Гражданам царства нужна помощь
Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, чтобы вам. не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день... чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом..
Послание к Евреям 3:12,13
Вас когда-нибудь просили сделать то, что вам совсем не хотелось делать? Я имею в виду дело, выполнение которого вы постоянно откладываете и за которое беретесь лишь тогда, когда вас совсем припирают к стенке? Для многих из нас таким неприятным делом является обличение или разговор начистоту. Само это выражение звучит угрожающе. Нам сразу представляется разговор на повышенных тонах, сопровождающийся сердитыми взглядами, резкими жестами и обидными словами. Вряд ли кому-то из нас нравится участвовать в подобном действе.
Если бы я сказал вам, что хочу прийти к вам домой, чтобы сделать вам выговор, то обрадовались бы вы? Сказали бы вы супруге или другу: «У меня великолепные новости! Пол собирается прийти к нам завтра, чтобы обличить меня! Я просто не могу дождаться, когда это произойдет, ведь меня так давно никто ни в чем не упрекал!» Нет, мы с отвращением относимся к обличениям. Однако Писание сообщает нам, что это служение является неотъемлемой частью Божьего замысла, касающегося наглей речи.
[138] Почему обличения так пугают нас?
Проще всего на этот вопрос ответить так: мы, как грешники, проводим большую часть времени, скрывая свой грех, оправдывая его или обвиняя в нем окружающих. Писание говорит: «...люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Действительно, это правда. Грешники (в их число входим и мы с вами) чувствуют себя весьма неуютно, когда их жизнь подвергается проверке. Мы скорее заметим сучок в глазу ближнего, нежели бревно в собственном глазу.
Но это еще не все. Да, мы боимся обличений, потому что не любим замечать свои грехи, но еще мы боимся их потому, что мало кто умеет обличать по-библейски и делать это так, чтобы не создавать огромного количества проблем. У нас есть все основания бояться обличений.
Позвольте указать, где и каким образом наше понимание данного вопроса расходится с Божьим.
1. Обличая, мы часто бываем движимы не библейскими мотивами и целями, а собственным раздражением и злостью. Позже мы рассмотрим, что цель обличения состоит не в том, чтобы наше мнение стало преобладать над мнением другого человека, и не в том, чтобы дать другому почувствовать свою неправоту. Обличение обычно имеет место, когда один человек согрешил против другого, причинил ему боль или обидел его. Но зачастую случается так, что обида на того человека, который совершил против нас грех, затмевает собой библейские приоритеты. Этот человек осложнил нашу жизнь. Поэтому мы в порыве гнева забываем о том, что от нас требуется сделать в таких случаях, и обличаем со злостью и раздражением.
2. Обличая, мы не всегда располагаем полной информацией и, следовательно, делаем неправильные выводы. Прежде чем обличать, нужно узнать факты. Необходимо удостовериться в том, что мы правильно понимаем ситуацию и что человек, которого мы хотим обличить, действительно виновен. В противном случае искаженное понимание извратит обличение. Нужно быть осторожными, чтобы не принять за истину то, чего на самом деле не было.
3. Обличая, мы судим о мотивах, по которым был совершен плохой поступок, причем зачастую судим неправильно. Обличая человека, мы склонны говорить не только о том, что он [139] сделал, но и о том, что толкнуло его на определенные действия. К сожалению, это часто приводит к непониманию и ложным обвинениям. Бывает так, что мы правильно указываем человеку на его недостатки, но затем обвиняем его, неправильно оценивая его мотивы. В этом случае до обвиняемого не дойдет та часть обличения, которую ему необходимо услышать.
4. Обличая, мы зачастую прибегаем к обвинительным речам, обидным словам и повышенному тону, что портит все дело. Когда высказываются упреки, атмосфера разговора становится напряженной. Высказывания приобретают вид гневного осуждения. Они перестают быть нежными и, вместе с тем, строгими словами обличения, о которых говорит Писание. В такой ситуации обличаемый забудет содержание беседы, и в его памяти останутся лишь гневные слова и повышенный тон, доминировавшие в разговоре.
5. Обличение часто превращается в противостояние и вражду, вместо того чтобы быть выражением сердечной заботы о человеке, нуждающемся в исправлении. Обличая, мы забываем, кто мы такие. Мы не всегда помним, что, если бы не благодать Божья, мы сами могли оказаться в таком же положении. Мы склонны забывать, что у нас есть только один враг, и этот враг – не тот человек, кого мы обличаем! Цель обличения состоит не в том, чтобы противостать человеку, а в том, чтобы, став на его место, помочь ему увидеть то, что Бог хочет, чтобы он увидел, помочь исповедать свой грех и отвернуться от него.
6. При обличении Писание часто используется как дубинка, вместо того чтобы служить инструментом самопознания и руководством к перемене. Обличая, не нужно сразу пугать человека отрывками из Писания, в которых говорится о наказании. Писание – это зеркало, в котором человек может увидеть самого себя. Библия дает людям способность понять свою подлинную сущность. Она разоблачает грех не только в поведении человека, но и в его сердце. Главная цель обличения – не напугать грядущим возмездием, а помочь осознать и исповедать свой грех.
7. Обличая, мы зачастую принимаем свои желания за волю Божью. Назначение обличения состоит не в том, чтобы заставить человека сделать то, что вам хочется, или принудить его жить так, как вам кажется правильным. Вы обличаете не для того, чтобы [140] заставить человека принять вашу точку зрения, а для того, чтобы человек повиновался только Божьей воле.
8. Мы любим обличать именно тех людей, с которыми у нас не сложились отношения. Нередко бывает так, что между сторонами, вовлеченными в этот процесс, еще раньше пробежал холодок отчуждения. Оба человека таят обиду и лелеют свои душевные раны. Еще до того, как начать разговор начистоту, они уже чувствуют некоторую неприязнь друг к другу. Все это придает процессу обличения неверное направление еще до того, как он начался. Обличение наиболее эффективно в контексте таких отношений, когда любовь и истина не отделяются друг от друга. Тогда обличение действительно можно назвать искренними «укоризнами от любящего» (Прит. 27:6).
9. Обличая, мы часто требуем немедленной перемены. Делая выговор, мы нередко забываем дать возможность Святому Духу произвести Свою работу. В Писании нигде не говорится, что нам следует ожидать полного изменения сердца и поведения после первой же встречи с человеком. В действительности, Библия описывает изменение скорее как процесс, нежели как событие. От нас требуется призвать человека повиноваться Господу и проявить послушание Его Слову, не оказывая на него ненужного давления, потому что мы не можем сделать то, что только Святой Дух может совершить.