К Всевышнему Аллаху, когда человек искренне кается за свои грехи. Человек достигает этого, если
умирает в таком состоянии. Дошло много хадисов и том, что "кто сказал "нет божества, кроме
Аллаха", и в его сердце было благо [вера] весом хотя бы в ячменное зернышко, или в горчичное семя,
или весом в пылинку, тот выйдет из Огня". Дошло также мною хадисов и о том, что многие из тех,
кто сказали "нет божества, кроме Аллаха", попадут в Огонь, а затем выйдут из него; о том, что Аллах
Запретил Огню пожирать след саджда (земного поклона) у сынов Адама, ибо они совершали Аллаху
Намаз и земные поклоны; а также о том, что запрещен Огонь тому, кто сказал "нет божества, кроме
Аллаха" и кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник
Аллаха. Однако все это привязано к одному важному условию. Большинство тех, кто произносит его,
Не знают искренности, или делают это по традиции или обычаю. Сладость веры не смешивается с
Отображением их душ. Большинство тех, кто проходит искушение при смерти или в могиле,
Относится к тем людям, о которых говорится в хадисе: «...Я слышал, что люди говорят что-то, и
Говорил это..» (Это — часть длинного хорошего хадиса, приведенного ат-Тирмизи (1070) и ат-
Табарани в «аль-Аусате»). Большинство их деяний — это подражание и следование примеру, и это о
Них сказал Всевышний Аллах: «Мы нашли наших отцов держащимися такого исповедания, и мы
Следуем по их стопам» (Украшения, 23).
Следовательно, между хадисами нет противоречия. Если человек произносит эти слова с полной
Искренностью и убежденностью, то в таком состоянии он не будет полностью предаваться грехам.
Совершенство искренности и убежденности обязует его к тому, чтобы он любил Аллаха больше
Всего, и тогда в его сердце не остается стремления к тому, что запретил Аллах, и отвращения к тому,
Что Аллах приказал. Вот для кого Аллах запретил Огонь, даже если до этого у него были грехи.
Истинно, это — вера и искренность! Это — покаяние, это — любовь, это убежденность. Все его грехи
Смываются, как ночь смывает день. Если он сказал это самым совершенным образом,
Препятствующим великому и малому ширку, то он не будет полностью привержен грехам, ему будет
Даровано прощение, и Огонь будет запрещен для него. Если он сказал это, искренне отказавшись от
Ве-ликого ширка, хотя и совершая малый ширк, и после этого не впал в противоречащее этому, то это
— благо, которому не противодействует никакое плохое деяние, и [в день Воскресения] у него
перевешивает чаша весов с благими делами, и, как сказано в хадисе, "Огонь запрещен для него".
Однако его степень в Раю уменьшается в зависимости от его грехов. От него отличается тот, плохие
Дела которого перевешивают благие, и он умирает приверженным к этому. Он заслуживает Огня.
Если он сказал "нет божества, кроме Аллаха" и искренне отказался от великого ширка, однако не
Умер, настаивая на этом свидетельстве, а продолжал грешить и совершать плохие деяния, которые в
Результате перевесили благо его таухида, то он был искренним, когда произносил эти слова, но впал в
Грехи, что ослабило и уменьшило его таухид и искренность. Усиливается огонь его грехов, пока не
Выжжет их полностью. Однако он не коснется тех, кто был искренним и убежденным, поскольку их
Благие дела обязательно перевешивают плохие. Умирая на основании этого, они попадают в Рай.
Мы боимся за искреннего верующего, что он может совершить весомое плохое деяние, и его вера
Уменьшится, и он перестанет произносить эти слова с той искренностью и убежденностью, которая
Препятствует всем плохим делам. Для него опасны великий и малый ширк. Если он уберегся только
От великого ширка, то остается малый. К нему прибавляются плохие дела, которые соединяются с
Малым ширком, и тогда перевешивает чаша плохих деяний. Плохие деяния ослабляют веру и
убежденность, ослабляют значимость произнесения слов "нет божества, кроме Аллаха", делают не-
Возможной искренность в душе, и произносящий их уподобляется пьяному или спящему человеку,
Или тому, кто украшает чтение аятов Корана, не чувствуя вкуса и сладости. Они не произносят этого с
Совершенными верностью и убежденностью, напротив, совершают после этого грехи, которые
Аннулируют их, и уже произносят их без убежденности и верности, и умирают с этим. Множество их
Плохих дел препятствует их попаданию в Рай. Когда совершается много грехов, произнесение этих
Слов становится тяжелым для языка, сердце становится жестким к ним, и человек чувствует
Отвращение к праведным делам, с трудом слушает Коран, ожидает хорошего при упоминании не
Аллаха, успокаивается от лжи, позволяет сквернословие, приобщается к беспечным людям и
Чувствует отвращение к сторонникам истины. Это — пример того, кто произносит эти слова языком,
Не имея этого в сердце, и его слова опровергаются тем, что они не подтверждаются в делах».
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Вера заключается не в самовосхвалении и мечтании. Вера — в том,
Что запечатлелось в сердцах, и чему были верны дела. И тот, кто говорил благое и совершал благое,
От него это принимается, а тот, кто говорил благое, а совершал плохое, от него это не принимается».