Философско-антропологическая (синтетическая) стратегия исследования человека
Задача создания целостной концепции человека на основе синтеза религиозных, конкретно-научных и философских представлений о его сущности.
Философская антропология как направление философской мысли возникает в 20-е гг. 20 в.
Ее основоположниками являются немецкие мыслители Макс Шелер (1874 – 1928), Арнольд Гелен (1904 – 1976), Хельмут Плеснер (1892 – 1985).
Макс Шелер (1874 – 1928)
¡ Сущностная идея человека - антропологический дуализм жизни и духа (сущностное отличие человека).
¡ Базисной характеристикой человеческого духа является его «открытость миру». Животные ограничены средой обитания, дух же человека способен к преодолению давления органической жизни, к безграничному трансцендированию – выходу за любые актуально данные пределы.
¡ Благодаря духу человек может сказать «нет» витальным порывам и инстинктам, возвысившись над ними.
¡ Дух находит свое выражение в свободе, самосознании, интеллектуальном познании, любви, сострадании, раскаянии, доброте. Высшее проявление духа мыслитель видит в святости и устремлении к Богу.
Арнольд Гелен (1904—1976)
· Специфика человека определяется тем, что по сравнению с животными он существо биологически недостаточное, неприспособленное, неспециализированное.
· человек не может вести естественное существование, и вынужден компенсировать свою ущербность активной деятельностью, направленной на овладение природой.
· С целью выживания человек создает искусственный мир культуры (язык, технику, социальные институты, а также собственные влечения, не заданные инстинктами и др.).
III. Современные концепции антропосоцио- и культурогенеза.
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ(от греч. anthropos – человек, genesis – происхождение и от лат. societas – общество) –
Единый процесс возникновения человека и общества.
1. Креационизм (от лат. creatio – творение, создание)
Креационизм лежит в основе религиозного мировоззрения и исходит из идеи Божественного происхождения человека.
Будучи образом и подобием Божиим, человек есть «венец» божественного творения, наиболее совершенное из всех существ.
Человек единственный из всех тварей наделен свободной волей, бессмертной душой, разумом, совестью, возможностью трудиться и творить.
Современный креационизм
В 60 – 80 гг. возникает специфическая форма креационизма – «научный» креационизм (Г.Моррис, У.Смит и др.), создаются специализированные центры для обоснования истинности библейского учения о сотворении мира (Институт креационистских исследований в г. Сан-Диего и др.). Для обоснования библейской версии творения креационисты используют новейшие данные естествознания.
Основные аргументы сводятся к следующим:
- описанное в Священном Писании «шестидневное» творение мира в последовательном его восхождении от низших форм к человеку, в целом соответствует современным научным представлениям о развитии Вселенной (неживая материя – жизнь – человек);
- видовые «разрывы» (отсутствие промежуточных форм, связывающих между собой различные виды живых существ), скачкообразный характер смены геологических эр свидетельствуют об отдельных днях творения;
- возникновение человека, его разума, воли, нравственности невозможно объяснить естественными факторами – по сравнению с остальной природой человек настолько уникален, что причиной его появления может быть только сверхъестественное трансцендентное миру начало – Бог.
2. Эволюционизм (от лат. evulutio – развертывание) исходит из идеи естественного происхождения человека в результате развития мира природы.
• 19 в.; английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин («Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871))
• идея о естественном отборе как движущем факторе эволюции,
• положение о животном происхождении человека и наличии общего предка у человека и обезьяны.
Начало становления человека современные эволюционисты, связывают с появлением первых гоминидных существ (промежуточного звена между обезьяной и человеком).
Причины их генезиса - в генетических мутациях, которые, по разным гипотезам, стали следствием климатических изменений (оледенения или потепления), инверсии магнитного поля Земли, вспышки близкой сверхновой звезды, сейсмической и тектонической активности, повышения уровня радиоактивности и др.
Гоминидным существам были присущи специфические морфологические признаки – гоминидная триада: прямохождение, изменение кисти руки, увеличение объема головного мозга.
Одновременно с морфологическими формировались и социальные признаки гоминид
¡ создание и использование орудий труда в процессе совместной трудовой деятельности,
¡ развитие языка и речи,
¡ возникновение запретов и табу как первых форм регуляции взаимоотношений между людьми.
В ходе эволюции эти признаки получили преимущественное развитие и определили специфику человека как биосоциального существа.