SEPIA SUCCUS (sep.) (второй тип)
Зябка, испытывает улучшение от энергичного движения (а не просто от двигательного беспокойства). Высокая, худая, гибкая и крепкая (как модели), с острыми чертами, длинными пальцами. Жёсткая, язвительная и грубая, иногда настроенная на соперничество, напористая. "Женский Nux vomica". Ещё одна Sepia бывает дряблой, немного жирной, побитой, тип прачки, полна инерции, просто не может больше ничего делать. Отёчные голеностопные суставы, варикозные вены, выпадение матки, дряблые мышцы, коллапс одновременно. Состояние застоя, неподвижности, стагнации, отсутствие реакции на изменения. Инерция. Вялая инерция. Расслабленная, несобранная. Инерция, как у мешка. Для того чтобы вызвать движение, нужен мощный стимул. Состояние равновесия между мужественностью и женственностью. Женщина выглядит вирильной. Мужчина выглядит женственно. Нет реакций. Отсутствует необходимое для движения напряжение. Апатична. Не интересуется противоположным полом. Симпатическая и парасимпатическая нервная система лишена динамики, находится в равновесном состоянии. Нет отклика. В положении стоя матка выпадает, затем втягивается обратно. Нет обычной быстрой реакции, изменение силы тяжести вызывает смену положения. Для получения реакции требуется сильная стимуляция. Равновесие слишком точное. Для функционирования нуждается в стимуляции. В отсутствие стимуляции статична. Воспринимает любое внешнее влияние и относится к нему очень серьёзно. Отсутствующий вид, возбуждается от внешней стимуляции. Дети очень возбудимы (Phos.). Сенсуализм. Стремится ко всему, что заставляет её шевелиться. Нуждается в сильной стимуляции для выполнения сексуальных функций. Реакция на сексуальные предложения требует слишком больших усилий. Испытывает отвращение к сексу, когда его предлагают. Реагирует с чувством отталкивания в форме раздражительности, язвительно. Частые выкидыши, не может сохранить плод. Вялые мышцы. Сущность Ignatia — большой дефицит эмоций. Ignatia состоит из двух уравновешенных сознании, но находящихся в большом конфликте, что создаёт напряжение и железную твёрдость. Sepia тверда и остра, саркастична и проницательна. Совершенно не чувствует пределов, до которых можно доходить.Не боится никого обидеть. Бывает очень умной и проницательной. Видит людей насквозь и может жить без привязанностей (патологическая отделённость). Ненамеренно злобная. Ей кажется, что внутри неё ничего не движется. То, что внутри ей действительно всё равно, является глубокой тайной. Это пугает её и вызывает её "беспричинный плач". Ей кажется, что её никак невозможно вылечить.
Страх, что она действительно нежива внутри. У Calc. carb. есть аналогичный страх, что нет никакой надежды, и она пытается скрыть его. Обе плачут по одинаковым причинам. Sepia не может объяснить, почему она плачет. Calc. carb. —тоже, потому что чувствует, что сходит с ума. Ум останавливается до полного отсутствия мыслей (например, в среднем возрасте). Вынуждена что-нибудь делать, чтобы стимулировать ум и заставить его работать: энергичные упражнения, мощные стимуляторы, трёт лоб (Alum. делает это, чтобы избавиться от ощущения паутины и вуали над сознанием). У Nat. mur. видна мягкость в глазах, он физически похож на худую раннюю Sepia; романтична, но может утратить свою сексуальность из страха быть отвергнутой. Чтобы наполнить её желудок, надо очень много еды. Она не реагирует и не чувствует наполненности Может наброситься на детей в ответ на их требования.
SILICA (sil.)
Ключевая идея описания пациентов типа Silica — их УСТУПЧИВОСТЬ. Это разновидность стеснительности или застенчивости, но не трусость (как у Lycopodium или Gelsemium). Это готовность подчиняться, возникающая из недостатка энергии, необходимой для того, чтобы настаивать на своей точке зрения, хотя пациент может строго придерживаться её. Это приятные, мягкие люди, с которыми легко.
Пациенты типа Silica — интеллектуалы, но не агрессивные и не критичные, как Lachesis. Они обладают очень рафинированной чувствительностью и очень умны. Если вы попытаетесь навязать человеку типа Silica какое-нибудь мнение, он не будет вам возражать. Он чувствителен к впечатлениям, и поэтому учитывает вашу точку зрения. Он очень хорошо понимает, когда вы правы и когда вы неправы, но держит свои мнения при себе. В отличие от Pulsatilla, у него есть собственное мнение, но он не хочет беспокоиться о том, чтобы навязывать его миру.
Таким образом, Silica выглядит мягким и сдержанным, но совсем не как Staphysagria, Ignatia или Natrum mur. Это не изоляция. Когда позволяют обстоятельства, они способны свободно говорить о себе и легко заводят друзей. Они никогда не рассчитывают на врача и не претендуют на его время. Например, предположим, что вы в течение некоторого времени безрезультатно лечили такого пациента. Пациент типа Silica никогда усомнится в вас и не станет нетерпеливым. Он не станет рассчитывать на вас, как Arsenicum или Phosphorus. Silica обладает мягкостью Phosphorus, но не экстравертностью и зависимостью.
Пациенты типа Silica испытывают усталость. Им не хватает сопротивляемости, особенно в отношении умственного труда. Поэтому они учатся сохранять свою энергию. Они занимаются самым главным и не спорят по пустякам или просто ради самоутверждения.
Пациенты типа Silica очень деликатны, рафинированны и эстетичны, даже аристократичны. Рассмотрим вкратце, что означает термин "рафинированный". "Рафинированный" означает, что из данного объекта удалены грубые элементы. Именно так обстоит дело с пациентами типа Silica. Они худы, бледны, хрупки и очень рафинированы. Они умны и восприимчивы, но не настойчивы и не агрессивны.
Классические дети типа Silica происходят из высокообразованных семей элиты. Они хрупки, и у них легко искривляется позвоночник. Однако их ум так велик, что этот факт имеет патологические последствия. Кажется, что они получают чрезмерную стимуляцию, и позже в жизни возникает дефицит психической сопротивляемости. Большинство детей помнят в течение нескольких дней, как мать поправила их в чём-либо, а затем снова начинают делать ту же ошибку. Однако дети типа Silica никогда не забывают. Они быстро понимают причину замечания и навязывают себе правильное поведение. Для ребёнка это чрезмерное психическое подавление. Дети типа Silica слишком серьёзны, слишком правильны.
Основа для описания в книгах профессионалов, у которых развивается отвращение к своей работе, — это чрезмерная стимуляция ума с последующим дефицитом сопротивляемости. Они чувствуют себя не способными больше выполнять свои функции. Это можно сравнить с Calc. carb., у которой тоже может быть дефицит психической сопротивляемости, но она происходит более из тревоги и беспокойства. В целом, пациенты типа Саlсагеа грубее и больше ориентированы на выживание. Они беспокоятся о расходах, о непредвиденных ситуациях и т.д., и у них возникают защитные механизмы против этих неприятностей. Silica более рафинированы, хрупки и уязвимы.
Точно так же, как пациенту типа Silica можно легко навязать что-либо или подавить его психически, это может произойти на физическом уровне. Они склонны к профузному потоотделению, особенно в подмышечных ямках, на задней стороне шеи и на стопах, и всегда чувствуют себя хорошо, пока потливость допускается. Не спешите лечить потливость Silica. Если вы сможете как-либо подавить её, то вместе с пациентом столкнётесь с множеством неприятностей. Если подавить пот деодорантами, порошками для ног, борной кислотой и т.д., то у пациента может возникнуть туберкулёз, рак, заболевание почек и иные серьёзные болезни.
Конечно, подавление пота с помощью лекарственных препаратов ставит крайне серьёзные проблемы, но даже испарение может иметь аналогичное действие, хотя и не такое глубокое. Если потеющий пациент типа пациент находится на сквозняке, на котором его пот испаряется, у него могут появиться головные или артритические боли. Потливость сама по себе чрезвычайно характерна для Silica. Пот едкий и имеет очень отвратительный запах. Пациент может мыть стопы трижды в день без всякого результата. Запах возникает в результате выделения токсинов, как у Psorinum, но далеко не в такой степени, как у последнего; с пациентом типа Psorinum невозможно даже оставаться в одной комнате. Sulphur, конечно, известен своим зловонным потом, но это обусловлено тем, что он недостаточно моется. Потерянные в своём сознании пациенты типа Sulphur моются только местами и не очень тщательно; этот симптом, конечно, трудно выяснить иначе, чем путём прямых (и дипломатичных) вопросов.
Пот на стопах Silica также едок. Это не просто раздражающая потливость, пот буквально разъедает носки. Если нормальный человек пользуется парой носков в течение двух лет, то пациенту типа Silica их хватает на три месяца.
Учитывая сдержанное психическое состояние пациентов типа Silica в сочетании со склонностью к подчинению, неудивительно, что у них возникают всевозможные опухоли — фибромы, кисты в молочных железах, увеличенные железы, бородавки и т.д. Эти опухоли обычно твёрдые (как у Calc. fluor. и Baryta mur.). У них появляются даже келоиды, как у Graphites. Ещё одна распространённая кожная жалоба — трещины. Ногти ломкие и — что наиболее характерно — на ногтях много белых пятен.
Конечно, Silica известна вскрытием глубоких абсцессов и излечением пациентов со склонностью к нагноениям. Это верно, когда она подходит пациенту в целом. Поскольку Silica — глубоко действующий препарат, рискованно рутинно назначать её всякий раз, когда требуется вскрыть абсцесс. Пациентам со склонностью к нагноениям Silica может помочь в какой-то момент, даже если не подходит пациенту в целом. Какое действие она окажет на нагноения, которые появятся позже и вполне могут оказаться более глубокими и стойкими к лечению?
Склонность Silica к подчинению характерным образом проявляется в отношении её хорошо известного запора. Стул твёрдый, а мышцы прямой кишки неактивны. Возникает большое напряжение, но стул втягивается обратно, и пациент сдаётся. В книгах это удачно называется "стыдливым стулом".
С точки зрения пищевых тенденций. Silica испытывает отвращение к соли, мясу и молоку и не переносит жира и молока. Я наблюдал также, что Silica может испытывать желание яиц (как Calc. carb. и Pulsatilla).
Когда встречается пациент с очень незначительной психической или эмоциональной симптоматологией, бывает трудно отличить Silica от Acidum nitricum. Оба обычно худые и зябкие. У обоих едкий пот. У обоих опухоли, бородавки и трещины. У обоих белые пятна на ногтях. Из чисто физической симптоматологии ключевыми дифференцирующими признаками являются соль и жир. Acidum nitricum испытывает желание жира и соли, a Silica испытывает отвращение к соли и не выносит жира. Конечно, дифференцирование обычно становится безошибочным, если подкреплено эмоциональными симптомами. Acidum nitricum очень тревожен, зависим и требователен. Silica, наоборот, внимательнее, терпеливее и уступчивее.
Silica сильно чувствует холод, но следует помнить, что во время острых недомоганий Silica может также не переносить тёплых непроветриваемых помещений, как Pulsatilla. И наоборот, Silica может испытывать ухудшение от сквозняков, хотя может их особо не замечать. Это контрастирует с Kali carb., который чувствует сквозняк, но не испытывает от него сильного ухудшения. Иногда Silica испытывает улучшение при перемене погоды на сухую холодную.
Очень интересно, что Silica, как Calcarea, испытывает ухудшение во время полнолуния. По-видимому, на пациентов, которым недостаёт элементов, преобладающих в Земле и, возможно, также Луне, влияют фазы Луны.
Пациенты типа Silica испытывают особое отношение к булавкам. Они не сообщают этот факт добровольно, но путём расспросов можно обнаружить, что они боятся булавок и острых предметов. Иногда это может быть полезным подтверждающим симптомом. Ещё один характерный симптом Silica — ощущение волоса на языке, как у Kali bich.
Согласно моему опыту, у пациентов типа Silica обычно не возникает тяжёлой патологии на эмоциональном или ментальном планах. Они жалуются, большей частью, на нехватку психической сопротивляемости. Иногда у них появляются навязчивые идеи, что неудивительно ввиду образования твёрдых опухолей. Они имеют абсолютные предрассудки, которые просто не могут изменить, т.е. "секс — грех при любых обстоятельствах". Кажется, что небольшая часть головного мозга поражена склерозом и вызывает утрату гибкости при мышлении в отношении отдельных идей.