Пред Аллахом и страх относятся к условиям веры»
**Всевышний сообщил, что мечети Аллаха оживляют только уверовавшие в Аллаха и в
Последний день, которые уверовали в своих сердцах, совершают благие дела и благоговеют пред
Ним. Они оживляют мечети повиновением и праведными делами. Дела же мушриков не принесут им
Пользы, как сказал об этом Всевышний: «Дела тех, которые не веровали, подобны миражу в
Пустыне: жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это — ничто; и
Находит он с собой только Аллаха, Который требует с него полного отчета...» (Свет, 39).
Уверовавшие в Единого Господа не боятся никого, кроме Него, и благоговеют только пред Ним,
Возвеличивая Его, поклоняясь и подчиняясь Ему. Они являются идущими верным путем.
Что же касается слов Аллаха «...может быть, такие окажутся идущими верно!», то Ибн Аббас
Сказал, что выражение «может быть» в Коране означает «обязательно».
***Ибн аль-Каййим сказал: «Когда к людям посылаются посланники, они оказываются перед
дилеммой. Одни говорят: "Мы уверовали", — а другие не говорят этого и не оставляют плохих дел и
неверия. Тех, которые сказали: "Мы уверовали", — Аллах испытывает, искушает и прелыцает. И
Прелыцение — это искушение и экзамен для того, чтобы искренне говорящий это отличался от лжеца.
А те, которые не говорят: "Мы уверовали", —пусть не думают, что они тем самым ослабят Аллаха,
Избегут или опередят Его.
С тем, кто уверовал в посланников и последовал за ними, будут враждовать его враги, причинять
Ему вред и искушать его доставляемыми мучениями. Тот же, кто не уверовал и не последовал за
Ними, будет наказан как в этом мире, так и в Будущей жизни, и получит мучения, которые будут
Более великими и длительными, чем мучения последовавших за пророка-ми. Эти мучения
Обязательно постигнут каждого, независимо от того, уверовал он или чувствовал отвращение к вере.
Однако верующий получает их вначале, в этом мире, а потом для него наступает благополучие как в
Этом мире, так и в Будущей жизни. А тот, кто противится вере, вначале наслаждается, а затем
Попадает в вечное страдание.
Человек живет в обществе, и все люди имеют собственные желания и представления и требуют
От верующего, чтобы он согласился с ними. Если он не соглашается, то они причиняют ему страдания
И мучения, а если он соглашается с ними, то также получает наказание — иногда от них, а иногда от
Других. Если религиозный, богобоязненный человек, поселившийся среди порочных несправедливых
Людей, не допускающих в отношении своей порочности и несправедливости ничего, кроме одобрения
Или молчания, согласится с ними или смолчит, то избавится от их зла вначале, однако затем они
Обрушатся на него, нанося оскорбления и причиняя страдания во много раз превосходящие те,
Которых он боялся вначале, если бы порицал их и противился им. И даже если он избавится от них,
То, несомненно, получит оскорбления и наказания от рук других.
А благоразумие... Все благоразумие — в словах матери правоверных Аиши, обращенных к
Муавии: «Кто добьется довольства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллах избавит от людей;
А кто добьется довольства людей, разгневав Аллаха, того они ничем не избавят от Аллаха» (ат-
Тирмизи и Абу Наим в «аль-Хилйа»). Поэтому тот, кого Аллах направит и поведет по верному пути,
Вдохновит и убережет от зла его души, откажется от одобрения запрещенного деяния и будет стойким
по отношению к их [людей. — Ред.] вражде. Он добьется успеха как в этом мире, так и в ином,
Подобно пророкам и их последователям.
Затем Всевышний сообщил о положении уверовавших без ясного знания. Когда им причиняют
Страдания на пути Аллаха, вред людей и причиняемое ими зло становятся искушением для них.
Подобные муки непременно причиняли пророкам и их последователям те, кто противились им. Это
Искушение приводят к их бегству от зла и оставлению той причины, по которой им причиняли
Страдания. Это подобно наказанию Аллаха, которого избегают верующие своей верой.
Верующие, обладающие совершенным сознанием, убегают от мучений наказания Аллаха к вере и
Переносят возникающие при этом кратковременные страдания, с которыми они вскоре расстанутся.
Эти же люди из-за недостаточности своего знания убегают от мучений врагов посланников к
Согласию и следованию за ними, но они бегут от мучений их наказания к мукам наказания Аллаха.
Мучения от искушения людей при бегстве от него превращаются в наказание Аллаха. Вот самый
великий ущерб — искать спасения от зноя в огне! От мучений на час — в вечных муках! Если же
Аллах дае'т победу противникам или друзьям такого человека, он скажет: "Я был с вами". Но Аллах
Лучше знает о лицемерии, которое таит в себе его сердце».
В этом аяте содержится также ответ мурджиитам и карматам, так как в нем утверждается, что
только лишь произнесение свидетельства языком, без праведных дел, не принесет пользы. Это еще"
Раз подтверждает то, что вера в Шариате основывается на убеждении в сердце, праведных делах и
Словах.
Абу Саид рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал ему следующее: