходило и в Ираке, аш-Шаме,
Египте, Йемене. Подобные порочные мысли ставились наравне с Книгой Аллаха и Сунной Его
доверенного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также с наследием его
богобоязненных сподвижников. Шейх увидел, что народ далек от истинных законов религии и ее
духа, что народ не знает, для чего Аллах послал Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и
приветствует, ко всем людям. Он убедился, что люди не знают о положении человечества во времена
джахилиййи, не знают, каким было ненавистное язычество. Он увидел, что они изменили Исламу и
исказили как основы религии, так и ее второстепенные положения, кроме лишь некоторых из них, к
которым был милостив Аллах.
После того, как он удостоверился в бедственном положении как веры, так и мирской жизни
людей, шейх уверился в том, что они внесли в основы Ислама то, что отвергается Кораном и Сунной.
Его убежденность в их ошибках и приверженности к ереси подтвердилась словами Пророка, да
1 Эта глава составлена по материалам книги шейха Ахмада ибн Хаджара Абу Тами «Шейх Мухаммад ибн
Абд аль-Ваххаб: убеждения, реформаторский призыв и похвала ученых».
2 Аббревиатура г. х. означает год по мусульманскому летосчислению после Хиджры (622 г. по
христианскому летосчислению).
3 Хадж — ежегодное паломничество мусульман в Мекку в месяце зуль-хиджжа. Он является одним из пяти
столпов Ислама. Каждый мусульманин обязан засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что Му-
хаммад — Его посланник, совершать обязательный Намаз, платить закят из своего имущества, соблюдать пост в
месяц Рамадан и совершить Хадж в Заповедную мечеть Аллаха, если найдет возможность.
4 Область между Меккой и Мединой.
благословит его Аллах и приветствует, о том, что мусульмане могут изменить свою религию и что
они последуют в этом по стопам иудеев и христиан: