История о Махарадже Бхарате

В Пятой Песни Шримад Бхагаватам есть замечательная история, иллюстрирующая тему перевоплощения.

Давным давно правил землей святой царь Махараджа Бхарата. Он был великим преданным Господа, земля под его управлением процветала, и поэтому с тех пор ее стали называть Бхарата-варшей, что до сих пор осталось названием Индии. Махараджа Бхарата практически достиг совершенства преданного служения, приблизившись к уровню бхавы. Его совершенно не прельщала окружавшая его мирская роскошь, и, будучи еще молодым, он добровольно оставил прекрасную жену, детей, дворец, все царство и удалился в лес, чтобы посвятить остаток своей жизни аскезам для удовлетворения Всевышнего.

Он свел свои телесные потребности до минимума, и, погруженный в медитацию, постоянно лицезрел лотосные стопы Госапода Вишну, Сверхдуши в его сердце. Но однажды, с ним произошел такой случай. Как-то, принимая омовение в реке он услышал оглушительный рев и увидел, как беременная олениха убегает от гонящегося за ней льва. Олениха прыгнула в реку и на лету у нее родился маленький олененок, который упал в реку. Саму олениху подхватил бурный поток воды и она захлебнулась в водовороте.

Махараджа Бхарата подумал: «Это, несомненно, воля провидения, что этот беспомощный маленький олененок оказался в поле моего зрения. Я должен как-то позаботиться о нем». С этими мыслями он подобрал олененка и отнес его к своей хижине. И так они зажили вдвоем. Махараджа Бхарата продолжал заниматься медитацией, а свободное время уделял олененку – кормил его, поил, играл с ним. Шло время, и Махараджа Бхарата настолько привязался к оленю, что даже не садился есть без него, и во время своей медитации мысли его постоянно возвращались к его маленькому питомцу.

Однажды олень пропал. Махараджа Бхарата оправился на его поиски. Его ум был охвачен беспокойством: «Куда пропал мой олененок? А что если он утонул, или его растерзал свирепый тигр?» Так, постоянно думая об олененке, Махараджа Бхарата случайно сорвался со скалы и разбился. Поскольку в момент смерти мысли его были сосредоточены на олененке, в следующей жизни он получил тело оленя. Но поскольку он практиковал преданное служение, по милости Господа он смог помнить свою предыдущую жизнь.

В теле оленя Махараджа Бхарата продолжал медитировать на лотосные стопы Господа Вишну. Он перебрался поближе к ашраму великих мудрецов, слушал их беседы о Кришне и вкушал остатки их пищи. Когда подошел срок, он оставил тело оленя и родился в семье брахманов под именем Джада Бхарата. По милости Кришны он опять мог помнить свои два предыдущих рождения и в этот раз твердо решил, что не повторит подобной ошибки. Поэтому, чтобы оградить себя от привязанности к мирскому счастью, он притворялся глухонемым. Поэтому его и прозвали Джада Бхарата, что означает «Слабоумный Бхарата». Отец пытался обучить его чтению ведических гимнов, проведению различных обрядов, как это полагается брахманам, но все тщетно. В конце концов, его старшие братья отправили его пасти скот, чему Джада Бхарата был премного доволен. Его наконец то оставили в покое и позволили созерцать прекрасные лотосные стопы Господа Вишну. А что касается надсмешек, они его ничуть не задевали.

Однажды с ним приключилась такая история. У главаря местной шайки разбойников никак не рождался сын. Поэтому он решил провести жертвоприношение богине Кали – свирепой олицетворенной форме материальной природы. Хотя такое не рекомендуется даже в самых «тама-гунных» священных писаниях, он решил совершить человеческое жертвоприношение. Джада Бхарата был очень красивым и хорошо сложенным молодым человеком, поэтому, когда разбойники увидели его, они решили, что тот будет достойной жертвой для богини Кали. Они связали Джаду Бхарату и привели его к атаману, который остался очень доволен. Несмотря на грозящую опасность, Джада Бхарата не был ни капельки обеспокоен. Он просто продолжал медитировать на лотосные стопы Господа Вишну, не обращая внимания на происходящее. Когда атаман уже поднял меч, чтобы отрубить ему голову, рассвирепевшая мать Кали, не способная вытерпеть насилие над преданным Господа, вышла из своего божества, и тем же мечом отрубила головы главарю и всем остальным разбойникам. После этого она почтительно склонилась перед Джадой Бхаратой и исчезла.

После этого Джада Бхарата стал странствовать по всему свету, «в поисках» Господа своего сердца. Он дал наставления царю Рахугане, избавив его от иллюзии материального существования. Он продолжал странствовать, проливая милость своего общения на все удачливые живые существа, пока, наконец, не обрел окончательного совершенства, према-бхакти, и не вернулся домой назад к Богу. Так заканчивается эта замечательная история.

Иллюзорная энергия очень сильна. Несмотря на то, что Махараджа Бхарата почти достиг совершенства в преданном служении и смог оставить семейные привязанности, по иронии судьбы он привязался к олененку. В противоположность этой, есть другая история – про Рамануджу Ачарью. У него была очень неблагоприятная ситуация в семье – жена постоянно оскорбляла его духовного учителя и преданных. Он долго хотел порвать с ней, но чувство ответственности за семью не позволяло ему сделать это. Но однажды он увидел такую картину. По стене ползла ящерица, и на глазах у Рамануджи у нее родился малыш. Маленькая ящерка упала на пол, и на нетвертных лапках поползла и забилась в щель. Там она обнаружила какого-то жучка и с аппетитом съела его. Увидев этот случай, Рамануджа понял, что в действительности Кришна поддерживает всех и заботится обо всех, и что его так называемое чувство ответственности – это лишь проявление ложного эго: «Я делающий». Поэтому он просто должен был исполнять свой долг, который в данном случае заключался в том, чтобы оставить семью и в будущем стать основателем-ачарьей одной из самых мощных цепей ученической преемственности – Рамануджа-сампрадайи.

Мораль обеих этих историй такова, что мы должны всегда остерегаться майи, и просто исполнять свой долг без привязанностей и для удовлетворения Кришны. Для разных преданных этот долг будет состоять в разном, и мы можем посоветоваться с духовным учителем или старшими преданными, чтобы понять, в чем он заключается. Господь Чайтанья предостерегал, чтобы мы не пытались все менять по своей собственной прихоти. Когда Кришна хочет чего-либо, Он Сам меняет нашу внешнюю ситуацию – в этом нет сомнения. Сознание Кришны можно практиковать и дома, и в лесу. Препятствием являются не жена и дети, и нормальные отношения с неми, а привязанность к своему материальному положению. Махараджа Бхарата нашел объект привязанности даже в лесу. Вместе с тем преданные, которые приняли полное прибежище у лотосных стоп Господа, с легкостью пересекают этот непреодолимый океан материального существования и обретают чистую любовь к Богу.

Задание 139. Кратко опишите процесс и механизмы перевоплощения.

Задание 140. Перечислите основные классы форм жизни и число видов в каждом из них.

Задание 141. Каковы различные уровни цивилизованности людей?

Задание 142. Чем уникальна человеческая форма жизни?

Задание 143. Каким образом можно вспомнить о Кришне в момент смерти?

Задание 144. Какие выводы Вы сделали для себя из истории о Махарадже Бхарате?

Освобождение

Согласно Шримад Бхагаватам, освобождение или мукти – это обретение живым существом своей постоянной вечной формы после того, как оно оставит эту временное тонкое и грубое тело. Другими словами, в настоящий момент наше сознание материально и мы не ощущаем никакого иного существования кроме существования в этом грубом теле. Когда по милости духовного учителя мы обретаем знание своих вечных взаимоотношений с Кришной и одновременно с этим необратимо оставляем материальные представления о жизни, такое состояние называется освобождением.

Некоторые преданные достигают освобождения, еще находясь в материальном теле, которое, кстати, перестает быть материальным. Оно называется чин-майа-деха или одухотворенное тело. Такие преданные достигли уровня бхавы и именуются дживан-муктами, или освобожденными еще при жизни. Наши великие ачарьи в цепи ученической преемственности являются примерами таких душ. Такие возвышенные души есть и в других авторитетных цепях ученической преемственности.

Возможно, ходят они и «рядом с нами» в ИСККОН – из числа учеников Шрилы Прабхупады, а, может, и его «духовных внуков». Дело в том, что себя они никогда рекламировать не станут, а для того чтобы понять, кто находится на уровне бхавы, нужно самому находиться на этом уровне, или получить какую-нибудь сверх-особую милость Кришны. В любом случае, знаем мы это или нет – это никак не влияет на возможности для нашего собственного духовного прогресса. Ибо наставления, которые мы получили от Шрилы Прабхупады по цепи ученической преемственности раскрыты не просто «рядовыми» дживан-муктами, а Самим Господом Чайтаньей и Его вечными спутниками. Просто искренне следуя им, мы сможем достичь венца совершенства.

Другие преданные могут достичь освобождения освобождения после оставления этого грубого тела. Как описывает в истории своей жизни Нарада Муни, для чистого преданного смерть подобна лишь вспышке молнии. Если преданный в течение всей жизни искренне следовал наставлениям духовного учителя и сражался со своими материальными привязанностями, даже порой терпя временое поражение, то в момент смерти Кришна может Сам войти в наше сознание, и забрать нас назад домой к Себе.

Чистый преданный не беспокоится об освобождении. Он хочет лишь одного – всегда помнить о Кришне и служить ему с любовью. В таком случае в его уме просто нет места для мыслей об этом грубом и тонком материальном телах – поэтому он автоматически освобожден. Даже на начальных ступенях чистого преданного служения, в те моменты, когда ум преданного утвержден в сознании «я вечный слуга Кришны», он фактически находится на уровне, превосходящим освобождение. Но поскольку такое состояние еще не является постоянным, освобождением это назвать нельзя. Освобождение приходит на уровнях бхавы и премы, становясь необратимым.

Сознание Кришны – это четвертое состояние сознания, не связанное с состояниями бодрствования, сна и глубокого сна. Поэтому, если мы обрели его, оно не прерывается в момент смерти. Например, когда из сострадания к своим палачам Харидас Тхакур впал в самадхи, имитируя смерть, он плавал в океане нектара святого имени, не отдавая отчета, где он находится, и вообще, жив ли он или умер. Таким образом, чистый преданный никогда не молится об освобождении. Он готов отправиться в духовный мир или вновь рождаться в этом материальном мире – как того пожелает Господь. Он просит только об одном: чтобы продолжать заниматься чистым любовным служением Кришне.

Существуют пять видов освобождения. Сайуджйа-мукти – это возможность слияния с бытием Господа. Некоторые йоги стремятся раствориться в безличном сиянии брахмаджьоти, в то время как другие медитируют на себя самого как на Сверхдушу. Последнее является самым отвратительным из оскорблений Господа и обрекает такого «йога» на адские условия существования. Желание стать «мамой Яшодой» или «Шримати Радхарани» вместо того, чтобы быть слугой слуги слуги... их слуг, относится к той же категории. Преданные Господа никогда не согласятся даже раствориться в брахмаджьоти потому что это лишает их возможности нести служение Кришне.

Салокйа-муккти – это возможность жить на одной планете с Господом. Мы уже описывали бесчисленные сияющие планеты Вайкунтхи духовного мира. Преданные там имеют возможность постоянно жить в духовной обители, где земля украшена отпечатками лотосных стоп Господа. Вместе с тем преданный Кришны может служить Ему где угодно, и где бы он ни находился, там – Вриндаван.

Самипйа-мукти – это возможность быть одним из спутников Господа, таким как Нанда, Сунанда и Лакшмиджи на Вайкунтхе, или Ядавы в Двараке. Но преданное служение возможно и без нее. Более того, Господь Чайтаньия показал, что самым возвышенным является випраламбха-сева, преданное служение Кришне в разлуке.

Саршти-мукти – это возможность обладать теми же богатствами, что и Господь. Будучи уместным на Вайкунтхе или в Двараке, это никогда не приходит на ум обитателям Вриндавана, которые живут в простой «деревенской» обстановке и просто любят Кришну.

Наконец, сарупйа-мукти – это возможность иметь такую же форму, что и Господь. На Вайкунтхе преданные имеют четырехрукие формы, как и Господь Нараяна. Единственное, что отличает Его – это знак Шриватса (виток золотых волос на Его груди). Но это тоже не обязательно для преданного служения. На Голока-Вриндаване мы находим бесчисленное многообразие форм духовных тел, в которых преданные служат Кришне, дорогому Господу своего сердца.

Итак, мы видим, что из пяти видов освобождения сайуджйа, или слияние со Всевышним, является неприемлимым для преданного, ибо оно противоречит принципам чистого преданного служения. Четыре остальных относятся к освобождению на планетах Вайкунтхи, которого автоматически достигают преданные, следуя по пути регулируемого преданного служения вайдхи-бхакти. Хотя они не противоречат принципам чистого преданного служения, великие преданные в цепи ученической преемственности от Господа Чайтаньи отвергают их, предпочитая преданное служение по стопам вечных спутников Кришне во Вриндаване, движимое спонтанным влечением или анурагой.

Хотя объективно такое враджа-бхакти является наивысшей формой преданного служеиия, мы должны избегать того, чтобы превозносить одних чистых преданых и принижать других. Такие различия будут делать лишь самые начинающие преданные. Освобожденные души совершают вечное служение Кришне в соответствии со своим уникальным вкусом или расой, и их привлекает лишь такое преданное служение. Например, Хануман никогда не оставит служения Господу Рамачандре, а Прахлада Махараджа – Господу Нрисимхе, несмотря на то, что, объективно, форма Кришны включает в себя все остальные формы. На духовном уровне нет зависти – здесь каждый полностью удовлетворен, находясь в своем изначальном положении.

На начальных ступенях садхана-бхакти служение преданных Господа Кришны (мадхурья-бхакти)и преданных Господа Нараяны (айшварья-бхакти) почти ничем не отличается – и те и другие следуют регулируемым принципам вайдхи-бхакти и поклонению Божествам в храме с роскошью и чуством благоговейной дистанции. Однако семена преданного служения, посаженные в их сердцах различаются, и поэтому в свой срок они дадут разные плоды. Преданных, получивших семя айшварья-бхакти,чувство восхищения перед великолепием Господа приведет на планеты Вайкунтхи, в Двараку или Матхуру духовного неба. В преданных, получивших семя мадхурья-бхакти, будет постепенно зреть анурага или желание служить Кришне по стопам Его вечных спутников во Вриндаване. Она начнет проявлять себя на уровне ручи и в полной мере проявится на уровне асакти. Тогда преданный обретает квалификацию практиковать рагануга-бхакти, после чего его дальнейший прогресс будет очень скорым.

Господь Чайтанья пришел для того чтобы всем без разбора раздавать враджа-бхакти. То же самое делали все Его последователи, наши предшествующие ачарьи, начиная с Рупы Госвами. Нам невероятно повезло, потому что по милости Шрилы Прабхупады эти семена проросли в наших сердцах. Сдержать их рост могут лишь совершаемые нами оскорбления. Напротив, искреннее следование принципам садхана-бхакти, начиная со слушания и воспевания, будет всячески ускорять рост лианы преданного служения. Таким образом в ИСККОН мы получили все возможности, чтобы обрести не только освобождение, но и самую возвышенную према-бхакти. Теперь от нас будет зависеть, как мы воспользуемся этими возможностями, чтобы обратить на себя милостивый взгляд Кришны.

Задание 145. Как Вы понимаете, что такое освобождение?

Задание 146. Перечислите на санскрите пять видов освобождения и объясните, какие из них согласуются с преданным служением, а какие нет.

Задание 147. Какие практические рекомендации Вы можете дать человеку, стремящемуся обрести освобождение?

Задание 148. Назовите по крайней мере три причины, по которым преданные Господа Чайтаньи не стремятся к освобождению.

Наши рекомендации