Карма — действия и их последствия
• Правильное понимание закона причины и следствия крайне важно. Только тот, кто осознаёт, что сам в прошлом создал причины для сегодняшних переживаний, а сейчас своими действиями непрерывно закладывает причины своего будущего, — может полностью нести ответственность за собственную жизнь. Только посредством постоянных позитивных действий мы создаем причины счастья. Мы также сознаем, что действия других существ зависят от многих причин и условий. Так мы больше не воспринимаем трудные обстоятельства слишком личностно. Одновременно это ведет к очень обширному пониманию причины и следствия, взаимозависимого возникновения всех вещей.
Причина и следствие — основа всех поучений Будды
■ Тема кармы — причины и следствия — очень важна, так как она образует основу для всех остальных поучений, данных Буддой. Во время первого Поворота Колеса Дхармы он учил этому в контексте «Четырех благородных истин».
Согласно истине о страданиях обусловленного существования, важно понять, что всё, что мы сейчас переживаем, в сравнении с Освобождением и Просветлением, относится к той или иной категории страдания. Различные виды страдания, испытываемые в круговороте существования, объясняются подробнее в следующем разделе.
Для того чтобы показать, как появляется страдание, Будда объяснил следующую истину о причинах страдания. Есть две основополагающие причины: во–первых, все виды негативных действий и, во–вторых, мешающие чувства. Негативные действия порождают соответствующее им следствие — различные виды страдания и трудностей, являясь, таким образом, в каждом отдельном случае непосредственной причиной страдания. В свою очередь, причинами этих негативных действий являются мешающие чувства, а главное — базовое неведение.
Постепенно заменять негативные привычки на позитивные, до тех пор пока не будут исчерпаны все привычные тенденции, — вот путь к окончанию всех страданий, которому учил Будда. Ясно осознавая причины проблем, можно положить конец всем трудностям — ведь, изменяя причины, обретаешь контроль над следствиями. Будда дал это основополагающее поучение с той единственной целью, чтобы мы были способны окончательно преодолеть все страдания и достичь состояния действительной свободы. Это истина об окончании страдания.
Но необходимо также знать способ достижения цели. По этой причине появилась четвертая истина о пути, ведущем к окончанию всех страданий. Путь можно описать следующим образом: надлежит лучше понимать закон причины и следствия, развивать большую внимательность и учиться видеть, как различные причины снова и снова ведут к трудностям; необходимо изменять привычки, особенно те, которые каким–либо образом вредят нам самим или окружающим. Нужно развивать всё более сильное доверие к собственному уму и делать его стабильным и Ясным. Тогда мы научимся распознавать мешающие чувства, которые постоянно побуждают нас к негативным действиям.
Благодаря регулярной практике медитации мы создаем дистанцию, необходимую для того, чтобы мешающие чувства больше нас не захватывали. Появляется понимание, что у нас всегда есть выбор, следовать за чувствами или нет, — и теперь мы будем осознанно закладывать только те причины, которые ведут к счастью, и избегать любых действий, приносящих трудности — особенно в долгосрочной перспективе. Это ведет к стабильному, счастливому состоянию ума. Осознавание растет, и совершенно естественно появляется избыток сил, который мы задействуем для блага других. Не пытаясь «приберечь» хорошие впечатления только для себя, мы будем делиться ими с другими на основе сочувствия и мудрости.
Предпосылка для этого — контроль над мешающими чувствами. Это означает развить внимательность в отношении собственного ума и всего окружения. Благодаря большей внимательности, или осознанности, мы замечаем помехи, возникающие в уме, еще на ранней стадии их развития, и потому они уже не могут полностью захватить нас. Мы осознанно решаем больше не вкладывать никакой энергии в мешающие чувства, если они появятся, — вместо этого мы позволяем им раствориться. Действительно, если их отпускать, они не смогут играть на сцене ума дольше десяти минут, поскольку чувства питаются только той энергией, которую мы сами в них вкладываем. Без нашей поддержки у них не будет никакой власти над нами, и они должны быстро раствориться.
Если растет внимательность, мы также намного лучше понимаем ситуацию других. Ведь ум неограничен — следовательно, мы всегда связаны с другими. Невозможно отделить счастье друг их от собственного счастья. Если мы это понимаем, то благодаря отказу от иллюзии независимой реальной сущности возникает мудрость.
«Я» и «другие», субъект и объект всегда зависят друг от друга. Мы открываемся людям и одновременно понимаем, как в их жизни функционируют причина и следствие, карма. Здесь сочувствие и мудрость соединяются. На этом уровне, чтобы помочь понять природу ума и всех явлений, Будда дал высшие поучения о мудрости — они изложены, например, в текстах «Праджняпарамиты».
Мы продолжаем развивать качества сочувствия и мудрости, накапливая таким образом огромное количество хороших впечатлении и постепенно преодолевая все иллюзии. От этого растет доверие к уму. На основе этого доверия к истинной природе ума можно затем работать с третьим уровнем Учения — с поучениями о природе Будды, которая присутствует во всех существах и обладает всеми совершенными просветленными качествами. Это показывает, что в буддизме работа с кармой является фундаментом для всех остальных методов. Только тот, кто полностью перестает засевать семена трудностей и создает лишь причины постоянного счастья, сможет постепенно постичь природу ума.
Значение учения о карме
■ Если читатель не хочет слишком много знать о карме, или законе причины и следствия, считая, что это слишком сложно, то ему достаточно основополагающего высказывания Будды, что позитивные действия ведут к счастью, а негативные — к страданию. Избегать вредных действий и совершать только полезные — если этому сопутствует практика медитации, — означает закладывать причины для достижения состояния неизменного счастья, свободного от всех страданий. Вот суть всех поучений о карме. Понимая это, можно самостоятельно решать, что переживать. Мы избавляемся от всех тенденций возлагать на других ответственность за свою жизнь — теперь всё в наших руках.
Многие люди думают, что за их проблемы ответственны внешние обстоятельства, родители, общество или политики. Будда же объясняет здесь принцип собственной ответственности: мы сами своими действиями определяем, что будем переживать. Если мы приписываем внешним обстоятельствам способность оказывать отдельное, независимое влияние на нас, считая его неотвратимым, — это значит, что мы придерживаемся ложного взгляда. Мы сами засеяли семена кармы, которая проявляется во внешних обстоятельствах. Мы создаем в собственном уме причины всех переживаний и своими действиями влияем на внешний мир. Тенденция перекладывать ответственность за наши трудности на внешние обстоятельства или других людей является большим недоразумением — она обусловлена неправильным пониманием причины и следствия.
Если для решения какой–либо проблемы мы меняем только внешние обстоятельства — например, партнера или окружение, то очень скоро она проявится снова, поскольку не удален корень, а им в большинстве случаев является привычка из прошлого. Новая ситуация, в которую мы помещаем свой ум, есть не что иное, как дальнейшее созревание старой кармы. Следовательно, любые проблемы прежде всего должны быть растворены в уме. Только тогда необратимые изменения к лучшему смогут произойти во внешнем мире.
Другая ошибка — верить, что карма является чем–то вроде судьбы. Конечно, в наиболее общем смысле всё появляется из кармы; например, в трактате Васубандху «Сокровищница Абхидхармы» сказано: «Из действий возникли различные миры». Но это не подразумевает, что всё уже предопределено. Это означает лишь, что каждый сам засевает семена своих переживании и что ничего не происходит без соответствующих причин и условии Причина и следствие работают безотказно. Но если бы все уже было предопределено, мы никогда не смогли бы изменить свои привычки, были бы полностью в их власти. Однако это не так. даже совсем наоборот: чем лучше мы понимаем способ функционирования кармы, тем более эффективно можем вмешиваться и изменять привычки. Мы получаем больше свободы.
Как утверждают разные учителя, мы, люди, в среднем на 50% обусловлены своей кармой, непосредственными причинами переживаний, но 50% в наших действиях — это свободное пространство. То есть, мы можем изменять привычки и в первую очередь — условия созревания кармы. Пока осознанно не развиваем свой ум, мы сильнее связаны старыми привычками. Но чем больше мы работаем с умом, тем больше появляется свободного пространства. Если различные аспекты взаимозависимого возникновения распознаются полностью, это значит, что мы свободны от всех кармических влияний и обретено постижение природы всех явлений, полное Просветление.
При этом важно понимать взаимодействие как можно большего числа аспектов взаимозависимого возникновения. Здесь всегда есть прямые причины, которые ведут непосредственно к соответствующему следствию, и непрямые причины, или сопутствующие условия, которые, хотя и влияют на результат, но играют лишь второстепенную роль. Вот один пример, иллюстрирующий это. Семя является прямой причиной появления ростка и последующего развития растения. Сопутствующие условия — это пять элементов (земля, вода, огонь, воздух и пространство), которые влияют на созревание семени. Эти условия необходимы для появления ростка, но всё же существует некое свободное пространство, поскольку они лишь косвенно задействованы в процессе формирования растения.
Например, применительно к заболеваниям различают кармические причины, а именно действия или сильные привычки из прошлого, которые устранить трудно, и сопутствующие условия, такие как влияния окружающей среды, которые изменить относительно легко. В этой связи важно знать, что карма, приводящая к болезни, уже полностью растворилась в момент возникновения заболевания. Поэтому не следует думать, что было бы хорошо продолжать страдать, чтобы очистить еще больше кармы. Нужно предпринять всё возможное, чтобы поскорее избавиться от болезни.
Одним из примеров того, как легко перепутать причины и условия, является исследование мозга. Многие ученые думают, что ум производится мозгом. Логика показывает, что мозг, будучи материальным, никогда не мог бы породить такое нематериальное явление, как ум, ведь они противоположны по природе. А причина и следствие должны быть однородными. Например, из семени пшеницы может вырасти только пшеница и ничто другое. На самом деле, одно мгновение в континууме ясного и осознающего ума всегда является прямой причиной следующего мгновения. Мозг — это лишь сопутствующее условие, имеющее материальную природу, инструмент ума: — так, радиоприемник является условием для прослушивания радиоволн, а не причиной их появления, в отличие от радиостанции.
Отдельные аспекты кармы
■ Сначала нужно правильно понять принцип кармы. Для того чтобы помочь людям ясно понимать действия и их следствия, Будда дал очень обширные поучения. Часто результаты действий созревают лишь по прошествии длительного времени, поэтому невозможно увидеть непосредственную связь между причиной, заложенной нами самими, и ее следствием. Для того чтобы прийти к этому пониманию, необходимо совершить промежуточный шаг — знать, что все наши действия оставляют в уме впечатления, которые сохраняются в так называемом «сознании–хранилище». Если совпадают определенные условия, эти кармические впечатления созревают и проявляются во внешнем мире. Точно так же данные, введенные в компьютер, сохраняются на жестком диске и позже выводятся из памяти на монитор.
Чтобы облегчить нам понимание кармы, Будда дает поучение о десяти негативных действиях, которых нужно избегать, и десяти позитивных действиях, которые следует практиковать.
Три из этих десяти пар действий касаются тела:
· Если убиваешь существ — создаешь в уме причину будущей короткой жизни со многими проблемами. Поэтому следует стараться защищать жизнь, даже мелких животных.
· Если воруешь — создаешь в уме причину будущей потери своего имущества. Поэтому следует щедро поддерживать других, давая им по возможности всё, в чём они нуждаются.
· Если причиняешь другим вред своим сексуальным поведением — создаешь в уме причину будущей связи с недоброжелательным партнером. Поэтому следует практиковать чистое поведение.
Четыре пары действий касаются речи:
· Если лжешь — создаешь в уме причины будущих скверных пересудов. Поэтому следует стараться говорить правду.
· Если клевещешь на других — создаешь в уме причину будущей разрушенной дружбы. Поэтому следует говорить то, что примиряет людей друг с другом.
· Если говоришь грубо или оскорбительно — создаешь в уме причину того, что сам будешь выслушивать много неприятного. Поэтому следует говорить так, чтобы другим было приятно слушать.
· Если говоришь бессмысленно — создаешь в уме причину того, что твои слова не будут приниматься во внимание. Поэтому следует говорить по возможности осмысленно, чтобы другие получали от этого пользу.
И еще три действия, касающиеся ума:
· Если испытываешь жадность — создаешь в уме причину постоянного недовольства и разочарования от несбывшихся ожиданий. Поэтому следует быть довольным тем, что имеешь, и умерить потребности.
· Если питаешь злобу — создаешь в уме причину страха и неприязни. Поэтому следует развивать терпение и сочувствие.
· Если придерживаешься ложных взглядов — создаешь в уме причину тупости и многих других трудностей. Поэтому следует понимать основополагающие истины — например, о причине и следствии, об относительном и абсолютном.
Из этих десяти пар наиболее важны те, что связаны с умом, поскольку они составляют основу для действий речи и тела. Поэтому также говорят: «То, что сегодня думаешь, завтра скажешь, а послезавтра сделаешь». Кроме того, немаловажно, какое мешающее чувство руководит нами во время совершения поступка: желание, ненависть, неведение или что–либо еще. Это влияет на результат: им может быть или определенная форма существования в одном из миров, или только окружение. Следствием нашего поступка могут быть позитивные или негативные условия, которые делают окружение, соответственно, приятным или неприятным. При этом имеет значение, насколько часто мы поступаем именно так.
Действия могут быть либо сильные, либо слабые. Следствия сильных действий созревают быстрее — в большинстве случаев уже в этой жизни; результаты слабых проявляются медленнее и обычно ощущаются только в следующих воплощениях. Конечно, нужно прояснить, что делает поступок сильным или слабым.
В целом есть четыре аспекта, которые его составляют:
1) основа (например, место) или объект действия,
2) намерение или планирование действия,
3) совершение действия или обращение к другим с просьбой его совершить,
4) удовлетворенность от сделанного.
Если имеются все четыре аспекта — такое действие наиболее сильное, и его результат, позитивный или негативный, созревает быстро. Если не хватает одного или нескольких пунктов, то действие будет слабее и следствие созреет медленнее. Значительно более сильным будет также действие, направленное на особенный объект — например, нашего учителя, родителей, людей, нуждающихся в помощи, или врагов. Точно так же на результат может оказывать влияние место, где мы действуем: в частности, более сильным будет поступок, совершенный там, где жили просветленные или где медитирует много людей, — например, в буддийском центре.
Для наглядности приведем небольшую историю. Однажды Будда Шакьямуни пришел в город просить милостыню и встретил маленького мальчика. Пораженный сиянием Будды, ребенок хотел сделать ему подношение, но не нашел ничего, что можно было поднести. Тогда он набрал в ладони песок и всыпал его Будде в чашу для подаяния.
Ананда, двоюродный брат и сопровождающий Будды, задал Просветленному вопрос: «Недавно ты учил о карме, связи действий и их следствий. Расскажи, пожалуйста, к какому результату приведет поступок этого мальчика». Будда ответил: «Поскольку объектом его щедрости был Будда, мальчик, родившись через 200 лет, станет императором и будет управлять всем индийским субконтинентом». Это предсказание сбылось, и мальчик стал великим Дхарма–царем Ашокой. Так наличие особого объекта может значительно повлиять на силу действия.
Согласно еще одной классификации различают «карму существования» и «карму обстоятельств». При этом обе кармы могут быть хорошими, как у человека с благоприятными условиями жизни, или плохими, как у животного, которое постоянно вынуждено жить в страхе и панике, боясь быть съеденным своими «коллегами». Но возможна и смесь: например, бедный человек обладает хорошей кармой существования, но плохой кармой обстоятельств. И наоборот: комнатная собачка Гьялвы Карманы родилась с плохой кармой существования, но превосходной кармой обстоятельств.
Обычно действие ведет к результату определенного типа. Например, благодаря щедрости обретается богатство; благодаря хорошему поведению — человеческое тело; благодаря практике терпения — приятное окружение, много друзей и так далее. Однако можно достичь результата и в том случае, когда мы не действуем сами, но, например, радуемся полезным делам других. Индийский мастер Атиша утверждал, что, радуясь чужим хорошим поступкам, мы накапливаем в уме столько же позитивных впечатлений, сколько накопили бы, если бы совершили их сами. Такая радость сопричастности — сильное противоядие от зависти и ревности, от всех форм эгоцентризма. Это очень эффективная и важная практика.
Причина и следствие в медитации
■ Бывает также, что мы действуем, но не достигаем результата. Например, если во время практики медитации ум совершенно отвлечен, ожидаемый эффект появиться не может. Какие бы усилия мы ни прилагали, но если в медитации думать только о «вчера» и «завтра» и не находиться в том, что происходит «сейчас», любое усилие будет напрасным. Конечно, мы не всегда полностью концентрируемся на практике, особенно в начале пути. Но всего пять минут сосредоточенной медитации дадут более сильный результат, чем целый час медитации в таком состоянии, когда ум более или менее рассеян. Поэтому в начале пути есть больше смысла в том, чтобы выполнять короткие сессии. Благодаря тренировке способность концентрироваться улучшается сама собой, так что сессии постепенно можно продлевать.
Если отвлечения, появляющиеся во время практики, замечать вовремя, они не становятся проблемой. Следует плавно возвращать ум к объекту медитации. Пока мы вообще занимаемся медитацией или практикуем Учение Будды, такое отвлечение не означает, что медитация прерывается.
Мы можем сразу же продолжить с того места, где отвлеклись. Медитация считается прерванной, только если ум полностью переключился на другие вещи. Тогда разумно сделать перерыв и начать снова со свежим умом.
Полезный метод — иметь под рукой лист бумаги и карандаш. Это поможет вам продолжать медитировать и не потерять ни одной важной мысли. Иногда, стоит нам освободить ум, в нем появляются ответы на вопросы дня — раньше для них не находилось свободного места. То же самое касается внешних помех, вынуждающих нас ненадолго отвлекаться от медитации: в них нет проблемы, пока ум может поддерживать связь с медитацией. Считается, что практика не прервана, если подушка для медитации осталась теплой. Иногда может оказаться полезной, например, такая записка: «Над моей головой сидит Алмазный Ум». Если мы отвлекаемся, один взгляд на эту записку возвращает сознание к объекту концентрации (в этом случае к Алмазному Уму, очищающему аспекту всех Будд). В тибетском буддизме в практику всегда одновременно включены тело, речь и ум. Если ум на время отвлечен, мы можем продолжать накапливать хорошие впечатления при помощи речи и тела.
Уже на общем уровне внимательность к собственным действиям является важной предпосылкой для медитации. Пока не обретен контроль над внешним поведением, невозможно основательно работать с умом. Всем практикующим хочется сразу же делать самые глубокие медитации, но сначала необходима основа — правильное поведение, то есть привычка не наносить вреда ни другим, ни самому себе и вести полезный образ жизни. Еще и по этой причине понимание принципа действия кармы является очень важным для медитации.
На тонком уровне сильные впечатления от негативных действий могут быть большим препятствием для медитации на природу ума, потому что в таких условиях ум не может развить достаточно доверия к своей собственной природе. Он почувствует себя хорошо с самим собой лишь после того, как мы накопим много позитивных впечатлений. Тогда ум более стабилен, и проникающее видение его природы появляется легко. Таким образом два накопления — заслуги и мудрости — чередуются и очень тесно взаимодействуют. Если же мы пренебрегаем полезными поступками, это взаимодействие не состоится. Мы также не сможем в большом объеме и в долгосрочной перспективе помогать существам освобождаться от страданий. Действия Бодхисаттвы объясняются в третьей главе «Развитие просветленного настроя».
Очищение кармы
• Мы получили ясное представление о действиях и их последствиях, и теперь важно удалить из ума негативные впечатления. В этой связи мы увидели, как в мире людей можно изменять привычки и влиять на условия созревания кармы. Предпосылкой очищения является осознание того, что мы с безначальных времен постоянно совершали вредные поступки. Мы видим это совершенно ясно и хотим измениться. Мы решаем больше не совершать негативного и по возможности поступать только позитивно. Таким образом отсекаются все причины будущих страданий и создаются основы счастья.
В общем, каждое полезное действие является противоядием для негативных действий. Кроме того, Будда дал особые методы, которые мощно удаляют накопленные в уме впечатления. Таким средством, соответствующим второму циклу поучений, является медитация на пустоту, или на пространственную природу всех явлений — согласно текстам «Праджняпарамиты», она очищает в уме всю негативность, созданную на протяжении целой мировой эпохи. Взаимозависимое происхождение, то есть всевозможные переплетения причин, условий и следствий, а также пустота от независимого, истинного существования — вот два неразделимых признака всех явлений. Подлинное понимание этой природы вещей расширяет взгляд на причину и следствие, одновременно всё больше растворяя привычку привязываться к реальности переживаний. Только полное познание взаимозависимого происхождения всех вещей приносит настоящую свободу.
В Алмазном пути очищающая сила всех Будд проявляется в форме Алмазного Ума (санскр. Ваджрасаттва, тиб. Дордже Семпа). Медитация на эту форму действует как промышленный пылесос, удаляя все негативные впечатления из сознания–хранилища. При этом благодаря сочувствию Будд и нашей открытости созревание кармы так сильно ослабляется, что потом мы переживаем только тени негативных впечатлений. Вот как говорит об этом Лама Оле Нидал: «Мы видим лишь хвосты животных, покидающих зоопарк». Иногда нам снятся очистительные сны или появляются другие переживания, показывающие, что удаляются кармические семена, которые хранились в уме, как маленькие атомные бомбы, и позднее, при созревании, принесли бы большое страдание. Эта специальная очистительная практика является вторым из четырех «Основополагающих упражнений» (тиб. нёндро), о которых мы подробно расскажем ниже.
То, как медитация на Будда–аспекты очищает кармические впечатления и завесы в уме, будет объяснено в контексте основной части медитации. Лишь когда удалены все завесы и даже самые тонкие привычные тенденции, достигается абсолютное состояние Будды. Только после рассеивания облаков, заслонявших солнце, начинает сиять его свет. Точно так же по мере очищения завес проявляются совершенные качества Просветления. Собственно смыслом медитации является именно раскрытие возможностей ума, а очищение — необходимая предпосылка для этого. Если практикующие переживают в медитации много ясности и радости, и одновременно уменьшаются мешающие чувства и ограничивающие представления — налицо признак того, что практика движется в верном направлении.
Таким образом, мы рассмотрели некоторые важнейшие аспекты кармы, не претендуя на полноту их раскрытия. Данная область знания очень обширна и глубока, ведь одновременно с работой причин и следствий в потоке нашего ума происходит и постоянное влияние существ друг на друга. Это взаимодействие карм также называется сетью кармической обусловленности. Одним из его аспектов является то, что существа из–за сходства их действий позже перерождаются в одинаковых жизненных обстоятельствах. Это называют «коллективной кармой». Но даже одинаковые обстоятельства ощущаются и переживаются индивидуально.
Все аспекты кармы может понять только полностью просветленный Будда. В Махаяне, Великой колеснице, объясняются все аспекты взаимозависимого происхождения вещей в том виде, как Будда изложил их, в частности, в «Сутре рисовых ростков» (содержится в Кангьюре). В ней показывается, что вещи, с одной стороны, проявляются согласно закону взаимозависимого происхождения и, с другой стороны, пусты от независимого существования. Если развивать хорошее понимание кармы, то есть причины и следствия, приближаешься к истинной природе всех явлений.
Кармические действия бывают трех видов: позитивные, негативные и неподвижные. Они ведут к перерождению в «трех сферах существования». Негативные действия вызывают перерождение в трех низших мирах: состояниях паранойи, мирах духов и животных. Позитивные действия ведут к перерождению в трех высших мирах: людей, полубогов и богов. Эти шесть миров объединены названием «сфера желаний». Так называемые неподвижные действия это удерживание ума в определенных состояниях концентрации, не связанных с глубоким проникающим видением. Они ведут к перерождению в сферах «формы» и «без формы». Эти три сферы вместе образуют весь круговорот, существование в котором всегда сопряжено с тем или иным видом страдания.