Факультет группа № _

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

______

Кафедра биологии с курсом медицинской генетики

БИОЛОГИЯ

Раздел IV. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

рабочая тетрадь и методические указания

к практическим занятиям

для педиатрического факультета

Студент______________

Факультет___________________________ группа №_______

______________ уч. г.

Краснодар - 2013

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки (специальности) 060103 «педиатрия». Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «08» «ноября» 2010 г., № 1122 и учебного плана по направлению «педиатрия» 060103 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрав России.

Рекомендуемые литературные источники для самостоятельной подготовки с указанием соответствующих страниц учебника, представлены к каждой теме занятия:

I.Биология ( под ред.В.Н. Ярыгина) М. ГЭОТАР-Медиа.2011.Т.1,2 -736с.

11.Общая и медицинская экология В.П. Иванов и др.Ростов-на-Дону Феникс,2010 508 с.

II1.Биология (под ред. В.Н.Ярыгина). М.: Медицина, 1985. – 560 с.

III.Биология (под ред. В.Н.Ярыгина). М.: Высшая школа, 2003, т.1,2.

IV.Слюсарев А.А, Жукова С.В. Биология. Киев, 1987. – 415 с.

V.Богоявленский Ю.К., Супряга А.М., Улиссова Т.Н., Чебышев Н.В. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. М.: Медицина, 1988. – 319 с.

IV.Паразитарные болезни человека и основные методы диагностики. Учебное пособие. /Шипкова Л.Н., Ковалев Н.Е. Краснодар, 1996. – 160 с.

Составители: заведующий кафедрой биологии д.м.н. профессор В.И. Голубцов

к.б.н. доцент Л.Н. Шипкова, к.б.н. ассистент А.Н. Мороз

«____»______________201__

ЗАНЯТИЕ № 7 (21)

ТЕМА: Паразитизм как форма антагонистических биотических связей в природе. Паразитические Простейшие – возбудители лейшманиозов, трипаносомозов, трихомонозов, лямблиоза, амебиаза, балантидиаза, токсоплазмоза, малярии.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить биологические основы паразитизма и паразитарных заболеваний человека; рассмотреть морфологические признаки и особенности циклов развития паразитических простейших, разобрать способы диагностики и меры профилактики лейшманиозов, трихомонозов, трипаносомозов, лямблиоза, , амебиаза, балантидиаза, токсоплазмоза, малярии.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Определение экологии как биологической науки.

2. Основные понятия (биотоп, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз).

3. Формы биотических связей в природе.

4. Формы антаганистических биотических связей.

5. Классификацию паразитических форм животных, их патогенное действие на человека.

6. Латинские и русские названия представителей типа Простейшие, класса Жгутиковые.

7. Цикл развития лейшманий, трипаносом, лямблий.

8. Морфологические признаки лямблий, трихомонад, трипаносом, лейшманий

9. Пути заражения и инвазионную стадию для человека при лямблиозе, лейшманиозе, трипаносомозе, трихомонозе.

10. Методы диагностики и способы профилактики этих заболеваний.

11. Вклад отечественных ученых в развитие медицинской паразитологии.

12. Основные признаки представителей классов Споровики, Саркодовые, Инфузории.

13. Морфологические признаки эритроцитарных стадий развития возбудителей трёхдневной; четырехдневной; тропической форм малярии.

14. Морфологические особенности кишечного балантидия.

15. Циклы развития и инвазионные стадии для человека при амёбиазе, малярии, балантидиазе, токсоплазмозе.

16. Пути заражения человека амёбиазом, малярией, балантидиазом, токсоплазмозом.

17. Диагностику и меры профилактики токсоплазмоза, амёбиаза, балантидиаза, малярии

ЛИТЕРАТУРА: : I. С. 403-428, 428-433, 433-439, , 439-448 519-523; II. С. 183-196, 209, 212-225; , , 225-229 . III. С. 312-323, 323-325, 325-329; 329-334; IV. С. 117-122, 122-127; 127-138; V. С. 3-7, 11-25.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Изучить таблицу 1 “Паразитизм – форма антагонистических биотических связей в природе”.

Таблица 1.

Таблица 1.

ПАРАЗИТИЗМ (Para- около, sitos – пища; parasitos- тунеядец, живущий за счет другого) – ФОРМА АНТАГОНИСТИЧЕСКИХ БИОТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Периодический
Имагинальный
Факультет группа № _ - student2.ru Факультет группа № _ - student2.ru

Факультет группа № _ - student2.ru Факультет группа № _ - student2.ru

       
 
Стационарный
 
Ларвальный

               
    Факультет группа № _ - student2.ru
 
  Факультет группа № _ - student2.ru
 
    Факультет группа № _ - student2.ru
 
    Факультет группа № _ - student2.ru

Способы передачи возбудителя:

1. Бытовой – ____________

_______________________

2. Воздушно-капельный – ________________________________

_______________________

3. Контактный – ________

_______________________

4. Пероральный – _______

_______________________

5. Параэнтеральный – ___

_______________________

6. Гемотрансфузионный – ________________________________

_______________________

7. Перкутанный – _______

_______________________

8. Трансмиссивный – ____

_______________________

9. Внутриутробный – ____

_______________________

10. Трансовариальный – __

_______________________

11. Половой – __________

_______________________

12. Контаминационный – _ _______________________

2.Тип Простейшие – Phylum Protozoa.

2.1. Класс Жгутиковые – Classis Flagellata.

Лейшмании – a) Leishmania tropica (лептомонадная форма) – возбудитель____________________

б) Leishmania donovani (внутриклеточная форма) – возбудитель ____________________

2.1.1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать морфологические особенности возбудителя кожного лейшманиоза. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, блефаропласт, жгутик. Записать в табл. 2 жизненный цикл лейшманий.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

Р и с. 1. L. tropica. Ув. 7х40.

2.1.2. Демонстрация L. donovani – возбудителя висцерального лейшманиоза.

2.2. Трипаносомы – а) Trypanosoma gambiense – возбудитель________________________________

б) Trypanosoma rhodesiense – возбудитель_

Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические особенности возбудителя африканского трипаносомоза. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, блефаропласт, жгутик, ундулирующая мембрана. Записать в табл.2 цикл развитиятрипаносом.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

Р и с. 2. T. gambiense. Ув. 7х40.

2.3.Лямблии Жардии (Lamblia intestinalis) – возбудитель__

Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические признаки лямблий. На рисунке должны быть обозначены: ядро, аксостиль, жгутики. Записать в табл.2 цикл развитиялямблий.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

Р и с. 3. Вегетативная формаL. intestinalis Ув. 7х40.

Таблица 2.

Наши рекомендации