Факультет группа № _
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
______
Кафедра биологии с курсом медицинской генетики
БИОЛОГИЯ
Раздел IV. ПАРАЗИТОЛОГИЯ
рабочая тетрадь и методические указания
к практическим занятиям
для педиатрического факультета
Студент______________
Факультет___________________________ группа №_______
______________ уч. г.
Краснодар - 2013
Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки (специальности) 060103 «педиатрия». Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «08» «ноября» 2010 г., № 1122 и учебного плана по направлению «педиатрия» 060103 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрав России.
Рекомендуемые литературные источники для самостоятельной подготовки с указанием соответствующих страниц учебника, представлены к каждой теме занятия:
I.Биология ( под ред.В.Н. Ярыгина) М. ГЭОТАР-Медиа.2011.Т.1,2 -736с.
11.Общая и медицинская экология В.П. Иванов и др.Ростов-на-Дону Феникс,2010 508 с.
II1.Биология (под ред. В.Н.Ярыгина). М.: Медицина, 1985. – 560 с.
III.Биология (под ред. В.Н.Ярыгина). М.: Высшая школа, 2003, т.1,2.
IV.Слюсарев А.А, Жукова С.В. Биология. Киев, 1987. – 415 с.
V.Богоявленский Ю.К., Супряга А.М., Улиссова Т.Н., Чебышев Н.В. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. М.: Медицина, 1988. – 319 с.
IV.Паразитарные болезни человека и основные методы диагностики. Учебное пособие. /Шипкова Л.Н., Ковалев Н.Е. Краснодар, 1996. – 160 с.
Составители: заведующий кафедрой биологии д.м.н. профессор В.И. Голубцов
к.б.н. доцент Л.Н. Шипкова, к.б.н. ассистент А.Н. Мороз
«____»______________201__
ЗАНЯТИЕ № 7 (21)
ТЕМА: Паразитизм как форма антагонистических биотических связей в природе. Паразитические Простейшие – возбудители лейшманиозов, трипаносомозов, трихомонозов, лямблиоза, амебиаза, балантидиаза, токсоплазмоза, малярии.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить биологические основы паразитизма и паразитарных заболеваний человека; рассмотреть морфологические признаки и особенности циклов развития паразитических простейших, разобрать способы диагностики и меры профилактики лейшманиозов, трихомонозов, трипаносомозов, лямблиоза, , амебиаза, балантидиаза, токсоплазмоза, малярии.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:
1. Определение экологии как биологической науки.
2. Основные понятия (биотоп, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз).
3. Формы биотических связей в природе.
4. Формы антаганистических биотических связей.
5. Классификацию паразитических форм животных, их патогенное действие на человека.
6. Латинские и русские названия представителей типа Простейшие, класса Жгутиковые.
7. Цикл развития лейшманий, трипаносом, лямблий.
8. Морфологические признаки лямблий, трихомонад, трипаносом, лейшманий
9. Пути заражения и инвазионную стадию для человека при лямблиозе, лейшманиозе, трипаносомозе, трихомонозе.
10. Методы диагностики и способы профилактики этих заболеваний.
11. Вклад отечественных ученых в развитие медицинской паразитологии.
12. Основные признаки представителей классов Споровики, Саркодовые, Инфузории.
13. Морфологические признаки эритроцитарных стадий развития возбудителей трёхдневной; четырехдневной; тропической форм малярии.
14. Морфологические особенности кишечного балантидия.
15. Циклы развития и инвазионные стадии для человека при амёбиазе, малярии, балантидиазе, токсоплазмозе.
16. Пути заражения человека амёбиазом, малярией, балантидиазом, токсоплазмозом.
17. Диагностику и меры профилактики токсоплазмоза, амёбиаза, балантидиаза, малярии
ЛИТЕРАТУРА: : I. С. 403-428, 428-433, 433-439, , 439-448 519-523; II. С. 183-196, 209, 212-225; , , 225-229 . III. С. 312-323, 323-325, 325-329; 329-334; IV. С. 117-122, 122-127; 127-138; V. С. 3-7, 11-25.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
1. Изучить таблицу 1 “Паразитизм – форма антагонистических биотических связей в природе”.
Таблица 1.
Таблица 1.
|
|
|
|
|
Способы передачи возбудителя:
1. Бытовой – ____________
_______________________
2. Воздушно-капельный – ________________________________
_______________________
3. Контактный – ________
_______________________
4. Пероральный – _______
_______________________
5. Параэнтеральный – ___
_______________________
6. Гемотрансфузионный – ________________________________
_______________________
7. Перкутанный – _______
_______________________
8. Трансмиссивный – ____
_______________________
9. Внутриутробный – ____
_______________________
10. Трансовариальный – __
_______________________
11. Половой – __________
_______________________
12. Контаминационный – _ _______________________
2.Тип Простейшие – Phylum Protozoa.
2.1. Класс Жгутиковые – Classis Flagellata.
Лейшмании – a) Leishmania tropica (лептомонадная форма) – возбудитель____________________
б) Leishmania donovani (внутриклеточная форма) – возбудитель ____________________
2.1.1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать морфологические особенности возбудителя кожного лейшманиоза. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, блефаропласт, жгутик. Записать в табл. 2 жизненный цикл лейшманий.
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
4.______________________________
Р и с. 1. L. tropica. Ув. 7х40.
2.1.2. Демонстрация L. donovani – возбудителя висцерального лейшманиоза.
2.2. Трипаносомы – а) Trypanosoma gambiense – возбудитель________________________________
б) Trypanosoma rhodesiense – возбудитель_
Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические особенности возбудителя африканского трипаносомоза. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, блефаропласт, жгутик, ундулирующая мембрана. Записать в табл.2 цикл развитиятрипаносом.
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
4.______________________________
5.______________________________
Р и с. 2. T. gambiense. Ув. 7х40.
2.3.Лямблии Жардии (Lamblia intestinalis) – возбудитель__
Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические признаки лямблий. На рисунке должны быть обозначены: ядро, аксостиль, жгутики. Записать в табл.2 цикл развитиялямблий.
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
Р и с. 3. Вегетативная формаL. intestinalis Ув. 7х40.
Таблица 2.