Глава 9. Человек в системе российского права

Один из самых распространенных тезисов зарубежной (да и значительной части современной отечественной) исто­риографии российского (позднее — советского) права — это "слабость юридических традиций и чувства права в России"2.

1 См. подробнее: Бойг^ова В. В. Служба защиты прав человека и гражда­
нина. Мировой опыт. М., 1996; Хаманева Н. Ю. Уполномоченный по
правам человека — защитник прав граждан. М., 1998; Хилъ-Роблес А.
Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). Пер.
с исп. М., 1997.

2 Давид Р., Жоффрв-Спинози К. Основные правовые системы современ­
ности. М., 1997. С. 118. Этот же тезис почти дословно воспроизводится
А. X. Саидовым: "...неразвитость юридических традиций и российского
населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм, в отрицание
самой необходимости и ценности права" (Саидов А. X. Сравнительное
правоведение. М., 2000. С. 361).

316 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

Р. Давид, в свое время достаточно объективно и серьезно подошедший к проблематике социалистического права, так объясняет слабость юридических традиций в России: "Писа­ное русское право было чуждо народному сознанию. Оно представляло собой главным образом право административ­ное, не имеющее корней в частном праве. Та часть частного права, которую оно содержало, не интересовала огромное большинство населения. Это было "право городов", создан­ное для торговцев и буржуазии. Крестьянская масса продол­жала жить согласно своим обычаям; существенной для нее представлялась не индивидуальная собственность, а семей­ная (двор) или общинная (мир); правосудие для нее пред­ставлялось справедливостью в том виде, в каком оно вопло­щалось местным судом, состоявшим из судей-неюристов. <...> Единство русского народа основывалось не на праве"1. На­родным идеалом было, по Р. Давиду, общество, основанное на христианском милосердии и справедливости: "В этом пла­не марксистский идеал будущего общества нашел благодат­ную почву в моральных и религиозных чувствах русского народа"2. Не будем сейчас проводить параллелей с конфуци­анством, противопоставлявшим добродетель (ли) праву (фа), но такая параллель после прочтения Р. Давида напрашива­ется...

Основным объектом анализа в данном разделе хотелось бы избрать социалистическое право, точнее его сердцевину и разновидность — советское право, как составную часть уникального и грандиозного по замыслу проекта создания новой цивилизации и "нового человека", причем осуществ­ление этого проекта в силу известных исторических обстоя­тельств происходило в буквальном смысле слова на живом человеческом материале -- эксперимент ставился на десят­ках и сотнях миллионов людей.

Советское право нередко предстает как "осовременен­ная" (с помощью внедренной в него терминологии и понятий романо-германского права) разновидность суррогатного фео-


Глава 9. Человек в системе российского права

дальнего права, якобы извечно присущего России1. К тому же это право подается исключительно как идеологизиро­ванное и огосударствленное право, в котором, естествен­но (?!), личности места не определено. Более того, многие западные коллеги свято убеждены, что лишь будучи осчаст­ливленной принятием в Совет Европы, Россия начала "дотя­гиваться" до европейских стандартов.

Не поддаваясь позывам засевшего в сознании с совет­ских времен инстинкта "давать отпор клеветникам" (basic instinct многих обществоведов советской эпохи), хотелось бы восстановить нить объективного анализа отечественных пра­вовых традиций, к которому мы, кажется, пришли на на­ших семинарах со студентами. В конце концов, кому как ни им самим следует разобраться с позиций антропологии права в человеческом измерении права собственной страны? (От­кровенно говоря, анализ post factum советского права кол­легами старшего поколения разочаровывает: либо это упор­ная апологетика "прекрасного замысла", испорченного не­радивыми исполнителями, либо ожесточенное испепеление идолов, которым они еще вчера убежденно поклонялись: прошло не так уж много времени после краха этого неви­данного по размаху эксперимента, поэтому чрезвычайно трудно быть до конца объективным по отношению к явле­нию, не столько составлявшему часть нашей повседневной жизни, сколько бывшему самой этой жизнью...) Словом, на­дежда - - на молодых, нам же остается поделиться с ними своими знаниями, сделать кое-какие подсказки.

Социалистическое, советское, право, если представить его в виде некоего архитектурного сооружения, покоится на нескольких несущих конструкциях:

— правовая традиция российского права, особенно его
моральная (воспитательная) и искупительная (карательная)
функции;

— марксистско-ленинская идеология права как воли гос­
подствующего класса, возведенной в закон, по отношению к
которой статус личности имеет подчиненный характер;



1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 118—119.

2 Там же. С. 119.

1 См., например: Тилле А. А. Право абсурда: Социалистическое фео­дальное право. М., 1992.

318 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

- понятийный аппарат и законодательная технология романо-германской правовой семьи, включая правовое офор­мление того, что сейчас получило универсальное название "прав человека".

Антропологический анализ социалистического права как продукта определенного цивилизационного проекта требу­ет учета этих составляющих, без которого анализ будет од­нобоким.

Обзор правовых традиций русского права будет по не­обходимости кратким: не повторять же нам курс истории отечественного права. К тому же нас будет интересовать прежде всего правовой статус личности.

Наши рекомендации