Какие виды неверия существуют
Неверие, как и многобожие, подразделяется на великое и малое. Великое неверие обрекает человека на вечное пребывание в Аду, а за малое неверие человек заслуживает наказание, но не вечные страдания.
1. Великое невериепроявляется в пяти разновидностях:
Первой разновидностью является неверие по причине того, что человек считает истину ложью (куфр ат-такзиб). Такое неверие подразумевает убежденность в том, что Пророки и посланники Аллаха были лжецами. И человек, считающий их лжецами на словах или в сердце, является неверующим. Доказательством этому являются слова Всевышнего: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или считает ложью истину, которая явилась к нему? Разве не в Геенне будет обитель неверующих?» (сура «аль-Анкабут», аят 68).
Вторая разновидность великого неверия - это неверие по причине отказа от истины и гордыни (куфр аль-иба ва аль-истикбар). Подобный человек знает о правдивости Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и знает о том, что он принес истину от Аллаха, однако он не повинуется его приказам и не выполняет его повелений по причине высокомерия и упрямства. Всевышний сказал: «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (сура «аль-Бакъара», аят 34).
Третьей формой проявления великого неверия является неверие по причине сомнения (куфр аш-шакк). Это когда человек колеблется и не испытывает уверенности в правдивости посланников. Данная форма неверия называется также пребыванием в догадках, поскольку догадки и сомнения являются противоположностью уверенности и убежденности. Доводом в пользу этого являются слова Всевышнего: «Он вошел в свой сад, поступая несправедливо по отношению к себе, и сказал: «Я не думаю, что он когда-нибудь исчезнет. Я не думаю, что настанет Час. Если же меня возвратят к моему Господу, то по возвращении я обрету там нечто еще более прекрасное». Товарищ его, беседуя с ним, сказал: «Неужели ты не веруешь в Того, Кто сотворил тебя из земли, потом – из капли, а потом сделал тебя мужчиной? Что же касается меня, то мой Господь – Аллах, и я никого не приобщаю в сотоварищи к моему Господу» (сура «аль-Кахф», аяты 35-38).
Четвертая разновидность – это неверие с отвращением от истины (куфр аль-ирад). Под отвращением здесь имеется в виду полное отвращение от Ислама, то есть отворачивание человека слухом, сердцем и знаниями от того, что принес Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Доказательством этого служат слова Всевышнего Аллаха: «Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают» (сура «аль-Ахкаф», аят 3).
Последней, пятой формой проявления великого неверия является неверие с проявлениями лицемерия (куфр ан-нифак). Это когда человек лицемерит в убеждениях, то есть скрывает свое неверие и выдает себя за верующего («Мадарик ас-Саликин» (1/346)). Об этом свидетельствуют слова Всевышнего Аллаха: «Это потому, что они уверовали, а затем стали неверующими. Затем их сердца были запечатаны, и теперь они не разумеют» (сура «аль-Мунафикун», аят 3).
Лицемерие, тоже, в свою очередь, бывает двух видов:
1. Лицемерие в убеждениях. Такой вид лицемерия относится к великому неверию и выводит человека из Ислама. Лицемерие в воззрениях проявляется в следующих шести формах:
отрицание правдивости посланника;
отрицание правдивости чего-либо из того, что он принес;
ненависть к посланнику;
ненависть к чему-либо из того, что он принес;
ликование от унижения религии посланника;
и неприязнь к торжеству религии посланника.
2. Лицемерие в поступках. такой вид лицемерия относится к малому неверию и не выводит человека из Ислама. Однако это тяжкое преступление и великий грех. Некоторые из форм лицемерия в поступках упомянуты в известном хадисе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Настоящим лицемер – это тот, кто объединил в себе следующие четыре качества: если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его; если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если он заключает с кем-нибудь договор, то поступает вероломно; если же он препирается, то ведет себя непристойно. А тот, кто отличается хотя бы одним из этих качеств, не избавится от лицемерия до тех пор, пока не избавится от этого качества» (аль-Бухари «Сахих» (34), Муслим «Сахих» (58)).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Лицемера отличают три качества: если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его» (аль-Бухари «Сахих» (33)).
2. Малое неверие -это такое неверие, которое не превращает человека в неверующего однако обрекает его на суровое наказание, но не на вечные страдания в Аду. Малое неверие фактически является неблагодарностью за оказанную милость и включает в себя все деяния, которые в текстах Корана и Сунны называются неверием, однако не достигают степени великого неверия. Ниже мы приведем некоторые примеры малого неверия.
Всевышний Аллах сказал: «Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое (Мекку). Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили» (сура «ан-Нахль», аят 112).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Два качества в людях являются проявлением неверия: порочение родословной и причитания по покойникам» (Муслим «Сахих» (67)).
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Не возвращайтесь после меня к неверию, рубя головы друг другу» (аль-Бухари «Сахих» (121), Муслим «Сахих» (65))
Эти и другие примеры относятся к неверию без неверия, которое не выводит человека из Ислама.
Всевышний Аллах сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» (сура «аль-Худжурат», аят 9-10).
Аллах, Свят Он и Велик, назвал их верующими, несмотря на то, что они сражались друг с другом.
Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (сура «ан-Ниса», аят 48). В этом прекрасном аяте указание на то, что воздаяние за все грехи, которые по степени тяжести уступают многобожию, зависит от воли Аллаха. Если Всевышний пожелает, то накажет грешника в соответствии с тяжестью его греха, а если нет, то Он сразу простит его. Однако на многобожие это не распространяется, потому что Аллах никому не прощает его, о чем недвусмысленно свидетельствует выше приведенный аят. Также Всевышний сказал по этому поводу: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (сура «аль-Маида», аят 72).