Глава 9. Человек в системе российского права
Один из самых распространенных тезисов зарубежной (да и значительной части современной отечественной) историографии российского (позднее — советского) права — это "слабость юридических традиций и чувства права в России"2.
1 См. подробнее: Бойг^ова В. В. Служба защиты прав человека и гражда
нина. Мировой опыт. М., 1996; Хаманева Н. Ю. Уполномоченный по
правам человека — защитник прав граждан. М., 1998; Хилъ-Роблес А.
Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). Пер.
с исп. М., 1997.
2 Давид Р., Жоффрв-Спинози К. Основные правовые системы современ
ности. М., 1997. С. 118. Этот же тезис почти дословно воспроизводится
А. X. Саидовым: "...неразвитость юридических традиций и российского
населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм, в отрицание
самой необходимости и ценности права" (Саидов А. X. Сравнительное
правоведение. М., 2000. С. 361).
316 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
Р. Давид, в свое время достаточно объективно и серьезно подошедший к проблематике социалистического права, так объясняет слабость юридических традиций в России: "Писаное русское право было чуждо народному сознанию. Оно представляло собой главным образом право административное, не имеющее корней в частном праве. Та часть частного права, которую оно содержало, не интересовала огромное большинство населения. Это было "право городов", созданное для торговцев и буржуазии. Крестьянская масса продолжала жить согласно своим обычаям; существенной для нее представлялась не индивидуальная собственность, а семейная (двор) или общинная (мир); правосудие для нее представлялось справедливостью в том виде, в каком оно воплощалось местным судом, состоявшим из судей-неюристов. <...> Единство русского народа основывалось не на праве"1. Народным идеалом было, по Р. Давиду, общество, основанное на христианском милосердии и справедливости: "В этом плане марксистский идеал будущего общества нашел благодатную почву в моральных и религиозных чувствах русского народа"2. Не будем сейчас проводить параллелей с конфуцианством, противопоставлявшим добродетель (ли) праву (фа), но такая параллель после прочтения Р. Давида напрашивается...
Основным объектом анализа в данном разделе хотелось бы избрать социалистическое право, точнее его сердцевину и разновидность — советское право, как составную часть уникального и грандиозного по замыслу проекта создания новой цивилизации и "нового человека", причем осуществление этого проекта в силу известных исторических обстоятельств происходило в буквальном смысле слова на живом человеческом материале -- эксперимент ставился на десятках и сотнях миллионов людей.
Советское право нередко предстает как "осовремененная" (с помощью внедренной в него терминологии и понятий романо-германского права) разновидность суррогатного фео-
Глава 9. Человек в системе российского права
дальнего права, якобы извечно присущего России1. К тому же это право подается исключительно как идеологизированное и огосударствленное право, в котором, естественно (?!), личности места не определено. Более того, многие западные коллеги свято убеждены, что лишь будучи осчастливленной принятием в Совет Европы, Россия начала "дотягиваться" до европейских стандартов.
Не поддаваясь позывам засевшего в сознании с советских времен инстинкта "давать отпор клеветникам" (basic instinct многих обществоведов советской эпохи), хотелось бы восстановить нить объективного анализа отечественных правовых традиций, к которому мы, кажется, пришли на наших семинарах со студентами. В конце концов, кому как ни им самим следует разобраться с позиций антропологии права в человеческом измерении права собственной страны? (Откровенно говоря, анализ post factum советского права коллегами старшего поколения разочаровывает: либо это упорная апологетика "прекрасного замысла", испорченного нерадивыми исполнителями, либо ожесточенное испепеление идолов, которым они еще вчера убежденно поклонялись: прошло не так уж много времени после краха этого невиданного по размаху эксперимента, поэтому чрезвычайно трудно быть до конца объективным по отношению к явлению, не столько составлявшему часть нашей повседневной жизни, сколько бывшему самой этой жизнью...) Словом, надежда - - на молодых, нам же остается поделиться с ними своими знаниями, сделать кое-какие подсказки.
Социалистическое, советское, право, если представить его в виде некоего архитектурного сооружения, покоится на нескольких несущих конструкциях:
— правовая традиция российского права, особенно его
моральная (воспитательная) и искупительная (карательная)
функции;
— марксистско-ленинская идеология права как воли гос
подствующего класса, возведенной в закон, по отношению к
которой статус личности имеет подчиненный характер;
1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 118—119.
2 Там же. С. 119.
1 См., например: Тилле А. А. Право абсурда: Социалистическое феодальное право. М., 1992.
318 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
- понятийный аппарат и законодательная технология романо-германской правовой семьи, включая правовое оформление того, что сейчас получило универсальное название "прав человека".
Антропологический анализ социалистического права как продукта определенного цивилизационного проекта требует учета этих составляющих, без которого анализ будет однобоким.
Обзор правовых традиций русского права будет по необходимости кратким: не повторять же нам курс истории отечественного права. К тому же нас будет интересовать прежде всего правовой статус личности.