Совершать поклонение около неб и сделал ее Киблой для мусульман, но Он запретил клясться ею и
Взывать к ней с мольбами.
Что же касается выражения «Если пожелает Аллах и ты», то оно является несостоятельным, ибо
На все деяния, совершаемые рабом Аллаха, непременно есть Его воля, и ничего не может произойти
против желания Всевышнего. Он сказал: «Это [Коран] — ведь только напоминание мирам, тем из
Вас, кто желает идти по прямому пути. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах,
Господь миров» (Скручивание, 27—29). Это является убедительным ответом на ложные
Представления кадаритов и мутазилитов, утверждающих, что человек совершает часть дел не по
Воле Аллаха, а только по собственному желанию, противоречащему воле Господа.
**Шейх Мухаммад Хамид аль-Факи сказал о высказывании Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, ...которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее:
«Вероятно, ему мешало то, что Аллах не посылал ему по этому поводу откровения, а когда
Ниспослал, он донес его...»
В этом хадисе также раскрывается смысл слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и
Приветствует: Праведное сновидение является одной сорок шестой частью пророчества (аль-
Бухари 12/331 от Абу Саида аль-Худри, Муслим (2263) от Абу Хурайры и (2265) от Абдуллы ибн
Умара). Шейх Мухаммад Хамид по этому поводу сказал: «В этом хадисе Пророк сообщает о тех
Сновидениях, которые он видел до пророчества, когда благочестиво уединялся в пещере Хира... Это
Был период, когда Аллах готовил его к получению Откровения. Он длился шесть месяцев, что от
Двадцати трех лет срока пророчества составляет одну сорок шестую часть. Хотя Аллах ведает об этом
Лучше».
В своем комментарии к этому толкованию шейх Абд аль-Азиз ибн Баз сказал: «Шейх Хамид, да
Смилостивится над ним Аллах, хотел этим сказать, что высказывание Пророка, да благословит его
Аллах и приветствует, о праведном сновидении как об одной сорок шестой части пророчества со-
Общает о том, что произошло и завершилось. Однако дело обстоит не так, и дошедшие об этом
Рассказы (ривайи) данного хадиса указывают на то, что Пророк, да благословит его Аллах и
Приветствует, хотел сообщить об определенной разновидности сна, которая приносит пользу и
Радостную весть, как в прошлом, так и в будущем. Польза подобных сновидений в том, что они
Являются частью пророчества и содержат сообщения о сокровенном. Поэтому тексты рассказов об
Этом различаются: в некоторых упоминается одна сорок пятая часть, в других — одна сорок шестая, в
Третьих — одна семидесятая часть пророчества. Существуют и иные ривайи. Если бы смыслом этого
Было то, о чем говорил шейх Хамид, то тексты бы не различались. Причина этого различия — хотя
Аллах это ведает лучше — в том, что праведность подобного сновидения в отношении к видевшему
Его отличается в зависимости от его собственной богобоязненности, а также сопутствующих этому
Обстоятельств, указывающих на правдивость сновидения. То, о чем мы упомянули, было изложено
многими учеными. Ан-Навави в своем комментарии к "ас-Сахиху" Муслима писал: "Аль-Кади
передал, что по мнению ат-Табари это противоречие [между ривайами. — Ред.] сводится к различию
Между видящими сновидение: сновидение праведного человека является одной сорок шестой частью,
А грешника — одной семидесятой. Смысл этого заключается в том, что одна семидесятая часть
незаметна, а одна сорок шестая — явна". Тем не менее, аль-Хаттаби передавал от некоторых ученых
То, о чем говорил шейх Хамид».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ЧЕТВЕРТОЙ
Разъяснение главы сорок второй относится и к этой главе.
Глава 45
ХУЛЯЩИЙ ВРЕМЯ ОБИЖАЕТ АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Запрет хулить время.
Хулящий время наносит обиду Аллаху.
Размышление по поводу изречения: «...ибо, истинно, Аллах есть время».
Ругающий время является хулителем Аллаха, даже если он не преследует такой цели в своем
Сердце.
Всевышний Аллах сказал:
«И сказали они: "Это ведь — только наша ближняя жизнь: умираем мы и живем, и губит
нас только время". Нет у них об этом никакого знания, они только предполагают!»*
(Коленопреклоненная, 24).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал:
Всевышний Аллах изрек: "Меня обижает сын Адама [человек. — Ред.], хулящий время, ибо Я
есть время: Я чередую ночь и день"** (Аль-Бухари 8/441 и 13/389, Муслим [2246]).
В другой ривайе сказано:
Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время. (Муслим (2246), Ахмад 2/395, 491, 496 и
От Абу Хурайры).
*Ибн Касир писал: «В этом аяте Всевышний сообщил о материалистах из среды неверных и
мушриков, которые отрицают возвращение к Аллаху: «И сказали они: "Это ведь — только наша
ближняя жизнь: умираем мы и живем, и губит нас только время"..» Это значит: "Нет ничего,
Кроме мирской жизни: одни люди умирают, другие живут, и не будет после этого возвращения и
Воскресения". Так говорили арабы-мушрики, отрицавшие возвращение, так говорят философы-
Теологи, отрицавшие начало и возвращение, и философы-атеисты, отрицающие Творца и считающие,
Что каждые тридцать шесть тысяч лет все возвращается к своему началу. Они предполагают, что это