В Коране упоминаются вместе
верное руководство и богобоязненность, а также заблуждение и отклонение
от прямого пути
|
от прямого пути. Он также упоминает вместе верное руководство (следование прямым путём] и милость, а также заблуждение и несчастье.
О верном руководстве и милости сказано следующее.
Всевышний Аллах сказал: «Они следуют верному руководству от их Господа, и они — преуспевшие»(сура 31 «Люкман», аят 5).
И Всевышний Аллах сказал: «Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путём»(сура 2 «Корова», аят 157).
Всевышний также сказал о верующих: «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты — Дарующий!»(сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 8).
Юноши,укрывшиеся в пещере,сказали: «Господь наш! Даруй нам от Себя милость и устрой наше дело наилучшим образом»(сура 18 «Пещера», аят 10).
И Всевышний сказал: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это — не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что
было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей»(сура 12
«Юсуф», аят 111).
Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей»(сура 16 «Пчёлы», аят 64).
И Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман»(сура 16 «Пчёлы», аят 89).
Всевышний Аллах сказал: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих».А затем Он снова напомнил о верном руководстве и милости исказал: «Скажи: "Это — милость и милосердие Аллаха" Пусть они возрадуются этому»(сура 10 «Юнус», аяты 57- 58).
Наши праведные предшественники использовали разные фразы, объясняя суть таких понятий, как «милость» и
«милосердие». Правильным является утверждение о том, что они представляют собой верное руководство и благо, которым Аллах одаривает своих рабов, то есть верное руководство — это милость, а милосердие его — это то благо, которым Он одаривает своих рабов. Поэтому Он упоминает их — то есть верное руководство и благо, которым Аллах одаривает своих рабов, — вместе.
Например, в суре «Аль-Фатиха» Всевышний сказал:
«Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал»(сура 1 «Открывающая», аяты 6-7).
Вспомним также Его слова, в которых Он напоминает Своему Пророку , о милости, которую Он оказал
ему: «Разве Он не нашёл тебя сиротой и не дал тебе приют? И Он нашёл тебя заблудшим и повёл прямым путём? И Он нашёл тебя бедным и обогатил?» (сура 93
«Утро», аяты 6-8). Таким образом. Он упоминает о том, что и наставил его на прямой путь и оказал ему милость, дав ему приют и обогатив его.
Ещё один пример— слова Нуха: «О мой народ! А что, если я опираюсь надоказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя»(сура 11 «Худ»,аят 28).
А также слова Шу'айба «А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне прекрасную долю?»(сура 11 «Худ», аят 88).
А об аль-Хидре сказано; «Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и обучили из того, что Нам известно»(сура 18 «Пещера», аят 65).
И Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику:
«Поистине, Мы даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довёл до конца Свою милость к тебе и провёл тебя прямым путём и чтобы Аллах оказал тебе великую помощь» (сура 48
«Победа», аяты 1-3).
Всевышний также сказал: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!»(сура 4 «Женщины», аят 113).
И Всевышний сказал: «И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда бы не очистился»(сура 24 «Свет», аят 21).
Милость Его — верное руководство, а Его милосердие — это благо, которое Он дарует Своим рабам, и Его благодеяние и доброта по отношению к ним.
И Всевышний Аллах сказал: «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным»(сура 20 «Та Ха», аят 123).
И руководство уберегает его от заблуждения, а милость Его — от того, чтобы он сделался несчастным. Именно об этом говорится в начале суры «Та Ха»: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты был несчастным»(сура 20 «Та Ха», аяты 1-2).
Всевышний упомянул сразу и о ниспослании Писания, и о том, что [тот, кому Он ниспослал его] не является несчастным. И в конце суры о том, кто последовал за Пророком , сказано, что он: «...не окажется заблудшим и несчастным»(сура 20 «Та Ха», аят 123).
Таким образом, руководство [наставление на прямой путь], милость, одаривание благами и милосердие — взаимосвязаны и взаимообязательны. Они неотделимы друг от друга. Точно так же заблуждение и несчастье взаимосвязаны и взаимообязательны и неотделимы друг от друга.
Всевышний Аллах сказал: «Поистине, грешники пребывают в заблуждении и пламени»(сура 54 «Месяц», аят 47). Подразумевается наказание, которое делает человека предельно несчастным.
И Всевышний Аллах сказал: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются ещё более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (сура 7 «Преграды», аят 179).
Всевышний также сказал о них; «Они скажут: "Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени"»(сура 67
«Владычество», аят 10).
Отсюда можно понять, что Всевышний Аллах объединяет руководство, раскрытие груди и благую жизнь и так же объединяет заблуждение, стеснённость в груди и жалкую жизнь.
Всевышний Аллах сказал: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь»(сура 6 «Скот», аят 125).
Всевышний также сказал: «Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для ислама, кто следует свету от своего Господа, равен неверующему?»(сура 39 «Толпы», аят 22).
Всевышний Аллах также объединил руководство и устремление к Нему [с покаянием и смирением], а также заблуждение и чёрствость сердца.
ВсевышнийАллах сказал: «Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему»(сура 42 «Совет», аят 13).
И Всевышний Аллах сказал: «Горе тем, чьи сердца чёрствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении»(сура 39 «Толпы», аят 22).