Театральный факультет, факультет дизайна, художественный факультет. Дневное отделение

№п/п Наименование темы Всего часов Из них:  
    Лекции     Семинары   Самост. раб.  
2. Становление и развитие социологии
4. Социальные изменения  
5.     Раздел 2. Социальное взаимодействие и социальная структура Социальная структура общества и процессы социальной мобильности  
9. Семья и образование в системе социальных институтов 4 (2) 2 (4)
13. Анализ социологической информации и социологический прогноз

Тема 2. Становление и развитие социологии

Время: 4 часа

Вопросы:

1. Истоки возникновения и развития социальной теории, роль социальной философии в кристаллизации знаний об обществе.

2. Социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии как науки.

3. Краткая характеристика основных этапов становления и развития социологии (первая половина XIX – вторая половина XX вв.).

4. Отечественная школа социологии: история появления, достижения и перспективы.

Тема 4. Социальные изменения

Время: 2 часа

Вопросы:

1. Социальные изменения в обществе как выражение динамизма социальной системы, их виды и особенности.

2. Социальные конфликты и противоречия, их роль в видоизменении социальной системы.

3. Социальное развитие, его основные этапы. Представления о направленности социальных изменений.

4. Классификация различных типов обществ. Понятие транзитивности.

Тема 5. Социальная структура общества и процессы социальной мобильности

Время: 4 часа

Вопросы:

1. Понятие «социальная структура», ее основные элементы.

2. Понятие социальная группа, основные виды социальных групп.

3. Социальная стратификация, ее суть и основные виды.

4. Социальная структура современного белорусского общества.

5. Социальная мобильность. Понятие, виды и факторы социальной мобильности.

Тема 9. Семья и образование в системе социальных институтов

Время: 4 (2) часа

Вопросы:

1. Понятие семьи как социального института, ее важнейшие функции. Типы и структура семьи.

2. Брак и его основные формы. Социально негативные последствия разводов, их причины и мотивы.

3. Социология семьи как область актуальных социологических исследований.

4. Образование как социальный институт, функции и уровни образования.

5. Социология образования как одно из ее направлений. Социологические концепции образования и их содержание.

Тема 13. Анализ социологической информации и социологический прогноз

Время: 2 часа

Вопросы:

1. Верификация социологической информации и ее опорные критерии.

2. Этапы обработки социологической информации, их содержание и особенности.

3. Наглядность и репрезентативность в представлении результатов социологического исследования. Отчет как форма изложения результатов проделанной научно-исследовательской работы.

4. Социальная ответственность ученого и ее роль в обеспечении компетентности комплексных социологических исследований.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

1. Введение в социологию: основные цели и задачи курса, место и роль социологии в системе общественных и социальных наук.

2. Возникновение первых представлений об обществе и кристаллизация социальной теории в рамках социально-философского знания.

3. Социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии как науки в XIX в.

4. Краткая характеристика основных этапов становления и развития социологии (первая половина XIX – вторая половина XX вв.).

5. Отечественная школа социологии: история появления, особенности развития, достижения и перспективы.

6. Предмет, объект, структура, функции социологии. Определение социологии как науки.

7. Исследовательские возможности социологии, ее методологические подходы и методы.

8. Объяснительные возможности социологии. Социология как полипарадигмальная дисциплина.

9. Общество как сложная саморазвивающаяся социальная система: признаки, сущность, основные сферы общественной жизни.

10. Типология обществ: критерии выделения различных типов обществ и содержание классификаций.

11. Социальные изменений и пути развития общества, их источники, основные характеристики и особенности.

12. Социальная структура и теории социальной стратификации, социальная мобильность.

13. Культура как важнейшая характеристика жизнедеятельности общества, биологическая, социальная, культурная сущность человека.

14. Человек, индивид, личность: понятие социализации, ее этапы и важнейшие агенты социализирующего воздействия.

15. Многообразие социальных институтов: их признаки, виды и функции.

16. Понятие семьи и брака, их формы и виды. Социология семьи как область актуальных социологических исследований.

17. Образование как социальный институт, его уровни и функции. Социологические теории образования и их содержание.

18. Социальное управление как целенаправленное воздействие на развитие общества: субъекты, объекты, этапы, принципы и инструменты осуществления.

19. Социологическое исследование: его основные типы и этапы организации.

20. Заключительный анализ социологической информации и ее обработка: важнейшие этапы и правила. Социальная ответственность социолога.

Наши рекомендации