С л о в а ч е л о в е к а б е з с л о в

О Ш О

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для меня нелегко снова начать говорить. Это всегда было непросто, потому что я пытался го­ворить о том, о чем рассказать невозможно. Сей­час это еще более трудно. После тысячи трехсот пятнадцати дней молчания я ощущаю себя так, как будто бы пришел к вам из совершенно другого мира. На самом деле, так оно и есть. Мир слов, языка, концепций и мир безмолвия диаметрально противоположны и столь удалены друг от друга, что нет ни одной точки соприкосновения..."

В октябре 1984 года у Шри Раджниша закончился период почти четырехлетнего публичного молчания. Он остановил машину во время своей ежедневной послеобеденной прогул­ки и ответил на вопросы корреспондентов, где объявил, что его религия - это первая и, возможно, последняя религия. Не­сколько дней спустя, тридцатого октября, Мастер пришел по­говорить с группой учеников, собравшихся в гостинной его дома. Он объяснил им, что он имел в виду под своим заявле­нием:

"Моя религия является первой религией, которая восприни­мает человека во всей его тотальности и естественности, ко­торая принимает его как единое целое, таким, каков он есть. Вот что для меня означает святость, - не нечто священное, а нечто, принятое во всей его целостности.

Я также сказал, что, по всей вероятности, эта религия может стать последней религией, и просто потому, что я не оставил вам ничего, против чего вы могли бы аргументировать. Я дал вам одни лишь методы. А методы вы можете либо пробовать, либо не пробовать, но вы не можете с ними спо­рить. Если вы их пробуете, то я уверен, что они принесут ре­зультаты. Я знаю на собственном опыте, что они приносят результаты - вне всяких сомнений. А если вы их не пробуете, Ошо не в праве о них говорить. То, что я дал вам, это не замкнутая система. Это от­крытый эксперимент..."

(Библия Раджниша, том 1)

После этого Шри Раджниш проводил недели и месяцы, разбирая по кирпичику стену суеверий и верований - в Бога, в истинное и ложное, в грех и благодетель, и во множество все­го такого, что мы в себе никогда и не замечали - всего того, что преграждает всем нам путь к подлинному религиозному переживанию. Даже те из нас, кто никогда и не считал себя "религиозным", отправившись во внутреннее путешествие, увидели, насколько глубоко влияние общества, в котором мы живем; насколько оно тонко и насколько бессознательно.

Под руководством Мастера путешествие принесло нам истинный восторг, каждый такой вечер становился просто произведением искусства. Блестящая логика, истории, в кото­рых дети делятся своим опытом... смешной анекдот, как скальпель хирурга... опустошительно простой и такой револю­ционный взгляд - все это сплеталось вместе с жестами и вы­ражением глаз и с присутствующей во всем этом тишиной.

Более чем тридцать пять лет Шри Раджниш провел, ис­кусно убеждая, вовлекая, направляя, выявляя, уговаривая, и даже толкая людей в состояние, где они пересекали границу, отделяющую мир молчания от мира слов. И наверно более искусно, чем все другие исключительные, необыкновенные люди, обретшие тишину, этот Мастер сумел дать нам почувст­вовать то состояние, где нет слов, и сумел выразить его в сло­вах.

Отрывки, помещенные в этой книге, были выбраны из первых шестидесяти дней бесед, проведенных Шри Раджнишем в Америке. В них можно ощутить вкус и красоту тех ре­дких мгновений, квинтэссенцию того необыкновенного вре­мени, ставшего уже историей.

Ма Дэва Шарито, Пуна, 1989

То, что мы познаем умом, мы называем ЗНАНИЕМ.

То, что мы познаем сердцем, мы называем ЛЮБОВЬЮ.

То, что мы познаем всем своим существованием, мы назы­ваем МЕДИТАЦИЕЙ.

Правильный вопрос - это "Кто я есть?" И единственный путь найти ответ - это стать безмолвным, стать бдительным, стать сознательным, наблюдать свои мысли и позволить им исчезнуть.

Тогда однажды вы обнаружите, что все в вас стало безмолвным... не осталось даже шороха от мысли. Все замер­ло, будто само время остановилось. Вдруг вы пробудились от долгого, долгого сна, от кошмара.

Есть лишь одна дверь, которая может вам помочь, и она внутри вас.

Прыгнув в самого себя, вы врываетесь в существование.

В этот момент вы чувствуете полное единение со всем ми­ром. Ваше одиночество исчезло, вы уже больше не один, по­тому что уже нет вокруг людей, отличных от вас.

Теперь есть только вы, распространившийся во всех на­правлениях, во всех возможных проявлениях. Это вы распу­скаетесь цветами на ветке; это вы плывете по небу белым об­лаком. Это вы движетесь в океане, это вы струитесь в реке. Вы - во всех животных; вы - во всех людях.

Я не даю вам новые догмы, верования, учения, идеологии - вовсе нет. Моя функция совершенно другая. Моя функция заключается в том, чтобы очистить вас от всего того, чем вы уже нагружены, и ничего не дать взамен. Я не заменяю вашу веру на новую. Я просто ее разрушаю. Вы, может быть, удивитесь, но я просто разрушитель - я хочу разрушить все, что было вам навязано. И вовсе незачем это чем-то подменять. У вас есть соб­ственный творческий потенциал. Мне его не нужно создавать.

Как только препятствия будут устранены, вы начнете са­мостоятельные поиски и вскоре окрепнете и наберетесь но­вых сил, потому что даже маленькое открытие, сделанное са­мостоятельно, принесет вам такое счастье, что сейчас невоз­можно и представить. Лишь маленькое, собственное открытие, и вы уже другой человек, потому что в вас родилась истина. Может быть, пока это просто семя, но оно уже начало расти.

Попробуйте подсчитать, много ли мыслей принадлежит лично вам. Ведь все они не ваши; все заимствованы либо на­вязаны вам другими людьми или же вы сами, по глупости, взвалили их на себя. Но нет ни одной вашей.

Запомните один критерий: ценность имеет только то, что вы познали сами. И только то, что вы познали сами, невоз­можно потерять. А то, что можно потерять, то, что вам приходится крепко держать, не имеет никакой ценности, раз его можно потерять. Это показывает, что это не ваш собственный опыт, не ваше собственное переживание.

Говорят, что я промываю людям мозги. Нет, я не промы­ваю им мозги. Я действительно прочищаю их мозги, но я сторонник сухой чистки. Начните заново: станьте чистой доской, сотрите с нее все религии, все догмы, все верования. Только тогда появится возможность найти истину. И истина не будет индуистской, мусульманской, христи­анской. Истины нет ни в Библии, ни в Коране, ни в Гите.

Истина, которую вы найдете, - хоть вам это и покажется странным - нигде не была написана, и она не может быть нигде написана. Ее невозможно записать. Она никем еще не бы­ла произнесена и никем другим произнесена не будет.

Ваш ум всегда спрашивает: "Почему? Зачем?" И все, что не имеет ответа на вопрос "Зачем?",- постепенно теряет для вас всякое значение. Зачем нужна любовь? К чему она приве­дет? Что она даст? Заведет ли она вас в какую-нибудь утопию, приведет ли в какой-нибудь рай?

Конечно же, при такой постановке вопроса любовь не имеет смысла.

Она бессмысленна.

В чем смысл красоты? Вы смотрите на закат - вы восхи­щаетесь: такая красота, но только идиот может спросить: "Ка­кой в этом смысл?" И вам нечего будет ему ответить. Но если в красоте нет никакого смысла, то почему вы ее восхваляете?

Прекрасный цветок, прекрасная картина, прекрасная му­зыка, прекрасная поэзия - все они не содержат в себе никакого смысла. Они не стараются что-то доказать, они не ведут ни к какой цели.

И жизнь состоит только из бессмысленных вещей.

Позвольте мне повторить: жизнь состоит только из того, что не имеет никакого значения; из того, что не имеет никако­го смысла - я имею в виду, что жизнь никуда не ведет, что ни­чего для себя лично вы от нее не получите.

Другими словами, жизнь ценна просто сама по себе.

Мы можем жить лучше, мы можем жить дольше, мы мо­жем жить более комфортно, - но мы все равно не узнаем, что такое жизнь. Этот вопрос так и останется вопросом до самого конца.

Я не обещаю вам никакого Царствия Небесного.

От меня вы ничего не унаследуете. Вы уже получили на­следство - это сама ваша жизнь. Так любите и цените ее.

Везде, по всему свету люди умирают, так и не начав жить - просто невероятно! Однако это происходит каждый день. И многие понимают это только в момент смерти. Они говорят, что так оно и есть, они говорят: "Странно, но первый раз в жизни я понял, что зря прожил жизнь".

Так зачем вы живете? Затем, чтобы любить, чтобы на­слаждаться, чтобы жить в экстазе – иначе, зачем жить вообще?

Цените жизнь, почитайте жизнь. Нет ничего более свято­го, ничего более божественного, чем жизнь.

Существование, как таковое, не имеет смысла. Но оно и не бессмысленно. Просто понятие "смысл" к нему неприменимо. Существование не преследует никакой цели. Оно никуда не движется.

Оно просто есть.

В слове "смысл" уже содержится цель: какое-то намере­ние, возможность чего-то достичь. Создав понятие "смысл", человеческий ум породил проблему. Ум является источником всех ваших вопросов. Он не мо­жет успокоиться на том, что есть. Такова сама его природа.

Псевдорелигии предполагают дисциплинирование ума. Но для подлинной религии главное - это устранить сам ум.

И это даже проще сделать. Все дисциплины очень труд­ны. Обучить ум концентрации очень трудно, потому что он будет сопротивляться, он будет стараться вернуться обратно к своим старым привычкам. Вы снова будете его заставлять, и он будет снова ускользать. Вы опять вернете его к объекту концентрации и вдруг обнаружите, что уже думаете о чем-то другом. Вы уже даже забыли, на чем хотели сосредоточиться. Это очень непросто.

Но устранить ум - это очень просто - нет ничего проще. Все, что вам нужно для этого сделать, это наблюдать. Что бы ни происходило в вашем уме, не вмешивайтесь, не пытайтесь его остановить. Не делайте ничего вообще, просто наблюдайте.

Самое необычное свойство ума заключается в том, что когда вы начинаете за ним наблюдать, он начинает исчезать. Так же, как свет рассеивает тьму, наблюдение рассеивает ум со всеми его мыслями, со всем его убранством.

Так что медитация - это просто наблюдательность, осоз­нанность. И, следовательно, медитация не имеет ничего об­щего с воображением, с изобретением, она не создает новые образы; она просто раскрывает то, что есть.

Так что же есть? Вы входите и обнаруживаете бесконеч­ную пустоту. В этом такая красота, такая тишина, такой свет, такое благоухание, словно вы вошли в Царствие Небесное.

Я это так и называю - вы вошли в божественное.

И однажды побывав в этом состоянии, вы становитесь со­вершенно новым, другим человеком.

Теперь вы нашли свое подлинное лицо. Все маски исчез­ли.

Вы вернетесь в тот же самый мир, но ваша жизнь будет уже другой. Вы будете жить среди тех же самых людей, но от­носиться к ним будете иначе, будете иметь к ним другой под­ход.

Вы будете подобны лотосу в воде: в воде, однако совер­шенно воды не касаясь.

Религия - это и есть обнаружение внутри себя этого рас­цветающего лотоса.

Все, что я пытаюсь сделать - это вернуть вас обратно са­мим себе.

Вас похитили. Вас заперли, ограничили, опутали условиями настолько, насколько это возможно. Вам закрыли все двери, ведущие к самому себе.

Вся моя работа заключается в том, чтобы открыть вам ва­ши двери и окна. И если я смогу разрушить все стены и оставить вас перед открытым небом, вы поймете, что такое религия.

Дружба исчезла из мира так же, как исчезла любовь, пото­му что дружба возможна только тогда, когда вы встречаетесь обнаженными, такими, какие вы есть, - а не такими, какими люди хотят вас видеть; не такими, какими вы хотели бы быть; просто такими, какие вы есть.

Когда два человека предстают друг перед другом такими, какие они есть, дружба начинает расти. Если два человека уже готовы сбросить свои маски, то они уже сделали первый шаг в сторону религиозности.

Так что любовь, дружба и все, что помогает вам сбросить маски, ведет вас к религии.

Поиски связаны с риском. Ведь они ведут в неизвестное. Никто не знает, куда они приведут.

Человек оставляет позади все, с чем он уже знаком, все, что приносит ему удобства, и движется в неизвестное, совер­шенно не представляя себе, что там, на другом берегу; не зная даже, существует ли тот берег вообще.

Поэтому люди хватаются либо за теизм, либо за атеизм - за тех, кто немного сильнее, интеллектуальнее - за интелли­генцию. Но в обоих случаях они бегут от сомнений. А избе­гать сомнений, значит избегать поисков. Ведь что такое сомнение? Это только вопросительный знак. Оно вам не враг, это просто вопросительный знак внутри вас, который готовит вас к новым поискам.

Сомнение - это ваш друг.

Во-первых, будьте самим собой.

Во-вторых, познайте, кто вы есть.

Оставайтесь самим собой.

Оставайтесь естественными.

Постарайтесь все больше и больше почувствовать реку жизни, которая течет внутри вас.

Кто бьется в вашем сердце?

Кто стоит позади вашего дыхания?

Ваша сущность - это то, с чем вы родились.

Эго - это то, что вы накопили.

Эго - это то, что вы приобретаете.

Ваша сущность - это то, что вам подарило существование. Вы ничего не делали, чтобы ее получить, вы ее не приобрели, поэтому никто не может ее у вас отобрать. Это невозможно, потому что она - сама ваша природа, само ваше существова­ние.

Сомневайтесь, не будьте равнодушными.

Сомневайтесь до конца так, чтобы сомнения стали мечом в ваших руках, очищающим вас от всего мусора, который вы накопили.

Сомнения очищают вас от мусора, а медитация пробуж­дает вас самих.

Это две стороны одной монеты, поскольку, отягощенные всяким мусором, вы не сможете проснуться. Этот мусор усып­ляет вас, он является для вас снотворным.

Только тогда, когда вы осознали что-то, появляется воз­можность сделать что-либо, чтобы это изменить.

Люди живут в страданиях, приняв их за неотъемлемую часть своей жизни, за свою судьбу. И никто в этом уже не со­мневается. Никто не спрашивает, почему это так.

У истины есть одно очень важное качество: До тех пор, пока вы не найдете ее сами, она не будет исти­ной для вас. Если это чья-то истина, если вы ее у кого-то заимствова­ли, то хотя бы потому, что она заимствована, она уже больше не истина - она стала ложью.

Это необходимо - всегда начинать с отрицания, всегда на­чинать с "нет". Если вы хотите найти "да", вам придется ска­зать тысячи раз "нет", прежде чем вы найдете одно "да". Вся ваша жизнь была исковеркана столькими людьми, поэтому вам придется сказать "нет" им всем. И сказав тысячу раз "нет", может быть вы и найдете воз­можным сказать один раз "да".

Священники - величайшие в мире обманщики. Они продают то, что никто не видел и что никто так никогда и не увидит.

Когда вы что-то делаете, когда вы о чем-то думаете, когда вы совершаете какой-либо поступок, не забудьте себя спро­сить: от вас ли это пришло или это кто-то другой в вас гово­рит? Будет просто удивительно, если это ваш собственный го­лос. Это может быть голос вашей матери, может быть это она в вас говорит. Возможно, это ваш отец; его не трудно узнать. Он такой, каким остался в вашей памяти с первой минуты ва­шей жизни - разумным, уверенным, организованным, внушительным.

Эго - это все, что вы получаете от образования, от обуче­ния манерам поведения, от воспитания; от культуры, школ, колледжей, университетов. Вы растите эго. И делаете это те­перь сами, своими собственными силами. Вы вырастили его уже таким большим, что совсем позабыли, кто вы есть на са­мом деле.

Освободитесь от всех ваших внутренних голосов, и скоро вы, к своему удивлению, обнаружите, что в вас остался лишь один тихий голос, который вы никогда раньше не слышали и который уже непонятно чей. Это будет уже не голос вашей ма­тери или отца; не голос священника или учителя... Вы вдруг поймете, что это ваш собственный голос. Вот почему вы не могли определить, чей он.

Откройте в себе свой собственный голос. И следуйте за ним без страха.

Куда бы он вас ни повел, это будет целью вашей жизни, будет вашей судьбой. Только в нем вы найдете удовлетворе­ние, только с ним придете к целостности.

Только он приведет вас к цветению, и в этом цветении случится познание истины.

Если вы услышали истину, вы уже ее никогда не забудете. Это одно из свойств истины, что ее не нужно помнить. Ложь же нужно помнить постоянно: ее легко забыть. Человеку, при­выкшему ко лжи, нужно иметь гораздо более хорошую память, чем человеку, привыкшему к истине, которому память даже не нужна; если вы говорите только правду, вам нечего запоминать.

Но если вы говорите ложь, вам приходится постоянно де­ржать ее в памяти, потому что одному человеку вы говорите одну ложь, другому - другую, третьему - какую-нибудь еще; вам нужно помнить, кому что вы сказали. И когда ваша ложь приоткрывается, вам приходится лгать опять, и так далее. Для лжи не существует контроля рождаемости.

Истина - это нечто, давшее обет безбрачия, у нее нет де­тей; она даже не состоит в браке.

Правда приходит только к бунтующим, а быть бунтую­щим значит жить в опасностях.

Общество вас учит: "Выбирайте удобное, комфортабель­ное, выбирайте хорошо протоптанные дороги, по которым хо­дили ваши прадеды со времен Адама и Евы. Идите хорошо протоптанной дорогой. Она уже проверена - миллионы и миллионы людей прошли по ней, на ней вы не заблудитесь."

Но помните, что толпе не свойственно переживать истину. Истина случается только с индивидуальностями.

Вам нужно отбросить все ответы, которые вы уже нашли. Отбросьте их, а я избавлю вас от вопросов. И в тот день, когда у вас уже не останется ни вопросов, ни ответов, когда вы про­сто будете спокойно здесь сидеть - вы придете домой.

Жить опасно, рискованно означает, что когда появляется возможность выбрать более удобное, более комфортное, более почитаемое, более приемлемое для общества, более уважае­мое обществом, вы не поддаетесь соблазну.

Выбирайте то, что вызывает отзвук в вашем сердце. Вы­бирайте то, что вы сами хотели бы делать, не взирая ни на ка­кие последствия.

Трус сначала подумает о последствиях: если я сделаю так, то во что это мне обойдется? Что я получу? Его больше инте­ресуют последствия.

Смелый же человек никогда не думает о последствиях. Он думает только о том, что надо делать сейчас. Если он чувству­ет, что его что-то привлекает, он это делает. А потом пусть что будет, то и будет. Он не будет ни о чем сожалеть.

Смелый человек никогда не сожалеет, никогда не кается, потому что он никогда ничего не делает против самого себя.

Я учу вас быть естественными людьми, целостными индивидуаль­ностями, полностью уверенным в себе.

Личность - это тонкая маска, которую создало общество для того, чтобы скрыть вашу индивидуальность.

И все усилия общества за всю историю его существования состояли в том, чтобы обмануть вас и всех остальных и заста­вить вас сфокусировать ваше внимание на личности и пове­рить, что это и есть ваша индивидуальность.

Личность - это то, чему вы научились от других. Индивидуальность - это то, с чем вы родились, что является вашей истинной природой.

Никто не может вам ее дать, и никто не может ее у вас отнять. Личность же может быть приобретена и может быть отброшена. Именно поэтому, когда вы отождествляетесь со своей личностью, вы боитесь ее потерять. Родители, учителя, соседи, друзья убеждали вас, что это и есть вы - все они рабо­тали над вашей личностью, придавая ей определенную фор­му. Они учили вас быть такими, какими вы не можете быть; такими, какими они хотят вас видеть. Поэтому вы так несчастны, закованные в эту личность. Она стала вашей клеткой, но вы боитесь из нее выйти, потому что вы не знаете, что в вас есть что-то еще.

Все это напоминает ситуацию, когда вы думаете, что ва­ша одежда - это вы. Тогда естественно, вы будете бояться раз­деться. И дело не только в страхе сбросить одежду, но и в том, что вы боитесь, сбросив одежду, оказаться никем, боитесь, что все увидят вашу внутреннюю пустоту. Ваши одежды дают вам внешнюю материальность. Личность этого боится, и естест­венно, что она будет этого бояться.

В тот момент, когда вы сбрасываете с себя весь свой груз, вы можете распахнуть свои крылья навстречу необъятному существованию, которое ждало вас так долго.

Если в ваших словах есть сердце, оно само расставит уда­рения. Если вашим рукам есть что выразить, они сами это сделают; вам не нужно ничего для этого делать. Если что-то появляется в ваших глазах, оно должно появиться само. Не вы должны это делать, иначе все это будет простым лицемерием.

Жить опасно, рискованно - значит не ставить между со­бой и жизнью все эти глупые условности: комфорт, удобства, почет.

Оставьте все это и откройтесь жизни. Идите по жизни, не беспокоясь, на правильной вы дороге или нет, не беспокоясь, куда эта дорога вас приведет. Живите, наблюдая свою жизнь.

Когда вы что-то делаете - гуляете, сидите, едите, и даже когда вы ничего не делаете, когда вы просто дышите, отдыхаете расслабленно на траве - никогда не забывайте, что вы - на­блюдатель. Вы будете забывать это снова и снова. Вами опять завла­деет какая-нибудь мысль, какие-нибудь чувства, эмоции, сантименты - все это может отвлечь вас от наблюдения. Вспоминайте, и быстро возвращайтесь в ваш центр на­блюдения.

Наблюдение - это не делание. Так же, как вы смотрите на закат солнца, или на облака в небе, или на людей, проходящих по улице, вы можете наблюдать за ходом мыслей и снов - вне зависимости от того, важные они или нет, первостепенные они или второстепенные - наблюдать за всем, что проис­ходит. И это будет всегда час пик. Но вы просто наблюдайте; оставайтесь в стороне, невовлеченными.

Эго - это просто ошибка, такая же, как дважды два - пять. И когда вы заглянете внутрь в поисках вашей истинной сущности, вы узнаете, что дважды два - четыре, а не пять. Ничего не нужно было отбрасывать, просто исчезло нечто лишнее.

Нечто, что постоянно выдавало себя за вашу истинную сущ­ность, нечто, что исковеркало всю вашу жизнь, нечто, что все полностью запутало, теперь вас покинуло.

Только вы сами можете себя спасти и только лишь одним способом: прекратить давать другим себя опутывать, надевать на вас все более и более тяжелые цепи, воздвигать все более и более высокие стены вокруг вас.

Вы - мессия для самого себя, вы сами свое спасение.

Вам следует помнить: наблюдение - это не разновидность искусства, не хитрость, нет; это свойство. Все, что вам необходимо помнить - это не утонуть в реке, текущей внутри вас. Как в ней можно утонуть? Как только вы начинаете что-то пред­принимать, вы тонете.

Оставайтесь пассивными, ничего не делайте, наблюдайте. Если пришла какая-то мысль, хорошая или плохая, не обра­щайте особого внимания. Вы просто наблюдаете, не даете ни­каких оценок, ничего не осуждаете, потому что все это будет разновидностью действия.

Вас это не касается - если пришло чувство жадности, дай­те ему пройти; если пришел гнев, дайте ему пройти. Кто вы такой, чтобы вмешиваться? Зачем настолько отождествлять себя со своим умом? Почему вы сразу начинаете думать, "Я жадный... Я сердитый"? Ведь это всего лишь злобная мысль вас посетила. Дайте ей пройти, а сами просто наблюдайте.

Ничего не говорить - еще не значит молчать. Вы можете ничего и не говорить, вы можете не произносить ни звука, но в вашем уме будут носиться тысячи мыслей. Поток мыслей будет продолжать свое движение, день за днем.

Раны не излечатся, когда вы закрываете на них глаза. Только религия может помочь. Слова "медитация" и "медицина" произошли от одного корня. Медицина излечивает ваше тело, а медитация излечи­вает ваше существование; это внутренняя медицина.

Помните, что только то, что вы пережили сами, будем вашим.

Вы можете знать только то, что пережили сами.

Стоит только поверить, и вы уже никогда не найдете са­ми; тогда все, что вы будете находить, будет проекцией вашей веры - оно не будет истиной.

Какое отношение истина имеет к вашим поверьям? Сомневайтесь, сомневайтесь до конца, потому что сомнения - это очищающий процесс. Они освобождают ваш ум от всякого хлама. Они возвращают вам невинность, они делают вас снова ребенком, изувеченным теперь родителями, священниками, политиками, педагогами. Вы должны стать опять тем ребен­ком. И оттуда начать все сначала.

Для меня это чудо из чудес: быть в гармонии с природой, в полной гармонии с природой. Наступает утро, вы с ним; наступает вечер, вы с ним. По­является удовольствие, вы с ним; появляется боль, вы с ней. Вы в гармонии при жизни, вы в гармонии после смерти. Ни на одну секунду, ни в чем вы не выходите из нее.

Именно такое полное слияние, такое абсолютное согла­сие делает человека религиозным.

Слово "религия" следует понимать правильно. Оно имеет глубокий смысл. Оно означает: соединение частей вместе, так, чтобы части уже не были сами по себе, так чтобы они соеди­нились в одно целое. Слово "религия" происходит от корня, означающего: соединение частей вместе, в одно целое.

Все части объединяются в одно целое.

Каждая часть, взятая отдельно, безжизненна. Когда же ча­сти соединяются вместе, возникает новое качество, которое может иметь только целое. Придать вашей жизни это качество и есть цель религии.

Это никак не связано ни с Богом, ни с дьяволом. Но все религии, которые существовали в мире, изменили своему предназначению, изменили саму свою основу. Вместо того чтобы быть наукой интеграции, соединяющей разрозненные части человека в одно целое, все мировые религии помогли человеку забыть само значение этого слова.

Идея Бога во всех старых религиях есть не что иное, как следствие страха; не что иное, как утешение. Иначе эта идея необоснована, она не имеет никаких оснований; нет никаких доказательств существования Бога. Люди, верующие в Бога, это люди, которые не верят в са­мих себя. Они нуждаются в некоем отце на небесах, в боль­шом дяде.

Никто вас не спасет, кроме вас самих - сама эта идея пол­ностью ложна. Вы создали рабство сами для себя, так как я могу вас освободить?

Отбросьте свое рабство и станьте свободными.

Но вы любите свои цепи и хотите, чтобы я вас от них спас. Это же абсурдно.

Вы сами являетесь причиной своих несчастий и страда­ний и хотите, чтобы я спасал вас от ваших страданий и несча­стий. А сами тем временем будете продолжать сеять те же се­мена, будете оставаться такими же, какими были, будете про­должать питать причину своих несчастий.

Кто может вас спасти? Да и зачем кто-то будет вас спа­сать?

Это не моя обязанность вас спасать. Не я сделал вас таки­ми, какими вы стали; вы сами себя такими сделали.

Мы не должны оставить непознанным, в темноте, ни од­ного укромного уголка бытия и самих себя. Мы должны всю­ду внести свет. И до тех пор, пока этого не произойдет, вы останетесь не­счастными, вы будете продолжать страдать. Никакая вера, никакие поверья вам не помогут.

Когда появляется свет, тьма исчезает. Тьма не убегает от света, тьмы просто нет. Тьма - это отсутствие света.

Эго похоже на тьму. Оно не существует само по себе. Это просто отсутствие осознания. Поэтому я не предлагаю вам отбросить эго, я предлагаю вам за ним наблюдать. Наблюдайте за ним, изучайте его - и вы обнаружите в нем столько слоев, что будете просто удивлены.

Ницше сказал: "Чтобы достичь вершины дерева и понять, как цветут цветы, вы должны будете опуститься глубоко под землю и начать с корней, потому что ключ именно там. И чем глубже корни, тем выше дерево". Поэтому, чем больше ваша жажда понять, достичь космического сознания, - потому что это сознание является высшим лотосом, лотосным раем, - тем глубже вы должны будете опуститься в корни, в темноту подсознания.

И для этого есть только один путь:

Называйте его медитацией, называйте его осознаванием, называйте его наблюдением - все это приводит к одному: вы становитесь более бдительными, в первую очередь, ко всему, что происходит в вашем сознании, в вашем сознательном уме... И это действительно восхитительное переживание. Это даже забавно, такое разнообразие.

Когда я был ребенком, в нашем городе не было кино. У нас тогда не было кинотеатров. Сейчас есть, а тогда еще не было. Просто иногда появлялся человек, который путешест­вовал с большим ящиком. Я не помню, как назывался этот ящик, но в нем было маленькое окошечко. Человек открывал окошечко, а мы по очереди в него заглядывали. Он начинал крутить рукоятку, и внутри появлялся фильм. Человек сам начинал его озвучивать, поясняя, что происходит. Что там происходило, я уже забыл, но один момент я очень хорошо запомнил, и этому была причина. Дело было в том, что во всех фильмах, что побывали в нашей деревне, а я видел каждый из них, потому что просмотр стоил всего один пайс, да и сеанс был недолгий, всего пять минут - во всех этих ящиках были разные фильмы, но одна картина была в каж­дом: "Обнаженная прачка из Бомбея". Почему она была в каждом из них? - очень толстая голая женщина, обнаженная прачка из Бомбея. Она всегда была там. Может быть люди нахо­дили ее особо привлекательной, или они были фанатиками этой голой прачки. А она была действительно бе­зобразной. И почему из Бомбея?

Если у вас будет время, просто сядьте в тишине и посмот­рите, что происходит в вашем уме. Не надо это оценивать, по­тому что, как только вы начнете оценивать, ум сразу изменит свой фильм согласно вашему вкусу. Ум очень чувствителен, он сверхчувствителен. Если он почувствует, что вы начали оценивать, он сразу начинает показывать только хорошее. Тогда он не будет показывать вам обнаженную прачку из Бомбея, тогда эти кадры будут вырезаны. Поэтому не оцени­вайте, и тогда эта картина обязательно появится.

Не оценивайте, не выносите никаких суждений, не ставь­те ничего выше другого, оставайтесь безразличными. Просто сидите спокойно и наблюдайте за всем, что происходит.

Ум имеет сильную склонность к преувеличению. Он лю­бит преувеличивать. И делает это в обе стороны. Достаточно появиться слабой боли, и он поднимает такую панику. Слабое страдание становится самым сильным в мире. Небольшое удовольствие и вы чувствуете себя счастливей всех, как будто никто больше не знает такого удовольствия.

Ум все преувеличивает, усиливает - он усилитель, - а вы ему верите.

Ум - это часть общества. Это вовсе не часть существова­ния. Поэтому для роста ему требуется общество. Чем более развито общество, тем больше сноровки приобретает ум.

Только библии, всякие святые писания, собирают на себе пыль. Журнал Плейбой пылью не покрывается. Кому нужны эти святые книги?

Религии дали вам комфортную жизнь, удобный способ жить. Но никакой жизни не будет, пока вы не решитесь жить опасно, рискованно, пока вы не будете готовы идти во тьму, чтобы начать свои собственные поиски.

И я должен вам сказать, что вы не найдете ответа. Никто и никогда еще ответа не находил.

Все ответы ложь.

Да, вы хотите найти истину, но истина это не ответ на ваш вопрос.

И когда ваши вопросы исчезнут, и у вас так и не будет от­вета, вы войдете в таинство.

Я не верю в веру, в верование. Поймите это с самого нача­ла.

Никто же меня не спросит: "Веришь ли ты в цветок ро­зы?" В этом нет необходимости. Вы можете видеть - есть цве­ток розы или его нет.

Верить можно только в фикции, а не в факты.

Вера дает чувство комфорта, удобства; она вас отупляет. Это разновидность наркотика; она делает из вас зомби. Зомби могут быть разные: христианские, индуистские, мусульман­ские, - но все они зомби, под различными ярлыками. Иногда они, пресытившись одной этикеткой, меняют ее на другую: индус становится христианином, христианин становится ин­дусом - новый ярлык, свежий ярлык, но под ярлыком скрыва­ется все та же вера.

Избавьтесь от всех этих вер.

Это, конечно, лишит вас комфорта и удобной жизни, но ничто ценное никогда не достигалось без трудностей.

Вы не сможете воздействовать на целостного человека всеми этими своими детскими глупыми приемами: если он будет делать так, то попадет на небеса со всеми их удовольст­виями, а если будет делать эдак, то попадет в ад и будет стра­дать целую вечность.

Целостный человек просто посмеется над всей это чепухой.

У него нет никакого страха перед будущим, поэтому вы не заставите его верить в ад, он не ждет от будущего чего-то боль­шего, поэтому он не будет верить в рай. Ему не нужно опеки, ему не нужно, чтобы кто-то его вел. У него нет цели, нет наме­рений.

Каждое мгновение его жизни настолько наполнено, что ему не нужно какого-то другого момента, который пришел бы в этой жизни, или может быть, в следующей жизни. Каждый момент наполнен, он переливается через край, и все, что у него есть, это чувство огромной благодарности к это­му прекрасному существованию.

И даже этого он не скажет, потому что существованию не­ведом язык. Чувство благодарности является самим его бытием. Поэтому, что бы он ни делал, он полон благодарности. Даже если он ничего не делает, просто молчаливо сидит, он полон благодарности.

Вы несете полную ответственность за то, какой вы есть. Если вы несчастны, в этом ваша вина. Не перекладывайте от­ветственности на других людей, иначе вы никогда от этого не освободитесь.

Когда вы примете свою ответственность, примете полно­стью, вы станете зрелыми.

Те, кто живет по правилам, калечат сами себя, отравляют сами себя, потому что эти правила были придуманы не вами, а кем-то другим; где-то, где вас никогда не было и никогда не будет, во времени и в условиях, далеких от вашего времени и от ваших условий. Очень опасно следовать таким правилам. Вы поломаете всю свою жизнь, саму ее основу, саму ее почву - вы искалечите себя. Пытаясь принять другую форму, вы толь­ко деформируете себя, уродуете себя.

Я никогда не играю в чужие игры, а живу по своим правилам.

Только слепые верят в свет. Те, у кого есть глаза, в свет не верят, они просто видят его.

Я не хочу, чтобы вы во что-то верили. Я хочу, чтобы у вас были глаза, и если вы можете открыть свои собственные глаза, то как можно довольствоваться верой и оставаться слепыми?

Но вы не слепые. Может быть вы просто живете с закры­тыми глазами. Наверное, никто вам еще не сказал, что глаза можно открыть.

Я всего лишь обычный человек, такой же, как все. Если и есть какая-либо разница, то не в качестве; разница только в степени познания. Я познал себя; а вы нет.

Но что касается нашего бытия, то я принадлежу к тому же самому существованию. Я дышу тем же воздухом. Вы тоже принадлежите к этому существованию, вы тоже дышите этим воздухом. Просто вы еще не пытались себя познать. Когда вы познаете себя, между нами не останется никакой разницы.

Это так же, как если бы я стоял и наблюдал восход солн­ца, а вы стояли бы рядом, но с закрытыми глазами. Солнце восходит для вас так же, как и для меня. Оно так прекрасно, такие краски - и не только для меня, для вас тоже. Но чем вам может помочь солнце? Вы же стоите с закрытыми глазами. Вот и вся разница. Разве разница так уж велика? Вас просто следует встряхнуть и сказать: "Раскрой глаза.

Уже утро, ночь позади".

Так же, как наука делает открытия во внешнем мире, вов­не, религия открывает мир внутренний. Чем наука является для внешнего мира, тем религия яв­ляется для внутреннего. Их методы совершенно одинаковые.

Наука называет это наблюдениями, а религия называет это осознанием.

Наши рекомендации