Это фактически жизнь Самого Бога, которая наполняет душу человека через Его Слово
Посему апостол Иоанн пишет в 1-м Иоанна 3:9:
Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
Апостол Иоанн непосредственно увязывает победоносную жизнь христианина с природой того семени, которое дает ему жизнь — семени Самого Бога — нетленного семени Слова Божьего. Нетленность семени является причиной нетленной жизни, то есть, совершенно чистой и святой.
Однако, нужно предупредить, что этот отрывок из Писания не говорит о том, что возрожденный христианин никогда не совершает грех. Внутри каждого возрожденного христианина начинает существовать совершенно новая природа. Павел называет эту новую природу «новым человеком» (Еф.4:22-24), противопоставляя ее «ветхому человеку»; то есть той старой, растленной, деградировавшей, падшей природе, которая управляет всяким невозрожденным человеком.
Эти две природы совершенно противоположны: «новый человек» праведен и свят; «ветхий человек» же, будучи результатом бунта человека и грехопадения, не может не грешить.
Та жизнь, которую ведет всякий возрожденный христианин, является результатом борьбы внутри него этих двух природ, «нового» и «ветхого» человека. Пока «ветхий человек» находится в подчинении, а «новый человек» осуществляет должный контроль, то царят безупречная праведность, победа и мир. Но стоит позволить «ветхому человеку» поднять голову и взять бразды правления, то неизбежными результатами являются поражение, неудачи и грех.
Подведем итоги следующим образом: истинный христианин, возрожденный от нетленного семени Божьего Слова, имеет внутри себя потенциал жизни, полной победы над грехом. У невозрожденного человека нет иного выбора, как только грешить. Он неизбежно является рабом своей собственной падшей природы.
Духовное питание
Мы уже отметили, что возрождение от Слова Божьего вызывает в душе человека рождение совершенно новой природы — «нового человека» и совершенно нового образа жизни. Это ведет нас к рассмотрению следующего результата воздействия Слова Божьего.
Существует неизменный закон: как только рождается новая жизнь, первой и величайшей нуждой этой жизни становится соответствующее питание. Например, когда рождается человеческий младенец, он может быть абсолютно здоров во всех отношениях, но если его не кормить тем, что ему нужно, он зачахнет и умрет.
То же самое наблюдается в духовной сфере. Когда человек рождается свыше, новая духовная природа внутри него моментально требует соответствующую духовную пищу, как для поддержания жизни, так и для роста. Бог предусмотрел такое духовное питание для всех Своих возрожденных детей через Свое собственное Слово. Слово Божье настолько богато и разнообразно, что в нем есть питание, необходимое для каждой стадии духовного развития.
В 1-м Петра 2:1-2 описано питание для тех, кто делает первые духовные шаги:
Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение...
Мы видим, что духовным новорожденным во Христе Бог предопределил питаться чистым молоком Его собственного слова, и что это молоко является необходимым условием продолжения жизни и роста.
Однако есть одно предупреждение. В природе, независимо от того, насколько чисто или свежо молоко, оно легко загрязняется и портится, если соприкасается с чем-то кислым и протухшим. То же самое и в духовном мире. Чтобы должным образом питаться от чистого молока Слова Божьего, сердце возрожденного христианина должно быть полностью очищено от всякой грязи.
Вот почему апостол Петр предупреждает нас, что мы должны отложить всю злобу, коварство, лицемерие, зависть и всякое злословие... Эти грязные элементы старой жизни, если их не выжечь из нашего сердца, станут преградой для питания и благотворного действия Слова Божьего внутри нас, будут мешать нашему духовному здоровью и росту.
Однако нет воли Божьей и на то, чтобы христиане слишком долго задерживались на стадии духовного младенчества. По мере роста, Слово Божье предлагает вам более твердую пищу. В Евангелии от Матфея 4:4 Христос так ответил сатане, который искушал Его превратить камни в хлеб:
...написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Христос указывает, что в духовной сфере Слово Божье является тем же, что хлеб для человека. Другими словами, это основной продукт питания и источник силы.
Важно, что Христос здесь подчеркнул, что всяким словом, исходящим из уст Божьих. Иными словами, христиане, которые желают расти духовно, должны с открытым сердцем изучать всю Библию, а не только излюбленные отрывки.
О Джордже Мюллере говорили, что он прочитывал всю Библию несколько раз за год. Это в большой степени объясняет триумф его веры и плодоностность Его служения. Тем не менее, есть немало таких христиан, которые не знают, где находятся такие книги Библии, как Неемии или Ездры, или некоторых малых пророков. Еще меньше они знают, о чем идет речь в этих книгах.
Неудивительно, что они продолжают пребывать в состоянии длительного духовного младенчества. Они фактически являются печальными примерами запоздалого развития в результате неправильного питания.
Помимо молока и хлеба, Слово Божье предлагает твердую пищу. Об этом говорится в Послании к Евреям 5:12-14. Автор Послания к Евреям упрекает верующих евреев своего времени в том, что они, будучи много лет знакомы с Писаниями, так совсем и не продвинулись в учении и не применили его на практике. В результате этого они все еще незрелы духовно и неспособны помочь другим, кто нуждается в духовном наставлении:
Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Как это похоже на современных христиан! Они имеют Библию и много лет посещают церковь. Но как мало они знают, чему учит Библия! Как слабы и незрелы они в своих духовных переживаниях; как мало способны направить грешника или наставить новообращенного! Спустя много лет, они все еще духовные младенцы, неспособные принять то учение, которое более, чем молоко.
Однако из этого состояния можно выйти. Автор Послания к Евреям говорит нам о лекарстве. Это навыком приучать чувства к различению добра и зла. Регулярное, систематическое изучение всего Слова Божьего поможет развить и усовершенствовать наши духовные способности.
ВОЗДЕЙСТВИЕ СЛОВА БОЖЬЕГО НА ТЕЛО И УМ ЧЕЛОВЕКА
Итак, мы убедились, что Слово Божье производит в жизни верующих три действия.
Во-первых, оно рождает веру; вера, в свою очередь, связана со Словом Божьим самым непосредственным образом, потому что сутью веры является верование в то, что Бог сказал в Своем Слове, плюс соответствующие поступки.
Во-вторых, Слово Божье, принятое как нетленное семя в сердце верующего, становится причиной возрождения или «рождения свыше»: появления совершенно новой духовной природы внутри верующего, которая в Писании называется «новым человеком».
В-третьих, Слово Божье является предписанным Богом питанием для новой природы верующего. Верующий ответственен за регулярный прием этой пищи, если он желает стать здоровым, сильным и зрелым христианином.
Физическое исцеление
Мы убедимся, что действие Слова Божьего настолько разнообразно и чудесно, что оно не только дает духовное здоровье и крепость для души, но также и физическое здоровье и крепость для тела.
Давайте сначала обратимся к Псалму 106:17-20:
Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал слово Свое, и исцелил их, и избавил их от могил их.
Псалмопевец описывает людей настолько больных, что они потеряли всякий аппетит и находятся почти при смерти. В этих экстремальных обстоятельствах они возопили к Господу, и Он послал им то, в чем они нуждались — исцеление и избавление. Как Он это сделал? Послав Свое Слово! Ибо псалмопевец говорит:
...послал слово Свое, и исцелил их, и избавил их от могил их.
Здесь же будет уместно упомянуть отрывок из Исайи 55:11, где Бог говорит:
...Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
В Псалме 106:20 мы читаем, что Бог послал Свое Слово для исцеления и избавления; а у Исайи 55:11 Бог говорит, что Его Слово совершит то, для чего Он послал его. Итак, Бог дает абсолютную гарантию исцеления через Свое Слово.
Еще более полно истина о физическом исцелении через Слово Божье подчеркивается в Притчах 4:20-22, где Бог говорит:
Сын Мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего; потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
Разве можно пообещать физическое исцеление более ясно: «...здравие для всего тела его». Речь идет обо всем нашем физическом естестве. Ничто не пропущено. Древнееврейское слово, переведенное как «здравие», имеет еще одно значение: «лекарство». Итак, Бог серьезно обещает полное физическое исцеление и здоровье.
Обратите внимание на вводную фразу в начале 20-го стиха: «Сын мой!» Бог здесь обращается к Своим детям, верующим. В Евангелии от Матфея 15:26 мы читаем, как ко Христу пришла женщина-хананеянка и стала умолять Его об исцелении своей дочери, на что Христос ответил так:
...Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Иисус называет исцеление хлебом для детей; другими словами, исцеление — это часть хлеба насущного детей Божьих на каждый день. Это не роскошь, о которой нужно совершать особые петиции и которую они могут или получить, или не получить. Нет, это наш «хлеб», часть насущного, необходимого рациона от Небесного Отца. Это полностью согласовывается с тем отрывком, который мы прочитали в Притчах 4, где Бог обещает полное исцеление и здоровье для всякого Своего дитя. Как в Псалме 106, так и в Притчах 4, средством исцеления является Слово Божье. Это еще один пример, подтверждающий ту жизненно важную истину, что Бог — в Своем Слове, и что именно через Свое Слово Он входит в нашу жизнь.
Если в Притчах 4:20-22 Слово Божье названо «здравием для всего тела», то совершенно оправданным будет назвать эти три стиха Божьей целебной «бутылочкой с лекарством». Эти стихи содержат такое лекарство, какого еще не было на земле, такое лекарство, которое гарантирует исцеление от всех болезней.
Однако мы должны помнить, что в повседневной жизни, когда врач прописывает лекарство, то обычно он предусматривает, чтобы указания к применению были ясно написаны на бутылочке. Ясно, что лекарство принесет пользу только тогда, когда оно принимается регулярно и согласно указаниям врача. То же самое относится к Божьей «бутылочке с лекарством», о которой речь идет в Притчах 4:20-22. Указания содержатся на бутылочке, и если им не следовать, то нет никакой гарантии для исцеления.
Каковы же эти указания? Их четыре:
1. «словам моим внимай»;
2. «приклони ухо твое»;
3. «да не отходят они от глаз твоих»;
4. «храни их внутри сердца твоего».
Давайте проанализируем эти указания более подробно. Первое требование: «словам моим внимай». Читая Слово Божье, мы должны делать это очень внимательно. Мы должны сконцентрировать свое понимание на нем. Мы должны позволить ему свободно и беспрепятственно войти в нашу внутреннюю сущность. Так часто мы читаем Слово Божье рассеянно. Наш ум наполовину пребывает в том, что мы читаем; другая половина занята тем, что Иисус называет «заботами житейскими». Прочитав несколько стихов и даже главу или две, мы, в конце концов, не имеем понятия или не помним, что же мы прочитали. Наше внимание было рассеянно.
Принимаемое таким образом, Слово Божье не дает тех результатов, которые Бог предусмотрел. При чтении Библии полезно делать то же самое, что Иисус рекомендовал для молитвы; то есть войти в свою комнату и закрыть за собой дверь. Другими словами, мы должны уединиться с Богом и повернуться спиной к суете мира сего.
Второе указание: «приклони ухо твое». Это говорит о смирении. Это противоположно гордыне и упрямству. Мы должны желать учиться. Мы не должны противиться Божьему наставлению, а, напротив, желать его. В Псалме 77:41 псалмопевец, говоря о поведении Израиля во время странствования в пустыне на пути из Египта в Ханаан, обвиняет их в следующем: они «оскорбляли Святого Израилева» (в оригинале глагол имеет оттенок «ограничивать» — то есть можно перевести «они ограничивали Святого Израилева» — не давали Ему делать то, что Он хотел и мог сделать для них).
Многие христиане делают сегодня то же самое. Они подходят к Библии с закрытым умом и без смирения. Они полны предубеждений и предрассудков, в основном являющихся результатом пребывания в религиозной среде или деноминации, с которыми они связаны. Очень часто христиане не желают принимать те откровения или наставления, которые не укладываются в рамки представлений их церквей, деноминаций или противоречат им. Иисус в свое время обвинял в этом религиозных деятелей Израиля. Евангелие от Матфея 15:6 и 9:
...таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим... Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
Апостол Павел был в плену религиозных предрассудков и традиций, но, благодаря откровению Христа по дороге в Дамаск, он был освобожден от этого плена. Поэтому позже он мог сказать в Послании к Римлянам 3:4:
...Бог верен, а всякий человек лжив...
Если мы хотим насладиться всем тем, что может дать Слово Божье, мы должны точно так же относиться.
Третье указание на Божьей «целебной бутылочке»: «да не отходят они от глаз твоих» — где «они» относится к словам Божьим и Его высказываниям. Смысл этого третьего предписания помогает понять высказывание ныне покойного евангелиста Смита Вигглсворта, который однажды сказал: «Проблему многих христиан можно назвать духовным косоглазием; одним глазом они смотрят на обетования Господа, а другим — в каком-то ином направлении».
Чтобы получить физическое исцеление, обещанное в Слове Божьем, необходимо, чтобы оба глаза смотрели прямо и постоянно на обетования Господни. Типичной ошибкой многих христиан является то, что они, вместо того чтобы верить Божьим обещаниям, спотыкаются о примеры других верующих, которые не получили исцеления. От этого их вера колеблется, и они также не получают исцеления.Иаков (1:6-8) предупреждает нас:
...сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
В такой ситуации полезно вспомнить следующее место из Второзакония 29:29:
Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.
Почему некоторые христиане не получают исцеления, часто остается тайной, ведомой только Богу. Нам не стоит ломать голову над такими тайнами. Но имеет смысл позаботиться о том, что нам открыто, о чем Бог ясно и определенно говорит в Своем Слове нам.
То, что открыто нам в Слове Божьем, принадлежит нам и детям нашим навечно; это наше наследство, как верующих; это наше неотъемлемое право. То, что открыто принадлежит нам для того, чтобы мы исполняли это; то есть, чтобы мы, веруя, поступали соответственно этому. Когда мы так поступаем, мы убеждаемся в истинности и реальности того, что Бог обещает. Говоря о тех различных путях, через которые педагог может довести что-то до понимания ребенка, в современной педагогической психологии были введены два новых термина «доступ через ухо» и «доступ через глаз». Мы видим, что Бог опередил выводы психологов на много веков.
Первое наставление Божье говорило о «внимании», второе — о «приклоненном ухе»; третье — «не отходят они от глаз твоих» — о сфокусированном наблюдении.
Таким образом, Божье духовное лекарство нужно принимать очень внимательно, как через уши, так и через глаза. Тот внутренний центр человеческой личности, в котором сходятся обе дороги, идущие через ухо и через глаз, называется в Библии «сердцем».
И четвертое предписание на Божьей «бутылочке с лекарством» касается сердца: «храни их внутри сердца твоего». О решающем влиянии сердца человека на его жизнь говорит следующий стих в Притчах 4:23:
Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни.
Другими словами, содержимое нашего сердца контролирует весь курс нашей жизни и все наши переживания.
Если мы принимаем слова Божьи внимательно, сконцентрированно и не отвлекаясь на «другие источники» духовных откровений, то они попадают в наше сердце, наполняют его и совершают именно то, что Бог пообещал: дают жизнь нашей душе и здоровье всему нашему телу.
Для тех, кому этот рассказ о том, что может сделать Божье лекарство, покажется чудной фантазией, я приведу личное свидетельство. Я лично пережил исцеляющий эффект Слова Божьего.
Во время второй мировой войны, служа в медицинском подразделении в Северной Африке, я заболел кожным заболеванием, которое в том климате и тех условиях не поддавалось лечению. Четыре месяца подряд я был прикован к больничной койке. В конце концов, я решил отказаться от всякого лекарства или лечения и прибегнуть к обетованию Божьему, о котором говорится в Притчах 4:20-22, чтобы опробовать его лично. Три раза в день я уединялся с Богом и Его Словом, прося в молитве, чтобы Его Слово сделало для меня то, что обещано — чтобы оно стало здоровьем для всего моего тела.
Климат, питание и все остальные внешние обстоятельства были как нельзя хуже. Даже здоровые мужчины вокруг меня заболели. Меня выписали из госпиталя по собственному желанию, так и не вылечив. Тем не менее, только через Божье Слово, не прибегая ни к каким иным средствам, я очень скоро выздоровел, полностью и навсегда.
Позвольте добавить, что я ни в коем случае не критикую и не преуменьшаю медицину, я благодарен за все ее достижения. И сам-то я служил в медицинском подразделении. Но могу сказать только одно: возможности медицины ограничены, сила Божья — безгранична.
Более того, у многих христиан различных деноминаций имеется свидетельство, схожее с моим. Я получил письмо от одной женщины пресвитерианского вероисповедания, которую попросили засвидетельствовать на собрании, где присутствовало немало больных людей, за которых нужно было молиться. Когда эта женщина засвидетельствовала и фактически цитировала слова из Притчей 4:20-22, другая женщина, сидевшая рядом с ней и которая ужасно страдала от трещины в шейном позвонке, была моментально и полностью исцелена и избавлена — без молитвы — просто от слушания с верой Слова Божьего.
Позже я посвятил целую неделю, разъясняя по радио эту тему: «Божья бутылочка с лекарством». Радиослушательница, страдавшая от хронической экземы, решила принять лекарство согласно «предписаниям». Три месяца спустя она написала мне, что в первый раз за 25 лет ее кожа совершенно очистилась от экземы.
Слова из Псалма 106:20 исполняются и сегодня:
...Послал слово Свое, и исцелил их, и избавил их от могил их.
Христиане, которые сегодня свидетельствуют об исцеляющей силе Слова Божьего, могут повторить вслед за Христом, обращающимся к Никодиму, в Евангелии от Иоанна 3:11:
Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели...
Для тех, кто нуждается в исцелении и избавлении, мы можем привести благодатные слова из Псалма 33:9:
Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
Попробуйте сами Божье лекарство! Убедитесь, что оно действует! Оно не похоже на многие земные лекарства, которые горьки на вкус и которые нельзя проглотить. И действует оно не так, как многие современные лекарства, приносящие облегчение в одной части тела, но вред в другом месте. Божье лекарство хорошо и благотворно целиком. Когда мы принимаем его согласно Божьим предписаниям, оно дает жизнь и здоровье всему нашему естеству.
Просветление разума
Действие Слова Божьего также уникально и в сфере нашего разума. Это описано в Псалме 118:130:
Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.
Псалмопевец говорит о двух результатах воздействия Слова Божьего на разум: оно «просвещает» и «вразумляет».
Сегодня в мире, как никогда раньше, придается огромное значение образованию. Тем не менее, светское образование не «просвещает» и не «вразумляет», не может дать мудрость. Оно не может заменить истинный свет, открывающий природу вещей и приносимый Словом Божьим. Ничто во всей вселенной не может сделать то, что делает свет, или заменить свет. Так же обстоит дело и в человеческом разуме. Ничто иное не может сделать для разума человека то, что делает Слово Божье, и ничто иное не может заменить Слово Божье.
Светское образование — вещь неплохая, но им можно злоупотребить. Высокообразованный ум — прекрасный инструмент, подобный острому ножу. Но ножом можно нанести вред, употребив его во зло. Один человек возьмет нож и нарежет пищу для своей семьи. Другой возьмет точно такой же нож и убьет своего брата человека. Вне просвещения Слова Божьего образование и наука становятся исключительно опасными. Тот народ или цивилизация, которые развивают образование и науку, но не дают места Слову Божьему, просто куют орудия своего собственного уничтожения. Одним из многочисленных примеров этому являются последние достижения в области расщепления атомного ядра, приведшие к созданию ядерного оружия.
С другой стороны, Слово Божье раскрывает человеку то, что он никогда не может узнать при помощи своего собственного интеллекта: существование Бога, Творца и Искупителя, истинную цель бытия, внутреннюю природу самого человека, его происхождение и судьбу. В свете этого откровения жизнь приобретает совершенно иной смысл. С таким просвещенным умом человек начинает видеть себя как составную часть единого всеобъемлющего Божьего плана, который охватывает всю вселенную. Найдя свое собственное место в этом плане, он обретает чувство собственного достоинства и личной уверенности в Боге, удовле- творение своих самых глубоких стремлений и нужд.
Я пережил реальное воздействие Слова Божьего на разум, равно как и на тело. В свое время я получил самое лучшее образование, которое было доступно для моего поколения в Великобритании. Кульминационного момента это достигло в Кембриджском университете, где я изучал философию, как древнюю, так и современную. Я всегда искал то, что могло бы придать истинные смысл и значение моей жизни, понять суть вещей. Мои академические успехи были прекрасными, но внутри я был разочарован и неудовлетворен.
Наконец, в качестве последнего средства я начал изучать Библию просто как произведение философии. Моя позиция была скептической, как человека, отвергнувшего все формы религии. Тем не менее прошло совсем мало времени, и прежде чем я достиг Нового Завета, Слово Божье дало мне свет спасения, уверенность в прощении грехов, сознание внутреннего мира и вечной жизни. Я нашел то, что искал: истинный смысл и цель жизни.
Завершая эту главу, обратимся еще раз к Евреям 4:12:
Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
Это квинтэссенция того, что мы узнали о Слове Божьем. Нет такого участка в личности человека, куда не проникало бы Слово Божье. Оно проникает в дух и душу, в ум и сердце, в центр нашего физического естества.
Мы убедились в последних двух главах, что Слово Божье, посаженное как семя в наше сердце, дает жизнь вечную; после этого оно дает пищу той новой жизни, которая зародилась таким образом; дает здоровье нашему телу; а когда мы принимаем его в свой ум, оно просвещает и вразумляет.
ПОБЕДА, КОТОРУЮ ДАЕТ СЛОВО БОЖЬЕ
Победа над грехом
Мы уже отмечали, что среди персонажей Ветхого Завета самое четкое представление об авторитете и силе Слова Божьего имел псалмопевец Давид. В качестве вступления к нашей теме — победа над грехом и сатаной — мы снова обратимся к словам Давида в Псалме 118:11:
В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.
Древнееврейское слово, переведенное как «сокрыл», означает более точно «сохранил, как сокровище». Давид не имел в виду, что он так спрятал Слово Божье, что его нельзя найти. Нет, он имел в виду, что он поместил Слово Божье в самое надежное место, предназначенное для самого сокровенного, чтобы его можно было сразу извлечь, когда нужно.
В Псалме 16:4 Давид еще раз говорит о сохраняющей силе Слова Божьего:
В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
В этих словах содержится совет касательно нашего участия в «делах человеческих», то есть, в человеческой деятельности и общении. Некоторые виды этой деятельности безопасны, здоровы, приемлемы для Бога; другие опасны для души и содержат скрытые ловушки притеснителя. («Притеснитель» — одно из многих имен сатаны в Библии.) Как нам их различить? Только следованием за Словом Божьим.
Часто задают такие вопросы: может ли христианин танцевать? Курить? Играть в азартные игры? И так далее. Ответы на все эти вопросы надо искать не в общественных нормах поведения, не в церковной традиции, но в Слове Божьем.
Например, я помню, как однажды группа студенток из Африки задала мне как служителю вопрос, повредит ли им, если они будут посещать танцы в том колледже, где они обучались на учителей. В ответ я не высказал им свое личное мнение или мнение руководства миссии. Вместо этого я попросил их обратиться вместе со мной к двум отрывкам из Библии.
Первый был из 1-го Коринфянам 10:31:
Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию.
Второй отрывок был из Колоссянам 3:17:
И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца.
Я указал, что в этих двух отрывках из Писания содержатся два великих общих принципа, которые должны определять и направлять нас во всем, что мы делаем как христиане. Во-первых, мы должны делать все для славы Божьей. Во-вторых, мы должны все делать во имя Господа Иисуса Христа, благодаря Бога через Него. Таким образом, все, что мы делаем для славы Божьей и во имя Господа Иисуса Христа, хорошо и приемлемо; все, что мы не можем делать для славы Божьей и во имя Господа Иисуса, неправильно и вредно.
И я спросил этих студенток: «Если вы можете посещать эти танцы для славы Божьей и свободно благодарить Бога во имя Господа Иисуса Христа во время этих танцев, тогда танцуйте. Но если вы не можете так танцевать, то тогда вам не следует посещать эти танцы».
На мне лежала ответственность дать этим девушкам основательные библейские принципы. После этого им предстояло решить, будут ли они применять эти принципы в своей конкретной ситуации.
Последние достижения медицины очень ярко иллюстрируют, как многие современные христиане, подобно Давиду, сохранили себя от путей притеснителя. Они следовали наставлениям Слова Божьего и относились с заботой, а не с небрежностью к своему физическому телу.
Писание очень ясно учит, что тело христианина, искупленное кровью Иисуса Христа от власти сатаны, притеснителя, является храмом для обитания Духа Святого и поэтому должно содержаться в чистоте и святости. Например, апостол Павел говорит в 1-ом Коринфянам 3:16-17:
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
И в том же самом послании 6:19-20:
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Подобным образом Павел пишет в 1-м Фессалоникийцам 4:3-4:
Ибо воля Божия есть освящение ваше... Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд (то есть, земной сосуд физического тела) в святости и чести...
На основании этого и других подобных отрывков, многие преданные христиане никогда не курили. До недавнего времени неверующие обвиняли христиан в том, что этот отказ от курения — просто глупая, старомодная причуда, близкая к фанатизму. Однако современные медицинские исследования показали, что, вне всякого сомнения, курение — особенно сигарет — является непосредственной причиной рака легких.
По данным Медицинской ассоциации Великобритании, только в Англии и Уэльсе за один год умирает 35000 мужчин и женщин от рака легких. Практика и данные медицинских исследований показали, что смерть от рака легких — медленная и мучительная.
В свете таких фактов отказ христиан курить не назовешь глупостью или фанатизмом. Если сегодня кому-то и следует приписывать глупость, то, конечно, не христианам, а тем, кто тратит большие деньги на удовлетворение такой похоти, которая увеличивает шансы на долгую и мучительную смерть от рака легких. И если жертв этой похоти можно назвать неразумными, то тех, кто в целях личной наживы пользуется всякой рекламой, чтобы вовлечь в эту разрушительную привычку своих человеческих собратьев, следует назвать не иначе, как злодеями.
И я хотел бы задать вопрос, были ли работорговцы прошлых столетий, торговавшие телами мужчин и женщин, виновны с моральной и общественной точки зрения больше, чем те, кто ради обогащения втягивает людей в курение?
Почти то же самое, что было сказано о курении, можно сказать и о чрезмерном употреблении алкоголя.
Опять-таки, мы знаем, что большинство верующих христиан воздерживались от алкоголя на основании библейских предупреждений. Теперь хорошо известно, что алкоголизм является главной причиной многих умственных и физических расстройств, а также автомобильных аварий со смертельным исходом, увечьями и горем.
Здесь, как в случае с курением и его разрушительными последствиями, миллионы христиан не понесли никакого ущерба, потому что жили по Писанию. С глубокой благодарностью мы можем повторить вслед за Давидом слова из Псалма 16:4:
В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
Победа над сатаной
Применяемое таким образом, Слово Божье не только дает победу над грехом. Это также назначенное Богом орудие для победы над сатаной. В Ефесянам 6:17 апостол Павел повелевает:
...возьмите... меч духовный, который есть слово Божие...
Слово Божье является незаменимым оружием христианской борьбы. Все остальные предметы христианского вооружения, перечисленные в 6-й главе Ефесянам — пояс, броня, обувь, щит и шлем — все они без исключения предназначены для обороны. Единственным орудием атаки является меч духовный, Слово Божье.
Без основательного знания Слова Божьего и того, как его применять, у христианина нет оружия для наступления, такого оружия, которым он фактически может атаковать сатану и силы тьмы, обращая их в бегство. Ввиду этого неудивительно, что на протяжении всей истории христианской церкви сатана всячески пытался обмануть христиан и удержать их от знания истинной природы, авторитета и силы Слова Божьего.
Сам Господь Иисус Христос является нашим лучшим примером в использовании Слова Божьего как оружия обращения сатаны в бегство. В Евангелии от Луки 4:1-13 Лука повествует, как сатана подверг Иисуса трем искушениям, и как Иисус победил во всех трех случаях при помощи одного и того же оружия — меча записанного Слова Божьего. Ибо ответ Иисуса на каждое искушение начинался со слова «написано», после чего следовала сама цитата из Писания.
Для описания искушения Иисуса Лука использует две разные фразы. В Евангелии от Луки 4:1 он говорит:
Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню...
А при описании окончания искушения, в Евангелии от Луки 4:14, мы читаем:
И возвратился Иисус в силе духа в Галилею...
До столкновения с сатаной Иисус уже был исполнен Духом Святым. Но только после столкновения с сатаной и нанесения ему поражения при помощи меча Слова Божьего Иисус смог начать уготовленное Ему Богом служение в силе Духа. Таким образом, есть разница между состоянием наполненности Духом Святым и состоянием способности нести служение в силе Духа. Сам Иисус вступил в эту вторую фазу служения в силе Духа только после того, как Он нанес поражение сатане, пытавшемся увести Его в сторону от этого служения.
Сегодняшним христианам стоит усвоить этот урок. Многие христиане, пережившие абсолютно библейское исполнение Духом Святым, не переходят в фазу служения в силе Духа. Причина заключается в том, что они не последовали примеру Христа. Они так и не научились использовать меч Слова Божьего так, чтобы поражать сатану и отражать его попытки препятствовать нести то служение, для которого Бог и наполнил их Духом Святым.
Можно совершенно определенно сказать, что именно христианину, только что исполнившемуся Духом Святым, и нужно изучать Слово Божье. Однако с печалью приходится констатировать, что такие христиане часто думают, что исполнение Духом является своего рода заменой прилежному изучению и применению Слова Божьего. В действительности, все как раз наоборот.
Ничто не заменит воину его меча, и как бы ни был он защищен во всех других отношениях, без меча ему угрожает серьезная опасность. Точно так же обстоит дело с христианином. Никакие духовные дары и духовный опыт не заменят глубокого знания Слова Божьего; и как бы ни был христианин оснащен во всех остальных отношениях, без меча Слова Божьего он подвергает свою жизнь серьезной опасности.
Христиане первоапостольской церкви, будучи часто простыми и необразованными людьми, преданно следовали примеру Господа, изучая и применяя Слово Божье как оружие нападения в том напряженном духовном конфликте, который был вызван их исповеданием веры во Христа. Например, апостол Иоанн, будучи в зрелых годах, так написал молодым христианам, которые выросли под его опекой (1 Иоан.2:14):
Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
Апостол Иоанн приводит три факта об этих молодых людях. Во-первых, они сильны; во-вторых, Слово Божье пребывает в них; в-третьих, они победили лукавого (т.е. сатану). Второе из этих утверждений связано с первым, а третье является результатом второго.То, что эти молодые христиане были сильны и смогли победить лукавого, было вызвано пребыванием в них Слова Божьего.Именно Слово Божье внутри них давало им духовную силу.
Зададим себе вопрос: о скольких молодых христианах в наших церквях мы можем сказать, что они сильны и победили лукавого? Если мы не видим сегодня много молодых христиан, которые проявляли бы подобную духовную силу и победу, то объясняется это довольно просто: отсутствует та причина, которая вызывает эти результаты.
Единственным источником такой крепости и победы является глубокое и постоянное изучение Слова Божьего. Те молодые христиане, которые не наставлены в Слове Божьем, никогда не смогут быть действительно сильными и побеждать в своей жизни.
Сегодня мы стоим перед лицом серьезной опасности недооценки духовного потенциала молодых людей и обращения с ними, как с младенцами. Принято даже внушать молодежи, что Бог создал для них особое христианство, стандарты и требования которого ниже, чем для взрослых. По этому поводу Соломон заметил в Екклесиаста 11:10:
...потому что детство и юность — суета.