Глава 42. О слове Всевышнего Аллаха «Не придавайте же Аллаху сотоварищей (в поклонении), ведь вы знаете».

[Пишет автор книги]: Сказал Всевышний Аллах: «...Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!»(Корова, 22).

По поводу этого аята Ибн ‘Аббас сказал: «Равнение с Аллахом других является многобожием, которое более скрыто, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь женщине: “Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!” или “Если бы не эта собачка, то к нам залезли бы воры” или “Если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры”. Иногда один человек говорит другому: “Так пожелали Аллах и ты!” А иногда говорят: “Если бы не Аллах и такой-то…” Не связывай происходящие события с кем-либо, потому что во всех этих выражениях есть элементы многобожия». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Подлинное единобожие достигается тогда, когда в сердце человека не остается никого, кроме Великого и Могучего Аллаха. Нет у Него ни сотоварищей, ни равных, и поэтому запрещается даже клясться кем-либо, помимо Аллаха, или говорить: «Так пожелали Аллах и такой-то!» Эти и другие подобные выражения запрещены, потому что мусульманину полагается связывать происходящие события с Аллахом. Существует две формы дозволенных высказываний такого рода. Будет лучше всего, если человек скажет: «Если бы не Аллах, то этого бы не произошло». Но ему также разрешается сказать: «Этого бы не произошло, если бы не Аллах, а затем такой-то». Это высказывание не противоречит единобожию, потому что в нем подчеркивается, что участие творений стоит на ступень ниже той милости, которую человеку оказывает Аллах, однако оно не является совершенным. Вот почему Ибн ‘Аббас сказал: «Не связывай происходящие события с кем-либо».

Что же касается запрещенных высказываний, то Ибн ‘Аббас сказал, что в каждом из них присутствуют элементы многобожия. Это относится, например, к словам: «Если бы не Аллах и такой-то…» Союз “и” связывает однородные члены предложения, но не подчеркивает разницу в степени их участия. Однако слово “затем” подчеркивает разницу в степени участия и указывает на последовательность событий во времени. Поэтому использование союза “и” в таких выражениях относится к проявлениям малого многобожия.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или приобщил сотоварищей к Аллаху». Этот хадис передал ат-Тирмизи (1535) и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным, Ахмад 2/69, 87 и 125. [Хадис со слов ибн Умара. Аль-Альбани назвал его достоверным, аль-Уадии назвал его слабым (да помилует их Аллах) (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Клятва – это подтверждение правдивости собственных слов посредством упоминания того, кто почитается теми, кто участвует в разговоре. В арабском языке при произнесении клятв упоминаются частицы “уау”, “ба” или “та”. Мусульмане обязаны подтверждать правдивость своих слов только клятвами именем Аллаха, потому что только Великий и Могучий Аллах заслуживает подлинного почитания и возвеличивания. Если же человек клянется кем-либо, помимо Аллаха, то он впадает в неверие или многобожие. Почему же? Потому что своим поступком он возвеличивает творение так, как надлежит возвеличивать одного Аллаха. Клятва не именем Аллаха относится к проявлениям малого неверия и малого многобожия, но может привести к великому многобожию, если человек станет возвеличивать творение так, как надлежит возвеличивать Аллаха, поклоняясь ему.

Клятва не именем Аллаха является проявлением многобожия, даже если человек всего лишь произносит ее устами, не скрепляя ее в душе. Это относится к людям, которые часто клянутся Пророком, Каабой, честью, святыми угодниками и т.п. Они повторяют эти слова, не вкладывая в них их истинного смысла, и их клятвы можно рассматривать как празднословие, однако они все равно относятся к проявлению многобожия, потому что подразумевают возвеличие творений наряду с Великим и Могучим Аллахом.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Ибн Мас’уд сказал: «Я бы предпочел ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом».

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Это объясняется тем, что клятвы не именем Аллаха являются тяжким грехом и проявлением многобожия. Лживая клятва также является тяжким грехом, однако малое многобожие опаснее остальных тяжких грехов. Поэтому Ибн Мас’уд предпочел бы солгать, оставаясь приверженцем единобожия, нежели сказать правду, приобщив сотоварищей к Аллаху. Вознаграждение за единобожие больше, чем наказание за ложь, и наказание за приобщение сотоварищей к Аллаху ужаснее наказания за ложь.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Передают, что Хузейфа рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не говорите: “Так было угодно Аллаху и такому-то!” Вам следует говорить: “Так было угодно Аллаху, а затем такому-то!”» [Ахмад 5/384, Абу Дауд (4980). Шейх Абдуррахман Мукбиль аль-Уади'и (да помилует его Аллах Всевышний) назвал этот хадис слабым. (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Этот запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха, носит категорический характер, потому что человек, ставя желание творения в один ряд с желанием Аллаха, совершает малое многобожие. Что же касается слова “затем”, то оно указывает на то, что желание раба зависит от желания Великого и Могучего Аллаха. Всевышний сказал: «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» Ат-Такуир 81:29.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Передают, что Ибрахим ан-Нахаи считал недопустимым говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», – а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя». Он также разрешал говорить: «Если бы не Аллах, а затем такой-то...», – но не разрешал говорить: «Если бы не Аллах и такой-то...». [Передал его ибн Абу Дунья и хадис даиф (слабый) (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Использование союза “и” означает, что человек одновременно прибегает к защите Аллаха и защите Его творения. Прибегание к защите имеет видимую и скрытую сторону. Последняя заключается в том, что человек со страхом и надеждой ищет защиты и покровительства того, к кому он обращается за помощью всей душой. Безусловно, таким образом подобает прибегать только к защите Аллаха.

Следует отметить, что ранние мусульмане, как правило, не разрешали или порицали деяния, которые категорически запрещены. В некоторых сообщениях эти слова не означают категорический запрет, однако это относится только к тем случаям, по поводу которых нет ясных священных текстов.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Смысл аята 22 из суры «Корова» в отношении приобщения к Аллаху равных.

2. Сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах и да благословит нашего Пророка, толковали этот аят, ниспосланный по поводу великого ширка, в том смысле, что он включает и запрещение малого ширка.

3. Клятва не Аллахом является ширком.

4. Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.

5. Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.

___________________________________________

Наши рекомендации