История о Махарадже Амбарише (ШБ 9.4-5)
Махарадж Амбариша, удачливейший из людей, обрел владычество над всем миром, со всеми его семью островами, и обрел неисчерпаемое, бесконечное богатство и процветание на земле. Хотя такое положение редко достижимо, Махараджа Амбаришу оно совершенно не интересовало, ибо он хорошо знрал, что вся подобная роскошь материальна. В конечно итоге, вся подобная роскошь, подобно сну исчезнет. Царь знал, что любой преданный, обретающий подобную роскошь, все больше и больше погружается в стихию невежества материальной природы.
Махарадж Амбариша был великим преданным Верховной Личности Бога, Васудевы, и святых личностей – преданных Господа. Благодаря своей преданности, он считал всю вселенную ничтожной, подобно обломку камня.
Махарадж Амбариша всегда занимал свой ум медитацией на лотосные стопы Кришны, свои слова – описанием славы Госпдоа, руки – уборкой храма Госпдоа, а уши – слушанием слов, произнесенных Кришной или о Кришне. Он занимал свои глаза тем, чтобы лицезреть Божество Кришны, храмы Кришны и места, связанные с Кришной, такие как Матхура и Вриндаван, он занимал свое осязание прикосновением к телам преданных Господа, он занимал обоняние вдыханием аромата туласи, предложенной Господу, а свой язык он занимал вкушением прасада Господа. Он занимал свои ноги тем, что посещал святые места и храмы Господа, свою голову – слоняясь перед Господом, а все свои желания – служением Господу двадцать четыре часа в сутки. В дейтсвительности, Махарадж Амбариша не желал ничего для своего личного чувсвтвенного удовольствия. Он занимал все свои чувства преданным служением, в различных занятиях, связанных с Господом. Таков путь, позволяющий увеличить привязанность к Господу, и быть совершенно свободным от всех материальных желаний.
Исполняя свои царские обязанности, Махарадж Амбариша всегда предлагал их результаты Верховной Личности Бога, Кришне, высшему объекту любого служения и лежащему за пределами восприятия материальных чувств. Он всегда советовался с брахманами, которые были верными преданными Господа, и так он без затруднений правил планетой Земля.
В пустынях, где протекала река Сарасвати, Махарадж Амбариша совершал огромные жертвоприношения, подобные ашвамедха-ягье, и так удовлетворил повелителя всех жертвоприношений, Верховную Личность Бога. Такие жертвоприношения проводились с большой роскошью, необходимой утварью и с раздачей дакшины брахманам, которых возглавляли великие личности, поюобные Васиштха, Асита и Гаутама, действовавших от имени царя, организатора жертвоприношений.
На жертвоприношении, проводимом Махараджем Амбаришей, все гости и священники (в особенности хота, удгата, брахма и адхварью) были одеты в пышные одежды, и выглядели прямо как полубоги. Они внимательно следили за правильностью совершения жертвоприношения.
Жители государства Махараджа Амбаришы постоянно обсуждали и слушали об удивительных деяниях Личности Бога. Поэтому они никогда не стремились к возвышению на райские планеты, к которым очень привязаны даже полубоги.
Тех, кто исполнены трансцендентного счастья служения Верховной Личности Бога, не интересуют даже достижения великих мистиков, ибо такие достижения не увеличивают трансцендентного блаженства, испытываемого преданным, который постоянно думает о Кришне в глубине своего сердца.
Таким образом, царь этой планеты Махарадж Амбариша, совершал преданное служение Господу, и в своих усилиях практиковал суровые аскезы. Всегда удовлетворяя Верховную Личность Бога своей неизменной деятельностью, он постепенно оставил все материальные желания.
Махарадж Амбариша оставил любую привязанность к домашним делам, женам, детям, друзьям и родственникам, к лучшим из сильнейших слонов, к прекрасным колесницам, повозкам, лошадям, неисчепаемым драгоценностям, украшениям, одеждам и другим несметным богатствам. Он оставил привязанность ко всему этому, считая его временным и материальным.
Очень довольный беспримесной преданностью Махараджа Амбариши, Верховная Личность Бога дал Царю Свой диск, которого боятся все враги, и который всегда защищает преданного от врагов и опасностей.
Для удовлетворения Господа Кришны Махарадж Амбариша вместе с своей супругой, не уступавшей ему в своих возвышенных качествах, совершал обет Экадаши и Двадаши в течение целого года.
В месяц Картика, по истечению года, после соблюдения полного поста в течение трех ночей и омовения в Ямуне, Махарадж Амбариша провел пуджу Верховной Личности Бога, Хари в Мадхуване.
Следуя регламентирующим правилам маха-абхишеки, Махарадж Амбариша провел церемонию омовения для Божества Господа Кришны, используя все необходимые атрибуты, а затем одел Божества в изящные одежды, ароматные цветочные гирлянды и другие атрибуты, используемые для поклонения Господу. Со всем вниманием и преданностью он поклонялся Кришне и всем воистину удачливейшим брахманам, которые были полностью свободны от материальных желаний.
Затем Махарадж Амбариша удовлетворил всех своих гостей, в особенности брахманов. Он раздал шестьсот миллионов коров с позолочеными рогами и серебряными подковами. Все коровы были наряжены в украшения, и их вымена были полны молока. Они были кроткими, молодыми, прекрасными, и их сопровождали их телята. Раздав этих коров, царь сперва роскошно накормил всех брахманов, а затем, когда они были полностью удовлетворены, он собирался завершить обет Экадаши, прервав, с разрешения брахманов, пост. Однако как раз в этот момент неожиданно и появился Дурваса Муни, великий и могущественный мистик.
Встав, почтительно приветствуя Дурвасу Муни, царь Амбариша усадил его и провел ему пуджу. Затем, сев у стоп великого мудреца, царь попросил его отведать пищи.
Дурваса Муни с радостью принял просьбу Махараджа Амбариши, но чтобы соблюсти все ритуалы, он отправился к реке Ямуне. Там он погрузился в ее благотворные воды и начал медитировать на безличный Брахман.
В то же время до окончания Двадаши, дня, когда необходимо было прервать пост, осталась лишь мухурта. Поэтому пост было необходимо прервать немедленно. Перед лицом такой опасности царь обратился за советом к ученым брахманам:
«Преступить законы почтительного отношения к брахманам – несомненно, великое оскорбление. С другой стороны, если человек не прервет вовремя пост на Двадаши, то он нарушит свой обет. Поэтому, о брахманы, если вы считаете это благотворным и не нарушающим принципы религии, я прерву пост, испив воды». Таким образом, посоветовавшись с брахманами, царь остановился на этом решении, ибо в соответствии с мнением брахманов, вода одновременно считается и едой, и не едой.
О лучший из династии Куру, выпив немного воды, царь Амбариша, медитируя на Верховную Личность Бога в своем сердце, стал ожидать возвращения великого мистика Дурвасы Муни.
Совершив все свои полуденные ритуалы, Дурваса вернулся с берега Ямуны. Царь тепло встретил его, оказывая всяческое почтение, но Дурваса Муни, благодаря своему мистическому могуществу, догадался, что царь Амбариша выпил воды без его разрешения.
Так и не поев, Дурваса Муни, дрожа от гнева, с искаженным лицом и нахмуренными бровями, произнес следующие слова Махарадже Амбарише, стоявшему перед ним со сложенными руками:
«Только посмотрите на поведение этого жестокого человека! Он не преданный Господа Вишну. Гордясь своей материальной роскошью и положением, он считает себя Богом. Только посмотрите, как он преступил законы религии! Махарадж Амбариша, ты пригласил меня в гости, но вместо того, чтобы накормить меня, ты сперва поел сам. Из-за твоего дурного поведения, я проучу тебя».
Дурваса Муни произнес эти слова, и лицо его побагровело от гнева. Выдернув пучок волос из своей головы, он сотворил демона, напоминавшего пылающий пожар вселенского уничтожения, который должен был наказать Махараджа Амбаришу. С трезубцем в руке, это пылающее создание приблизилось к Махарадже Амбарише, заставляя всю землю сотрясаться под его шагами. Но царь, увидев его, ни чуточки не встревожился, и даже не пошевелился. Подобно тому как пламя пожара немедленно сжигает до тла рассерженную змею, следуя давнишнему велению Верховной Личности Бога, Его диск, Сударшана чакра, немедленно испепелил сотворенного демона, чтобы защитить преданного Господа.
Увидив, что его попытки провалились, и что Сударшана чакра направляется к нему, Дурваса Муни очень перепугался и бросился наутек, спасая свою жизнь. Подобно тому как языки лесного пожара преследуют земею, диск Верховной Личности Бога начал преследовать Дурвасу Муни. Дураса Муни видел, что диск вот-вот настигает его, и ускорил свой бег, надеясь укрыться в пещере горы Сумеру. Где только не пытался спастись Дурваса Муни – в небе, на поверхности земли, в пещерах, в океане, на различных планетах повелителей этих трех миров, и даже на райских планетах – но везде он видел преследующее его невыносимое пламя Сударшана чакры.
Перепуганный, Дурваса Муни бегал повсюду, ища прибежища, и в конце концов, обратился к Господу Брахме со словами: «О мой господин, О Господь Брахма, пожалуйста, защити меня от пылающей Сударшана Чакры, посланной Верховной Личностью Бога!»
Господь Брахма ответил: «В конце дви-парардхи, когда игры Господа подходят к концу, Господь Вишну одним движением брови уничтожает всю вселенну, включая наши обители. Такие личности, как я и Господь Шива, а также Дакша, Бхригу и другие великие святые, которых они возглавляют, а также предводители живых существ, правители в человеческом обществе и правители полубогов – все мы принимаем прибежище у этой Верховной Личности Бога, Господа Вишну, преклоняя свои головы, исполняя Его приказания во благо всех живых существ.
Когда Дурваса, сильно страдавший от пылающего пламени Сударшана чакры, встретил таким образом отказ со сторны Господа Брахмы, он попытался найти прибежище у Господа Шивы, который всегда пребывает на своей планете Кайласа.
Господь Шива ответил: «Мой дорогой сын, я, Господь Брахма и другие полубоки, вращающиеся в этой вселенной в иллюзии своего величия, не могут сделать ничего противоречащего воле Верховной Личности Бога, ибо бесчисленные вселенные со всеми их обитателями создаются и уничтожаются просто лишь благодаря одному желанию Господа. Прошлое, настоящее и будущее – все это известно мне, Санат-кумару, Нараде, почтеннейшему Господу Брахме, Капиле, Господу Вьясадеве, Девале, Ямараджу, Асури, Маричи и многим другим святым, возглавляемых им, а также множеству другим совершенным душам. Тем не менее, поскольку мы окутаны иллюзорной энергией Господа, мы не можем понять, как велика эта иллюзорная энергия Господа. За спасением ты должен просто обратиться к той Верховной Личности Бога, ибо Сударшана чакра нестерпима даже для нас. Отправляйся к Господу Вишну. Он очень добр и обязательно дарует тебе добрую удачу».
Тогда, когда ему не удалось найти убежища даже у Господа Шивы, Дурваса Муни отправился на Вайкунтха-дхаму, где Верховная Личность Бога, Нараяна, обитает со Своей супругой, богиней процветания. Дурваса Муни, великий мистик, испепеляемый жаром Сударшана чакры, припал к лотосным стопам Нараяны. Дрожа, он произнес следующие слова: «О непогрешимый, безграничный Господь, защитник всей вселенной, Ты единственная желанная цель для всех преданных. Я великий оскорбитель, мой Господь. Пожалуйста защити меня! О мой Господь, О верховный владыка, не зная о Твоей бесконечной доблести, я оскорбил Твоего очень дорогого преданного. Пожалуйста, спаси меня от последствий этого оскорбления. Ты можешь все, ибо даже если человек должен отправиться в ад, Ты можешь освободить его, просто пробудив в его сердце Свое святое имя.
Верховная Личность Бога ответил брахману: «Я пребываю полностью под контрем Своих преданных. В действительности, у Меня нет никакой независимости. Покольку Мои преданные полностью лишены материальных желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных! Даже преданные Моих преданных очень дороги Мне! О лучший из брахманов, без святых личностей, для которых Я являюсь единственным назначением, Я не желаю наслаждаться ни Своим трансцендентным блаженством, ни Своими несметными богатствами.
Поскольку чистые преданные оставляют свои дома, жен, детей, родственников, имущество и даже жизни просто, чтобы служить Мне, не желая улучшения материального положения ни в этой жизни, ни в следующей, как я могу когда-либо оставить таких преданных?
Как целомудренные женщины своим служением покоряют своих благородных мужей, чистые преданные, одинаково расположенные ко всем и полностью привязанные ко Мне в глубине своих сердец, полностью покоряют Меня.
Моих преданных, испытывающих полное удовлетворение, занимаясь любовным служением Мне, не интересуют даже четыре вида освобождения (салокья, сарупья, самипья и саршти), хотя они обретают их автоматически в ходе своего служения. Что тогда говорить о таком мимолетном счастье, как возвышение на высшие планетные системы?
Чистый преданный всегда пребывает в глубине Моего сердца, и Я всегда нахожусь в сердце чистого преданного. Мои преданные не знают ничего, кроме Меня, и Я не знаю никого, кроме них.
О брахмана, позволь Мне дать тебе совет, как ты сможешь спастись. Пожалуйста, выслушай Меня. Осорбив Махараджа Амбаришу, ты стал своим собственным врагом. Поэтому тебе следует отправиться к нему, не теряя ни мгновения. Так называемая доблесть, если она направлена против преданного, несомненно, оборачивается против того, кто проявляет ее. Таким образом страдает ее источник, а не объект.
Для брахмана аскетизм и образование, несомненно, благотворны, но когда ими владеет человек недостойный, такие аскетизм и знания очень опасны.
О лучший из брахманов, поэтому ты должен немедленно отправиться к царю Амбарише, сыну Махараджа Набхаги. Я желаю тебе всего наилучшего. Если ты сможешь удовлетворить Махараджа Амбаришу, тогда ты обретешь мир и покой»…
История закончилась благополучно. Дурваса Муни поспешил к Махарадже Амбарише, припал к его стопам и попросил у него прощения. Тот почувствовал себя очень неловко, и немедленно начал возносить молитвы Сударшана чакре Господа, которая есть ни что иное, как милостивый взгляд Господа или неумолимое время, чтобы та пощадила незадачливого брахмана. После этого Амбариша Махарадж роскошно накормил Дурвасу Муни. В течение целого года, пока Дурваса Муни скитался по различным планетам этой вселенной, царь Амбариша ничего не ел, и лишь накормив своего гостя, он, наконец принял прасадам сам.