Список признаков сценария
При диагностике сценария следует держать в уме список феноменов, которые формируют облик конкретного сценария, — список признаков сценария (идея С. Карпмана и М. Гродера).
Принято считать, что, говоря о сценарии, мы имеем в виду совокупность всех его признаков, а не один или два. Поэтому правильнее говорить «У Энн есть родительский -запрет "Не думай!"», а не «Сценарий Энн — "Не думай!"».
Признаки расположены в порядке возрастания сложности их диагностики.
Жизненный путь
То, что делает человек, или стратегия его жизни. Часто можно сформулировать стратегию в виде лаконичной фразы: «упиться до смерти», «почти достигать успеха», «убить себя», «сойти с ума» или «никогда не отдыхать». Формулировать нужно в первом лице единственного числа языком, понятным восьмилетнему ребенку, так как стратегия жизни формулируется в раннем возрасте. Стратегию жизни обычно легко определить, так как она проявляется в том, как пациент представляется, и в рассказе о его проблеме. Стратегия бывает банальной или трагической.
Подпункты жизненной стратегии — это решение, позиция, мифический герой и телесный компонент. Решение — это момент, когда человеком была принята его позиция (в порядке/не в порядке). Мифический герой — это персонаж, взятый из реальной жизни, из истории или из художественной литературы, чей жизненный путь имитирует пациент. Стратегия жизни — это ответ на родительские запреты и предписания. Как правило, она содержит телесный компонент, то есть может отразиться на состоянии любого органа или системы органов — слезных желез, мышц шеи, сердца, сфинктеров и т. д.
Контрсценарий
Сценарий имеет периоды, когда поведение человека изменяется и создается впечатление, что он отказался от сценария. Его поведение в эти периоды называется контрсценарием и является результатом следования культурному и (или) родительскому влиянию — например «пить умеренно».
Родительские запреты и предписания
Важно знать, кто именно из родителей пациента стал «автором сценария» и каковы сценарные запреты и предписания.
Запрет обычно формулируется в форме отрицания какого-либо поведения: «Не думай!», «Не двигайся!», «Не будь уверенным!», «Не смотри!». Если запрет не начинается с частицы «не» или слишком сложен, значит, его истинное значение не выявлено. Важно добраться до сути. Например, одна женщина рассказывала, что ее отец, будучи строгим, никогда не разрешал ей сидеть даже с чуть-чуть раздвинутыми коленями. Когда мы выявили истинную суть запрета, он оказался «Не будь сексуальной», а не, скажем, «Не держись расхлябанно» или «Не веди себя как мальчишка».
Та же пациентка вспомнила, что ее родители часто повторяли соседям и друзьям: «Салли очень чистоплотная», «У нее в комнате всегда чистота и порядок». Это предписание вкупе с запретом стало основой сценария, который требовал от Салли быть чистой, аккуратной, асексуальной и не допускать близости.
Розлин Кляйнзингер исследовала сценарные матрицы множества пациентов и обнаружила, что некоторые запреты встречаются чаще других. «Не допускай близости» и «Не доверяй» — у людей со сценарием «Без любви»; «Не добивайся цели», «Не будь значимым» и «Не думай» — в сценарии «Без разума»; «Не чувствуй, что ты чувствуешь» и «Не будь счастливым» — в сценарии «Без радости».
Программа
Родитель одного пола с ребенком учит его выполнять запреты и предписания родителя противоположного пола. Например, когда запрет гласит «не думай», программой может быть «пей», «путайся», «выходи из себя».
Игра
Это транзактное событие, приносящее выигрыш, который двигает вперед сценарий. Судя по всему, в каждом сценарии есть одна базовая игра, а остальные игры являются ее вариантами. Так, при жизненной стратегии «убить себя» главной игрой может быть «Алкоголик», а ее вариантами — «Должник», «Бейте меня», «Воры и полицейские», дающие выигрыши или купоны, которые можно потом обменять на право напиться.
Времяпрепровождение
Это социальный способ структурирования времени для людей с одинаковыми сценариями. У людей, страдающих депрессией или живущих по сценарию «Без любви», любимая игра — «Если бы не он (она)», а время между играми заполняют времяпрепровождения «Должник» и «Подумайте, какой ужас!».
Времяпрепровождение может включать в себя так называемую транзакцию висельника. В случае реализации сценария «Без разума» Уайт рассказывает присутствующим о своей последней чудовищной ошибке, и публика (включая психотерапевта) расплывается в радостной улыбке. Улыбка Ребенка у присутствующих повторяет и усиливает радостную улыбку Злого Волшебника, которому приятно, что Уайт повинуется предписанию быть неуклюжим и глупым; такая улыбка затягивает узел на его шее еще туже.
Выигрыш
Выигрыш включает в себя купоны, рэкет, футболку. Купоны — это чувства, с которыми человек выходит из игры, — гнев, уныние, печаль и т. д. Собирание купонов — это транзактный рэкет. У каждого человека свой способ осуществления транзактного рэкета и свои, особенные, купоны. Футболка — это демонстрация транзактного рэкета, нечто вроде объявления, обращенного к желающим поиграть в ту или иную игру.
Трагический финал
Эта часть сценария важна для терапевтов, работающих с пациентом, который живет по трагическому сценарию. Информация о трагической развязке включает в себя время, место и способ саморазрушения и, таким образом, является неким modus operandi, или инструкцией по уничтожению себя. Лица с суицидальными тенденциями тяготеют к определенной форме самоубийства, давая тем самым терапевту возможность изобрести сценарный антитезис, или транзакцию, которая нейтрализует разрушительный запрет. Если причиной трагической развязки должен стать алкоголь, антитезис предполагает запрет («брось пить!») и антизлоупотребитель (см. К. Штайнер «Игры, в которые играют алкоголики»), а в крайнем случае — изъятие имеющегося спиртного. Сценарный антитезис не отменяет сценарий, но позволяет выиграть время, в течение которого терапия может выйти на путь избавления от сценария. Мне удавалось с успехом применять антитезис. Например, один мой клиент уже начал перелезать через ограждение моста, чтобы спрыгнуть вниз, когда услышал в своей голове голос терапевта, который запретил ему прыгать.
Роль терапевта
Это роль, которую сценарий пациента отводит психотерапевту. Как правило, люди ждут от терапевта, что он сыграет роль Спасителя или Преследователя и, таким образом, усилит родительский сценарий. Этот аспект я планирую оговорить более полно в главах, посвященных терапии.
Двадцать вопросов
Спомощью специального набора вопросов можно добыть полную информацию о сценарии клиента. Я сформулировал «двадцать вопросов» (на самом деле их только тринадцать) в 1967 году. Эрик Берн в книге «Люди, которые играют в игры» дает три возможных списка: полный — из 169 вопросов и два кратких — соответственно из 51 и40.
Я хочу напомнить, что глубокое исследование сценарной матрицы и свойств сценария — предмет структурного анализа и потому не рассматривается подробно в настоящей книге.