Слова Всевышнего: «Господь миров». Комментарий этих слов уже предшествовал и в них, утверждение Единства Аллаха в господстве и Его Единства в поклонении
(9) Слова автора «Господь является объектом поклонения», то есть Он Тот, кто достоин поклонения. А что касается других, то они не достойны поклонения, так как они не являются Господом. Это имел в виду шейх, да помилует его Аллах, когда сказал: «Господь является объектом поклонения». Не будет достаточным, чтобы человек признал Единство Аллаха в господстве, напротив, человек обязательно должен признать Единство Всевышнего Аллаха в поклонении и осуществлять его, посвящая своё поклонение только Ему одному. И если человек признаёт, что Аллах является Господом, то он должен признавать, что Аллах является объектом поклонения, и что никто другой не достоин чего-либо из поклонения. Доказательство на то, что поклонение посвящается только Господу слова Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, чтобы вы устрашились. Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»2.
Слова Всевышнего: «О, люди!» - это обращение Аллаха ко всем людям верующим и неверующим. Так как Аллах упомянул в этой суре, суре аль-Бакара, разделение людей на три части:
Первая часть: Верующие, которые веруют в сокровенное и веруют в Последний День. Аллах в своих словах описал их тем, что они являются преуспевшими: «Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими»3.
Вторая часть: Неверующие, которые выявили неверие и упрямство. Сказал Всевышний: «Воистину, неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют»1.
Бакара 21-22.
Бакара 21-22.
Бакара 5. 56
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Третья часть: Лицемеры, которые не с неверующими и не с верующими. Сказал Всевышний: «Они колеблются между этим (верой и неверием), но не принадлежат ни к тем, ни к другим»2. Эти люди внешне кажутся верующими, но внутри они являются неверующими. Они хуже неверующих, которые выявили своё неверие. И поэтому Всевышний ниспослал о них больше десяти аятов, в то время как о верующих Он ниспослал меньше аятов, а о неверных всего два аята. Что же касается лицемеров, то Аллах начал упоминание о них со Своих слов: «Среди людей есть такие, которые говорят: «мы уверовали»»3, и закончил словами: «Молния готова отнять у них зрение»4. Все эти аяты были ниспосланы относительно лицемеров из-за их сильной опасности и из-за отвратительности их дел. После того, как Аллах упомянул эти три группы людей, Он сказал: «О, люди!». Это обращение ко всем этим трём группам, к верующим, неверным и лицемерам. Сказали учёные, что первое обращение Аллаха в Куране к людям это эти слова: «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу»5.
Слова Всевышнего «поклоняйтесь» - это глагол в приказной форме. То есть посвящайте поклонение только Ему. Почему? Потому что Он ваш Господь. Поклонение будет правильным, если будет направлено только к Господу, Свят Он Всевышний. Потом Всевышний Аллах привёл доказательство на это, а это Его слова: «который сотворил вас».
Слова Всевышнего «и тех, кто был до вас», то есть из всех общин. Сотворил Всевышний Аллах ангелов, джинов, людей и все творения.
Слова Всевышнего «чтобы вы устрашились». Если вы поразмышляете над всем этим, может быть, это станет причиной вашей богобоязненности. Если вы поразмыслите над тем, что Он Тот, который сотворил вас и тех, кто был до вас, возможно вы побоитесь Его в своём поклонении. Так как спасает от наказания Аллаха только подчинение Ему Всевышнему. Возможно, вы устрашитесь наказания и Огня. Потому что вас спасёт от Его наказания только поклонение вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас. Потом пришло доказательство на Его Единство в господстве и на Его Единство в поклонении, а это Его слова: «Он сделал для вас землю ложем», то есть ковром6. Как пришло в аяте: «Аллах сделал для вас землю ковром»7, то есть разостланной и ложем. Вы расстилаете на ней и спите на ней, а также строите, сеете и путешествуете по ней, куда пожелаете. Земля является ложем и постелью для вашей пользы. «Мы разостлали землю, и как же прекрасно Мы расстилаем»8.
Слова Всевышнего: «А небо кровлей». Небо является крышей для земли и в нём есть пользы для рабов. «Низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»9.
Бакара 6.
Женщины 143.
Бакара 8.
Бакара 20.
Бакара 21.
Тем, что растилают (от переводчика).
Нух 19.
Рассеивающие 48.
Бакара 22. 57
Разновидности поклонения, которые приказал Аллах и доказательства каждого вида.
Сказал Ибн Касир, да помилует его Аллах: «Творец всех этих вещей достоин поклонения». Разновидности поклонения, которое приказал Аллах – это Ислам, Иман и Ихсан. (10)
(10)После того, как разъяснил шейх, что Господь это объект поклонения и привёл в доказательство слова Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас». После этого шейх привёл слова Ибн Касира, да помилует его Аллах, в толковании этого аята, тем самым он хотел разъяснить виды поклонения и доказательства на каждый вид. Смысл слова поклонение в арабском языке – это повиновение и покорность с унижением. Также говорят на тропу, что она подчинена (му’аббад), то есть подчинена в том, что по ней ходят.
Поклонение делится на два вида:
Первый вид: Общее рабство для всех творений. Все творения являются рабами Аллаха. Верующий, неверный, грешник и лицемер все они являются рабами Аллаха, в том смысле, что они находятся под Его управлением и находятся в подчинении Ему, и что для них является обязательным поклоняться Аллаху. На всех них говорится «Рабы Аллаха» в том смысле, что они являются творениями Аллаха, подчинёнными Ему, и ни один из них не выходит из под Его власти. Как сказал Всевышний: «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба»1. Этот аят включает всех, кто на небесах и на земле, верующих и неверных. Все они придут в Судный День подчиненными Аллаху, Свят Он Всевышний, и никто из них не соучаствует с Аллахом в Его владении.
Второй вид: Рабство, ограничивающееся на верующих, как сказал Всевышний: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно»2 и также сказал: «Воистину, ты не властен над Моими рабами»3, а также сказал Всевышний, передавая слова шайтана: «Кроме Твоих искренних рабов»4. Это особенное рабство, рабство подчинения и приближения к Аллаху посредством Таухида.
Разошлись во мнениях учёные в Шариатском определении поклонения, то есть они дали разные формулировки, но смысл этих формулировок один и тот же. Некоторые из них сказали: «Поклонение – это предельная смиренность с предельной любовью». Как это сказал Ибн аль-Коййим в «Нуниййе»: