Любовь «агапе» означает ту совершенную любовь, которая существует между ипостасями Троицы — Отцом, Сыном и Духом

Любовь «агапе» — это любовь Божья к человеку — т.е. та любовь, которая побудила Отца отдать Своего Сына, а Христа — Свою жизнь, чтобы искупить человечество от греха и его последствий. Это также та любовь, которую Бог изливает в сердца тех, кто верит в Иисуса Христа.

Это помогает нам понять Иоанна в 1-м Иоанна 4:7-8:

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

Иоанн использует греческие слова «агапе» и «агапо». Он наставляет, что есть такой вид любви — «агапе» — которую может пережить только рожденный от Бога человек. Такая любовь исходит от Бога.

Всякий, кто в любой степени проявляет этот вид любви, точно в такой степени познал Бога через возрождение. И наоборот, кто не проявляет такой любви, тот никогда не знал Бога; ибо в той степени, в какой человек познает Бога, в той степени он изменен и преобразован любовью Божьей, так что он сам начинает проявлять ее по отношению к другим.

Как указывает здесь Иоанн, это проявление любви «агапе» — любви Божьей — начинается в человеке с возрождения. Это не расходится со словами апостола Петра в 1-м Петра 1:22-23:

Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век.

Там, где Петр говорит: «...постоянно любите друг друга от чистого сердца», он употребляет глагол «агапо». Он непосредственно связывает эту возможность проявления христианами Божьей любви с фактом их возрождения от нетленного семени Слова Божьего. То есть потенциал любви Божьей содержится внутри божественного семени Слова Божьего, которое насаждается в наши сердца при рождении свыше.

Однако Бог предусматривает, чтобы это начальное переживание Его любви, получаемой при возрождении, постоянно и безмерно возросло через крещение в Духе Святом. По этой причине Павел говорит в уже процитированном нами отрывке из Римлянам 5:5:

...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

И опять Павел употребляет то же самое слово для обозначения Божьей любви — «агапе». Глагол «излиться» употреблен здесь в прошедшем времени, совершенном виде. Итак, смысл этой фразы заключается в том, что во время акта крещения в Духе Святом, за один раз, Бог излил в сердце верующего всю полноту Своей божественной любви. Ничто не было удержано, все было излито.

Благодаря этому одному переживанию, безграничная Божья благодать предоставила в распоряжение верующего всю полноту Божьей любви, без ограничений и оговорок. После этого верующему нет нужды искать больше любви Божьей; ему только нужно принять, наслаждаться и проявлять то, что он уже получил внутри себя.

Для крещенного в Духе верующего просить Бога дать ему больше любви все равно, что для живущего на берегу полноводной реки просить о каком-то другом источнике воды. Ему нужно только воспользоваться тем источником, который уже имеется в его распоряжении.

Подобным образом, как говорит Иисус в Евангелии от Иоанна 7:38-39, внутри крещенного в Духе верующего не просто одна река, но реки воды живой — реки Божьей благодати и любви — в бесконечном избытке для всякой нужды, какая только может возникнуть в жизни.

О сути этой любви Божьей, изливаемой внутрь верующего Духом Святым, говорит Павел в последующих трех стихах 5-й главы к Римлянам — с 6-го по 8-й:

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

Павел указывает, что даже естественная любовь, вне благодати Божьей, может побудить человека умереть за своего друга, если его друг добропорядочный человек — точно так же, как естественная любовь может побудить мать отдать жизнь за своего ребенка. Но Павел подчеркивает, что Христос умер за грешников, которые не были достойны даже и естественной любви.

Для описания тех, за кого умер Христос, Павел использует три фразы: немощны, нечестивые, грешники. Это говорит о том, что те, за кого умер Христос, в то время были совершенно неспособны помочь самим себе, отделены от Бога и, фактически, находились в открытом бунте против Бога. Именно умерши за нечестивых, грешников и бунтарей, Христос проявил «агапе» — любовь Божью в ее совершенной полноте.

В 1-м Иоанна 4:9 апостол Иоанн так определяется любовь Божью:

Любовь Божия (агапе) к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

Любовь Божья не зависит от качеств тех, к кому она направлена, она также не ожидает взаимности. Напротив, она сначала безвозмездно дает тем, кто не взывает о любви, недостоин ее и даже открыто враждует с Богом и бунтует против Него.

Именно эту любовь выражает Иисус в Своей молитве за распинающих Его в Евангелии от Луки 23:34:

...Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

Эта же любовь Божья выражается в молитве умирающего Стефана, когда он просит за побивающих его камнями в Деяниях 7:60:

...Господи! не вмени им греха сего.

Эту же самую любовь выражает тот, кто был активным участником побиения Стефана камнями — Савл из Тарса, позднее апостол Павел. Вот что он говорит в Послании к Римлянам 9:1-3 о своих братьях по плоти, иудеях:

Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти...

Настолько Павел желал спасения своих братьев иудеев, которые преследовали христиан, что он был готов пожертвовать всеми своими благословениями спасения и вернуться под проклятие непрощенного греха, со всеми вытекающими отсюда последствиями, если бы это помогло его братьям прийти ко Христу. Павел признает, что такая любовь возможна только благодаря внутреннему присутствию Святого Духа, ибо он говорит: «свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом».

Любовь больше всего

Мы уже отметили, что среди тех различных целей, для которых дается дар Святого Духа, излияние Божьей любви внутрь сердца верующего занимает особое и уникальное место. Причина заключается в том, что без этого всепоглощающего влияния любви Божьей на сердце верующего, все остальные результаты, которые может дать крещение в Духе Святом, теряют свою значимость и не достигают истинной цели.

В 1-м Коринфянам 13:1-2 Павел очень ярко подчеркивает уникальную важность этой любви «агапе»:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

С присущим ему смирением Павел ставит себя на место верующего, который имея духовные дары, не имеет Божьей любви. В предыдущей главе 1-го Послания Коринфянам он перечислил девять даров или сверхъестественных проявлений Святого Духа. Теперь он для наглядности представляет себя как человека, проявляющего эти различные дарования, но без любви.

Во-первых, он рассматривает возможность проявления дара говорения на иных языках на таком высоком сверхъестественном уровне, что это не просто говорение на человеческих языках, но даже на ангельских. Павел говорит, что без любви Божьей это подобно медному гонгу или кимвалу (вид ударного инструмента), которые дают громкий звук, если по ним ударить, но они пусты внутри.

Затем Павел объясняет, что служение в других выдающихся духовных дарах — таких как пророчество или слово мудрости, или слово знания, или веры — без любви Божьей — ничто.

Этими словами Павел отвечает на вопрос, задаваемый сегодня многими: возможно ли злоупотребление даром языков? Ответ ясен: ДА, злоупотребление возможно. Всякое использование языков без любви Божьей, является злоупотреблением, потому, что такой верующий пуст, как гонг или кимвал, а уж это, конечно, не является целью Божьей.

Это относится и к другим дарам, упоминаемым Павлом в этих стихах, т.е. пророчеству, слову мудрости, слову знания и вере. Всякое использование духовных даров без любви Божьей не достигает цели Божьей.

Однако, практика снова и снова показывает, что существует особая опасность злоупотребления верующими этими духовными дарами, которые действуют через органы речи, т.е. дара языков, истолкования и пророчества. Это подтверждается тем фактом, что Павел посвящает большую часть следующей 14-й главы наставлению в том, как применять эти особые дары. Совершенно очевидно, что если бы не было возможности злоупотребления этими дарами, то не было бы и потребности давать правила их применения.

Однако изучая слова Павла в 1-м Коринфянам 13:1, важно обратить внимание, какие именно слова он использует:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий.

В русском языке вместо тире мы подразумеваем глагол «быть» в настоящем времени — «я есть» (или «я есмь» по-старославянски). В оригинале же употреблен глагол, который правильнее было бы перевести на русский язык как «я стал» или «я превратился». В верующем произошла перемена. Он не в том же духовном состоянии, в котором был первоначально, когда был крещен в Духе Святом.

Тогда он был удостоверен, что ему прощены грехи и его сердце очищено через веру во Христа; он был готов как можно полнее подчинить себя водительству Духа Святого. В этом состоянии первое проявление говорения на ином языке свидетельствовало, что Дух Святой начал обитать внутри верующего и направлять его.

Однако с течением времени у описываемого Павлом верующего остались внешние проявления, из-за небрежности или непослушания ушло внутреннее состояние очищенности и подчиненности Святому Духу. Так процесс говорения языками деградировал в просто физическое проявление, без всякого соответствующего внутреннего духовного смысла.

Чтобы правильно увидеть это явление, мы должны сопоставить два факта, подтверждающиеся и Писанием, и опытом.

Во-первых, в момент крещения в Духе Святом верующий должен исполнить два условия: его сердце должно быть очищено верой во Христа; и он должен желать подчинить контролю Духа Святого свои физические члены — в особенности свой язык.

Во-вторых, факт очищения и подчинения в момент крещения в Духе сам по себе не является автоматической гарантией того, что верующий всегда останется в этом состоянии, даже если у него останется проявление говорения на иных языках.

Сейчас многие могут воскликнуть: «Но ведь Бог должен просто забрать дар у того верующего, который начал им злоупотреблять!» Однако это предположение, что Бог заберет Свой дар в случае злоупотребления, не подтверждается ни логикой, ни Писанием.

С логической точки зрения если даваемый дар можно было бы забирать по воле дающего, то это вовсе не подарок, не безвозмездный дар. Дарящий теряет контроль над безвозмездным даром, данным однажды. Этот подарок переходит навсегда к тому, кому он дан — то ли для благого употребления, то ли для злоупотребления, то ли для неупотребления вообще. Об этом же говорит и Писание в Послании к Римлянам 11:29:

Ибо дары и призвание Божие непреложны.

Слово «непреложны» относится здесь к Богу, а не к человеку, и говорит о том, что уж если Бог дал дар, то Он не меняет впоследствии Свое решение и не забирает Свой дар назад. После того, как Бог дал верующему духовный дар, ответственность за правильное использование этого дара полностью ложится на человека.Этот важный принцип применим во всех сферах Божьих отношений с человеком, включая дары Духа Святого.

Все ищущие или уже получившие крещение в Духе Святом с проявлением говорения на иных языках должны трезво оценить это заключение. Согласно Писанию, невозможно принять это исходное крещение без этого внешнего проявления. Но вполне возможно после этого иметь внешнее проявление и потерять внутреннюю полноту Духа.

Существует один-единственный, библейский способ проверки пребывающей полноты Святого Духа, и это — проверка любовью. Мы должны быть исполнены любовью Божьей в той же степени, в которой мы исполнены Святым Духом. Мы ровно настолько исполнены Святым Духом, насколько мы исполнены любовью Божьей.

В 1-м Иоанна 4:12-13 апостол говорит об этом довольно простым языком:

Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.

И снова в 16-м стихе:

...Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем.

Подобным же образом в 1-м Коринфянам 13:13 Павел отдает любви место особого почета среди всех Божьих даров и милостей:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Из всех действий обитающего внутри Духа, величайшим и самым устойчивым является излияние Божьей любви в сердце верующего.

***

В последних четырех главах мы рассмотрели результаты, предназначенные Богом для каждого верующего через крещение в Духе Святом. Мы обнаружили восемь следующих важных следствий этого переживания:

1) сила для свидетельства;

2) возвышение и прославление Христа;

3) предвкушение небесных сил и вхождение

в сверхъестественную жизнь;

4) помощь в молитве, поднятие верующего выше его

собственной природной крепости и понимания;

5) новое понимание Писаний;

6) ежедневное водительство по пути Божьей воли;

7) жизнь и здоровье для физического тела;

8) излияние Божьей любви в сердце верующего.

В следующем разделе мы рассмотрим те результаты, которые производит крещение в Духе Святом в жизни и поклонении христианской общины в целом.

РАЗДЕЛ Б: ИСПОЛНЕННАЯ ДУХОМ ОБЩИНА

СВОБОДА ПОД КОНТРОЛЕМ

Перейдем теперь от жизни отдельного верующего к рассмотрению жизни и поклонения христианского собрания в целом. Мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

1. Что меняет крещение в Духе Святом в жизни и переживании всей общины в целом?

2. Что отличает ту общину, все или почти все члены которой крещены в Духе Святом и имеют свободу в проявлении полученной таким образом силы?

3. Каким образом это собрание будет отличатся от того собрания, где никто из членов не имеет этого переживания?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрим два главных различия между свободным собранием исполненных Духом верующих и тем собранием, где христиане не приняли крещение в Духе Святом.

Подчинение господству Духа

О первой важной отличительной черте такого собрания говорит Павел во 2-м Коринфянам 3:17:

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Павел указывает на два важных факта о присутствии и влиянии Святого Духа в собрании. Во-первых, Дух Святой — Господь. В Новом Завете употребление слова «Господь» соответствует употреблению и смыслу имени «Иегова» в Ветхом Завете. Это имя принадлежит единому истинному Богу и никому другому.

Этот титул принадлежит по праву всем трем ипостасям Троицы. Бог Отец — Господь; Бог Сын — Господь; и Бог Дух Святой — Господь. Так, когда Павел говорит, что Господь есть Дух, он подчеркивает верховный суверенитет Святого Духа внутри церкви.

Вторым важным фактом, о котором здесь говорит Павел, является то, что признание и принятие господства Святого Духа в церкви приносит результат — «свободу» собрания. Смысл второй половины стиха становится более понятным, если мы выразим его так: Где Дух — Господь, там свобода. То есть собрание имеет истинную свободу только в той степени, в какой его члены признают и подчиняются господству Святого Духа.

Итак, мы можем охарактеризовать первую отличительную черту крещенной в Духе общины двумя словами: «свобода» и «господство» (управление).

На первый взгляд может показаться, что эти два слова несовместимы. Кто-то может возразить: «Если у нас свобода, то мы не под господством (управлением). Если же нами управляют, то мы не свободны». Многие люди действительно думают, что свобода и управление противоположны. Это относится не только к духовным понятиям, но и к политике.

Мне вспоминается политическая ситуация в Кении (Восточная Африка), где я был директором колледжа с 1957 по 1961 год. В то время народ Кении с нетерпением ожидал полной независимости и самоуправления. На суахили, независимость означается словом «ухуру», что дословно означает «свобода», и это слово было у всех на устах. Многие необразованные африканцы рисовали себе чудесные картины, связанные с «ухуру» или «свободой».

«Когда наступит ухуру, — говорили они, — мы сможем ездить на своих велосипедах на той стороне дороги, по которой нам вздумается; мы сможем ездить бесплатно на автобусах; мы больше не будем платить налоги правительству». Более умудренные люди в других странах увидят в таких заявлениях нечто ребяческое или несуразное. Такие люди будут утверждать, что подобные условия не являются истинной свободой, но, скорее, анархией и беспорядком в наихудшей степени. Тем не менее, эти простодушные африканцы были совершенно искренни в своих представлениях о «свободе»; и их политическим лидерам подчас приходится очень нелегко, объясняя, что же представляет собой разумная и практическая свобода и независимость.

Странно то, что те люди, которые мудры в понимании политической свободы, иногда очень по-детски представляют себе духовную свободу. Они будут улыбаться, слушая представления африканцев о том, что политическая свобода состоит в возможности ездить по любой из сторон дороги или в бесплатном проезде на автобусах. Тем не менее, эти же люди точно так же неразумны или беспорядочны в духовном, оправдывая свое поведение «духовной свободой».

Например, в некоторых собраниях, когда одного из членов просят вести молитву и представить определенные молитвенные нужды Богу, другие члены могут так громко молиться на языках, что остальное собрание не слышит, что говорит назначенный молитвенник. Это означает, что все собрание не может сказать с пониманием верой «Аминь!» на ту молитву, которую они даже могли и не услышать. Таким образом, из-за безрассудного употребления языков все собрание теряет благословение и результативность объединенного моления и ходатайства от всего сердца.

Или, опять-таки, может случится так, что проповедник представляет логическую библейскую проповедь, призванную показать неспасенным необходимость и путь спасения. Когда проповедник начинает приближаться к кульминации проповеди, кто-то в собрании вдруг прорывается с громким и несвоевременным высказыванием на иных языках. В результате этого внимание всего собрания отвлекается от проповеди о спасении; неверующие или раздражаются, или путаются от того, что кажется им бессмысленной выходкой. Поэтому и вся сила тщательно подготовленной проповеди о спасении потеряна.

Если человека, ответственного за подобное неразумие, впоследствии пытаются вразумить, часто он отвечает так: «Я не мог сдержаться! Дух Святой побудил меня. Мне пришлось подчиниться Духу Святому». Однако это неприемлемый ответ, потому что он противоречит Писанию.

В 1-м Коринфянам 12:7 Павел говорит:

Но каждому дается проявление Духа на пользу...

Мы можем выразить это даже так: «Проявление Духа всегда дается с полезной, практической, разумной целью».

Так, если проявление Духа достигает той цели, с которой оно дается, то оно всегда будет гармонично согласовываться с планом и целью всего служения в целом и внесет положительный вклад в достижение главной цели служения. Оно никогда не будет бессмысленным, отвлекающим внимание или неуместным.

У Бога — сыновья, а не рабы

Павел также говорит в 1-м Коринфянам 14:32-33:

И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

Другими словами, всякое духовное проявление, истинно направляемое и контролируемое Богом, создает мир и гармонию, а не беспорядок и анархию.

Если духовные проявления ведут к путанице и беспорядку, то те, кто являются причиной этого, не могут сказать впоследствии: «Я не могу удержаться! Дух Святой побудил меня!» Павел устраняет эту оговорку: «духи пророческие послушны пророкам». Другими словами, Дух Святой никогда не насилует волю отдельного верующего и не побуждает его поступать против его собственной воли.

Если даже верующий и проявляет духовный дар, то он все равно контролирует свой дух и волю. Он свободен проявить этот дар или не проявить. Ответственность за проявление лежит на нем самом. Как мы уже отметили раньше, Дух Святой никогда не является ни диктатором, ни деспотом в жизни верующего.

Это главное отличие истинного проявления Святого Духа от явления спиритизма или демонической одержимости. Тот, кто выступает в роли медиума или иного сосуда сатанинской силы, вынужден предоставить полный контроль всей своей воли и личности тому духу, который пытается овладеть им или действовать через него. Очень часто в таких случаях такой человек понуждаем сказать что-то такое, что он никогда бы не сказал по собственному желанию.

На некоторых этапах спиритизма человек, подчинившийся контролю духа, перестает совершенно понимать или осознавать, что он делает или говорит. В конце такого переживания одержимый человек может прийти в себя в совершенно незнакомой ему обстановке, по истечении многих часов, не имея никакого понятия и не помня, что же случилось с ним. При этом и воля, и понимание одержимого бесом человека полностью подавляются.

Однако Бог Дух Святой никогда не обращается подобным образом с верующим во Христа. Воля и личность являются одними из самых драгоценных даров Божьих человеку. Следовательно, Бог никогда не подавляет и не узурпирует ни волю, ни личность верующего.Он будет действовать через них, если Богу позволят, но Он никогда не подавляет их. Сатана превращает людей в рабов; Бог же делает их Своими детьми.

Итак, мы видим, как это неверно и не по Писанию заявить, что Дух Святой заставляет проявлять духовный дар. Говоря так, верующий изображает обитающего внутри нас Духа Божьего как деспота, а самого себя — как раба. Те верующие, которые так говорят, еще не поняли свои привилегии и ответственность как сынов Божьих.

Им следует заново пересмотреть слова Павла в Послании к Римлянам 8:15-16:

...Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.

Итак, мы сталкиваемся лицом к лицу с важным общим принципом, который верен во всех человеческих делах, как политических, так и духовных. Истинная свобода невозможна без хорошего управления.Та свобода, которая пытается устранить всякое управление или контроль, заканчивается анархией и беспорядком. Конечным результатом является новая форма рабства, намного хуже, чем устраненная форма управления.

Мы видим неоднократные примеры этому в политической истории человечества; и этот же самый принцип срабатывает в духовной жизни Церкви Христовой. Истинная духовная свобода возможна только там, где есть духовное управление, а управлять Церковью Бог назначил Духа Святого.

Итак, мы возвращаемся к утверждению Павла во 2-м Коринфянам 3:17:

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Если мы хотим насладиться свободой Духа, то сперва мы должны добровольно признать господство Духа. Эти два проявления Святого Духа нераздельны.

Мы также должны учитывать еще один важный факт о Духе Святом, о котором мы говорили раньше. Дух Святой является как автором, так и истолкователем Писаний. Это означает, что Он никогда не заставит верующего ни говорить, ни делать ничего, противоречащего Писаниям. Если бы Он когда-либо сделал это, то Он был бы нелогичен и противоречил бы Самому Себе; а это, как мы знаем, невозможно.

Во 2-м Коринфянам 1:18-19 Павел говорит:

Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет», но в Нем было «да»...

Здесь Павел говорит о том, что Бог никогда не противоречит Самому Себе. Чего бы ни касалось дело, то ли учения, то ли практической стороны, Бог никогда не говорит то «да», то «нет». Если уж Он сказал «да», то это всегда «да». Он не изменит «да» на «нет» впоследствии. Он неизменен и не противоречит Самому Себе.

Это относится ко взаимосвязи учения Писания, с одной стороны, и высказываний и проявлений Святого Духа, с другой стороны. Дух Святой, будучи автором Писания, никогда не противоречит Писанию. Не может быть одновременно и «да», и «нет». Если Библия говорит «нет», то и Дух Святой говорит «нет». Высказывание или проявление, вдохновленное и контролируемое Святым Духом, никогда не противоречит учению, принципам или примерам Писания.

Однако, как мы уже подчеркнули, в жизни верующего Дух Святой не является диктатором. Дух Святой выступает в роли истолкователя и советчика. Но в воле верующего остается либо принять, либо отвергнуть совет Духа Святого — верующий может либо подчиниться, либо не подчиниться. Это налагает колоссальную ответственность на каждого крещенного в Духе верующего. Каждый верующий должен лично познавать откровения Духа Святого из Писаний, а затем так направлять свое собственное поведение в отношении проявления духовных даров — как и во всех других ситуациях — чтобы это согласовывалось с учением, принципами и примерами Писания.

Если же по причине лени, безразличия или непослушания крещенный в Духе верующий не делает этого и посему проявляет духовные дары неразумно и не по-библейски, ответственность за это ложится на самого верующего, а не на Духа Святого.

В связи с этим особая ответственность возлагается на всякого служителя, призванного Богом вести служение в исполненной Духом общине. Он должен не только служить в послушании и водительстве Духа Святого, и в соответствии с учением Писания; но и быть орудием Божьим в руководстве поклонения и служения всей общины в соответствии с теми же библейскими принципами.

Для того чтобы делать это успешно, нужно в высокой степени обладать особыми качествами, прежде всего тщательно и практически знать Писания; затем иметь мудрость, авторитет и дерзновение. Когда служителю не хватает этих качеств, то община, пытающаяся проявлять духовные дары, будет подобна кораблю на море, посреди сильных ветров и предательских мелей, во главе с плохо подготовленным и неопытным капитаном. Неудивительно, что судно терпит крушение!

Я лично был задействован в служении полного Евангелия более пятидесяти лет. В течение этих пятидесяти лет я заметил две вещи, которые более всего мешали принятию свидетельства полного Евангелия (т.е. с признанием проявлений Духа Святого). Во-первых, это неумение контролировать должным образом публичное проявление духовных даров, особенно дара языков; во-вторых, это ссоры и разделения среди крещенных в Духе верующих, как среди членов одной и той же общины, так и между разными общинами. Оба эти явления коренятся в одной и той же ошибке: непризнании господства Духа Святого.

Итак, теперь мы можем дать определение истинной свободы. Духовная свобода состоит только в одном: признании господства Духа Святого в Церкви. Где Дух — Господь, там свобода.

Времена и сроки

Очень многие крещенные в Духе верующие имеют свои собственные представления о свободе. Некоторые думают, что свобода состоит в криках. Если бы мы могли вести себя как угодно, раскованно, то мы бы этим могли выработать свободу. Но Дух Святой не вырабатывается: Он либо нисходит свыше, либо истекает изнутри. В обоих случаях Его проявление свободно и спонтанно, и никогда не трудоемко и не утомительно.

Другие крещенные в Духе верующие всячески отстаивают определенные формы выражения: то ли пение, то ли рукоплескание, то ли танцы. Во многих случаях это объясняется тем, что когда-то Бог благословил их в этом, и они уверовали, что отныне Его благословение будет происходить именно в такой форме, и никак иначе. Однажды Бог благословил их в крике, поэтому они всегда хотят кричать. Или же Бог благословил их в танце, поэтому они всегда хотят танцевать. Они так ограничили самих себя в понимании Духа Святого, что не воспринимают Божьих благословений в какой-либо другой форме. Очень часто они даже презирают тех верующих, которые не присоединяются к ним в крике, танцах или рукоплескании, подчеркивая, что те верующие не вполне «свободны в Духе».

Отметим, что крики, танцы или рукоплескание являются вполне библейскими формами поклонения народа Божьего. Но совершенно не по-библейски утверждать, что любая из этих форм составляет истинную духовную свободу.

Тот, кто воображает, что он всегда должен поклоняться Богу определенныи образом, например, с криками, танцами или рукоплесканием, уже не имеет истинной духовной свободы; напротив, он попал в особое религиозное рабство своего собственного изобретения. Такой человек точно так же скован, как и верующий на противоположной стороне религиозной шкалы, который не знает иного способа поклонения Богу, как только в форме литургии.

Мы находим чудесный ключ к пониманию истинной духовной свободы в словах Соломона в Екклесиасте 3:1-8:

Всему свое время,

Наши рекомендации