Что можно завещать, проводить две ночи, не написав завещания
(Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари)
В той версии (этого хадиса, которую приводит) У Муслима сообщается,
что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: …проводить три ночи...
Ибн Умар сказал: « С тех пор, как я услышал (слова) посланника Аллаха,
да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал это,
я не провёл и ночи, не имея (составленного мной) завещания».
Учёные имеют разногласия по поводу обязательности завещания тому, кто оставил после себя имущество. Все единогласны в том, что человек, имеющий долги и поручительства должен завещать их, по поводу того,кто таковых не имеет, большинство учёных считает,
что завещание ему не обязательно.Хотя в рассматриваемом аяте присутствует слово
«Предписано», богословы ссылаются на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не завещал ничего, также поступил и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).
Завещание должно быть справедливым в том, что касается родственников, не претендующих на наследство, в то же время интересы полноправных родственников должны быть
соблюдены. Завещание не должно быть скупым или расточительным.
Приводится хадис от Са’да ибн Абу Уаккаса (да будет доволен им Аллах):
«Как-то меня навестил пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в Мекке при последнем паломничестве. Он не желал умирать на земле, откуда переселился, он сказал: «Да смилуется Аллах над ибн ‘Афра». Я спросил: «Потому, что он завещал всё своё имущество?», он ответил: «Нет», «Половину?», он ответил: «Нет». Тогда я спросил: «Одну третью имущества?». Он ответил: «Одну третью, и это тоже много. Лучше оставить за собой богатых наследников, чем бедных, которые попрошайничают у людей. Что бы ты ни истратил, это будет подаянием, даже кусок пищи, который ты вложил в рот своей жены. Возможно, Аллах возвысит тебя, и ты станешь приносить людям пользу, а другим людям вред». Тогда у него была только одна дочь[75]».
Слово Аллаха: ﴿فَمَن بَدَّلَهُ بَعْدَمَا سَمِعَهُ فَإِنَّمَآ إِثْمُهُ عَلَى الَّذِينَ يُبَدِّلُونَهُ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ﴾
Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина
ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий.- т.е. тот, кто изменил завещание и заменил его решение тем, что что-то прибавил или убавил
из него или сокрыл желание завещателя то: ﴿فَإِنَّمَآ إِثْمُهُ عَلَى الَّذِينَ يُبَدِّلُونَهُ﴾
То вина ложится только на тех, кто его изменил
– ибн Аббас и другие сказали: «Умершего ожидает награда за завещание,
в то время как грех ожидает тех кто изменил завещание».
﴿إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ﴾ Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий -Аллах знает о намерениях завещателя и поступках душеприказчика, и если завещатель старается правильно
распорядиться своим имуществом, то Аллах, Которому прекрасно известно о его
намерениях, непременно почтит его наградой, даже если он допустил ошибку.
Этот аят предостерегает душеприказчика искажать завещание, ведь Аллах ведает
о нем и наблюдает за его поступками, и ему надлежит опасаться Его.
﴿فَمَنْ خَافَ مِن مُّوصٍ جَنَفًا أَوْ إِثْمًا﴾ Если же кто-либо опасается,
Что завещатель поступит несправедливо или совершит грех.
Ибн Аббас, Абу аль-Алия, Муджахид, ад-Даххак, ар-Раби ибн Анас и Ас-Судди сказали:
« (جَنَفٌ)» -означает несправедливое предпочтение того, кто не заслуживает этого
предпочтения, даже если оно ненамеренное, а названо оно здесь грехом,
потому что, является грехом по своей сути».
Так, например, если завещатель каким-то способом включит в завещание законного наследника, например, продать ему что-то. Или завещает сыну дочери, чтобы увеличить наследство дочери, таким образом, и т.п. Это он может сделать непреднамеренно из-за своей привязанности к определённому человеку, также и намеренно, и в этом случае он совершает грех. Если завещатель откажется поступить правильно, то душеприказчики должны исправить его завещание так, чтобы все стороны остались довольны и примирились, а Исламский закон был соблюдён. Ведь исправление ошибок в обществе и восстановление справедливости является обязанностью. Такое изменение завещания не будет греховным и не воспрещается, как те запреты, которые были описаны в предыдущем аяте. Аллах знает лучше.
Абдур-Раззак передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах),
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْخَيْرِ سَبْعِينَ سَنَةً، فَإِذَا أَوْصَى حَافَ فِي وَصِيَّتِهِ، فَيُخْتَمُ لَه بِشَرِّ عَمَلِهِ، فَيَدْخُلُ النَّارَ.
وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الشَّرِّ سَبْعِينَ سَنَةً، فَيَعْدِلُ فِي وَصِيَّتِهِ، فَيُخْتَمُ لَهُ بِخَيْرِ عَمَلِهِ، فَيَدْخُلُ الْجَنَّــة»
«Поистине, человек совершает деяния обладателей добра семьдесят лет, но при составлении завещания совершает несправедливость, таким образом, его деяния завершаются злом и он войдёт в ад. Поистине, человек совершает деяния
Обладателей зла семьдесят лет, но справедливо составляет завещание,
Его дела будут завершены добром и он войдёт в рай».
И тогда Абу Хурайра сказал: «Если хотите, то прочитайте:﴿تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلاَ تَعْتَدُوهَا﴾
Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. (2:229)
Всевышний Аллах сказал:
يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
(183) О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому,
Как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь.
﴿أَيَّامًا مَّعْدُودَاتٍ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
(184) Поститься следует считанное количество дней.
А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка.А если кто добровольно совершает доброе дело,
то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!
Аллах обращается к верующим из этой Уммы с повелением о посте.
Пост الصِّيَامُ (ас-Сиям ) - это воздержание от еды, питья и совокупления с искренним намерением ради Аллаха, с целью очищения душ от грязных примесей и от непристойного поведения. Аллах также упомянул, что Он предписал его верующим так же, как и предписал его тем, кто был до них. Дабы те, кто был до них, были для них хорошим примером в исполнении предписания Аллаха, и дабы они исполнили пост лучше тех,
кто был прежде, как об этом сказал Всевышний Аллах:
﴿لِكُلٍّ جَعَلْنَا مِنكُمْ شِرْعَةً وَمِنْهَـاجاً وَلَوْ شَآءَ اللَّهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً
وَلَـكِن لِّيَبْلُوَكُمْ فِى مَآ ءَاتَـكُم فَاسْتَبِقُوا الخَيْرَاتِ﴾